город Иркутск |
|
18 февраля 2022 г. |
Дело N А19-14410/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей Администрации города Иркутска - Ведерниковой А.П. (доверенность от 13.01.2022, диплом, служебное удостоверение), Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области - Полтораковой Е.А. (доверенность от 25.10.2021, диплом, служебное удостоверение), Уполномоченного по правам предпринимателей в Иркутской области - Канышевой О.А. (доверенность от 16.11.2021, диплом, паспорт), общества с ограниченной ответственностью "Фортресс" - генеральный директор Герасимов И.И. (паспорт); Никонова Георгия Викторовича (водительское удостоверение)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 сентября 2021 года по делу N А19-14410/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Иркутска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление) о признании незаконными решения от 02.06.2021 N 038/636/21 и предписания от 02.06.2021 N 038/79/21.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Извечная Василиса Михайловна (в связи с заключением брака фамилия изменена на Аксютину), общество с ограниченной ответственностью "Пресс-Медиа" (ОГРН 1023801547824, ИНН 3811070445, далее - ООО "Пресс-Медиа"), Политаева Светлана Георгиевна, Халафов Саттар Рафик оглы, Добежина Лилия Васильевна, Никонов Георгий Викторович, общество с ограниченной ответственностью "Фортресс" (ОГРН 1033801020956, ИНН 3808053778, далее - ООО "Фортресс"), Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области и Комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить по мотивам неправильного применения судами статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), подпункта "г" пункта 8, пункта 10 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 20.01.2011 N 3-спр (далее - Порядок N 3-спр), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы Администрация указывает, что новая Схема размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) была утверждена в связи с истечением срока ранее действовавшей Схемы; в Порядке N 3-спр не указано, что Схема утверждается на неопределенный срок; при разработке новой Схемы были учтены мотивированные предложения органов местного самоуправления; с лицами, ранее занимавшими места согласно Схеме размещения НТО, прекращены договоры по предоставлению мест под размещение нестационарных торговых объектов, места освобождены; основанием исключения части мест из Схемы явилось размещение новых НТО, повлекшее превышение норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; исключение из Схемы размещения НТО мест, которые ранее занимали хозяйствующие субъекты, не является ограничением доступа на рынок торговли, поскольку не лишает хозяйствующих субъектов права претендовать на размещение нестационарного торгового объекта в другом месте, которое входит в перечень, содержащийся в Схеме, учитывая нестационарный характер торгового места, которое может быть перемещено без ущерба на другое место.
Также, по мнению заявителя кассационной жалобы, у Иркутского УФАС России имелись основания для прекращения производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку решением Кировского районного суда г. Иркутска от 06 июня 2020 было отказано в удовлетворении требований о признании недействующим постановления администрации города Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов" в редакции постановления администрации города Иркутска от 15.07.2019 N 031-06-523/9 "О внесении изменений в постановление администрации г. Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11"; Администрация считает ошибочными выводы судов о том, что указанное решение суда общей юрисдикции не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела.
Кроме этого, Администрация полагает оспариваемое предписание незаконным в связи с тем, что не представляется возможным определить каким образом орган местного самоуправления должен его исполнить. В решении и предписании антимонопольного органа нет указания на то, места каких заявителей подлежат восстановлению. Схема не устанавливает на товарном рынке правила осуществления торговой деятельности, а потому не может противоречить положениям пункта 4 статьи 15 Закона N 381- ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу Иркутское УФАС России и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области выражают несогласие с доводами Администрации, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иными лицами, участвующими в деле, отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель Администрации доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемые судебные акты отменить, а представители Управления и Уполномоченного по защите прав, ООО "Фортресс" и Никонов Г.В. против заявленных доводов кассационной жалобы возражали, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 30.12.2011 размещение на территории города Иркутска нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемами размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением администрации города Иркутска от 30.12.2011 N 031-063192/11.
Администрацией города Иркутска вынесено постановление от 15.07.2019 N 031-06523/9 "О внесении изменений в постановление администрации г. Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов", согласно которому из действующей Схемы исключено 757 мест под размещение нестационарных торговых объектов.
