город Иркутск |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А33-27250/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 декабря 2021 года по делу N А33-27250/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский Федеральный университет" (ОГРН 1022402137460, ИНН 2463011853, далее - ФГАОУ ВО "СФУ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) об оспаривании постановления N 08/055.Юл от 06.10.2021 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 декабря 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда 02 февраля 2022 года, постановление Управления признано незаконным и отменено.
Управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в нарушение пункта 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 (далее - Правила N 1371), учреждение обратилось в заявлением о предоставлении государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре не в установленный законом десятидневный срок, а по истечении двух месяцев с момента передачи объектов недвижимого имущества. Эксплуатация 18.09.2021 учреждением канатно-кресельной дороги "ККД Кросс", входящей в состав спортивного кластера "Сопка", вызвала общественный резонанс и транслировалась большинством региональных средств массовой информации, соответствующая информация содержится на сайте "Вести. Красноярск" http://www.vesti-krasnoyarsk.ru. Управление также указывает, что на дату составления протокола об административном правонарушении от 23.09.2021 у учреждения отсутствовали: положительное заключение экспертизы промышленной безопасности Енисейского управления Ростехнадзора; регистрация опасного производственного объекта в государственном реестре; договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда жизни или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном объекте.
Отзыв на кассационную жалобу учреждением не направлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора безвозмездного пользования по спортивному кластеру "Сопка" N 0635/21 от 01.07.2021 Краевое государственное автономное учреждение "Региональный центр спортивных сооружений" передало объекты движимого и недвижимого имущества ФГАОУ ВО "СФУ", в том числе кантатно-кресельную дорогу "ККД Кросс", уч. N 19кд.
Управлению из средств массовой информации стало известно о том, что ФГАОУ ВО "СФУ" 18.09.2021 эксплуатировало канатно-кресельную дорогу "ККД Кросс", расположенную по адресу: г. Красноярск, ул. Елены Стасовой - пр. Свободный - ул. Биатлонная, являющуюся опасным производственным объектом III класса опасности.
По факту нарушения требований пунктов 1, 2 статьи 2, пункта 1 статьи 9, пункта 2 статьи 7, статьи 15 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности), пунктов 5, 7 Правил N 1371, пунктов 81, 91, 600 Правил безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.11.2020 N 441, Управлением в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении N 08/055.ЮЛ от 23.09.2021 по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), из которого следует, что на дату составления протокола у учреждения отсутствовало положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, внесенного в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности Енисейского управления Ростехнадзора; отсутствовала регистрация опасного производственного объекта в государственном реестре; отсутствовал договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда жизни или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном объекте; не проведена экспертиза промышленной безопасности после изменения конструкции площадки приводной натяжной станции, после восстановительного ремонта; за зоной посадки, в зоне безопасности и перед зоной высадки, в зоне приближения не установлены улавливающие защитные сетки; в зоне посадки и зоне высадки расстояние от низа подвижного состава до поверхности земли 6 м (превышает 3 м).
Постановлением о назначении административного наказания N 08/055.Юл от 06.10.2021 ФГАОУ ВО "СФУ" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводу об отсутствии в материалах дела бесспорных и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что ФГАОУ ВО "СФУ" 18.09.2021 допущены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации канатно-кресельной дороги "ККД Кросс", уч. N 19кд.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по следующим мотивам.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (статья 3 Закона о промышленной безопасности).
Согласно статье 2 Закона о промышленной безопасности, регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, подлежат опасные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к закону.
В соответствии с пунктом 3 Приложения N 1 к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры.
В силу пункта 5 Правил N 1371 для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.
Согласно статье 9 Закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 названной статьи и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является сообщение и заявление физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающее на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением обществу вменено нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации 18.09.2021 канатно-кресельной дороги "ККД Кросс"; поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужила информация, полученная из средств массовой информации.
В обоснование наличия повода для возбуждения дела об административном правонарушении административным органом представлен диск с видеозаписью, расцененной административным органом как сообщение в средствах массовой информации.
Исследовав указанное доказательство, суды установили, что представленная видеозапись не позволяет определить, когда, кем и на каком объекте осуществлялась видеосъемка, поскольку соответствующая информация на видеозаписи отсутствует; также не представляется возможным определить, где была размещена спорная видеозапись. Судами обоснованно учтено, в городе Красноярске канатно-кресельная дорога "ККД Кросс", переданная ФГАОУ ВО "СФУ", не является единственной канатно-кресельной дорогой.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что административным органом не доказано, что ФГАОУ ВО "СФУ" 18.09.2021 допущены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации канатно-кресельной дороги "ККД Кросс", является правильным, а поэтому с учетом конкретных указанных обстоятельств по настоящему делу суды обоснованно признали незаконным оспариваемое постановление Управления.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на запись от 18.09.2021, размещенную сайте "Вести. Красноярск" (http://www.vesti-krasnoyarsk.ru), не может быть учтена, поскольку запись не подтверждает фактическую эксплуатацию канатной дороги. Кроме того, указанная запись не была предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и дело было рассмотрено по тем доказательствам, которыми располагал суд первой инстанции. Оснований для переоценки доказательств и установления новых фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции не имеется.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 декабря 2021 года по делу N А33-27250/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 названной статьи и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является сообщение и заявление физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающее на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 апреля 2022 г. N Ф02-1497/22 по делу N А33-27250/2021