г. Чита |
|
29 апреля 2022 г. |
Дело N А19-19946/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Кайдаш Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Газпром" Ковальчука Д.А. (доверенность от 06.07.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 февраля 2022 года по делу N А19-19946/2021,
УСТАНОВИЛ
публичное акционерное общество "Газпром" (ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003, далее - заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области (ОГРН: 1027700485757, ИНН: 7705401340, далее - административный орган) о признании незаконными действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области, действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по отказам внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром", изложенным в уведомлении о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 18.06.2021 N КУВД-001/2021- 21353174, уведомлении о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 18.06.2021 N КУВД-001/2021- 21350473, уведомлении о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 18.06.2021 N КУВД-001/2021- 21346538. Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области устранить нарушения прав и законных интересов путем внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром", а именно:
1) Зона минимальных расстояний сооружения - ГРС 45 мкр. г. Братска;
2) Зона минимальных расстояний сооружения - Магистральный газопровод Братское ГКМ-ГРС 45 мкр. г. Братска;
3) Зона минимальных расстояний сооружения - газопровод-отвод к ГРС 45 мкр. г. Братска.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Томск" (ОГРН 1027000862954, ИНН 7017005289), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (ОГРН 1047796940465, ИНН 7706560536).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 08 февраля 2022 года по делу N А19-19946/2021 заявленные требования удовлетворены. Действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области по отказам внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром", изложенным в уведомлении о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 18.06.2021 N кувд-001/2021- 21353174, уведомлении о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 18.06.2021 N кувд-001/2021- 21350473, уведомлении о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 18.06.2021 N кувд-001/2021- 21346538 признаны незаконными, суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области устранить нарушения прав и законных интересов путем внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром", а именно:
1) Зона минимальных расстояний сооружения - ГРС 45 мкр. г. Братска;
2) Зона минимальных расстояний сооружения - Магистральный газопровод Братское ГКМ-ГРС 45 мкр. г. Братска;
3) Зона минимальных расстояний сооружения - газопровод-отвод к ГРС 45 мкр. г. Братска.
Кадастровая палата обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе и дополнениях к ней.
Апеллянт считает, что не имелось правовых оснований для внесения в ЕГРН сведений о ЗМР объектов, принадлежащих ПАО "Газпром". В отношении ряда объектов, в том числе магистральных трубопроводов, Федеральным законом установлен специальный порядок внесения в ЕГРН сведения о ЗМР. ПАО "Газпром", разработав графическое описание и установив координаты ЗМР в отношении принадлежащих ему объектов, не был лишен Учреждением возможности направить данные документы на рассмотрение в уполномоченный орган, в обязанности которого и входит подача документов о внесении таких сведений в ЕГРН. Таким образом, отказом внесения сведений о зонах минимальных расстояний в ЕГРН Учреждением не нарушены права ПАО "Газпром".
По мнению заявителя жалобы, неправильное истолкование судом норм ч.8, 16, 16.2, 19-21 ст. 26 Закона N 342-ФЗ привело к принятию неправильного решения.
Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 26.03.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области, ООО "Газпром Трансгаз Томск", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя заявителя, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ПАО "Газпром" как собственником газопроводов, являющихся объектами повышенной опасности, на основании части 12 статьи 26 Закона N 342-ФЗ инициированы обращения в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области от 27.05.2021 NN 20/06/50, 20/06/51, 20/06/52 для внесения сведений в ЕГРН о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, принадлежащих ПАО "Газпром", и расположенных в Иркутской области:
1-е обращение (PKPVD-2021-05-27-386806): Сопроводительное письмо от 27.05.2021 N 20/06/50; Постановление Арбитражного суда кассационной инстанции Поволжского округа Ф06-69315/2020 от 28.12.2020 Дело N А12-1456/2020; Описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территорий зона минимальных расстояний газопровода - отвода к ГРС45 мкр. г. Братск; Свидетельство о государственной регистрации прав от 13.07.2010 N 38 АД 232911; Доверенность от 13.05.2020 N 0104-02/ПД-Б/197; XML-файлы.
2-е обращение (PKPVD-2021-05-27-377912): Сопроводительное письмо от 27.05.2021 N 20/06/51; Постановление Арбитражного суда кассационной инстанции Поволжского округа Ф06-69315/2020 от 28.12.2020 Дело N А12-1456/2020; Описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территорий зона минимальных расстояний газопровода -отвода к ГРС45 мкр. г. Братск; Свидетельство о государственной регистрации прав от 14.07.2010 N 38 АД 232914; Доверенность от 13.05.2020 N 0104-02/ПД-Б/197; XML-файлы.
