город Иркутск |
|
16 июня 2022 г. |
Дело N А19-18783/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Бураковой М.Б. (доверенность N 1 от 10.01.2022, паспорт, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 декабря 2021 года по делу N А19-18783/2021 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - агентство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) об отмене акта проверки N ВС-1-10/031 от 23.07.2021 и предписания N ВС1-10/031 от 23.07.2021 об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 декабря 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, агентство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы выражает несогласие с судебными актами в части отказа в признании незаконным оспариваемого предписания, полагает, что вывод судов о наличии у управления полномочий на проведение проверки в отношении рассматриваемых объектов и выдачу указанного предписания являются ошибочными, поскольку причал и причально-отбойный пал не являются судоходными гидротехническими сооружениями и не расположены на территории и (или) акватории порта; управлением в ходе проверки допущены грубые нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в части уведомления о проведении внеплановой документарной проверки, а также вручения акта проверки надлежащему лицу; судами вынесенное предписание на предмет его исполнимости относительно полномочий, предоставленных агентству в рамках его деятельности, не проверялось.
Управление в отзыве на кассационную жалобу заявило о согласии с обжалуемыми судебными актами.
В судебном заседании представитель управления подтвердила доводы отзыва на кассационную жалобу, указала на законность обжалуемых судебных актов.
Агентство о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением управления N ВС-1- 10/031 от 30.06.2021 в отношении агентства в период с 30.06.2021 по 23.07.2021 проведена внеплановая документарная, выездная проверка на предмет выполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений требований в области безопасности гидротехнических сооружений N ВС-1-10/048 от 19.08.2019 в установленный срок до 21.06.2021.
Вышеуказанная проверка проведена в отношении следующих объектов: волнолом с кадастровым номером 38:06:030104:756, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, р.п. Листвянка, ул. Горького; причал с кадастровым номером 38:25:000000:372, расположенный по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, порт Байкал, ул. Вокзальная; волнолом "Ряжевый" с кадастровым номером 38:25:000000:371, расположенный по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, порт Байкал, ул. Вокзальная; береговое укрепление с кадастровым номером 38:36:0000:12:6993, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Сурнова, 29; береговая стенка с кадастровым номером 38:36:000033:32663, расположенная по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ивана Сивко, 4; причально-отбойный пал с кадастровым номером 38:20:070333:4, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Свирск, ул. Портовая, 1. Данные гидротехнические сооружения составляют государственную казну Российской Федерации и не закреплены на каком-либо вещном праве (оперативное управление, хозяйственное ведение, аренда и др.) за иными лицами.
В ходе проведения проверки установлено, что предписание об устранении выявленных нарушений требований в области безопасности гидротехнических сооружений N ВС-1-10/048 от 19.08.2019 с требованиями осуществить мероприятия по устранению нарушений, выявленных в ходе внеплановой проверки на основании распоряжения управления N ВС-1-10/048 от 23.07.2019, в срок до 21.06.2021 (с учетом продления срока исполнения) не исполнено, установленные в отношении указанных объектов нарушения требований Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623 (далее - Технический регламент N 623), агентством не устранены. Соответствующие обстоятельства изложены в акте проверки N ВС-1-10/031 от 23.07.2021.
23.07.2021 управлением агентству выдано предписание об устранении выявленных нарушений N ВС-1-10/031 со сроком исполнения до 01.07.2022.
Полагая, что акт проверки и предписание не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, агентство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что акт проверки не является ненормативным актом, не имеет самостоятельного правового значения вне связи с предписанием, вынесенным на его основе, и не может быть самостоятельным предметом рассмотрения арбитражного суда; у управления имелись полномочия и правовые основания для выдачи агентству оспариваемого предписания, которое соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы агентства.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании предписания может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствия данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив отсутствие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял соответствующее предписание. Изложенные положения процессуального закона не освобождают лиц, оспаривающих предписание, от обязанности доказывания оснований своих требований.
Порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений до 01.07.2021 определялся Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2012 N 1108 (далее - Положение N 1108), в соответствии с пунктом 4 которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора, является, в том числе Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - как в отношении как судоходных, так и портовых гидротехнических сооружений.
