город Иркутск |
|
16 июня 2022 г. |
Дело N А19-10808/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 января 2022 года по делу N А19-10808/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, фонд, должник) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Змановскому А.П. (далее - судебный пристав-исполнитель Змановский А.П.), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее - Управление) о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Змановского А.П. от 24.05.2021 N 38052/21/28541.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена судебный пристав-исполнитель Ставер В.В. (далее - судебный пристав-исполнитель Ставер В.В.).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 января 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом суд первой инстанции уменьшил исполнительский сбор, установленный постановлением от 24.05.2021 N 38052/21/28541, до 37 500 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Фонд социального страхования обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Фонд полагает, что поскольку в постановлении о возбуждении исполнительного производства отсутствовало указание на исполнение данного документа в 5-дневный срок с момента его получения фондом в электронном виде, должник исполнил требование исполнительного документа в течение 5 дней с момента получения его копии по почте, не допустив просрочки исполнения исполнительного документа.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания судом округа извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т. 1 л.д. 3а, 3б, 3в, 127, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили.
Проверив в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Иркутской области от 1 декабря 2020 года по делу N А19-16152/2020 удовлетворено требование индивидуального предпринимателя Сигитова К.Е. (далее - ИП Сигитов К.Е.) о признании незаконным решения фонда (в лице филиала N 15) от 10.06.2020 N 259 "О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения". Суд обязал фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Сигитова К.Е.
В целях исполнения судебного акта выдан исполнительный лист серии ФС N 034995962, на основании которого судебным приставом-исполнителем Змановским А.П. вынесено постановление от 30.04.2021 о возбуждении исполнительного производства N 7653/21/38052-ИП.
Пунктом 2 указанного постановления фонду (должнику) установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии указанного постановления.
В связи с тем, что в установленный срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, добровольно не были исполнены, судебным приставом-исполнителем Змановским А.П. вынесено постановление от 24.05.2021 N 38052/21/28541 о взыскании с Фонда социального страхования исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы Фонда социального страхования, указанное лицо обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии законных оснований для взыскания исполнительского сбора, поскольку по состоянию на дату вынесения оспариваемого постановления от 24.05.2021 установленные судебным приставом-исполнителем сроки добровольного исполнения истекли, однако должник необходимые меры, направленные на удовлетворение требований исполнительного документа, не принял.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", далее - Закон N 229-ФЗ).
Вопросы, связанные с возбуждением исполнительного производства, регламентированы статьей 30 указанного закона, которой установлено, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, и направляет копию этого постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 11 и 17 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом N 229-ФЗ (часть 12 статьи 30 указанного закона).
Частью 2.1 статьи 14 Закона N 229-ФЗ установлено, что постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал). Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.
При этом, на основании пункта 4 части 2 статьи 29 Закона N 229-ФЗ лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, направлено адресату с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 606 утверждены Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным (далее - Правила N 606).
Согласно пункту 1 Правил N 606 извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, предусмотренное пунктом 4 части 2 статьи 29 Закона N 229-ФЗ (далее - извещение), может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, посредством Единого портала.
Условием направления извещения посредством Единого портала является завершение лицом, участвующим в исполнительном производстве, прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА).
Пунктом 3 указанных выше Правил также установлено, что извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на Единый портал с использованием ЕСИА. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству.
В случае если в течение 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете лицо, участвующее в исполнительном производстве, не осуществляло вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также в случае отказа лица, участвующего в исполнительном производстве, от получения извещений посредством единого портала в соответствии с пунктом 4 Правил N 606, извещение считается недоставленным и судебный пристав-исполнитель выбирает иной предусмотренный законодательством Российской Федерации способ направления извещения лицу, участвующему в исполнительном производстве.
Судами на основании имеющихся в деле доказательств достоверно установлено, что 03.05.2021 фондом, как лицом, прошедшим процедуру регистрации в ЕСИА, по системе электронного документооборота было получено постановление от 30.04.2021 о возбуждении исполнительного производства N 7653/21/38052-ИП с установленным в нем 5-дневным сроком на добровольное исполнение (т. 1 л.д. 98, 99). Указанное обстоятельство фондом при рассмотрении дела не опровергнуто.
Довод должника о невозможности вручения постановления о возбуждении исполнительного производства указанным выше способом противоречит буквальному содержанию части 2.1 статьи 14 Закона N 229-ФЗ.
На момент вынесения 24.05.2021 постановления о взыскании исполнительского сбора срок, установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства, истек. До указанного срока требования исполнительного документа добровольно фондом выполнены не были.
При рассмотрении настоящего дела не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили правовые подходы, изложенные в пункте 74, абзаце 1 пункта 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, исходя из того, что должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им после истечения срока для его добровольного исполнения, при этом пришли к мотивированному выводу о наличии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора с 50 000 рублей до 37 500 рублей.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов сделаны при правильном применении норм права, основаны на имеющихся в деле доказательствах и установленных по делу обстоятельствах.
Следовательно, является правильным вывод судов о законности взыскания исполнительского сбора.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, которые уже являлись предметом рассмотрения судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, по своей сути выражают несогласие с выводами судов, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального или процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 января 2022 года по делу N А19-10808/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод должника о невозможности вручения постановления о возбуждении исполнительного производства указанным выше способом противоречит буквальному содержанию части 2.1 статьи 14 Закона N 229-ФЗ.
...
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили правовые подходы, изложенные в пункте 74, абзаце 1 пункта 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, исходя из того, что должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им после истечения срока для его добровольного исполнения, при этом пришли к мотивированному выводу о наличии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора с 50 000 рублей до 37 500 рублей."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июня 2022 г. N Ф02-2682/22 по делу N А19-10808/2021