3-е обращение (PKPVD-2021-05-27-366321): Сопроводительное письмо от 27.05.2021 N 20/06/52; Постановление Арбитражного суда кассационной инстанции Поволжского округа Ф06-69315/2020 от 28.12.2020 Дело N А12-1456/2020; Описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территорий зона минимальных расстояний газопровода - отвода к ГРС45 мкр. г. Братск; Свидетельство о государственной регистрации прав от 13.07.2010 N 38 АД 232910; Доверенность от 13.05.2020 N 0104-02/ПД-Б/197; XML-файлы.
В ответ на соответствующие обращения о внесении сведений о зонах минимальных расстояний заявителем получены следующие уведомления:
1. В ответ на обращение Заявителя от 27.05.2021 N 20/06/50 органом регистрации направлено уведомление о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 18.06.2021 N КУВД-001/2021- 21353174.
2. В ответ на обращение Заявителя от 27.05.2021 N 20/06/51 органом регистрации направлено уведомление о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 18.06.2021 N КУВД-001/2021- 21350473
3. В ответ на обращение Заявителя от 27.05.2021 N 20/06/52 органом регистрации направлено уведомление о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 18.06.2021 N КУВД-001/2021- 21346538.
Не согласившись с действиями Филиала по отказу во внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих заявителю, изложенным в вышеуказанных уведомлениях, ПАО "Газпром" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ПАО "Газпром" является собственником следующих объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, в отношении которых подано обращение о внесении в Единый государственный реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о зонах минимальных расстояний: ГРС 45 мкр. г. Братска, Магистральный газопровод Братское ГКМ-ГРС 45 мкр. г. Братска, Газопровод- отвод к ГРС 45 мкр. г. Братска.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 6, 25 статьи 105 ЗК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий в силу могут быть отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Таким образом, охранная зона трубопроводов и зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов законодателем прямо отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ).
В соответствии со статьей 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения прав на землю, в том числе особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В силу пункта 3 части 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) до 1 января 2028 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2025 года, в том числе, нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;
Согласно части 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
В соответствии с частью 10 статьи 26 Закона N 342-ФЗ зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2025 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.
Согласно части 12 статьи 26 Закона N 342-ФЗ указанный в пункте 11 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) правообладатель зданий, сооружений, в связи с размещением которых до 1 января 2025 года установлена зона с особыми условиями использования территории, а при отсутствии такого правообладателя или в случае установления зоны с особыми условиями использования территории по основаниям, не связанным с размещением объекта капитального строительства, органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие до 1 января 2025 года решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории, либо органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на установление границ зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу федерального закона, направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории либо внесения изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения данных сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 1 января 2028 года.
В соответствии с частью 16 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до 1 января 2025 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1-16.3 настоящей статьи.
Таким образом, ЗОУИТ считаются установленными, если до 01 января 2025 года были приняты нормативно-правовые акты, определяющие их понятие, назначение и технические характеристики.
В отношении зон минимальных расстояний до магистральных газопроводов такие нормативно-правовые акты уполномоченными органами были приняты, в частности, зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов установлены до 01.01.2025 и являются действующими в настоящее время на основании следующих актов:
- ЗК РФ (статья 105);
- Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (статьи 2, 28, 32);
- Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статьи 21 и 26);
- Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов) (п.п. 5.6, 5.13 содержат отдельные общие положения, касающиеся установления зон минимальных расстояний);
- Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083 (далее - Правила охраны магистральных газопроводов) (пункт 22);
- Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (ч. 1 ст. 6);
- Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 N 815, пунктом 23 которого установлена обязательность применения СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы".
Необходимость применения СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85. "Магистральные трубопроводы" к зонам минимальных расстояний до магистральных трубопроводов подтверждается, в том числе позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 N 2318-0, согласно которой СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1985 года N 30, составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений в случаях планируемого строительства зданий и сооружений на земельных участках, входящих в охранную зону магистральных трубопроводов.
Таким образом, зоны минимальных расстояний до магистральных газопроводов установлены законодательно с определением границ данных зон.
Письмом Минэкономразвития РФ от 17.12.2009 N 22066-ИМ/Д23 "О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий" (далее - Письмо N 22066-ИМ/Д23) разъяснено, что в ряде случаев в качестве основания для внесения в кадастр сведений о зоне (решения об установлении зоны) может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида и документы, описывающие местоположение границ соответствующей зоны.
Пунктом 1 Письма N 22066-ИМ/Д23 разъяснено, что в ряде случаев действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны (например, в отношении охранных зон, предусмотренных
Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9).
Согласно пункту 2 Письма N 22066-ИМ/Д23 документы, необходимые для внесения сведений о рассматриваемых охранных зонах в орган кадастрового учета могут предоставить заинтересованные лица, такие как:
- правообладатели объектов недвижимости, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются соответствующие зоны;
- арендаторы соответствующего объекта недвижимости (при наличии соответствующей доверенности, делегирующей именно такие полномочия).
