город Иркутск |
|
01 июля 2022 г. |
Дело N А33-29718/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 января 2022 года по делу N А33-29718/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации Большесалбинского сельсовета Идринского района Красноярского края (далее - администрация) о взыскании финансовых санкций в размере 9 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 января 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, учреждение обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов об отсутствии оснований для взыскания финансовых санкций, поскольку имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается факт представления администрацией отчетности по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2020 года в отношении 19 застрахованных лиц с нарушением срока, установленного законодательством.
Администрацией отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом настоящего спора является требование фонда о взыскании финансовых санкций в размере 9 500 рублей за неисполнение страхователем обязанности по представлению в установленный статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год на 19 застрахованных лиц.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 24.07.2020 администрацией в учреждение посредством электронного документооборота представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2020 год на одно застрахованное лицо, принятые учреждением.
03.03.2021 администрацией в учреждение представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2020 год на 20 застрахованных лиц, которые учреждением не были приняты со ссылкой на ошибку 50 - "при предоставлении формы СЗВ-СТАЖ с типом "исходная" не должно быть ранее представленной формы СЗВ-СТАЖ с типом "исходная" от страхователя с аналогичным регистрационным номером за отчетный период, за который предоставляются сведения".
04.03.2021 по телекоммуникационным каналам связи в адрес администрации направлено уведомление об устранении в течении пяти рабочих дней выявленных ошибок, которое получено 09.03.2021.
15.03.2021 администрацией в учреждение представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2020 год на 20 застрахованных лиц, которые учреждением не приняты со ссылкой на код ошибки 50 - "сведения по форме СЗВ-СТАЖ со значением поля "Тип сведений" - "Дополняющая" не могут быть представлены за период, данные по которому уже учтены на индивидуальном лицом счете застрахованного лица на основании формы СЗВ-СТАЖ со значением поля "Тип сведений" - "Исходная" или "Тип сведений"-"Дополняющая".
16.03.2021 в адрес администрации направлено уведомление об устранении в течении пяти рабочих дней выявленных ошибок, которое получено в тот же день.
20.04.2021 администрацией в учреждение представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год (дополняющая) на 19 застрахованных лиц, которые были приняты последним.
Полагая, что администрацией нарушены требования статьи 17 Закона N 27-ФЗ, учреждением составлен акт проверки N 2058210011262 от 26.04.2021 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам рассмотрения материалов проверки в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ учреждением принято решение N 205S19210014025 от 09.06.2021 о применении финансовых санкций к страхователю за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 9 500 рублей, в связи с чем администрации выставлено требование N 205S01210013646 от 05.07.2021 об уплате штрафа в добровольном порядке в срок до 23.07.2021.
Неисполнение данного требования в установленный срок послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из реализации администрацией права на самостоятельное выявление ошибок в ранее представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета и их уточнение (исправление) в установленном порядке, что позволяет не применять к ней финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования определены Законом N 27-ФЗ.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ страхователями являются, в том числе юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета.
Данные сведения представляются по утвержденной форме СЗВ-СТАЖ.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом; страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу пункта 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, самостоятельное исправление страхователем ошибки в первоначально представленных в пенсионный орган сведениях о застрахованных лицах до истечения срока, установленного в уведомлении пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, не влечет привлечение страхователя к ответственности в форме взыскания финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлены обстоятельства, исключающие вину правонарушителя, к которым могут быть отнесены действия страхователя по выявлению и устранению допущенных ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных ранее в установленный срок сведениях; данные действия должны иметь место до истечения срока, установленного в уведомлении уполномоченного органа об устранении имеющихся расхождений, а также в случае самостоятельного выявления допущенной ошибки до момента ее обнаружения указанным органом.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, правильно применив изложенные нормы права и правовую позицию высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что первоначальные сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год были представлены администрацией в установленный срок (24.07.2020); впоследствии администрация самостоятельно выявила ошибку в представленных за 2020 год сведениях и 03.03.2021 направила дополняющую форму СЗВ-СТАЖ, чем реализовала свое право на уточнение (исправление) ранее представленных сведений за соответствующий отчетный период; последующее направление сведений 15.03.2021 и 20.04.2021 является повторным (дополнительным); при этом основания для непринятия направленных администрацией 03.03.2021 и 15.03.2021 сведений у учреждения отсутствовали ввиду непредставления доказательств наличия каких-либо ошибок и (или) несоответствия имеющимся индивидуальным сведениям, а также несоответствия установленным формам и форматам при подаче сведений о страховом стаже по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая), в связи с чем пришли к правильным выводам о том, что представление администрацией 24.07.2020 и 03.03.2021 сведений по форме СЗВМ-СТАЖ (исходная) и СЗВМ-СТАЖ (дополняющая) за 2020 год соответствует требованиям Закона N 27-ФЗ, что свидетельствует об отсутствии оснований для применения в отношении администрации финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 указанного Закона и удовлетворения заявленных учреждением требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с изложенными судебными выводами основаны на неправильном толковании норм материального права, а также направлены на переоценку представленных участвующими в деле лицами доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных в ходе судебного разбирательства, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 января 2022 года по делу N А33-29718/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, правильно применив изложенные нормы права и правовую позицию высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что первоначальные сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год были представлены администрацией в установленный срок (24.07.2020); впоследствии администрация самостоятельно выявила ошибку в представленных за 2020 год сведениях и 03.03.2021 направила дополняющую форму СЗВ-СТАЖ, чем реализовала свое право на уточнение (исправление) ранее представленных сведений за соответствующий отчетный период; последующее направление сведений 15.03.2021 и 20.04.2021 является повторным (дополнительным); при этом основания для непринятия направленных администрацией 03.03.2021 и 15.03.2021 сведений у учреждения отсутствовали ввиду непредставления доказательств наличия каких-либо ошибок и (или) несоответствия имеющимся индивидуальным сведениям, а также несоответствия установленным формам и форматам при подаче сведений о страховом стаже по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая), в связи с чем пришли к правильным выводам о том, что представление администрацией 24.07.2020 и 03.03.2021 сведений по форме СЗВМ-СТАЖ (исходная) и СЗВМ-СТАЖ (дополняющая) за 2020 год соответствует требованиям Закона N 27-ФЗ, что свидетельствует об отсутствии оснований для применения в отношении администрации финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 указанного Закона и удовлетворения заявленных учреждением требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с изложенными судебными выводами основаны на неправильном толковании норм материального права, а также направлены на переоценку представленных участвующими в деле лицами доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных в ходе судебного разбирательства, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 июля 2022 г. N Ф02-3158/22 по делу N А33-29718/2021