г. Чита |
|
22 октября 2021 г. |
Дело N А58-9136/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Никифорюк Е.О., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) с участием судьи Ивашиной Д.И. при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Файзрахмановым Е.Р. апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 июня 2021 года по делу N А58- 9136/2020 по заявлению Окружной администрации города Якутска к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) о признании недействительным представления от 23.09.2020 N 17/16-1/11-1492 в части пункта 6 мотивировочной части представления, пунктов 3, 5 (с учетом внесения изменений в представление письмом от 20.01.2021 N 17/16-1-33/24-98) в части предложения возвратить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) суммы переплаты в размере 70 463 955,82 рублей, пунктов 7, 8 резолютивной части представления,
при участии в судебном заседании:
от Окружной администрации города Якутска - Бурцева А.Д. - представителя по доверенности от 16.05.2021, Павловой М.Г. - представителя по доверенности от 01.10.2021,
от Министерства финансов Республики Саха (Якутия) - Луковцевой О.И. - представителя по доверенности от 12.05.2021, Потаповой А.А. - представителя по доверенности от 06.10.2021,
УСТАНОВИЛ:
Окружная администрация города Якутска (далее также - заявитель или Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее также - Минфин РС(Я) или Министерство) о признании недействительным представления от 23.09.2020 N 17/16-1/11-1492 в части пункта 6 мотивировочной части представления, пунктов 3, 5 (с учетом внесения изменений в представление письмом от 20.01.2021 N 17/16-1-33/24-98) в части предложения возвратить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) суммы переплаты в размере 70 463 955, 82 рублей, пунктов 7, 8 резолютивной части представления.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 июня 2021 года с учетом определения об исправлении описок от 14 сентября 2021 года заявленные требования удовлетворены частично.
Представление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 23.09.2020 N 17/16-1/11-1492 признано недействительным, как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации, в части следующих пунктов:
пункт 3 кроме предложения предоставить квартиры, приобретенные в 2018 году, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по адресам: г. Якутск, ул. Бабушкина, дом 12/3, корпус 1, квартира 146; г. Якутск, ул. Бабушкина, дом 12/3, корпус 1, квартира 154, лицам из их числа путем перераспределения данных жилых помещений;
пункты 7 и 8 в части предложения по итогам выездной проверки принять меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации, к лицам, допустившим грубые нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в порядке, установленном статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации и представить в срок до 31.12.2021 подробную информацию об устранении выявленных нарушений и недостатков в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) по нарушениям, связанным с не предоставлением квартир, приобретенных в 2018 году, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, кроме по адресам: г. 17 Якутск, ул. Бабушкина, дом 12/3, корпус 1, квартира 146; г. Якутск, ул. Бабушкина, дом 12/3, корпус 1, квартира 154.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
На Министерство финансов Республики Саха (Якутия) возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований, Окружная администрация города Якутска обжаловала его в данной части в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая свое несогласие с ним.
В судебном заседании представители Администрации поддержали доводы апелляционной жалобы.
Министерство в представленном отзыве на апелляционную жалобу выразило согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а оспариваемое представление - без изменения.
В судебном заседании представители Министерства финансов Республики Саха (Якутия) поддержали доводы отзыва, пояснив, что согласны со всеми выводами суда первой инстанции, а заявление об оставлении оспариваемого представления без изменения указано ошибочно.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 13 октября 2021 года был объявлен перерыв до 10 часов 30 минут 15 октября 2021 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, выслушав представителей Администрации и Министерства, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказа Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 23.07.2020 N 01-04/1103 "О назначении внеплановой камеральной проверки в Городском округе "город Якутск" проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на выполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в Городском округе "город Якутск" за 2018 - 2019 годы и истекший период 2020 года со сроком проведения проверки с 03 августа 2020 года по 14 августа 2020 года (том II, л.д. 14).
