город Иркутск |
|
17 августа 2022 г. |
Дело N А19-19946/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Загвоздина В.Д.,
при участии в судебном заседании представителя Публичного акционерного общества "Газпром" Ковальчука Д.А. (доверенность от 06.07.2021, паспорт, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 февраля 2022 года по делу N А19-19946/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Газпром" (ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Иркутской области (далее - учреждение) о признании незаконными действий по отказу во внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих обществу, изложенных в уведомлениях о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия N N КУВД-001/2021-21353174, КУВД-001/2021-21350473, КУВД-001/2021-21346538 от 18.06.2021, обязании устранить нарушения прав и законных интересов путем внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до следующих сооружений, принадлежащих обществу: ГРС 45 мкр. г. Братска, Магистрального газопровода Братское ГКМ-ГРС 45 мкр. г. Братска, Газопровода-отвода к ГРС 45 мкр. г. Братска.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Общество с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Томск" (ОГРН 1027000862954, ИНН 7017005289), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (ОГРН 1047796940465, ИНН 7706560536).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 08 февраля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2022 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, учреждение обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно доводов кассационной жалобы, правовых оснований для внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний (далее - ЗМР) до сооружений, принадлежащих обществу, в рассматриваемом случае не имелось, поскольку отсутствовали специальные акты уполномоченного органа власти об установлении границ зон с особыми условиями использования территории в отношении указанных сооружений; на момент обращения общества с требованием о внесении в ЕГРН сведений о границах ЗМР законодательством в отношении спорных сооружений установлен специальный порядок внесения соответствующих сведений; разработав графическое описание и установив координаты ЗМР до принадлежащих ему газопроводов, общество не лишено возможности направления данных документов в уполномоченный орган власти, в полномочия которого и входит подача документов о внесении таких изменений в ЕГРН; отказами во внесении в ЕГРН сведений о ЗМР в отношении указанных сооружений права и законные интересы общества не нарушены.
Общество в отзыве на кассационную жалобу заявило о согласии с обжалуемыми судебными актами, полагало кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Участвующий в судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Учреждение и третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 АПК РФ, однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществом как собственником магистральных газопроводов, расположенных на территории Иркутской области и являющихся объектами повышенной опасности (ГРС 45 мкр. г. Братска, Магистральный газопровод Братское ГКМ-ГРС 45 мкр. г. Братска, Газопровод-отвод к ГРС 45 мкр. г. Братска), инициировано обращение в учреждение с заявлениями N N 20/06/50, 20/06/51, 20/06/52 от 27.05.2021 для внесения сведений в ЕГРН о ЗМР до данных сооружений с приложением постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 28 декабря 2020 года по делу N А12-1456/2020, описания местоположения границ соответствующих ЗМР, свидетельств о государственной регистрации прав N 38 АД 232911 от 13.07.2010, N 38 АД 232914 от 14.07.2010, N 38 АД 232910 от 13.07.2010, доверенности N 0104-02/ПД-Б/197 от 13.05.2020, XML-файлов.
В ответ на соответствующие обращения обществом получены уведомления о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия N N КУВД-001/2021-21353174, КУВД-001/2021-21350473, КУВД-001/2021-21346538 от 18.06.20211.
Не согласившись с действиями учреждения по отказу во внесении в ЕГРН сведений о ЗМР до магистральных газопроводов, принадлежащих обществу, изложенному в указанных уведомлениях, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствовавшись положениями статей 56, 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 14, 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статей 2, 28, 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ), статей 21, 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ), пункта 22 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083 (далее - Правила N 1083), пункта 23 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815 (далее - Перечень N 815), пунктов 5.6, 5.13 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила N 9), СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" (далее - СП 36.13330.2012), пришли к выводам о том, что в отношении ЗМР до магистральных трубопроводов нормативно-правовые акты, определяющие их понятие, назначение и технические характеристики, уполномоченными органами приняты; такие зоны установлены законодательно с определением их границ и являются действующими; принятия специального акта органом власти для установления границ ЗМР до магистральных газопроводов не требуется; в рассматриваемом случае основанием для внесения в ЕГРН сведений о соответствующей зоне может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида, и документы, описывающие местоположение границ соответствующей зоны, а заявителями могут выступать правообладатели объектов, для обеспечения условий эксплуатации которых устанавливаются ЗМР, в связи с чем признали незаконными оспариваемые отказы учреждения во внесении в ЕГРН сведений о ЗМР в отношении принадлежащих обществу магистральных газопроводов.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно статье 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами (пункт 1); использование земельных участков ограничивается в зонах с особыми условиями использования территорий (подпункт 1 пункта 2).
Перечень зон с особыми условиями использования территорий установлен статьей 105 ЗК РФ, среди которых и зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Согласно статье 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия) (пункт 1); если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления (пункт 6).