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 55561-2013 "Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасности", утвержденным Приказом Росстандарта от 24.09.2013 N 1091-ст, к портовым гидротехническим сооружениям относятся: причалы и причальные сооружения любых типов и конструкций (кроме временных, рассчитанных на один сезон работы); берегоукрепительные сооружения любых типов и конструкций; оградительные сооружения (молы, волноломы, ледорезы).
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 59298-2021. "Суда безэкипажные внутреннего плавания. Термины и определения", утвержденному приказом Росстандарта от 29.01.2021 N 29-ст, причальный пал представляет собой причальное сооружение в виде отдельно стоящей свайной или гравитационной опоры, предназначенной для фиксации положения судна при стоянке или движении вдоль причала.
Положением N 1108 установлено, что федеральный государственный надзор включает в себя, в том числе организацию и проведение плановых и внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений (пункт 5); должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор, имеют право, в том числе выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 9).
С 01.07.2021 вступило в силу Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1047 (далее - Положение N 1047), реализацией своих полномочий в рамках которого осуществляется, в том числе Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Пунктом 2 Положения N 1047 предусмотрено, что предметом федерального контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации в области торгового мореплавания и судоходства, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта, безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений.
В силу пункта 7 Положения N 1047 к объектам федерального контроля в рамках федерального контроля относятся, в том числе судоходные и портовые гидротехнические сооружения и деятельность по их эксплуатации, а согласно пункту 62 данного Положения федеральный контроль осуществляется посредством проведения, в том числе таких контрольных (надзорных) мероприятий, как документарная либо выездная проверка.
В силу пунктов 1.1, 1.6, 3.2, 3.4, 4.6 Положения о Восточно-Сибирском управлении государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от 15.04.2013 N АК-476фс, управление является уполномоченным территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта межрегионального уровня, осуществляющим, помимо прочего, контроль и надзор за деятельностью юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, отдельных должностных лиц, связанной с судоходством и обеспечением его безопасности на внутренних водных путях, а также эксплуатацией портовых и судоходных гидротехнических сооружений; с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности наделено правом выдавать юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
С учетом изложенных норм права, действовавших как на дату назначения рассматриваемой проверки, так и в период ее фактического проведения, судами обоснованно установлено, что действия управления по назначению и проведению внеплановой документарной, выездной проверки, а также вынесению оспариваемого предписания об устранении выявленных нарушений требований в области безопасности гидротехнических сооружений осуществлены уполномоченными должностными лицами управления в соответствующей сфере федерального государственного надзора (контроля) в пределах предоставленных им полномочий; при этом объекты проведенной проверки - портовые гидротехнические сооружения расположены в границах портов, пристаней на внутренних водных путях, установленных распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 N 1800-р.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N184-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Согласно статье 2 Закона N 184-ФЗ технический регламент - это документ, который принят соответствующим нормативным правовым актом и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Как следует из положений Технического регламента N 623, к объектам регулирования относятся, в том числе объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включающие причалы и портовые причальные сооружения (пункт 5); требования настоящего технического регламента обязательны для их выполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими проектирование (включая изыскания), строительство, эксплуатацию (включая вывод из эксплуатации и ремонт), ликвидацию и утилизацию объектов регулирования, и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента (пункт 6).
Пунктом 444 Технического регламента N 623 предусмотрено, что техническую эксплуатацию объекта регулирования осуществляет его арендатор; техническую эксплуатацию объекта регулирования при отсутствии арендатора или структурных частей объекта, не закрепленных за арендатором, осуществляет организация -балансосодержатель или организация, которой сооружения переданы в оперативное управление, хозяйственное ведение или на ином основании, а при отсутствии таковых - собственник объекта регулирования.