Приказом Министерства от 07.08.2020 N 01-04/1191 "О назначении встречной проверки в муниципальном казенном учреждении "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" внеплановая камеральная проверка в Городском округе "город Якутск" приостановлена с 10 августа 2020 года, назначена встречная проверка в МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "город Якутск", срок проведения встречной проверки установлен с 10 августа 2020 года по 13 августа 2020 года (том II, л.д. 15).
Приказом Министерства от 14.08.2020 N 01-04/1222 "О возобновлении внеплановой камеральной проверки в Городском округе "город Якутск" с 14 августа 2020 года возобновлена внеплановая камеральная проверка (том II, л.д. 16).
По результатам внеплановой камеральной проверки составлен акт внеплановой камеральной проверки в Окружной администрации города Якутска от 14 августа 2020 года (том I, л.д. 14 - 49, том II, л.д. 17 - 35) (далее - акт проверки от 14 августа 2020 года), в котором установлены нарушения, в том числе:
- из приобретенных в 2018 году 249 квартир заселены 240 квартир на основании договоров найма жилых помещений (приложение 2). На момент проверки не предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа 9 квартир на общую сумму 19 808 724, 85 рублей. В результате в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), пункта 3.3.1 Соглашения от 14.03.2018 N 1-ДС/18 о предоставлении в 2018 году субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету Городского округа "город Якутск" на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, заключенного с Министерством архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) неэффективное использование бюджетных средств составило 19 808 724, 85 рублей (приложение N 3) (абзацы первый - третий страницы 3 акта проверки от 14 августа 2020 года);
- в соответствии с конкурсной документацией начальная (максимальная) цена контрактов (далее также - НМЦК) определена нормативным методом с использованием средней стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения в 2017 - 2018 годах, используемой для расчета субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований в рамках реализации основного мероприятия "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденной приказами Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) N 67 от 13.02.2017 и N 38 от 07.02.2018. Начальная (максимальная) цена контрактов рассчитана на приобретение 33 кв.м., при этом в описании объекта закупки, техническом задании общая площадь одного приобретаемого жилого помещения определена не менее 24 кв.м. и не более 38 кв.м. В результате чего приобретены жилые помещения с общей площадью менее 33 кв.м. по стоимости 33 кв.м. (абзацы двенадцатый - четырнадцатый страницы 14 акта проверки от 14 августа 2020 года). В нарушение приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.11.2016 N 854/пр "Об установлении понижающих коэффициентов для расчет площади лоджии, веранды, балкона, террасы, используемой при расчете общей приведенной площади жилого помещения" в муниципальных контрактах, заключенных с ООО "Оптима-Строй", при определении общей площади приобретаемых жилых помещений площадь балконов переведена в общую площадь жилого помещения с использованием коэффициента 0,5 вместо 0,3 (абзац двадцатый страницы 14 акта проверки от 14 августа 2020 года). При этом при осуществлении закупок Учреждением не предприняты меры по эффективности осуществления закупок за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и федерального бюджета. В результате переплата при приобретении жилых помещений составила сумму 33 149 733,28 рублей (абзацы четвертый и пятый страницы 15 акта проверки от 14 августа 2020 года).
