город Иркутск |
|
04 июля 2022 г. |
Дело N А74-7619/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой И.Г.,
при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия (судья Чумаченко Т.В., секретарь судебного заседания Девяшина Ю.В.),
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Республики Хакасия представителей: Общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный комплекс" Сивириной М.В. (доверенность от 30.11.2020, паспорт, диплом), Изакова А.Ф. (доверенность N 1 от 18.01.2021, паспорт), Администрации Жемчужненского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия Туркина Е.В. (доверенность от 20.05.2022, паспорт, диплом), Андрияновой Е.А. (доверенность от 20.05.2022, паспорт, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный комплекс" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 04 февраля 2022 года по делу N А74-7619/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный комплекс" (ОГРН 1172468019833, ИНН 2460102340, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Жемчужненского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (далее - администрация) о признании незаконным бездействия по неисполнению обязанностей по созданию необходимых условий для выполнения работ по реконструкции объекта соглашения, по неутверждению в сроки, установленные пунктами 37, 38 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2019 N 154 (далее - Требования к порядку N 154), актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования Жемчужненский сельсовет, как не соответствующего по содержанию Требованиям к схемам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 (далее - Требования к схемам N 154), пункту 6 части 1 статьи 6 и статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ). В качестве восстановительной меры общество просило обязать администрацию в установленном законом порядке включить конкретные предлагаемые изменения в актуализированную Схему теплоснабжения п. Жемчужный в соответствии с пунктами 4, 11, 12, 19, 31 Требований к схемам N 154.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Республика Хакасия в лице Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 04 февраля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2022 года, принят отказ от первоначального требования об обязании администрации передать обществу в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 19:11:020103:39, 19:11:020209:1, 19:11:020104:17, 19:11:020103:68, 19:11:020101:165, производство по делу в указанной части прекращено. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно доводов кассационной жалобы, выводы судов об отсутствии со стороны администрации незаконного бездействия по неутверждению актуализированной схемы теплоснабжения п. Жемчужный не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; судами не учтено, что администрацией в схему теплоснабжения п. Жемчужный на 2022 год не включены актуализированная графическая схема тепловых сетей с указанием бесхозяйной тепловой сети, на которой расположены дома N N 11, 12, 29 по улице Санаторная, присоединенные к котельной N 3, перечень бесхозяйных тепловых сетей, не предусмотрены мероприятия по реконструкции тепловой сети, изложенные в Приложении N 4 к концессионному соглашению N 2/2018 от 06.03.2018, консервации котельной N 3 и переключении потребителей общества с данной котельной на иную, что наряду с несоблюдением администрацией процедуры по актуализации схемы теплоснабжения (публикация проекта, проведение публичных слушаний и т.д.) свидетельствует не только о нарушении положений Требований к порядку N 154, Требований к схемам N 154, но и нарушает права и законные интересы общества в части планирования осуществляемой деятельности по теплоснабжению и возмещения произведенных затрат за счет тарифа.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу указала на несостоятельность доводов общества и выразила согласие с обжалуемыми судебными актами.
Третье лицо о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
В судебном заседании представители общества и администрации поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 06.03.2018 между администрацией (концедент) и обществом (концессионер) заключено концессионное соглашение N 2/2018 (далее - соглашение) в отношении объектов теплоснабжения муниципального имущественного комплекса муниципального образования Жемчужненский сельсовет, по условиям которого концессионер обязался за свой счет и/или за счет привлеченных средств произвести (реконструировать) имущество, указанное в разделе 2 настоящего соглашения, включающее в себя недвижимое имущество и технологически связанное с ним движимое имущество, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять его эксплуатацию и обслуживание, а также деятельность по оказанию услуг теплоснабжения потребителям с использованием объекта соглашения и иного имущества, а концедент обязался предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности в виде обременения права собственности на объект соглашения; передача концедентом концессионеру объекта соглашения и иного имущества осуществляется по акту приема-передачи, подписываемому сторонами; обязанность концедента по передаче объекта соглашения и иного имущества считается исполненной после принятия объекта соглашения и иного имущества концессионером и подписания сторонами акта приема-передачи; концедент передает концессионеру по перечню согласно приложению N 2 копии документов, относящиеся к передаваемому объекту соглашения и иному имуществу, необходимые для исполнения настоящего соглашения, одновременно с передачей соответствующего объекта; концедент обязуется обеспечить концессионеру необходимые условия для выполнения работ по реконструкции объекта соглашения, в том числе принять необходимые меры по обеспечению свободного доступа концессионера и уполномоченных им лиц к объекту соглашения; обязанность концессионера по передаче объекта соглашения, считается исполненной с момента подписания сторонами акта приема-передачи.
В акте приема-передачи (приложение N 6 к соглашению) стороны зафиксировали перечень имущества, которое концедент передал, а концессионер принял.
В соответствии с приложением N 4 к соглашению "Задание и основные мероприятия, предельный размер расходов на реконструкцию объекта Соглашения" закреплено строительство тепловой сети от ТК2 до ТК8 с выводом из эксплуатации участка теплотрассы ТК2-ТК1-ТК8 длиной 146 метров диаметром 76 метров глубиной залегания 1,6 метра в 2020 году.