Таким образом, поскольку гидротехнические сооружения, являвшиеся объектами проведенной проверки, составляют государственную казну Российской Федерации и не закреплены на каком-либо вещном праве (оперативное управление, хозяйственное ведение, аренда и др.) за иными лицами, агентство в соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, утвержденного приказом Росимущества от 28.05.2019 N 128, обязано осуществлять полномочия собственника в отношении данных объектов.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, правильно применив изложенные нормы материального права, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что управлением на основании распоряжения N ВС-1-10/031 от 30.06.2021 в отношении агентства проведена внеплановая документарная, выездная проверка, по результатам которой установлен факт неисполнения агентством ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений требований в области безопасности гидротехнических сооружений N ВС-1-10/048 от 19.08.2019 в установленный срок до 21.06.2021 (с учетом продления срока исполнения); в адрес агентства заказным почтовым отправлением направлен запрос о предоставлении документов N 01-35/561 от 30.06.2021 с приложением заверенной печатью копии распоряжения N ВС-1-10/031 от 30.06.2021 о проведении внеплановой документарной, выездной проверки, который получен адресатом 08.07.2021; также через канцелярию агентством получено уведомление управления N 01-35/629 от 16.07.2021 о выезде уполномоченных сотрудников для проведения внеплановой выездной проверки; последняя проводилась по месту нахождения объектов контроля 21.07.2021, 22.07.2021 и 23.07.2021; при проведении выездной проверки непосредственно присутствовал представитель агентства Асташкина Я.М. по доверенности N 38-СН/8130 от 14.07.2021, действительной по 31.12.2021, которому после завершения проверки были вручены акт проверки N ВС-1-10/031 от 23.07.2021 и предписание об устранении выявленных нарушений N ВС-1-10/031 от 23.07.2021; вторые экземпляры акта проверки и предписания направлены управлением в адрес агентства заказным почтовым отправлением и получены последним 28.07.2021, в связи с пришли к правильным выводам о наличии у управления правовых оснований для проведения проверки и выдачи предписания N ВС-1-10/031 от 23.07.2021, его законности и отсутствии нарушений прав и законных интересов агентства и, руководствуясь положениями части 3 статьи 201 АПК РФ, правомерно отказали в удовлетворении заявленных агентством требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что управлением в ходе проверки допущены грубые нарушения требований Закона N 294-ФЗ в части уведомления о проведении внеплановой документарной проверки, а также вручения акта проверки ненадлежащему лицу, подлежат отклонению судом округа в связи со следующим.
Рассматриваемая внеплановая документарная проверка общей продолжительностью 7 рабочих дней (согласно акту проверки от 23.07.2021) фактически проводилась после получения агентством распоряжения N ВС-1-10/031 от 30.06.2021 о проведении внеплановой документарной, выездной проверки и запроса о предоставлении документов N 01-35/561 от 30.06.2021; о проведении внеплановой выездной проверки агентство было извещено заблаговременно уведомлением N 01-35/629 от 16.07.2021, при ее проведении присутствовал уполномоченный на основании доверенности представитель агентства, которому по окончании были вручены составленный акт проверки и предписание, также данные документы были направлены в адрес агентства заказным почтовым отправлением и получены последним. Таким образом, какие-либо основания полагать, что в рассматриваемом случае имели место прямо предусмотренные частью 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ грубые нарушения, влекущие недействительность результатов проведенной управлением проверки, отсутствуют.
Довод заявителя жалобы о неисполнимости оспариваемого предписания подлежит отклонению судом округа, поскольку оно имеет четкие формулировки, доступные для понимания конкретных действий, которые следует совершить в целях устранения выявленных нарушений законодательства; срок для его рассмотрения и исполнения является разумным, а само предписание исполнимым.
Иные доводы кассационной жалобы по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 декабря 2021 года по делу N А19-18783/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что управлением в ходе проверки допущены грубые нарушения требований Закона N 294-ФЗ в части уведомления о проведении внеплановой документарной проверки, а также вручения акта проверки ненадлежащему лицу, подлежат отклонению судом округа в связи со следующим.
Рассматриваемая внеплановая документарная проверка общей продолжительностью 7 рабочих дней (согласно акту проверки от 23.07.2021) фактически проводилась после получения агентством распоряжения N ВС-1-10/031 от 30.06.2021 о проведении внеплановой документарной, выездной проверки и запроса о предоставлении документов N 01-35/561 от 30.06.2021; о проведении внеплановой выездной проверки агентство было извещено заблаговременно уведомлением N 01-35/629 от 16.07.2021, при ее проведении присутствовал уполномоченный на основании доверенности представитель агентства, которому по окончании были вручены составленный акт проверки и предписание, также данные документы были направлены в адрес агентства заказным почтовым отправлением и получены последним. Таким образом, какие-либо основания полагать, что в рассматриваемом случае имели место прямо предусмотренные частью 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ грубые нарушения, влекущие недействительность результатов проведенной управлением проверки, отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июня 2022 г. N Ф02-2398/22 по делу N А19-18783/2021