Определение Верховного Суда РФ от 21 февраля 2023 г. N 302-ЭС22-23313 по делу N А19-19946/2021
Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу публичного акционерного общества "Газпром" (далее - общество "Газпром") на постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.08.2022 по делу N А19-19946/2021 Арбитражного суда Иркутской области,
установил:
общество "Газпром" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Иркутской области (далее - учреждение) о признании незаконными действий по отказу во внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о зонах минимальных расстояний (далее - ЗМР) до объектов, принадлежащих обществу "Газпром", изложенных в уведомлениях о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия N КУВД-001/2021-21353174, КУВД- 001/2021-21350473, КУВД-001/2021-21346538 от 18.06.2021; об обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в ЕГРН сведений о ЗМР до следующих сооружений: ГРС 45 мкр. г. Братска, Магистрального газопровода Братское ГКМ-ГРС 45 мкр. г. Братска, Газопровода-отвода к ГРС 45 мкр. г. Братска.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Томск", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2022, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.08.2022 принятые по делу судебные акты отменены, в удовлетворении заявленных обществом "Газпром" требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом суда округа, общество "Газпром" обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, ссылаясь на наличие оснований для его обжалования в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив по материалам истребованного дела изложенные в жалобе доводы и принятые судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 части 7 статьи 291.6 АПК РФ, по которым кассационная жалоба вместе с делом могут быть переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, обществом "Газпром", как собственником магистральных газопроводов, расположенных на территории Иркутской области, являющихся объектами повышенной опасности, было инициировано обращение в учреждение с заявлениями N 20/06/50, 20/06/51, 20/06/52 от 27.05.2021 для внесения сведений в ЕГРН о ЗМР до данных сооружений с приложением соответствующих документов.
В ответ на указанные обращения обществом "Газпром" получены уведомления о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия N КУВД-001/2021-21353174, КУВД-001/2021-21350473, КУВД-001/2021-21346538 от 18.06.20211.
Не согласившись с отказами учреждения во внесении в ЕГРН сведений о ЗМР до магистральных газопроводов, принадлежащих заявителю на праве собственности, общество "Газпром" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 56, 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 14, 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статей 2, 28, 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статей 21, 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункта 22 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, пункта 23 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815, пунктов 5.6, 5.13 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных заместителем Министра топлива и энергетики России 29.04.1992 и постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов), а также сводом правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденным приказом Госстроя России от 25.12.2012 N 108/ГС (далее - СП 36.13330.2012), и исходили из наличия установленной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, являющейся основанием для признания оспариваемых решений учреждения незаконными.
Разрешая спор, суды указали, что охранная зона трубопроводов и ЗМР до магистральных или промышленных трубопроводов законодателем отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий; ЗМР до магистральных газопроводов установлены законодательно с определением границ данных зон и внесение сведений в ЕГРН об охранных зонах возможно без согласования на основании заявления правообладателя и прилагаемого к нему графического описания местоположения границ зоны, перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН, размеры которых соответствуют размерам, предусмотренными актами, определяющими порядок установления таких охранных зон на день их установления.
Отменяя принятые по делу судебные акты, суд округа указал на несоблюдение обществом "Газпром" специального порядка, установленного частью 19 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, поскольку заявления о внесении в ЕГРН сведений о ЗМР до данных сооружений поданы в учреждение, минуя уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Министерство энергетики Российской Федерации, в связи с чем у учреждения отсутствовали правовые основания для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
Выражая несогласие с обжалуемым судебным актом, общество "Газпром" ссылается на существенное нарушение судом округа норм материального права, а именно на отсутствие оснований для применения к спорным правоотношениям части 19 статьи 26 Закона N 342-ФЗ.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что нормами ЗК РФ допускается ограничение прав на землю по установленным федеральными законами основаниям (пункт 1 статьи 56 ЗК РФ).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ использование земельных участков ограничивается в зонах с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ).
К таким зонам отнесены ЗМР до магистральных или промышленных газопроводов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона.
Согласно части 16 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до 01.01.2025 установление, изменение или прекращение существования ЗОУИТ (за исключением случаев, если до 01.12.2019 Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ утверждено положение о ЗОУИТ соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования Закона N 342-ФЗ, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 - 16.3 статьи 26 Закона N 342-ФЗ.
В настоящее время положение в отношении ЗМР, предусмотренное статьей 106 ЗК РФ, не утверждено.
Между тем до 01.01.2025 ЗОУИТ считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года, в том числе нормативным правовым актом, предусматривающим установление ЗОУИТ в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ ЗОУИТ (пункт 3 части 8 статьи 26 Закона N 342-ФЗ).
Заявитель ссылается на то, что ЗМР газопроводов установлены до вступления в силу данного закона нормативным правовым актом - Правилами охраны магистральных трубопроводов, а также на основании СП 36.13330.2012, в том числе в части, носящей нормативный характер.
Считает, что с правообладателей указанных сооружений, в связи с размещением которых до дня официального опубликования Закона N 342-ФЗ установлена соответствующая зона, не снимается обязанность по направлению сведений о таких зонах в ЕГРН, в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, в порядке, предусмотренном частью 12 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, поскольку такая информация направляется не в целях установления юридической силы соответствующей зоны, а в целях информирования, с целью недопущения нарушения прав и законных интересов третьих лиц, предотвращения угрозы жизни и здоровью, и у уполномоченного федерального органа исполнительной власти на момент обращений отсутствовали правовые основания для проведения проверки в соответствии с частью 19 статьи 26 Закона N 342-ФЗ.
Также заявитель указывает на то, что обжалуемый судебный акт противоречит сложившейся судебной практике по вопросу применения положений Закона N 342-ФЗ в отношении аналогичного рода объектов, права на которые возникли до введения в действие данного закона.
Поскольку доводы кассационной жалобы заслуживают внимания, кассационная жалоба вместе с делом подлежат передаче для рассмотрения по существу в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.9 АПК РФ, судья
определил:
передать кассационную жалобу акционерного общества "Газпром" вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 23.03.2023 на 11 час. 00 мин. в помещении суда по адресу: г. Москва, улица Поварская, дом 15 зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.В. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 21 февраля 2023 г. N 302-ЭС22-23313 по делу N А19-19946/2021
Опубликование:
-