город Иркутск |
|
27 июля 2022 г. |
Дело N А19-11913/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Железняк Е.Г., Клепиковой М.А.,
с участием представителя акционерного общества "Осетровский речной порт" Баленко Н.А. (доверенность от 01.01.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Сибирская Угольная Энергетическая Компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 октября 2021 года по делу N А19-11913/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Сибирская угольная энергетическая компания" (ОГРН 1027700151380, ИНН 7708129854, г. Москва, далее - общество "СУЭК") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к акционерному обществу "Осетровский речной порт" (ОГРН 1023802082655, ИНН 3818000687, г. Усть-Кут) о взыскании 43 482 рублей 11 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Грузовая компания" (далее - общество "Грузовая компания"), акционерное общество "Федеральная грузовая компания" (далее - общество "ФГК").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 октября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2022 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права (статьи 200, 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заявитель не соглашается с выводами судов о пропуске срока исковой давности, полагая, что требования заявлены в порядке регресса и срок исковой давности подлежал исчислению с момента вступления в законную силу решений судов по делам N А40-260033/2018 и А40-41208/2019, которыми для истца установлена обязанность по возмещению убытков, причиненных обществу "ФГК" и обществу "Грузовая компания".
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу не согласился с доводами истца, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Требования истца о взыскании убытков обусловлены наличием судебных актов, на основании которых удовлетворены требования владельцев подвижного состава о взыскании стоимости его ремонта.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что у истца не возникло право регресса, срок исковой давности следует исчислять со дня установления вины ответчика в повреждении вагонов (дата составления актов о повреждении).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Оценивая принятые и обжалуемые в кассационном порядке судебные акты, в пределах полномочий, определенных главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены, а доводы заявителя жалобы считает необоснованными в связи со следующим.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации под исковой давностью понимается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу пункта 3 статьи 200 названного Кодекса по регрессным обязательствам течение срока исковой давности начинается со дня исполнения основного обязательства.
Право регресса заключается в исполнении обязательства за другое лицо и возникновении права требования к лицу, за которое исполнено обязательство.
В том случае, если законом предусмотрена обязанность платежа за другое лицо и эта обязанность исполнена, то требование о возврате уплаченных сумм и будет являться регрессом. Случаи, в которых возникает право регресса, прямо предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами (в том числе пункт 2 статьи 325, пункт 2 статьи 366, пункт 3 статьи 399, статья 640, пункт 3 статьи 885, статья 1064, статья 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации и др.).
Между тем из материалов дела усматривается, что истец исполнил свои обязательства по возмещению стоимости ремонта вагонов перед обществом "Грузовая компания" и обществом "ФГК" как сторона договоров на предоставление железнодорожного состава для осуществления перевозки грузов.
Поскольку требования третьих лиц, предоставляющих подвижной состав, о возмещении расходов на проведение ремонта вагонов после составления актов о повреждении вагонов, протоколов оперативного совещания у начальника железнодорожных станций назначения, добровольно не были выполнены истцом, владельцами вагонов были заявлены требования об исполнении условий договора о возмещении понесенных затрат.
Полагая, что им исполнены обязательства по возмещению убытков перед третьими лицами, истцом предъявлено требование о возмещении понесенных им расходов с ответчика. Свои требования истец считает регрессными со ссылкой на статью 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, требования о возмещении расходов заявлены к ответчику как к стороне в обязательстве.
Следовательно, довод о том, что к спорным правоотношениям подлежит применению статья 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации, основан на неправильном толковании нормы материального права.
Право на иск закон связывает как с реальной, так и с потенциальной осведомленностью лица о нарушении своего права и о надлежащем ответчике по иску о защите этого права.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации убытками являются расходы, которое лицо, чье право нарушено, не только произвело, но и должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Из материалов дела видно, что общество "СУЭК" узнало о нарушении своего права и о том, кто является ответчиком по иску о защите этого права: в отношении вагона N 53273884 не позднее апреля 2017 года (претензия общества "Грузовая компания" от 27.03.2017), в отношении вагонов N 57853921, 59290247, 62150057, 52285277 не позднее апреля 2018 года (претензия общества "ФГК" от 01.03.2018), когда получило претензии от третьих лиц.
Таким образом, в рассматриваемом случае срок исковой давности по требованиям о взыскании убытков следовало исчислять с момента, когда общество "СУЭК" было осведомлено о возникновении данных убытков. Действия третьих лиц по предъявлению к истцу требований о возмещении расходов по ремонту подвижного состава, а также исполнение данных решений истцом (по данному делу) не могут влиять на течение срока исковой давности.
Поскольку с исковым заявлением истец обратился в арбитражный суд только 16 июня 2021 года, то есть с пропуском срока, установленного пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, выводы судов об отказе в удовлетворении исковых требований являются правомерными.
Учитывая, что при принятии судебных актов нарушений норм материального права, которые привели к принятию неправильного решения по делу, не допущено, исследование и оценка доказательств судами проведена с соблюдением требований главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений норм процессуального права судом кассационной инстанции не установлено, решение от 11.10.2021 и постановление от 11.04.2022 подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 октября 2021 года по делу N А19-11913/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации убытками являются расходы, которое лицо, чье право нарушено, не только произвело, но и должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
...
Поскольку с исковым заявлением истец обратился в арбитражный суд только 16 июня 2021 года, то есть с пропуском срока, установленного пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, выводы судов об отказе в удовлетворении исковых требований являются правомерными.
Учитывая, что при принятии судебных актов нарушений норм материального права, которые привели к принятию неправильного решения по делу, не допущено, исследование и оценка доказательств судами проведена с соблюдением требований главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений норм процессуального права судом кассационной инстанции не установлено, решение от 11.10.2021 и постановление от 11.04.2022 подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 июля 2022 г. N Ф02-3321/22 по делу N А19-11913/2021