Аналогичное разъяснение содержится в письмах от 04.05.2011 N Д23-1867 Министерства экономического развития Российской Федерации, от 25.03.2016 N 19-00457/16 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Кроме того, письмом Министерства энергетики Российской Федерации от 22.05.2017 N КМ-5452/05 предусмотрено, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, а также их информирования необходимо в Едином государственном реестре недвижимости, помимо охранных зон, отражать минимальные расстояния до объектов системы газоснабжения. По смыслу данного письма запись о наличии охранных зон в ЕГРН не является записью правообразующей (зона не является установленной с момента внесения о ней сведений в ЕГРН), а является записью правоподтверждающей (подтверждающей наличие ограничений в использовании земельных участков). Указанная зона считается установленной в силу закона, данные о ней вносятся в ЕГРН с целью информирования, внесение записи направлено на защиту жизни и здоровья граждан, а также обеспечения их безопасности.
Аналогичная позиция содержится в письме Минэкономразвития России N Д23и- 20437 от 18.06.2019, согласно которому внесение сведений в ЕГРН об охранных зонах возможно на основании заявления правообладателя и прилагаемого к нему графического описания местоположения границ зоны, перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН, и размеры которых соответствуют размерам, предусмотренными актами, определяющими порядок установления таких охранных зон на день их установления.
При указанном правовом регулировании с учетом приведенных разъяснений судом правомерно отклонен довод филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области о том, что на основании статьи 106 ЗК РФ зоны минимальных расстояний до магистральных газопроводов могут считаться неустановленными и не подлежащими соблюдению.
В этой связи не основанным на нормах права является довод органа регистрации о том, что необходимо принятие специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления для установления границ зон с особыми условиями использования территории на момент внесения сведений о зонах минимальных расстояний. В рассматриваемом случае основанием для внесения сведений о соответствующей зоне может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида, и документы, описывающие местоположение границ соответствующей зоны. Заявителями могут выступать правообладатели объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются соответствующие зоны.
Судом также учтена и правоприменительная практика иных филиалов Кадастровой платы, например, письма филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области от 07.04.2021 N исх/05611 и от 14.04.2021 N исх/06122, согласно которым сведения о зонах минимальных расстояний до аналогичных объектов газового хозяйства (магистральных и промышленных трубопроводов) внесены в ЕГРН.
Таким образом, зоны минимальных расстояний до магистральных газопроводов возникают с момента ввода в эксплуатацию магистральных газопроводов как опасных производственных объектов, отдельного принятия решений об установлении данных зон не требуется, и данные зоны как зоны с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в ЕГРН до 01.01.2028 года по заявлению правообладателя.
Толкование филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области положений статьи 106 ЗК РФ как нормы, которой только вводится необходимость соблюдения зон минимальных расстояний, без учета совокупности положений Закона N 342-ФЗ, которым введена статья 106 ЗК РФ, противоречит положениям данного закона, а также совокупности иных законодательных норм.
Согласно части 21 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до дня установления зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и с утвержденным Правительством Российской Федерации положением о такой зоне строительство, реконструкция зданий, сооружений в границах минимальных расстояний до указанных трубопроводов допускаются только по согласованию с организацией - собственником системы газоснабжения, собственником нефтепровода, собственником нефтепродуктопровода, собственником аммиакопровода или уполномоченной ими организацией.
Соблюдение особого режима использования земельных участков в границах зон минимальных расстояний направлено не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, обеспечение их безопасности.
Таким образом, в границах зоны минимальных расстояний магистрального газопровода установлен специальный режим использования территорий, внесение в ЕГРН сведений о данной зоне с особыми условиями использования территорий необходимо для защиты интересов не только собственника и эксплуатирующей магистральный газопровод организации, но и неопределенного круга лиц, создает необходимые гарантии для законности и стабильности оборота земли в целом, а также способствует ведению имеющего публичный характер ЕГРН на основе принципов непротиворечивости и достоверности содержащихся в нем сведений.
Результатом соблюдения данных мер является обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также имущества граждан и организаций при строительстве зданий, строений и сооружений в границах ЗОУИТ.
Таким образом, приостановление действия ограничений, установленных в отношении зон минимальных расстояний, до момента принятия положения о зонах минимальных расстояний (согласно части 20 статьи 26 Закона N 342-ФЗ оно должно быть принято до 01.01.2026 года) приведет к возможности строительства объектов недвижимости с нарушениями требований к безопасности, а также иным нарушениям ограничений, установленных в данных зонах.
В этой связи в случае аварий на магистральных трубопроводах может возникнуть риск причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц, у которых отсутствует информация о факте наличия соответствующих зон и законодательных ограничениях в них и которые осуществляли строительство в данных зонах.