- в соответствии с конкурсной документацией начальная (максимальная) цена контрактов определена нормативным методом с использованием средней стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения в 2019 году, используемой для расчета субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований в рамках реализации основного мероприятия "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденной приказом Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) N 38 от 07.02.2018. Начальная (максимальная) цена контрактов рассчитана на приобретение 33 кв.м., при этом в описании объекта закупки, техническом задании общая площадь одного приобретаемого жилого помещения определена не менее 24 кв.м. и не более 38 кв.м. В результате чего приобретены жилые помещения с общей площадью менее 33 кв.м. по стоимости 33 кв.м. (абзацы седьмой - девятый страницы 20 акта проверки от 14 августа 2020 года). При осуществлении закупок Учреждением не предприняты меры по эффективности осуществления закупок за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и федерального бюджета. В результате переплата при приобретении жилых помещений составила сумму 59 212 344,23 рублей, в том числе: в 2019 году - 38 940 206,14 рублей, из них за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 35 755 548,27 рублей, в 2020 году - 20 272 138,09 рублей за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (абзацы двенадцатый - пятнадцатый страницы 20 акта проверки от 14 августа 2020 года);
- в 2020 году заключено 5 муниципальных контрактов, в том числе:
1) от 26.06.2020 N 0816500000620006360 с Никифоровым В.Е. на приобретение жилого помещения общей площадью 29,1 кв. м. на сумму 2 888 655,00 рублей;
2) от 26.06.2020 N 0816500000620006360 с Елисеевой Е.Т. на приобретение жилого помещения общей площадью 28,9 кв. м. на сумму 2 888 655,00 рублей;
3) от 26.06.2020 N 0816500000620006370 с Ишаковым И.В. на приобретение жилого помещения общей площадью 34,5 кв. м. на сумму 2 888 655,00 рублей;
4) от 26.06.2020 N 0816500000620006371 с Иваницким Н.П. на приобретение жилого помещения общей площадью 29,2 кв. м. на сумму 2 888 655, 00 рублей;
5) от 29.06.2020 N 0816500000620006371 с ООО "ТРИ ИНВЕСТ" на приобретение жилого помещения общей площадью 30,5 кв. м. па сумму 2 888 655,00 рублей. Начальная (максимальная) цена контрактов рассчитана на приобретение 33 кв.м., при этом в описании объекта закупки, техническом задании общая площадь одного приобретаемого жилого помещения определена не менее 24 кв.м. и не более 38 кв.м. В результате чего приобретены жилые помещения с общей площадью менее 33 кв.м. по стоимости 33 кв.м. На момент проверки оплата не произведена. Таким образом, заключены муниципальные контракты с завышением стоимости на сумму 1 251 750,50 рублей (абзацы десятый - двадцать третий страницы 21, абзац первый страницы 21 акта проверки от 14 августа 2020 года).
Министерством финансов Республики Саха (Якутия) Окружной администрации города Якутска выдано представление (том I, л.д. 50 - 50), пунктом 6 мотивировочной части которого установлено, что в 2020 году заключены муниципальные контракты с завышением стоимости за жилые помещения на сумму 1 251 750,50 рублей:
- от 26.06.2020 N 0816500000620006360 с Никифоровым В.Е. на приобретение жилого помещения общей площадью 29,1 кв. м. на сумму 2 888 655,00 рублей;
- от 26.06.2020 N 0816500000620006360 с Елисеевой Е.Т. на приобретение жилого помещения общей площадью 28,9 кв. м. на сумму 2 888 655,00 рублей;
- от 26.06.2020 N 0816500000620006371 с Иваницким Н.П. на приобретение жилого помещения общей площадью 29,2 кв. м. на сумму 2 888 655, 00 рублей;
- от 29.06.2020 N 0816500000620006371 с ООО "ТРИ ИНВЕСТ" на приобретение жилого помещения общей площадью 30,5 кв. м. па сумму 2 888 655,00 рублей.
Окружной администрации города Якутска в целях устранения установленных нарушений предложено:
Предоставить 9 квартир, приобретенных в 2018 году, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, путем перераспределения данных жилых помещений (пункт 3).
Возвратить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму переплаты в размере 76 961 942,33 рублей (пункт 5).
По итогам выездной проверки принять меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации, к лицам, допустившим грубые нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в порядке, установленном статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации (пункт 7).
Представить в срок до 31.12.2021 подробную информацию об устранении выявленных нарушений и недостатков в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) (пункт 8).
Письмом от 20.01.2021 N 17/16-1-33/24-98 в представление от 23.09.2020 N 17/16-1/11-1492 внесены изменения, в том числе пункт 5 предлагающей части следует читать в следующей редакции: Возвратить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму переплаты в размере 70 463 955,82 рублей.