Из статьи 26 Закона N 342-ФЗ следует, что зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены, в том числе нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории (подпункт 3 части 8); в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности (часть 9); зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона); внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи (часть 10); указанный в пункте 11 статьи 106 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) правообладатель зданий, сооружений, в связи с размещением которых установлена зона с особыми условиями использования территории, а при отсутствии такого правообладателя или в случае установления зоны с особыми условиями использования территории по основаниям, не связанным с размещением объекта капитального строительства, органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории, либо органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на установление границ зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу федерального закона, в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения данных сведений в Единый государственный реестр недвижимости (часть 12).
Вместе с тем, согласно части 19 статьи 26 Закона N 342-ФЗ собственники магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), в целях предупреждения негативного воздействия которых до дня официального опубликования настоящего Федерального закона установлены минимальные расстояния до данных трубопроводов, если в отношении данных трубопроводов не установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обеспечивают подготовку графического описания местоположения границ указанных минимальных расстояний, устанавливаемых исходя из наибольшего из минимальных расстояний до соответствующего трубопровода, ближе которых не допускается размещать объекты капитального строительства различного назначения, и границ территорий в пределах таких минимальных расстояний, в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков, перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, и направляют эти описание и перечень координат в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; данный федеральный орган исполнительной власти проверяет соответствие описания и перечня координат характерных точек границ указанных минимальных расстояний и границ территорий установленным к таким расстояниям и территориям требованиям, утверждает указанные описание и перечень координат и направляет их в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, для внесения сведений о границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в Единый государственный реестр недвижимости в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению полномочий, предусмотренных частью 19 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 N 543 является Министерство энергетики Российской Федерации.
Таким образом, положения части 19 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, регулирующие порядок обращения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН, с целью внесения в ЕГРН сведений именно о границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), имеют специальный характер по отношению к иным изложенным выше положениям указанной статьи, в связи с чем подлежат приоритетному применению при рассмотрении настоящего спора.
Как обоснованно установлено судами первой и апелляционной инстанций, еще до дня официального опубликования Закона N 342-ФЗ минимальные расстояния до магистральных газопроводов установлены в соответствии с положениями статей 2, 28, 32 Закона N 69-ФЗ, статьи 6 Закона N 384-ФЗ, пункта 22 Правил N 1083, пункта 23 Перечня N 815, пунктов 5.6, 5.13 Правил N 9, СП 36.13330.2012, при этом положение о ЗМР до магистральных или промышленных трубопроводов Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ не утверждено.
При таких обстоятельствах, поскольку обществом, как собственником магистральных газопроводов, расположенных в Иркутской области, заявления N N 20/06/50, 20/06/51, 20/06/52 от 27.05.2021 о внесении в ЕГРН сведений о ЗМР до данных сооружений поданы непосредственно в учреждение, минуя уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Министерство энергетики Российской Федерации, то есть не соблюден специальный порядок, установленный частью 19 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, у учреждения отсутствовали правовые основания для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
При изложенных обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности соответствующих действий учреждения и, как следствие, о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований противоречат изложенным выше нормам материального права, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 и частью 2 статьи 288 АПК РФ обжалуемые решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но ими неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 февраля 2022 года по делу N А19-19946/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2022 года по тому же делу отменить.
Принять по настоящему делу новое решение.
В удовлетворении заявленных Публичным акционерным обществом "Газпром" требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как обоснованно установлено судами первой и апелляционной инстанций, еще до дня официального опубликования Закона N 342-ФЗ минимальные расстояния до магистральных газопроводов установлены в соответствии с положениями статей 2, 28, 32 Закона N 69-ФЗ, статьи 6 Закона N 384-ФЗ, пункта 22 Правил N 1083, пункта 23 Перечня N 815, пунктов 5.6, 5.13 Правил N 9, СП 36.13330.2012, при этом положение о ЗМР до магистральных или промышленных трубопроводов Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ не утверждено.
При таких обстоятельствах, поскольку обществом, как собственником магистральных газопроводов, расположенных в Иркутской области, заявления N N 20/06/50, 20/06/51, 20/06/52 от 27.05.2021 о внесении в ЕГРН сведений о ЗМР до данных сооружений поданы непосредственно в учреждение, минуя уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Министерство энергетики Российской Федерации, то есть не соблюден специальный порядок, установленный частью 19 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, у учреждения отсутствовали правовые основания для внесения соответствующих сведений в ЕГРН."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 августа 2022 г. N Ф02-3549/22 по делу N А19-19946/2021
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2023 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 241-ПЭК23
17.08.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3549/2022
29.04.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1380/2022
08.02.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-19946/2021