г. Чита |
|
15 сентября 2021 г. |
Дело N А58-2197/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Сидоренко В.А., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2021 года по делу N А58-2197/2021 по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435003143, ОГРН 1021401068105, адрес: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Курашова, д. 28) к индивидуальному предпринимателю Семенову Афанасию Прокопьевичу (ИНН 142400903930, ОГРН 320144700027642, адрес: Республика Саха (Якутия) о взыскании 5 000 000 рублей,
(суд первой инстанции - Семёнова У. Н.),
при участии в судебном заседании с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия):
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к индивидуальному предпринимателю Семенову Афанасию Прокопьевичу (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании 5 000 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении иска отказано.
В обосновании суд указал, что наличие у ответчика транспортных средств на момент проведения отбора материалами дела подтверждено, поэтому оснований для возврата средств полученного гранта не имеется.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда PC (Я) от 16.06.2021 года по делу А58-2197/2021 полностью или в части и принять новый судебный акт, в соответствии с которым удовлетворить исковое заявление.
Указывает, что в решении Арбитражный суд РС(Я) в подтверждение права собственности (страница 8 решения) указано, что данные о наличии техники подтверждены данными архивной справки N 41-т. Сведения в справке формируются из похозяйственней книги Арылахского наслега. При этом не принимается во внимание, что согласно статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Т.е. ответчик являясь заинтересованным лицом сам указал о наличии у него техники трактора МТЗ-82, при этом в самой справке имеются разночтения, а именно в разделе V в разбивке по годам указано наличие техники в 2012-2016 годах, в то время как субсидия выдана в 2020 году.
В решении Арбитражный суд РС(Я) указывает о наличии копии договора купли-продажи транспортного средства от 27.11.2018 года МТЗ-82, при этом не берется во внимание, что ответчик заключил соглашение о безвозмездной передаче пая от 20 июля 2020 года N 175480008219QXA000162243 8/1, согласно которому Семенов А.П. передал безвозмездно Сельскохозяйственному потребительскому обслуживающему кооперативу "Силис" трактор МТЗ-82. То есть на момент заключения соглашения и предоставления субсидии трактор у Семенова А.П. отсутствовал.
Ответчиком представлена в суд копия договора купли-продажи транспортного средства от 27.11.2018 года, при этом судом не исследованы предусмотренные договором купли-продажи документы, подтверждающие исполнение обязательств сторонами в частности о полной уплате цены договора. Необходимо отметить, что сам договор, оплата по договору и акт приема-передачи указаны одним числом 27.11.2018 года.
В представленной копии паспорта на трактор МТЗ-82 (ВА 936414) указано о том, что трактор МТХ-82 снят с учета 06.04.2009 года с проставлением печати неуполномоченной организации с наименованием "Забота", в то время как в Республике Саха (Якутия) уполномоченным органом по регистрационным действиям с самоходной техникой является Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Согласно действовавшему до 01.01.2021 года постановлению Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляли органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы Гостехнадзора) - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
При таких противоречивых данных судом первой инстанции, вопреки доводам Министерства и представлению Прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 30.12.2020 года не полно и всесторонне изучены обстоятельства, имеющие значение для правильного вынесения решения по делу.
На апелляционную жалобу истца поступил отзыв ответчика, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 17.08.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с приказами Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 16.07.2020 N 519, от 25.08.2020 N 597 "Об утверждении перечня получателей грантов "Агростартап" в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и объема бюджетных ассигнований из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)", по итогам отбора получателей субсидии между истцом и ответчиком было заключено Соглашение о предоставлении из бюджета Республика Саха (Якутия) гранта "Агростартап" в форме субсидии на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства от 16.09.2020 N 10-2020-05036 и дополнительное соглашение от 21.10.2020 N 10-2020-05036/1 на сумму 5 000 000 рублей.
Предметом Соглашения является предоставление из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2020 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат Ответчика, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства - грант "Агростартап" и в целях реализации Ответчиком следующих проектов (мероприятий):
-для достижения показателя(ей) и результата(ов) Федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" входящего в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";
- для достижения показателей деятельности, установленных проектом создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства (бизнес-план) предоставленного Получателем на конкурсный отбор.
Во исполнение указанных документов, в том числе Соглашения, заявкой на кассовый расход от 25.09.2020 N 00000125 Министерством на расчетный счет Ответчика была перечислена субсидия в размере 5 000 000 рублей.
Субсидия предоставляется в соответствии с Правилами предоставления субсидии (п. 3.1 соглашения).
Истец со ссылкой на то, что ответчиком нарушены условия предоставления субсидии (на момент участия в конкурсном отборе зарегистрированной за ответчиком сельскохозяйственной техники не было, что подтверждается справкой от 21.01.2021 Министерства транспорта Республики Саха (Якутия) и представлением Прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 30.12.2020), обратился в адрес последнего с уведомлением от 28.01.2021 N 13/И-АН-609/03 о возврате субсидии. Уведомление вручено адресату 09.02.2021.