Администрация, не согласившись с представлением Минфина РС(Я) в части пункта 6 мотивировочной части представления, пунктов 3, 5 (с учетом внесения изменений в представление письмом от 20.01.2021 N 17/16-1-33/24-98) в части предложения возвратить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) суммы переплаты в размере 70 463 955, 82 рублей, пунктов 7, 8 резолютивной части представления, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого представления в части пункта 3 в части предложения предоставить квартиры, приобретенные в 2018 году, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по адресам: г. Якутск, ул. Бабушкина, дом 12/3, корпус 1, квартира 146; г. Якутск, ул. Бабушкина, дом 12/3, корпус 1, квартира 154, лицам из их числа путем перераспределения данных жилых помещений правильными, в остальной части выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований являются ошибочными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 N 449-О и от 04.12.2003 N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
Учитывая изложенное, требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены одновременно следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого представления закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым представлением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Бюджетным кодексом Российской Федерации в редакции проверяемого периода предусмотрено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (пункт 1 статьи 265).
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля) (пункт 3 статьи 265).
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса объектами государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе местная администрация.
В силу статьи 267.1 Бюджетного кодекса одним из методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля является проверка, под которой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.
Под камеральными проверками в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов, представленных по его запросу.
В соответствии пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений; контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов; контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (абзацы второй и третий пункта 2 статьи 269.2).
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (абзац первый пункта 3 статьи 269.2).
Порядок осуществления Министерством финансов Республики Саха (Якутия) полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в Республике Саха (Якутия) в рассматриваемом периоде был установлен Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 04.04.2014 N 2557 (далее - Порядок N 2557).
Настоящий Порядок определяет правила осуществления Министерством финансов Республики Саха (Якутия) полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в Республике Саха (Якутия) (пункт 1).
Полномочия Министерства по внутреннему государственному финансовому контролю установлены статьей 269.2 Бюджетного кодекса (пункт 3).
Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения министра (заместителя министра) финансов Республики Саха (Якутия), принятого в связи с поступлением обращений (поручений) Главы Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия), правоохранительных органов, граждан и иных государственных органов и организаций (пункт 5).
Объекты контроля установлены статьей 266.1 Бюджетного кодекса (пункт 7)
Должностными лицами Министерства, осуществляющими контрольную деятельность, являются:
министр финансов Республики Саха (Якутия) и его заместители;
руководители, заместители руководителей, специалисты структурных подразделений, контролеры-ревизоры, ответственные за организацию осуществления контрольных мероприятий (пункт 8).
В силу подпункта "г" пункта 9 Порядка N 2557 должностные лица, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, имеют право выдавать представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению:
1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.
В соответствии с Указом Главы РС (Я) от 11.03.2016 N 984 "О заместителе министра финансов Республики Саха (Якутия)" заместителем министра Республики Саха (Якутия) назначена Васильева М.С., которой выдано оспариваемое представление.
Таким образом, оспариваемое представление вынесено заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) в пределах предоставленных ему полномочий.
Статьей 38 Бюджетного кодекса закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 и 7 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса установлено, что получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно пункту 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса бюджетным нарушением признается совершенное, в том числе местной администрацией, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия) устанавливает Закон Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон РС(Я) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона РС(Я) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV в редакции проверяемого периода детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным органом, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в реестр (часть 3).
Правительство Республики Саха (Якутия) постановлением от 15 мая 2013 года N 148 утвердило, в том числе Порядок предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
На строительство, участие в долевом строительстве, приобретение жилых помещений у застройщика или на вторичном рынке жилья для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений муниципальным образованиям предоставляются субвенции (пункт 2).
Минстрой РС(Я) устанавливает и утверждает приказом форму соглашения между муниципальными образованиями и Минстроем РС(Я) о предоставлении в соответствующем году субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (федерального бюджета) бюджету муниципального образования на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - соглашение) (пункт 11).
Средства бюджетам муниципальных образований перечисляются на основании заключенных соглашений (пункт 14).
Порядок обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории городского округа "город Якутск" утвержден постановлением Окружной администрации г. Якутска от 27.06.2017 N 157п (далее - Порядок обеспечения жилыми помещениями).