01.08.2019 в Управление обратились Извечная В.М. и ООО "Пресс-Медиа" с заявлением о наличии признаков нарушения Закона о защите конкуренции в действиях Администрации при принятии постановления от 15.07.2019 N 031-06-523/9.
В ходе проведенных мероприятий по рассмотрению заявления Иркутское УФАС России установило следующее. Исключение мест из Схемы размещения НТО является правом органа местного самоуправления в рамках предоставленных ему законодательством полномочий, с учетом необходимости обеспечения соблюдения и поддержания санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования. Однако, согласно требованиям действующего законодательства, решение об исключении из Схемы размещения НТО мест не может носить произвольный характер и не должно допускать передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности, сокращение сферы торговых услуг. Решение Администрации носило субъективный характер, в большинстве случаев места из Схемы были исключены необоснованно.
В связи с выявлением в действиях Администрации признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном сокращении мест в Схеме размещения НТО, руководствуясь частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Иркутским УФАС России выдано предупреждение N 038/63/20 от 26.03.2020 об отмене указанного акта - постановления Администрации города Иркутска от 15.07.2019 N 031-06-523/9 в срок до 30.04.2020.
Учитывая, что срок исполнения предупреждения от 26.03.2020 N 038/63/20 неоднократно продлевался по ходатайству Администрации до 01.07.2020, до 01.10.2020 и до 25.12.2020, при этом Администрацией действий по его исполнению не предпринималось, Управление пришло к выводу об отсутствии оснований для дальнейшего продления срока исполнения предупреждения.
Приказом Управления N 038/16/21 от 22.01.2021 в отношении Администрации возбуждено дело N 038/01/15-78/2021 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. К участию в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства помимо заявителем в качестве заинтересованных лиц привлечены: Политаева С.Г., Халафов С.Р., Добежина Л.В., Никонов Г.В., ООО "Фортресс", Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области, Комитет по управлению Свердловским округом г. Иркутска, Комитет по управлению Правобережным округом г. Иркутска, Комитет по управлению Ленинским округом г. Иркутска, Комитет по управлению Октябрьским округом г. Иркутска, КГСП г. Иркутска.
В ходе производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства Управлением проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке розничной торговли в нестационарных торговых объектах, соответствующий требованиям пунктам 1.3, 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
В результате проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган установил, что на момент принятия постановления от 15.07.2019 N 031-06-523/9 документы, подтверждающие наличие оснований для исключения нестационарных торговых объектов, у Администрации отсутствовали. Управление посчитало, что Администрация, исключив часть мест из Схемы размещения НТО, создала для заявителей и иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность посредством НТО, неравные по сравнению с другими хозяйствующими субъектами условия деятельности. Необоснованное исключение мест из Схемы ограничивает их доступ к пользованию земельными участками и нестационарными сооружениями торговли, что в свою очередь, является препятствием для осуществления их хозяйственной деятельности.
Решением Иркутского УФАС России N 038/636/21 от 02.06.2021 Администрация признана нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с совершением действий, выразившихся в необоснованном сокращении мест из Схемы размещения НТО, утвержденной постановлением Администрации от 15.07.2019 N 031-06-523/9 "О внесении изменений в постановление администрации г. Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Согласно предписанию N 038/79/21 от 02.06.2021 Администрации необходимо в срок до 19.11.2021 устранить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем приведения согласно решению Управления Схемы, утвержденной постановлением администрации города Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов", в соответствие с требованиями норм действующего законодательства, регулирующих отношения в сфере организации нестационарных торговых объектов в части недопущения необоснованного исключения объектов из нее.
Не согласившись с решением и предписанием Управления, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что указанные ненормативные правовые акты не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы Администрации.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2).
Исходя из разъяснений, данных в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", при наличии спора о соответствии статье 15 Закона о защите конкуренции правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке.