Ответчик возврат субсидии не произвел, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
На основании изложенного, истец как исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить порядок предоставления субсидий на территории Республики Саха (Якутия).
В целях реализации государственной программы Республика Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2021 годы" утвержден "Порядок предоставления грантов "Агростартап" крестьянским (фермерским) хозяйствам и определении центра компетенции в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров в Республики Саха (Якутия)" (далее - Порядок).
Как правильно установлено судом первой инстанции, 25 мая 2020 г приказом Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) N 406 было объявлено проведение конкурсного отбора на предоставление грантов "Агростартап", с периодом подачи заявок:
Дата начала подачи заявок: 29 мая 2020 г.
Дата окончания срока подачи заявок: 11 июня 2020 г.
Для участия в конкурсном отборе гражданин подает следующие документы:
1) заявление по форме, утверждаемой Министерством;
2) согласие на обработку персональных данных заявителя, составленное по форме, утверждаемой Министерством;
2) копию документа, удостоверяющего личность заявителя;
3) проект;
4) план расходов, составленный по форме, утверждаемой Министерством;
6) выписку из банковского счета участника конкурсного отбора, выданную не ранее 30 календарных дней до дня принятия заявки, подтверждающую наличие собственных денежных средств в размере не менее 10 процентов от стоимости по каждому наименованию приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов;
7) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения на праве собственности или пользования, используемые в реализации проекта (при наличии). Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения должен быть заключен на срок реализации проекта (не менее 5 лет) и зарегистрирован в установленном законодательством порядке;
8) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности или пользования производственными и складскими зданиями, используемыми в реализации проекта (при наличии). Договор аренды недвижимого имущества должен быть заключен на срок реализации проекта (не менее 5 лет) и зарегистрирован в установленном порядке:
9) презентационные материалы (представляются в бумажном и электронном вариантах);
10) копии доверенности и документа, удостоверяющего личность представителя;
11) опись представленных документов, составленную по установленной Министерством форме. В случае подачи заявки в соответствии с проектом (бизнес-планом) планируется передать часть средств гранта в неделимый фонд кооператива, участник конкурсного отбора - гражданин дополнительно представляет следующие документы:
12) выписку из реестра членов кооператива, в котором состоит участник конкурсного отбора, представивший заявку, неделимый фонд которого планируется пополнить за счет средств гранта, регистрацию которого планирует осуществить участник, о составе членов кооператива, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, с приложением документов, подтверждающих статус сельскохозяйственного товаропроизводителя (для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство - выписка из похозяйственной книги, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств - информация о составе доходов от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий финансовый год по форме, утверждаемой Министерством);
13) копию устава кооператива с отметкой налогового органа о регистрации;
14) копию документа, подтверждающего вхождение кооператива в ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов;
15) план расходов кооператива с использованием средств гранта, внесенных крестьянским (фермерским) хозяйством в неделимый фонд кооператива;
16) копию решения общего собрания членов кооператива о порядке формирования и расходования неделимого фонда с учетом получения от крестьянского (фермерского) хозяйства части финансовых средств, связанных с освоением средств гранта;
17) копию финансовой (бухгалтерской) отчетности за последний отчетный период.
18) Заявление и документы не должны иметь исправлений, подчисток.
На основании пунктов 2.30 и 2.33 Порядка предоставления грантов "Агростартап", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.05.2019 N 113, конкурсная комиссия определяет получателей гранта по результатам рассмотрения заявлений и документов, предоставленных участниками конкурсного отбора, осуществляет расчет общего количества баллов, набранных участниками по всем критериям, указанным в приложении N 1 к Порядку.
Приложением N 1 к Порядку утверждены критерии оценки заявок, которые включают наличие у участника конкурсного отбора сельскохозяйственной техники и земель сельскохозяйственного назначения.
N п/п |
Наименование |
Балльная оценка |
1. |
Приоритетность вида экономической деятельности представленного бизнес-плана: |
|
1.1. |
В отрасли растениеводства: |
|
производство картофеля |
10 баллов |
|
овощей открытого и закрытого грунта |
8 баллов |
|
кормопроизводство |
6 баллов |
|
иные виды деятельности |
2 баллов |
|
1.2. |
В отрасли животноводства (кроме свиноводства): |
|
развитие молочного и мясного скотоводства |
10 баллов |
|
оленеводства, табунное коневодство |
8 баллов |
|
Кролиководство, птицеводство |
4 баллов |
|
Иные виды деятельности |
2 балла |
|
2. |
Наличие земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих заявителю на праве собственности или находящихся в долгосрочной аренде: |
|
В собственности |
10 баллов |
|
В долгосрочной аренде (на срок реализации бизнес-плана) |
8 баллов |
|
Иные права пользования |
6 баллов |
|
3. |
Создание рабочих мест: |
|
Свыше 3 |
10 баллов |
|
От 2 до 3 |
8 баллов |
|
От 1 до 2 |
6 баллов |
|
4. |
Привлечение собственных средств для реализации бизнес-плана в соответствии с планом расходов: |
|
более 30 процентов затрат |
10 баллов |
|
от 20 до 30 процентов затрат |
8 баллов |
|
от 10 до 20 процентов затрат |
6 баллов |
|
5 |
Наличие у заявителя в собственности производственных и складских зданий, используемых в реализации бизнес-плана: |
|
5.1. |
Производственные объекты в собственности |
10 баллов |
5.2. |
Сельскохозяйственная техника и оборудование в собственности |
10 баллов |
|
ИТОГО |
60 баллов |
Далее, как правильно установлено судом первой инстанции, согласно протоколу заседания конкурсной комиссии N 198 от 13.07.2020 г. ответчик Семенов А.П. признан победителем с общим количеством баллов по итогом конкурсного отбора в количестве 74 балла.