С целью обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений Отдел опеки и попечительства городского округа "город Якутск" (далее - Отдел опеки и попечительства) формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - реестр) на территории городского округа "город Якутск" (пункт 3).
Пунктом 27 Порядка обеспечения жилыми помещениями установлено, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в городском округ "город Якутск" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основании договоров найма специализированных жилых помещений, заключенных с Окружной администрацией города Якутска.
Как следует из материалов дела, 14 марта 2018 года между Министерством архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) и городским округом "город Якутск" заключено соглашение N 1-ДС/18 о предоставлении в 2018 году субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету городского округа "город Якутск" на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа по договорам найма специализированных жилых помещений (том II, л.д. 36 - 59).
Пунктом 3.1.1. соглашение N 1-ДС/18 установлено, что муниципальное образование обязуется обеспечить достижение результативности предоставления Субвенции.
Статьей 34 Бюджетного кодекса установлено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам проверки Минфин РС(Я) установил, что на момент проверки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа не предоставлены, в том числе 2 квартиры, приобретенные в 2018 году по адресу: г. Якутск, ул. Бабушкина, 12/3 корп. 1, приобретенные в рамках муниципального контракта от 05.07.2018 N 0116300000118000744 с ООО "Оптима-Строй" (зарегистрированы в собственность ГО "город Якутск" 14.02.2019), из них: кв. 146 не предоставлена Иванову Александру Васильевичу; кв. 154 не предоставлена Петрову Андрею Алексеевичу, данные квартиры не использовались по назначению более 1 года. Договоры найма специализированных жилых помещений на момент выдачи представления не заключены.
В силу указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности пункта 3 оспариваемого представления в данной части.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в данной части в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в данной части не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения нормативного метода.
Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг (часть 7).
Частью 5 статьи 4 Закона РС(Я) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV в редакции проверяемого периода установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно в виде изолированного жилого помещения (жилого дома или квартиры) в установленном законодательством порядке общей площадью от 24 до 38 квадратных метров, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления.
Аналогичная норма установлена пунктом 25 Порядка обеспечения жилыми помещениями.
В целях реализации мероприятия "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" приказами Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2016 года N 245, от 13 февраля 2017 года N 67, от 07 февраля 2018 года N 38, от 21 февраля 2019 гада N 54 и от 22 января 2020 года N 11 утверждена средняя стоимость строительства (приобретения) одного квадратного метра общей площади жилого помещения в 2017 - 2020 годах, используемой для расчета субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований в рамках реализации мероприятия "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как следует из материалов дела, при заключении муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений (квартир) в целях реализации программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в городском округе "город Якутск" начальная (максимальная) цена контрактов в 2018 - 2020 годах рассчитана и определена Администрацией с использованием нормативного метода, исходя из общей площади предоставляемых жилых помещений специализированного жилищного фонда от 24 до 38 квадратных метров и средней стоимости строительства (приобретения) одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной приказами Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2016 года N 245, от 13 февраля 2017 года N 67, от 07 февраля 2018 года N 38, от 21 февраля 2019 гада N 54 и от 22 января 2020 года N 11.
При этом при расчете НМЦК использована средняя площадь предоставляемых жилых помещений специализированного жилищного фонда 33 квадратных метра.
Такой подход при расчете НМЦК на приобретение жилых помещений (квартир) для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является математически правильным и в полной мере соответствует пункту 2 части 1 и части 7 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и части 5 статьи 4 Закона РС(Я) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV.
Не опровергая правильность расчета начальной (максимальной) цены контрактов, Министерство считает, что Администрацией приобретены жилые помещения с общей площадью менее 33 кв.м. по стоимости 33 кв.м., а также при определении общей площади приобретаемых жилых помещений площадь балконов переведена в общую площадь жилого помещения с использованием коэффициента 0,5 вместо 0,3.
Вместе с тем, по общему правилу, установленному частью 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
В рассматриваемом случае площадь приобретаемых жилых помещений 33 квадратных метра использована исключительно для расчета начальной (максимальной) цены контрактов в целом.