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно статье 10 Закона N 381-ФЗ размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой их размещения с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменении, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Указанная норма направлена на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О).
Руководствуясь приведенными выше положениями, а также положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяющего полномочия органа местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности, суды обоснованно указали, что места размещения НТО определяются полномочным органом местного самоуправления в соответствующей Схеме, при разработке которой орган местного самоуправления должен обеспечить устойчивое развитие территорий и достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Таким образом, правом формирования Схемы наделен именно орган местного самоуправления. При этом количество мест размещения НТО не может быть произвольным, оно определяется в соответствии с Правилами установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также Методикой расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 291 от 09.04.2016 (далее - Правила N 291).
На территории Иркутской области действует Порядок N 3-спр, который определяет принципы разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов, процедуру разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области Схемы на земельных участках, в зданиях строениях, сооружениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Согласно пункту 18 Порядка N 3-спр (в редакции, действовавшей до 09.11.2020) изменения и дополнения в Схему вносятся при возникновении следующих оснований:
а) новая застройка районов, микрорайонов муниципальных образований Иркутской области - на основании предложений органа местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, уполномоченного в области градостроительной деятельности;
б) ремонт и реконструкция автомобильных дорог - на основании предложений органа, уполномоченного в области управления и эксплуатации соответствующих автомобильных дорог;
в) прекращение, перепрофилирование деятельности стационарных торговых объектов, повлекшие снижение обеспеченности до уровня ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
г) поступление мотивированных предложений от исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области и (или) обращений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность;
д) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд - на основании предложений органа, принявшего соответствующее решение;
е) изменение градостроительных регламентов - на основании предложений органа местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, уполномоченного в области градостроительной деятельности;
ж) размещение на территории муниципального образования Иркутской области новых стационарных торговых объектов, повлекшее превышение норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, доводов и возражений участвующих в деле лиц, судами установлено, что изменения в Схему размещения НТО были внесены на основании предложений, поступивших от Комитетов по управлению округами г. Иркутска в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, в соответствии с подпунктом "г" пункта 18 Порядка N 3-спр. Письма Комитетов содержали информацию, представленную в виде перечня НТО, подлежащих исключению, и обобщенные причины их исключения без указания причин исключения каждого НТО; в отсутствие документов, подтверждающих наличие таких причин.
Позиция Администрации сводится к тому, у нее отсутствовала обязанность по проверке мотивированности предложений.
Однако приведенная Администрацией позиция не соответствует положениям пункта "б" пункта 19 Порядка N 3-спр, согласно которой уполномоченный орган местного самоуправления может отказать в принятии предложений о внесении изменений и дополнений в Схему, чему корреспондирует обязанность проверить обоснованность представленного предложения.
Управлением, в ходе рассмотрения обращений о необоснованном сокращении мест размещения НТО, в адрес Комитетов по управлению округами г. Иркутска были направлены повторные запросы о представлении письменных пояснений со ссылкой на нормативно-правовые акты о причинах исключения нестационарных торговых объектов, указанных в соответствующих письмах, адресованных Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска.
В ответах на запросы Управления документов, свидетельствующих о наличии конкретных оснований для исключения НТО относительно каждого предлагаемого к исключению объекта, Комитетами представлено не было, что послужило основанием для составления в отношении них протоколов об административных правонарушениях и привлечения к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Обстоятельства, связанные с непредставлением Комитетами в Управление документов (информации), подтверждающих причины исключения каждого НТО из схемы, были предметом рассмотрения по делам N А19-29161/2019, NА-19-29164/2019, N А19-29163/2019, N А19-29159/2019 об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности.
Исходя из изложенного, суды признали обоснованным вывод Управления о том, что фактически осмотры земельных участков сотрудниками Комитетов не проводились, либо были проведены в период после принятия постановления от 15.07.2019 N 031-06-523/9; объективные причины для исключения из схемы каждого НТО не устанавливались.
