город Иркутск |
|
28 января 2022 г. |
Дело N А58-9136/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Гуляевой А.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Акимовой А.Ю.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) представителей: (Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Бястиновой В.А. (доверенность от 18.11.2021, диплом), Потаповой А.А. (доверенность от 06.10.2021); Окружной администрации города Якутска Бурцева А.Д. (доверенность от 24.12.2021 N 343, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2021 года N А58-9136/2020 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),
УСТАНОВИЛ:
Окружная администрация города Якутска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской, о признании недействительным представления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Минфин РС(Я), Министерство) от 23.09.2020 N 17/16-1/11-1492 в части пункта 6 мотивировочной части представления, пунктов 3, 5 (с учетом внесения изменений в представление письмом от 20.01.2021 N 17/16-1-33/24-98) в части предложения возвратить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) суммы переплаты в размере 70 463 955, 82 рублей, пунктов 7, 8 резолютивной части представления.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 июня 2021 года с учетом определения об исправлении описок от 14 сентября 2021 года заявленные требования удовлетворены частично. Представление Министерства от 23.09.2020 N 17/16-1/11-1492 признано недействительным в части пункта 3 кроме предложения предоставить квартиры, приобретенные в 2018 году, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по адресам: г. Якутск, ул. Бабушкина, дом 12/3, корпус 1, квартира 146; г. Якутск, ул. Бабушкина, дом 12/3, корпус 1, квартира 154, лицам из их числа путем перераспределения данных жилых помещений; пункты 7 и 8 в части предложения по итогам выездной проверки принять меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации, к лицам, допустившим грубые нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в порядке, установленном статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации, и представить в срок до 31.12.2021 подробную информацию об устранении выявленных нарушений и недостатков в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) по нарушениям, связанным с непредоставлением квартир, приобретенных в 2018 году, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, кроме по адресам: г. Якутск, ул. Бабушкина, дом 12/3, корпус 1, квартира 146; г. Якутск, ул. Бабушкина, дом 12/3, корпус 1, квартира 154. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2021 года решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменено частично, в данной части принят новый судебный акт. Представление от 23.09.2020 N 17/16-1/11-1492 признано недействительным в части пункта 6 его мотивировочной части, пункта 5 (с учетом внесения изменений в представление письмом от 20.01.2021 N 17/16-1-33/24-98) в части предложения возвратить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) суммы переплаты в размере 70 463 955, 82 рублей, пунктов 7 и 8 в части предложения по итогам выездной проверки принять меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации, к лицам, допустившим грубые нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в порядке, установленном статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации и представить в срок до 31.12.2021 подробную информацию об устранении выявленных нарушений и недостатков в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) за исключением нарушений, связанных с не предоставлением квартир, приобретенных в 2018 году, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, кроме квартир по адресам: г. 17 Якутск, ул. Бабушкина, дом 12/3, корпус 1, квартира 146; г. Якутск, ул. Бабушкина, дом 12/3, корпус 1, квартира 154. В остальной обжалуемой части решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставлено без изменения.
Минфин РС(Я) обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции статей 34, 72, 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 6, 22, 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), приказа Министерства архитектуры и строительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2016 N 245 "Об утверждении средней стоимости строительства (приобретения) одного квадратного метра общей площади жилого помещения в 2017 году, используемой для расчета субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований в рамках реализации мероприятия "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Приказ N 245), приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.11.2016 N 854/пр "Об установлении понижающих коэффициентов для расчета площади лоджии, веранды, балкона, террасы, используемой при расчете общей приведенной площади жилого помещения" (далее - Приказ N 854/пр), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).