Между истцом и ответчиком было заключено соглашение N 10-2020-05036 от 16.09.2020 г., по которому ответчику предоставлен грант в форме субсидии на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства размере 5 000 000 рублей. Факт выплаты субсидии заявкой на кассовый расход от 25.09.2020 N00000125, ответчиком не оспариваются.
Из искового заявления следует, что ответчиком нарушены условия предоставления субсидии (на момент участия в конкурсном отборе зарегистрированной за ответчиком сельскохозяйственной техники не было), в связи с чем, предприниматель обязан вернуть выделенную ему субсидию в полном размере.
В соответствии со справкой от 21.01.2021 Министерства транспорта Республики Саха (Якутия) за ответчиком зарегистрирована сельскохозяйственная техника мини-трактор Синтай-220. Вместе с тем, дата регистрации: 18.01.2021, то есть, как указывает истец, на момент участия в конкурсном отборе зарегистрированной за ответчиком сельскохозяйственной техники не было. По данному факту в адрес истца внесено представление Прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 30.12.2020.
На момент подачи заявки в наличии у заявителя имелись 2 единицы техники: Трактор МТЗ-82Л, 1989г.в.. Синтай-220, 2010 г.в., что подтверждается договором купли-продажи минитрактора от 18.09.2011 г. (Синтай), актом приема-передачи от 18.09.2011 г" и договором купли-продажи транспортного средства от 27.11.2018 г. (МТЗ-82Л), актом приема-передачи от 27.11.2018 г. Кроме этого, данный факт подтверждается архивной справкой N 41-т от 19.04.2021 г., выданный MP "Сунтарский улус(район) РС(Я)".
В регистрирующем органе указанные единицы техники официально зарегистрированы на имя ответчика в январе 2021 г.
Как указывает суд первой инстанции, ответчик, ссылаясь на пункт 2 статьи 218, пункт 1 статьи 223, пункт 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывает, что право собственности на транспортное средство как на движимую вещь возникает не с момента регистрации транспортного средства в соответствующих органах, а с момента его передачи, таким образом, нарушений в предоставлении заявки на участие в конкурсном отборе "Агростартап" не допущены.
Оценивая доводы сторон, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из системного анализа пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196- ФЗ "О безопасности дорожного движения", Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" следует, что регистрация транспортных средств, как объектов движимого имущества, устанавливается не в целях регистрации (возникновения, изменения, прекращения) вещных прав владельцев на них, а для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации.
Таким образом, как правильно посчитал суд первой инстанции, действующее законодательство связывает момент приобретения в собственность движимого имущества только с передачей этого имущества (если иное не предусмотрено договором), а не со снятием прежним собственником или владельцем их с регистрационного учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортное средство и регистрации его за новым собственником.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Изучив имеющие в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необоснованности требований истца. Наличие у ответчика транспортных средств на момент проведения отбора подтверждается договором купли-продажи минитрактора от 18.09.2011 г. (Синтай), актом приема-передачи от 18.09.2011 г. и договором купли-продажи транспортного средства от 27.11.2018 г. (МТЗ-82Л), актом приема-передачи от 27.11.2018 г., архивной справкой N 41-т от 19.04.2021 г., выданный MP "Сунтарский улус(район) РС(Я)".
Доводы жалобы о недостоверности представленных документов, нарушении порядка регистрации техники, отклоняются апелляционным судом, поскольку иными объективными доказательствами представленные ответчиком документы не опровергаются, о фальсификации документов не заявлено, следовательно, у суда отсутствуют основания сомневаться в представленных документах и оценивать их критически. В частности, доводы относительно передачи трактора МТЗ-82 кооперативу "Силис" сами по себе не опровергают документов ответчика, поскольку не имеется конкретных индивидуализирующих признаков для сравнения транспортных средств.
Поскольку факт получения ответчиком гранта с нарушением условий, установленных при его предоставлении, позволяющих истцу требовать их возврата, не установлен, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2021 года по делу N А58-2197/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
В.А.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2197/2021
Истец: Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)
Ответчик: ИП Семенов Афанасий Прокопьевич