г. Красноярск |
|
18 апреля 2022 г. |
Дело N А33-29718/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" апреля 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шелега Д.И.,
судей: Барыкина М.Ю., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "20" января 2022 года по делу N А33-29718/2021,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718, далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации Большесалбинского сельсовета Идринского района Красноярского края (ИНН 2414001845, ОГРН 1022400746895, далее - администрация) о взыскании финансовых санкций в размере 9 500 рублей.
Решением от 20.01.2022 в удовлетворении требования отказано.
Пенсионный фонд, не соглашаясь с выводами суда, полагает состоявшееся решение подлежащим отмене, ссылаясь на доказанность нарушения администрацией срока представления в уполномоченный орган сведений о застрахованных лицах.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена проверка представленных администрацией сведений, предусмотренных пунктом 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
По результатам проверки пенсионный фонд пришел к выводу, что по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2020 год, администрацией представлены сведения о застрахованных лицах с нарушением установленного срока.
По итогам проведенной проверки принято решение от 09.06.2021 N 205S19210014025, о применении финансовых санкций к страхователю в порядке, предусмотренном статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В целях добровольной уплаты примененной финансовой санкции администрации были выставлены требования, неисполнение которых в установленный срок послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим требованием.
Пенсионный фонд просит привлечь страхователя к административной ответственности за нарушения сроков представления сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете о застрахованных лицах.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования определены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11, статьями 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2-2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлен сроки представления о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о страховом стаже застрахованных лиц, необходимые для правильного назначения страховой и накопительной пенсии, а также сведения, указанные в пункте 2.2 настоящей статьи по форме СЗВ-СТАЖ - ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, абзацами 1 и 2 пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке, в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Судом установлено и следует из материалов дела, что первоначальные сведения, представлены администрацией по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в установленный срок (24.07.2020).
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что администрация самостоятельно выявила ошибку в представленных 2020 год индивидуальных сведениях и направила 03.03.2021 дополняющую форму СЗВ-СТАЖ за отчетный период, до выявления уполномоченным органом указанного факта.
Таким образом, применительно к положениям Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, следует, что администрация реализовала свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, что позволяет не применять к ней финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция изложена, в том числе, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975.
Вместе с тем в оспариваемом решении фонд квалифицирует представление администрацией 03.03.2021 отчета по форме СЗВМ-СТАЖ (дополняющая) за 2020 год как вновь представленный с нарушением установленного срока.
Последующее направление сведений 15.03.2021 и 20.04.2021, в том числе на 19 застрахованных лиц, не является основанием для привлечения страхователя к ответственности, поскольку фактически страхователь на указанных лиц представил сведения повторно. Оснований не принимать 03.03.2021 и 15.03.2021 сведения на 19 застрахованных лиц у фонда не имелось.
Поскольку фондом не представлено в материалы дела доказательств ошибок и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у фонда, а также несоответствия установленным формам и форматам при подаче сведений о страховом стаже по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) в отношении 19 лиц, то суд пришел к верному выводу о том, что сведения заявителем за 2020 год по форме СЗВМ-СТАЖ (исх.) и СЗВМ-СТАЖ (дополняющая) составлены и представлены 24.07.2020 и 03.03.2021 с соблюдением требований Федерального закона N 27-ФЗ.
Довод фонда о том, что представленные администрацией 03.03.2021 и 15.03.2021 отчеты не прошли форматно-логический контроль, в связи с чем данные не подлежат учету, не принимается судом, поскольку настройки интерфейса программного обеспечения фонда не могут служить основанием для оценки действий страхователя, как соответствующие или не соответствующие требованиям закона.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание положения Закона N 27-ФЗ, Инструкции N 211-н, а также позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную, в том числе в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции правильно применил указанные выше положения Закона N 27-ФЗ, Инструкции N211-н, и пришел к выводу об отсутствии законных оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Доводы пенсионного фонда не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, подлежат отклонению в силу их несостоятельности и ошибочности толкования норм права. Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" января 2022 года по делу N А33-29718/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-29718/2021
Истец: ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому Краю
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ БОЛЬШЕСАЛБИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА ИДРИНСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Третий ААС