По мнению заявителя кассационной жалобы, при расчете начальной (максимальной) цены муниципальных контрактов (НМЦК) на приобретение жилых помещений в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, применен нормативный метод, следовательно, НМЦК рассчитана с нарушением Федерального закона N 44-ФЗ; примененный при расчете Приказ N 245 утратил силу в связи с изданием приказа от 13.02.2017 N 67 и не имеет юридической силы, кроме того, названный Приказ утвержден только для расчета субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований в рамках реализации мероприятия "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; среднее значение площади предоставляемых жилых помещений составляет 31 кв. м; Администрация приобрела жилые помещения (квартиры) с общей площадью менее 33 кв. м по стоимости 33 кв. м, следовательно, при осуществлении закупок создала такие условия, в результате чего дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечены квартирами с меньшими площадями при таких же затратах; в нарушение Приказа N 854/пр при определении общей площади приобретаемых жилых помещений в муниципальных контрактах площадь балконов переведена в общую площадь жилого помещения с использованием коэффициента 0,5 вместо установленных 0,3; Администрацией не предприняты меры по эффективности закупок за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и федерального бюджета.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация считает ее доводы несостоятельными, судебный акт - законным и обоснованным.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители Министерства и Администрации в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 20 января 2022 года до 27 января 2022 года до 11 часов 00 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе судей, представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 23.07.2020 N 01-04/1103 Министерством проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на выполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в городском округе "город Якутск" за 2018 - 2019 годы и истекший период 2020 года со сроком проведения проверки с 03.08.2020 по 14.08.2020.
В рамках названной внеплановой камеральной проверки проведена встречная проверка в муниципальном казенном учреждении "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск".
В ходе проверки выполнения отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений Министерством установлены следующие нарушения:
- из приобретенных в 2018 году 249 квартир заселены 240 квартир на основании договоров найма жилых помещений (приложение 2). На момент проверки не предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа 9 квартир на общую сумму 19 808 724, 85 рублей (в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3.3.1 Соглашения от 14.03.2018 N 1-ДС/18 о предоставлении в 2018 году субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету Городского округа "город Якутск" на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, заключенного с Министерством архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) неэффективное использование бюджетных средств составило 19 808 724, 85 рублей (приложение N 3);
- в соответствии с конкурсной документацией НМЦК определена нормативным методом с использованием средней стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения в 2017 - 2018 годах, используемой для расчета субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований в рамках реализации основного мероприятия "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденной приказами Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) от 13.02.2017 N 67 (далее - Приказ N 67) и от 07.02.2018 N 38 (далее - Приказ N 38). НМЦК рассчитана на приобретение 33 кв. м, при этом в описании объекта закупки, техническом задании общая площадь одного приобретаемого жилого помещения определена не менее 24 кв. м и не более 38 кв. м. В результате чего приобретены жилые помещения с общей площадью менее 33 кв. м по стоимости 33 кв. м. В нарушение Приказа N 854/пр в муниципальных контрактах, заключенных с ООО "Оптима-Строй", при определении общей площади приобретаемых жилых помещений площадь балконов переведена в общую площадь жилого помещения с использованием коэффициента 0,5 вместо 0,3. При этом при осуществлении закупок Учреждением не предприняты меры по эффективности осуществления закупок за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и федерального бюджета. В результате переплата при приобретении жилых помещений составила сумму 33 149 733, 28 рублей;
- в соответствии с конкурсной документацией НМЦК определена нормативным методом с использованием средней стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения в 2019 году, используемой для расчета субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований в рамках реализации основного мероприятия "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденной Приказом N 38. НМЦК рассчитана на приобретение 33 кв. м, при этом в описании объекта закупки, техническом задании общая площадь одного приобретаемого жилого помещения определена не менее 24 кв. м и не более 38 кв. м. В результате чего приобретены жилые помещения с общей площадью менее 33 кв. м по стоимости 33 кв. м. При осуществлении закупок Учреждением не предприняты меры по эффективности осуществления закупок за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и федерального бюджета. В результате переплата при приобретении жилых помещений составила сумму 59 212 344, 23 рублей, в том числе: в 2019 году - 38 940 206,14 рублей, из них за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 35 755 548, 27 рублей, в 2020 году - 20 272 138, 09 рублей за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
- в 2020 году заключено 5 муниципальных контрактов, в том числе:
1) от 26.06.2020 N 0816500000620006360 с Никифоровым В.Е. на приобретение жилого помещения общей площадью 29,1 кв. м на сумму 2 888 655,00 рублей;
2) от 26.06.2020 N 0816500000620006360 с Елисеевой Е.Т. на приобретение жилого помещения общей площадью 28,9 кв. м на сумму 2 888 655,00 рублей;
3) от 26.06.2020 N 0816500000620006370 с Ишаковым И.В. на приобретение жилого помещения общей площадью 34,5 кв. м на сумму 2 888 655,00 рублей;
4) от 26.06.2020 N 0816500000620006371 с Иваницким Н.П. на приобретение жилого помещения общей площадью 29,2 кв. м на сумму 2 888 655, 00 рублей;
5) от 29.06.2020 N 0816500000620006371 с ООО "ТРИ ИНВЕСТ" на приобретение жилого помещения общей площадью 30,5 кв. м па сумму 2 888 655,00 рублей.