10.06.2020 общество уведомило администрацию о том, что в результате обследования тепловых сетей котельной N 3 п. Жемчужный были выявлены бесхозяйные сети по ул. Санаторная.
Как следует из акта от 10.06.2020, в результате обследования теплотрассы от котельной N 3 п. Жемчужный, подающей тепловую энергию потребителям по улице Санаторная, выявлены бесхозяйные сети общей протяженностью 352 м.
Письмами N 202 от 30.05.2020, N 203 от 01.06.2020, N 243 от 13.08.2020 общество направило администрации требование о предоставлении в соответствии с соглашением актуализированной схемы теплотрасс по ул. Санаторная - котельная N 3, согласовании с владельцами жилого сектора выполнения работ по прокладке теплотрассы по их земельным участкам, а также предложение по подключению к теплоснабжению части жилого сектора, который выпадает из планируемой сети при закольцевании теплотрассы.
В связи с неисполнением указанного требования общество направило в адрес администрации претензию N Д13/2020 от 22.12.2020, в ответе на которую последняя сообщила, что схемы трасс теплоснабжения были переданы при подписании соглашения, в связи с чем обязательства по созданию необходимых условий для выполнения работ по реконструкции объекта соглашения исполнены.
Полагая, что администрация нарушает права заявителя своим бездействием по неисполнению обязанности по созданию необходимых условий для выполнения работ по реконструкции объекта соглашения, в частности, по неутверждению актуализированной схемы теплоснабжения с включением необходимых сведений в установленные законодательством сроки, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что из представленных участвующими в деле лицами в материалы дела доказательств не усматривается вменяемое администрации бездействие, как и нарушение им прав и законных интересов общества.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании бездействия органа власти может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив отсутствие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
По смыслу пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 1 статьи 2 Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 N 84-ЗРХ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия" органы местного самоуправления наделены полномочиями по организации теплоснабжения в границах соответствующего поселения.
В силу положений статьи 23 Закона N 190-ФЗ развитие системы теплоснабжения поселения осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения (часть 2); уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения (часть 3); требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации; порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии; споры, возникающие при утверждении и актуализации схем теплоснабжения, утверждение которых входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, рассматриваются в судебном порядке (часть 7).
Согласно пункту 20 статьи 2 Закона N 190-ФЗ схема теплоснабжения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления.
Утверждение схем теплоснабжения поселений, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации в силу пункта 6 части 1 статьи 6 Закона N 190-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих поселений.
Требования к схемам N 154 устанавливают, в том числе требования к составу схем теплоснабжения (актуализированных схем теплоснабжения) поселений, разрабатываемых в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий.
Требованиями к порядку N 154 регламентируется, в том числе порядок разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения поселений; по общему правилу, схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации (пункт 10).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные участвующими в деле лицами в материалы дела доказательства, правильно применив изложенные нормы материального права, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что ежегодная актуализация схемы теплоснабжения является обязанностью администрации как органа местного самоуправления; в период с 2018 по 2021 годы администрацией принимались постановления, актуализирующие схему теплоснабжения муниципального образования, в том числе постановление от 16.10.2021 N 218 "Об утверждении актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения муниципального образования Жемчужненский сельсовет, утвержденной постановлением от 31.12.2013 N 105 "Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования Жемчужненский сельсовет" (далее - Постановление N 218), в связи с чем пришли к выводам о фактическом принятии администрацией мер (осуществлению мероприятий) по актуализации схемы теплоснабжения поселения и, как следствие, об отсутствии с её стороны противоправного бездействия в виде неисполнения обязанности по разработке, актуализации и утверждению схемы теплоснабжения поселения; при этом несогласие общества с порядком принятия и содержанием утвержденной администрацией актуализированной схемы теплоснабжения поселения на 2022 год, нарушение последней в связи с этим прав и законных интересов общества не охватывается предметом заявленных в рамках настоящего дела требований; учитывая требования общества, а также установленный процессуальным законом запрет выхода за пределы определяемого самим заявителем предмета судебного разбирательства, у судов первой и апелляционной инстанций в рассматриваемом случае отсутствовали правовые основания для исследования и оценки на предмет положениям Закона N 190-ФЗ, Требований к схемам N 154 и Требований к порядку N 154 действующего в настоящее время Постановления N 218, законность которого проверяется Арбитражным судом Республики Хакасия в рамках дела N А74-645/2022, в ходе которого общество не лишено права заявлять доводы о нарушении установленного порядка и неполноте актуализации схемы теплоснабжения поселения, в том числе об отсутствии в ней выявленных бесхозяйных объектов теплоснабжения, а также мероприятий по реконструкции, предусмотренных соглашением.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 04 февраля 2022 года по делу N А74-7619/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений статьи 23 Закона N 190-ФЗ развитие системы теплоснабжения поселения осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения (часть 2); уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения (часть 3); требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации; порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии; споры, возникающие при утверждении и актуализации схем теплоснабжения, утверждение которых входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, рассматриваются в судебном порядке (часть 7).
Согласно пункту 20 статьи 2 Закона N 190-ФЗ схема теплоснабжения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления.
Утверждение схем теплоснабжения поселений, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации в силу пункта 6 части 1 статьи 6 Закона N 190-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих поселений."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 июля 2022 г. N Ф02-2778/22 по делу N А74-7619/2021