Доказательств того, что земельные участки, на которых находились исключенные торговые объекты, подлежали изъятию для государственных или муниципальных нужд, включены в границы территории, подлежащей благоустройству, либо внесение ранее мест в Схему размещения НТО на территории города Иркутска было осуществлено с нарушением установленных требований законодательства, либо имелись иные основания, установленные Порядком, в материалы дела Администрацией не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, суды верно указали на отсутствие доказательств наличия правовых оснований для исключения мест из Схемы размещения НТО, предусмотренных законом и Порядком.
Как правильно отмечено судебными инстанциями, в названном случае, действия Администрации по исключению из Схем размещения НТО 757 мест не направлены на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности, сокращения сферы торговых услуг.
Необоснованное исключение мест из схемы НТО ограничивает доступ хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в НТО, к пользованию земельными участками и нестационарными сооружениями торговли, что в свою очередь, является препятствием для осуществления их хозяйственной деятельности.
Судами дана надлежащая правовая оценка доводу Администрации о том, что принятие постановления о внесение изменений в действующую Схему направлено на решение проблемы, возникшей в результате превышения норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории города Иркутска.
Судебные инстанции, правомерно руководствовались положениями части 4 статьи 19 Закона N 381-ФЗ, пункта 2 Правил N 291 из которых следует, что утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов; нормативы, предусмотренные пунктом 1 указанных Правил (в том числе и нормативы минимальной обеспеченности населения площадью НТО), определяют нижние (минимальные) пороги обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Поскольку максимальных порогов обеспеченности не установлено, так как политика государства направлена на развитие всех форм торговли, а не на ее ограничение, судами сделан правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае снижение обеспеченности до уровня ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов могло бы являться основанием для пересмотра Схем, причем в сторону увеличения мест НТО. Превышение норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, напротив, свидетельствует о том, что минимальный норматив обеспеченности достигнут, необоснованное сокращение мест в этом случае может привести к снижению такой обеспеченности.
Таким образом, суды верно посчитали приведенное Администрацией основание принятия постановления как превышение норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, неправомерным.
Исходя из изложенного, суды пришли к обоснованным и мотивированным выводам о доказанности Управлением допущенного Администрацией нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и законности оспариваемых решения и предписания.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 04 марта 2019 года N 306-ЭС19-519 по делу N А49-499/2018.
Предписание выдано Управлением Администрации в соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции, указанные в нем меры являются необходимыми для устранения нарушения антимонопольного законодательства и направлены на недопущение необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам.
Ссылка Администрации на принятое Кировским районным судом г. Иркутска решение по делу об оспаривании нормативного правового акта - постановления от 15.07.2019 N 031-06-523/9, несостоятельна, поскольку как верно указанно судами, названный судебный акт не имеет преюдициального значения для настоящего спора. Суды верно исходили из того, что указанным решением обстоятельства совершения Администрацией нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не устанавливались (часть 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доводы Администрации, изложенные в жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 сентября 2021 года по делу N А19-14410/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку максимальных порогов обеспеченности не установлено, так как политика государства направлена на развитие всех форм торговли, а не на ее ограничение, судами сделан правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае снижение обеспеченности до уровня ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов могло бы являться основанием для пересмотра Схем, причем в сторону увеличения мест НТО. Превышение норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, напротив, свидетельствует о том, что минимальный норматив обеспеченности достигнут, необоснованное сокращение мест в этом случае может привести к снижению такой обеспеченности.
Таким образом, суды верно посчитали приведенное Администрацией основание принятия постановления как превышение норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, неправомерным.
Исходя из изложенного, суды пришли к обоснованным и мотивированным выводам о доказанности Управлением допущенного Администрацией нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и законности оспариваемых решения и предписания.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 04 марта 2019 года N 306-ЭС19-519 по делу N А49-499/2018.
Предписание выдано Управлением Администрации в соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции, указанные в нем меры являются необходимыми для устранения нарушения антимонопольного законодательства и направлены на недопущение необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 февраля 2022 г. N Ф02-64/22 по делу N А19-14410/2021