НМЦК рассчитана на приобретение 33 кв. м, при этом в описании объекта закупки, техническом задании общая площадь одного приобретаемого жилого помещения определена не менее 24 кв. м и не более 38 кв. м. В результате чего приобретены жилые помещения с общей площадью менее 33 кв. м по стоимости 33 кв. м. На момент проверки оплата не произведена. Таким образом, заключены муниципальные контракты с завышением стоимости на сумму 1 251 750,50 рублей.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 13.08.2020.
Министерством в адрес Администрации выдано представление, в частности, пунктом 6 мотивировочной части которого установлено, что в 2020 году заключены муниципальные контракты с завышением стоимости за жилые помещения на сумму 1 251 750, 50 рублей: от 26.06.2020 N 0816500000620006360 с Никифоровым В.Е. на приобретение жилого помещения общей площадью 29,1 кв. м на сумму 2 888 655 рублей; от 26.06.2020 N 0816500000620006360 с Елисеевой Е.Т. на приобретение жилого помещения общей площадью 28,9 кв. м на сумму 2 888 655 рублей; от 26.06.2020 N 0816500000620006371 с Иваницким Н.П. на приобретение жилого помещения общей площадью 29,2 кв. м на сумму 2 888 655 рублей; от 29.06.2020 N 0816500000620006371 с ООО "ТРИ ИНВЕСТ" на приобретение жилого помещения общей площадью 30,5 кв. м па сумму 2 888 655 рублей.
В целях устранения установленных нарушений Администрации предложено: предоставить 9 квартир, приобретенных в 2018 году, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, путем перераспределения данных жилых помещений (пункт 3). Возвратить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму переплаты в размере 76 961 942,33 рублей (пункт 5). По итогам выездной проверки принять меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации, к лицам, допустившим грубые нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в порядке, установленном статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации (пункт 7). Представить в срок до 31.12.2021 подробную информацию об устранении выявленных нарушений и недостатков в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) (пункт 8).
Письмом Министерства от 20.01.2021 N 17/16-1-33/24-98 в представление от 23.09.2020 N 17/16-1/11-1492 внесены изменения, в том числе пункт 5 предлагающей части следует читать в следующей редакции: "Возвратить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму переплаты в размере 70 463 955, 82 рублей".
Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Суд первой инстанций, удовлетворяя заявленные требования частично, исходил из того, что оспариваемое представление не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя пунктом 3 в части предложения предоставить квартиры, приобретенные в 2018 году, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за исключением квартир по адресам: г. Якутск, ул. Бабушкина, дом 12/3, корпус 1, квартира 146; г. Якутск, ул. Бабушкина, дом 12/3, корпус 1, квартира 154, лицам из их числа путем перераспределения данных жилых помещений. В остальной части суд признал представление законным.
