город Иркутск |
|
24 января 2022 г. |
Дело N А33-5748/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабак Д.В.,
при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края, представителей федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия" - Анфиногеновой Т.В. (доверенность от 10.01.2022, диплом о высшем юридическом образовании), а также Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска - Шестакова Д.В. и Гилевой Т.Б. (доверенности от 24.11.2020 и 15.02.2021, дипломы о высше мюридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 августа 2021 года по делу N А33-5748/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия" (ИНН 2465118707, ОГРН 1102439000388, далее - ФКУ "УФО МО", учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 27.11.2020 N 13876, от 30.11.2020 N 54 о взыскании 1 522 074 рублей 80 копеек; об обязании налогового органа возвратить излишне взысканную пеню в сумме 1 522 074 рублей 80 копеек на лицевой счет учреждения.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 августа 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФКУ "УФО МО" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой на вышеуказанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Постановление N 409) к рассматриваемому взысканию в бесспорном порядке сумм задолженности по пеням, начисленным за неуплату страховых взносов, не может быть применен, поскольку учреждение не относится к числу организаций, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (пункт 1 Постановления N 409).
Также в кассационной жалобе указано, что при рассмотрении дела не учтен компенсационный смысл начисления пени за несвоевременную уплату страховых взносов, который в настоящем случае отсутствует, поскольку учреждение финансируется из федерального бюджета и начисленные пени подлежат уплате в тот же бюджет.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные уведомления - т.1 л.д.4, т.4 л.д.93-95, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет" по адресам http://fasvso.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru).
Налоговый орган в отзыве просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В заседании суда округа представители учреждения и инспекции поддержали соответственно доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, страхователем 25.03.2020, 12.05.2020, 13.05.2020, 26.05.2020, 27.05.2020, 29.05.2020, 01.06.2020, 08.06.2020, 10.06.2020, 11.06.2020 представлены уточненные расчеты по страховым взносам за 2013- 2018 годы, за январь - октябрь 2019 года, в которых им были дополнительно исчислены страховые взносы па пенсионное страхование по дополнительному тарифу в общей сумме 5 579 707 рублей 33 копеек. Данная сумма была уплачена страхователем 13.03.2020 и 22.04.2020.
01.10.2020 налоговым органом в адрес учреждения по телекоммуникационным каналам связи направлено требование N 59908 об уплате в срок до 17.11.2020 пени за просрочку уплаты указанных страховых взносов в размере 1 594 488 рублей 69 копеек.
В связи с неисполнением учреждением в добровольном порядке требования инспекции налоговым органом в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вынесены решения от 27.11.2020 N 13876, от 30.11.2020 N 54 о взыскании 1 522 074 рублей 80 копеек пени за счет денежных средств на счетах страхователя в банках, а также отраженных на его лицевых счетах в органах федерального казначейства.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 04.02.2021 N 2.12-16/02571@ жалоба страхователя на решение от 27.11.2020 N 13876 оставлена без удовлетворения.
ФКУ "УФО МО", полагая, что решения от 27.11.2020 N 13876, от 30.11.2020 N 54 приняты с нарушением закона, обратилось в суд с вышеуказанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды пришли к выводу, что спорные пени начислены правомерно, а установленная законодательством процедура их взыскания соблюдена.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Сроки уплаты страховых взносов в рассматриваемый период были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и Кодексом.
Согласно статье 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
В соответствии с частью 3 статьи 431 Кодекса сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 Кодекса предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора. На основании пунктов 1, 8, 9 статьи 45 Кодекса налогоплательщик (страхователь) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора, взноса), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 45 Кодекса неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога (сбора, страхового взноса) является основанием для направления требования о его уплате и начисления пени в соответствии с положениями статьи 75 Кодекса за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора).
Поскольку учреждением дополнительно исчислены страховые взносы в уточненных расчетах за 2013-2019 годы в размере 5 579 707 рублей 33 копеек и данная сумма была уплачена страхователем только 13.03.2020 и 22.04.2020, суды пришли к верному выводу о том, что налоговым органом правомерно начислены пени с учетом вышеуказанных сроков уплаты. Мотивированный арифметический расчет пени в материалах дела имеется (т.3 л.д.16-143), разногласий по произведенному расчету при рассмотрении дела заявлено не было.
Довод ФКУ "УФО МО" о невозможности в настоящем случае начисления пени в связи с отсутствием ущерба федеральному бюджету судом округа отклоняется, как противоречащий установленному судами факту неуплаты страховых взносов в установленные законодательством сроки. При этом источник финансирования учреждения на правильность расчета пени не влияет. Более того, пени начислены за неуплату страховых взносов, зачисляемых Пенсионный фонд Российской Федерации, в то время как страхователь ссылается на его финансирование из федерального бюджета.
В соответствии с пунктами 2, 8, 9 статьи 45 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты организацией налога (сбора, страхового взноса, пени) в установленный срок их взыскание производится в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса.
В частности, в силу пунктов 3.1, 9, 10 статьи 46 Кодекса при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента, страхователя) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога (страхового взноса, пени), не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного лица. В таком случае для взыскания налога (страхового взноса, пени) в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента, страхователя).
Согласно пункту 1 статьи 4 Кодекса Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах
При этом в силу подпункта 5 пункта 3 статьи 4 Кодекса Правительство Российской Федерации вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 01.01.2020 до 31.12.2020 (включительно) продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Абзацем 5 пункта 7 Постановления N 409 (вступившим в силу с 06.04.2020) предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов были увеличены на 6 месяцев.
При этом, вопреки ошибочному утверждению учреждения в кассационной жалобе, применение указанных сроков не было поставлено в зависимость от соответствия организаций и индивидуальных предпринимателей условиям, определенным пунктом 1 Постановления N 409.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статей 46, 70 Кодекса, абзаца 5 пункта 7 Постановления N 409 суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о соблюдении процедуры бесспорного взыскания начисленных пеней, в том числе совокупных сроков принятия решений от 27.11.2020 N 13876, от 30.11.2020 N 54.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов сделаны при правильном применении норм права, основаны на имеющихся в деле доказательствах и установленных по делу обстоятельствах.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 августа 2021 года по делу N А33-5748/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Абзацем 5 пункта 7 Постановления N 409 (вступившим в силу с 06.04.2020) предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов были увеличены на 6 месяцев.
При этом, вопреки ошибочному утверждению учреждения в кассационной жалобе, применение указанных сроков не было поставлено в зависимость от соответствия организаций и индивидуальных предпринимателей условиям, определенным пунктом 1 Постановления N 409.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статей 46, 70 Кодекса, абзаца 5 пункта 7 Постановления N 409 суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о соблюдении процедуры бесспорного взыскания начисленных пеней, в том числе совокупных сроков принятия решений от 27.11.2020 N 13876, от 30.11.2020 N 54."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 января 2022 г. N Ф02-7916/21 по делу N А33-5748/2021