Применение величины 33 квадратных метра для расчета начальной (максимальной) цены не влечет невозможность приобретения жилых помещений от 24 до 38 квадратных метров, исходя из цены контракта.
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт (часть 1 статьи 34), при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона (часть 2), при это частью 5 статьи 4 Закона РС(Я) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV прямо предусмотрена возможность предоставления помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма общей площадью от 24 до 38 квадратных метров.
В силу указанного вывод Министерства, поддержанный судом первой инстанции, о нарушении бюджетного законодательства при приобретении жилых помещений с общей площадью менее 33 квадратных метров по стоимости 33 квадратных метров в отсутствие каких-либо иных установленных нарушений, связанных с данным обстоятельством, является недоказанным, как не основанный на нормах права.
Также является недоказанным вывод Министерства о нарушении Администрацией бюджетного законодательства в связи с тем, что в нарушение приказа Минстроя России от 25.11.2016 N 854/пр "Об установлении понижающих коэффициентов для расчет площади лоджии, веранды, балкона, террасы, используемой при расчете общей приведенной площади жилого помещения" в муниципальных контрактах, заключенных с ООО "Оптима-Строй" при определении общей площади приобретаемых жилых помещений площадь балконов переведена в общую площадь жилого помещения с использованием коэффициента 0,5 вместо 0,3, поскольку данные возможные нарушения осуществлены на стадии заключения контрактов, но не влияли на определение цены контракта.
Крое того, данные понижающие коэффициенты применяются для расчет площади лоджии, веранды, балкона, террасы, используемой при расчете общей приведенной площади жилого помещения применяются при определении цены по договору участия в долевом строительстве.
Таким образом, учитывая совокупность изложенных обстоятельств, принимая во внимание недоказанность нарушения бюджетного законодательства при приобретении жилых помещений с общей площадью менее 33 кв.м. по стоимости 33 кв.м., а также при определении общей площади приобретаемых жилых помещений с переводом площади балконов в общую площадь жилого помещения с использованием коэффициента 0,5 вместо 0,3, является неправомерным: вменение пунктом 6 мотивировочной представления заключения муниципальных контрактов в 2020 году с завышением стоимости за жилые помещения на сумму 1 251 750,50 рублей; предложение возвратить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму переплаты в размере 70 463 955,82 рублей (пункт 5) и по итогам выездной проверки принять меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации, к лицам, допустившим грубые нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в порядке, установленном статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации (пункт 7), и представить в срок до 31.12.2021 подробную информацию об устранении выявленных нарушений и недостатков в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) (пункт 8) в указанной части, что не соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу указанного решение суда первой инстанции как принятое при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счел установленными, и неправильном применение норм материального права, подлежит отмене с принятием по делу в данной части нового судебного акта об удовлетворении заявленных Администрацией требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 июня 2021 года по делу N А58-9136/2020 в обжалуемой части отменить частично, принять в данной части новый судебный акт.
Признать недействительным представление от 23.09.2020 N 17/16-1/11-1492 в части пункта 6 мотивировочной части представления, пункта 5 (с учетом внесения изменений в представление письмом от 20.01.2021 N 17/16-1-33/24-98) в части предложения возвратить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) суммы переплаты в размере 70 463 955, 82 рублей, пунктов 7 и 8 в части предложения по итогам выездной проверки принять меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации, к лицам, допустившим грубые нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в порядке, установленном статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации и представить в срок до 31.12.2021 подробную информацию об устранении выявленных нарушений и недостатков в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) за исключением нарушений, связанных с не предоставлением квартир, приобретенных в 2018 году, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, кроме квартир по адресам: г. 17 Якутск, ул. Бабушкина, дом 12/3, корпус 1, квартира 146; г. Якутск, ул. Бабушкина, дом 12/3, корпус 1, квартира 154, как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Закону Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В остальной обжалуемой части решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 июня 2021 года по делу N А58-9136/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Никифорюк Е.О. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-9136/2020
Истец: Окружная администрация города Якутска
Ответчик: Министерство финансов Республики Саха (Якутия)