Суд апелляционной инстанции, признавая недействительным представление Министерства в части пункта 6 мотивировочной части, пункта 5, пунктов 7, 8 (в части) пришел к выводу о недоказанности Министерством нарушения Администрацией требований бюджетного законодательства.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (часть 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия) установлен Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З N 1202-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 1202-IV).
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) (далее - муниципальные образования) на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.05.2013 N 148 (далее - Порядок N 148), субвенции предоставляются муниципальным образованиям на строительство, участие в долевом строительстве, приобретение жилых помещений у застройщика или на вторичном рынке жилья для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Средства бюджетам муниципальных образований перечисляются на основании заключенных соглашений (пункт 14 Порядка N 148).
Между Министерством архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) (в 2018 году), Министерством строительства Республики Саха (Якутия) (в 2019 и 2020 годах) и городским округом "город Якутск" заключены соглашения от 14.03.2018, 03.06.2019, 11.02.2020 о предоставлении в соответствующих периодах субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету городского округа "город Якутск" на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 3.3.1. названных соглашений установлено, что муниципальное образование обязуется обеспечить достижение результативности предоставления субвенции.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи (часть 6 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ).
Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг (часть 7 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно статье 4 Закона N 1202-IV детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно в виде изолированного жилого помещения (жилого дома или квартиры) в установленном законодательством порядке общей площадью от 24 до 38 квадратных метров, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления (часть 5).
Аналогичные требования установлены пунктом 25 Порядка N 157п.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в целях реализации мероприятия "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" приказами Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) от 15.09.2016 N 245, от 13.02.2017 N 67, от 07.02.2018 N 38, Министерства строительства Республики Саха (Якутия) от 21.02.2019 N 54 и от 22.01.2020 N 11 утверждена средняя стоимость строительства (приобретения) одного квадратного метра общей площади жилого помещения в 2017-2020 годах, используемой для расчета субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований в рамках реализации мероприятия "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При заключении муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений (квартир) в целях реализации упомянутой программы в городском округе "город Якутск" начальная (максимальная) цена контрактов в 2018-2020 годах рассчитана и определена Администрацией с использованием нормативного метода, исходя из общей площади предоставляемых жилых помещений специализированного жилищного фонда от 24 до 38 кв. м и средней стоимости строительства (приобретения) одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной названными приказами Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) и Министерства строительства Республики Саха (Якутия).
При этом при расчете НМЦК использована средняя площадь предоставляемых жилых помещений специализированного жилищного фонда 33 кв. м.
Суд апелляционной инстанции признал такой подход при расчете НМЦК математически правильным и в полной мере соответствующим пункту 2 части 1 и части 7 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ и части 5 статьи 4 Закона N 1201-IV.
Довод заявителя кассационной жалобы о расчете НМЦК с нарушением Федерального закона N 44-ФЗ ввиду применения нормативного метода не может быть принят во внимание.
Размер НМЦК установлен в пределах средней стоимости строительства (приобретения) одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной названными приказами Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) от 15.09.2016 N 245, от 13.02.2017 N 67, от 07.02.2018 N 38, Министерства строительства Республики Саха (Якутия) от 21.02.2019 N 54 и от 22.01.2020 N 11, что подтверждается протоколами обоснования НМЦК на приобретение жилых помещений (квартир) в целях реализации программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в городском округе "город Якутск". Кроме того данное обстоятельство не устанавливалось Министерством в качестве нарушения.
Администрация в дополнениях к заявлению и в апелляционной жалобе указывала, что согласно разъяснениям Министерства строительства Республики Саха (Якутия) объем субвенций рассчитывается для каждого муниципального образования по формуле, равной 33 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. Соответственно, нормативно формируется НМЦК, которую ежегодно предусматривают в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на соответствующий финансовый год.
Доказательства того, что расчет НМЦК с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) привел бы к наименьшим затратам на приобретение жилых помещений, Министерством не представлены.
