город Иркутск |
|
14 января 2022 г. |
Дело N А58-2197/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2021 года по делу N А58-2197/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к индивидуальному предпринимателю Семенову Афанасию Прокопьевичу (ИНН 142400903930, ОГРНИП 320144700027642) о взыскании 5 000 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Министерство обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Как следует из кассационной жалобы, судами не полно и всесторонне изучены обстоятельства, имеющие значение для правильного вынесения решения по делу. На момент заключения соглашения о безвозмездной передаче пая от 20.07.2020 N 175480008219QXA000162243 8/1 и предоставления субсидии трактор у Семенова А.П. отсутствовал. Ссылаясь на наличие копии договора купли-продажи транспортного средства от 27.11.2018 года МТЗ-82, суды не учитывают, что ответчик заключил соглашение, согласно которому Семенов А.П. передал безвозмездно сельскохозяйственному потребительскому обслуживающему кооперативу "Силис" трактор МТЗ-82. Судами не исследованы предусмотренные договором купли-продажи документы, подтверждающие исполнение обязательств сторонами в частности о полной уплате цены договора. При этом сам договор, оплата по договору и акт приема-передачи указаны одним числом (27.11.2018). В представленной копии паспорта на трактор МТЗ-82 (ВА 936414) указано о том, что трактор МТЗ-82 снят с учета 06.04.2009 года с проставлением печати неуполномоченной организации с наименованием "Забота", в то время как в Республике Саха (Якутия) уполномоченным органом по регистрационным действиям с самоходной техникой является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия). Согласно действовавшему до 01.01.2021 Постановлению Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляли органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы Гостехнадзора) - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Предпринимателем отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), явку не обеспечили, своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, соответствии с приказами Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 16.07.2020 N 519, от 25.08.2020 N 597 "Об утверждении перечня получателей грантов "Агростартап" в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и объема бюджетных ассигнований из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)", по итогам отбора получателей субсидии между Министерством и ИП Семенов А.П. заключено Соглашение о предоставлении из бюджета Республика Саха (Якутия) гранта "Агростартап" в форме субсидии на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства от 16.09.2020 N 10-2020-05036 и дополнительное соглашение от 21.10.2020 N 10-2020-05036/1 на сумму 5 000 000 рублей.
Заявкой на кассовый расход от 25.09.2020 N 00000125 Министерством на расчетный счет предпринимателя была перечислена субсидия в размере 5 000 000 рублей.
Полагая, что предпринимателем нарушены условия предоставления субсидии, поскольку на момент участия в конкурсном отборе зарегистрированной за ним сельскохозяйственной техники не было, что подтверждается справкой от 21.01.2021 Министерства транспорта Республики Саха (Якутия) и представлением Прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 30.12.2020, Министерство обратилось в адрес Семенова А.П. с уведомлением от 28.01.2021 N 13/И-АН-609/03 о возврате субсидии (уведомление вручено адресату 09.02.2021).
Предприниматель возврат субсидии не произвел, что послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что наличие у предпринимателя транспортных средств на момент проведения отбора материалами дела подтверждено, поэтому оснований для возврата средств полученного гранта не имеется.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подпунктом 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В целях реализации государственной программы Республика Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2021 годы" постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.05.2019 N 113 утвержден Порядок предоставления грантов "Агростартап" крестьянским (фермерским) хозяйствам и определении центра компетенции в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров в Республики Саха (Якутия) (далее - Порядок предоставления грантов).
На основании пунктов 2.30 и 2.33 Порядка предоставления грантов конкурсная комиссия определяет получателей гранта по результатам рассмотрения заявлений и документов, предоставленных участниками конкурсного отбора, осуществляет расчет общего количества баллов, набранных участниками по всем критериям, указанным в приложении N 1 к Порядку.
Приложением N 1 к Порядку утверждены критерии оценки заявок, которые включают наличие у участника конкурсного отбора сельскохозяйственной техники и земель сельскохозяйственного назначения.
Из материалов дела следует, что согласно протоколу заседания конкурсной комиссии N 198 от 13.07.2020 Семенов А.П. признан победителем с общим количеством баллов по итогом конкурсного отбора в количестве 74 балла.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды, правильно применив положения статей 218, 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения), Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных отказывая Министерству в иске средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938), исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон пришли к выводу о недоказанности Министерством нарушения предпринимателем условий предоставления субсидии.
Из системного анализа пункта 3 статьи 15 Закона о безопасности дорожного движения, Постановления N 938 следует, что регистрация транспортных средств, как объектов движимого имущества, устанавливается не в целях регистрации (возникновения, изменения, прекращения) вещных прав владельцев на них, а для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору является момент ее передачи. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 223 Кодекса).
В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации (пункт 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Пунктом 2 названной статьи установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Действующим законодательством предусмотрена регистрация транспортных средств, обуславливающая допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. При этом регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.09.2016 N 41-КГ16-25.
Обстоятельства дела, установленные судами, свидетельствуют об отсутствии оснований для возврата гранта.
В частности, судами установлено, что в соответствии со справкой от 21.01.2021 Министерства транспорта Республики Саха (Якутия) за Семеновым А.П. зарегистрирована сельскохозяйственная техника мини-трактор Синтай-220. На момент участия в конкурсном отборе зарегистрированной за ответчиком сельскохозяйственной техники не было (дата регистрации указанного трактора: 18.01.2021). По данному факту в адрес истца внесено представление Прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 30.12.2020.
Вместе с тем, на момент подачи заявки в наличии у предпринимателя имелись две единицы техники: трактор МТЗ-82Л, 1989 г.в. и Синтай-220, 2010 г.в., что подтверждается договором купли-продажи минитрактора от 18.09.2011 (Синтай), актом приема-передачи от 18.09.2011 и договором купли-продажи транспортного средства от 27.11.2018 (МТЗ-82Л), актом приема-передачи от 27.11.2018, архивной справкой N 41-т от 19.04.2021, выданной МР "Сунтарский улус (район) РС(Я)".
В регистрирующем органе указанные единицы техники официально зарегистрированы на имя Семенова А.П. в январе 2021 года.
Министерством обратное не доказано, о фальсификации указанных документов не заявлено.
Как правильно указали суды, доводы Министерства относительно передачи трактора МТЗ-82 кооперативу "Силис" не опровергают представленные доказательства, поскольку не имеется конкретных индивидуализирующих признаков для сравнения транспортных средств.
Исходя из изложенного, суды мотивированно и правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о необходимости иной оценки доказательств являлись предметом рассмотрения в судах и не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и несоответствии выводов судов обстоятельствам дела. Переоценка доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2021 года по делу N А58-2197/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору является момент ее передачи. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 223 Кодекса).
В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации (пункт 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Пунктом 2 названной статьи установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Действующим законодательством предусмотрена регистрация транспортных средств, обуславливающая допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. При этом регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.09.2016 N 41-КГ16-25."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 января 2022 г. N Ф02-7344/21 по делу N А58-2197/2021