Администрация при рассмотрении дела также указывала, что в случае расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен без указания конкретной квадратуры, в соответствии с Законом N 1201-IV площадью от 24 до 38 кв. м, стоимость приобретенной квартиры по средней рыночной цене составляет более 3 000 000 рублей, что превышает размер доведенной субсидии на одного человека и приведет к реальной переплате. Названное Министерством не опровергнуто.
Оценивая доводы Министерства, заявленные и в кассационной жалобе, о том, что Администрация, приобретя жилые помещения (квартиры) с общей площадью менее 33 кв. м по стоимости 33 кв. м, создала такие условия, в результате чего дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечены квартирами с меньшими площадями при таких же затратах, что является неэффективным расходованием бюджетных средств, суд апелляционной инстанции указал, что в рассматриваемом случае площадь приобретаемых жилых помещений 33 кв. м использована исключительно для расчета НМЦК в целом. Применение величины 33 квадратных метра для расчета начальной (максимальной) цены не влечет невозможность приобретения жилых помещений площадью от 24 до 38 квадратных метров, исходя из цены контракта.
При этом, как правильно учёл суд, по общему правилу, установленному частью 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается; кроме того, частью 5 статьи 4 Закона РС(Я) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV прямо предусмотрена возможность предоставления помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма общей площадью от 24 до 38 квадратных метров.
Также суд апелляционной инстанции обоснованно признал недоказанным вывод Минфина РС(Я) о нарушении Администрацией Приказа N 854/пр тем, что при определении общей площади приобретаемых жилых помещений в муниципальных контрактах площадь балконов переведена в общую площадь жилого помещения с использованием коэффициента 0,5 вместо установленных 0,3, поскольку данные возможные нарушения осуществлены на стадии заключения контрактов, но не влияли на определение цены контракта исходя из НМЦК. Данные понижающие коэффициенты, как учёл суд, применяются для расчета площади лоджии, веранды, балкона, террасы, используемой при расчете общей приведенной площади жилого помещения, применяются при определении цены по договору участия в долевом строительстве.
Таким образом, поскольку Министерство не доказало соответствие закону представления в оспариваемой части, а заявитель представил доказательства нарушения названными пунктами представления его прав и законных интересов, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 2 статьи 201 названного Кодекса правомерно удовлетворил заявленные требования.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы суда, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, и по существу направлены исключительно на иную оценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2021 года N А58-9136/2020 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценивая доводы Министерства, заявленные и в кассационной жалобе, о том, что Администрация, приобретя жилые помещения (квартиры) с общей площадью менее 33 кв. м по стоимости 33 кв. м, создала такие условия, в результате чего дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечены квартирами с меньшими площадями при таких же затратах, что является неэффективным расходованием бюджетных средств, суд апелляционной инстанции указал, что в рассматриваемом случае площадь приобретаемых жилых помещений 33 кв. м использована исключительно для расчета НМЦК в целом. Применение величины 33 квадратных метра для расчета начальной (максимальной) цены не влечет невозможность приобретения жилых помещений площадью от 24 до 38 квадратных метров, исходя из цены контракта.
При этом, как правильно учёл суд, по общему правилу, установленному частью 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается; кроме того, частью 5 статьи 4 Закона РС(Я) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV прямо предусмотрена возможность предоставления помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма общей площадью от 24 до 38 квадратных метров.
Также суд апелляционной инстанции обоснованно признал недоказанным вывод Минфина РС(Я) о нарушении Администрацией Приказа N 854/пр тем, что при определении общей площади приобретаемых жилых помещений в муниципальных контрактах площадь балконов переведена в общую площадь жилого помещения с использованием коэффициента 0,5 вместо установленных 0,3, поскольку данные возможные нарушения осуществлены на стадии заключения контрактов, но не влияли на определение цены контракта исходя из НМЦК. Данные понижающие коэффициенты, как учёл суд, применяются для расчета площади лоджии, веранды, балкона, террасы, используемой при расчете общей приведенной площади жилого помещения, применяются при определении цены по договору участия в долевом строительстве."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 января 2022 г. N Ф02-7947/21 по делу N А58-9136/2020