Также при необходимости прекратить действие зон с особыми условиями использования территорий, установленных на основании императивных положений законодательства РФ, или ограничить их действие на период принятия по каждой зоне положения в порядке, установленном статьей 106 ЗК РФ, законодатель должен был указать в Законе N 342-ФЗ конкретный перечень норм законодательства, которое не подлежали применению до принятия соответствующих положений. Вместе с тем подобных положений Закон N 342-ФЗ не содержит.
Соответственно, толкование филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области частей 8, 9 и 10 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, статьи 106 ЗК РФ как положений законодательства, отменяющих необходимость соблюдения положений о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, противоречит положениям данного закона и приведенным судом правовым актам.
Позиция заявителя жалобы также не соответствует действующему правовому регулированию, устанавливающему ограничения в зонах минимальных расстояний до газопроводов:
1) Частью 6 статьи 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закона о газоснабжении), в силу которой на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
2) Абзацем 3 статьи 32 Закона о газоснабжении, согласно которому органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении ограничений использования земельных участков, осуществления хозяйственной деятельности в границах охранных зон газопроводов, зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов или в умышленном блокировании объектов систем газоснабжения либо их повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3) Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (часть 1 статьи 6).
4) Перечнем национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 N 815, пунктом 23 которого установлена обязательность применения СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы".
Таким образом, в пределах границ зоны минимальных расстояний до магистральных газопроводов установлен специальный режим использования территорий, который включает в себя ограничение возможности строительства и проведения соответствующих работ в пределах такой зоны, что с учетом публичной достоверности ЕГРН свидетельствует о необходимости внесения сведений о таких зонах в государственных реестр и незаконности отказа Филиала от внесения в ЕГРН указанных сведений.
Согласно правовой позиции СКЭС Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 14.11.2019 N 304-ЭС19-11790, указанные зоны (охранная зона, зона минимальных расстояний) являются фактически установленными в силу расположения трубопровода на земельных участках и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон; сведения о минимальных расстояниях до линейных сооружений необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания граждан, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф, внесение таких сведений в ЕГРН направлено, прежде всего, на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций, их информирование о границах...
Таким образом, внесение в ЕГРН сведений об охранных зонах до объектов газоснабжения, охранных зонах линии связи и зонах минимальных расстояний до магистральных газопроводов обеспечивает достоверность, непротиворечивость публичных сведений о существовании, принадлежности и правовом режиме объектов недвижимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и возможность соблюдения ограничений и запретов по использованию земли и проведению каких-либо работ в границах охранной зоны.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и включает в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон.
В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Закона N 218-ФЗ вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
На основании пункта 5 части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав могут осуществляться по заявлению собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости, в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения.
В соответствии со статьей 33 Закона N 218-ФЗ документы, необходимые для внесения в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, могут быть представлены в орган регистрации заинтересованным лицом, в том числе правообладателем объектов недвижимости, в связи с необходимостью обеспечения условий эксплуатации которых устанавливаются соответствующие зоны.
Таким образом, законодательно предусмотрена необходимость внесения сведений о зонах минимальных расстояний в ЕГРН в качестве зон с особыми условиями использования территорий. В связи с этим на собственников (пользователей) трубопроводов возложена обязанность по предоставлению таких сведений в уполномоченный орган. При этом данная информация направляется не в целях установления юридической силы соответствующей зоны, а для обеспечения внесения данных сведений в ЕГРН. Отражение сведений о ЗОУИТ в ЕГРН позволяет защитить жизнь и здоровье граждан, а также обеспечивает возможность собственникам (пользователям) земельных участков, на которых или рядом с которыми проходит трубопровод, определиться с порядком использования такого земельного участка.
Согласно части 6 статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Следовательно, зоны минимальных расстояний до магистральных газопроводов, как зоны с особыми условиями использования территорий, подлежат внесению в ЕГРН до 01.01.2028 года по заявлению правообладателя.
Кроме того, судом принята во внимание судебная практика с участием тех же лиц по аналогичным спорам по делам N N А12-1456/2020, А44-4116/2019, А81-1422/2019, А41-39565/2019, А75-17718/2017.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252 -ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федераций и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022.
На основании части 12 статьи 26 Закона N 342-ФЗ указанный в пункте 11 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) правообладатель зданий, сооружений, в связи с размещением которых до 1 января 2025 года установлена зона с особыми условиями использования территории, а при отсутствии такого правообладателя или в случае установления зоны с особыми условиями использования территории по основаниям, не связанным с размещением объекта капитального строительства, органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие до 1 января 2025 года решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории, либо органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на установление границ зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу федерального закона, направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории либо внесения изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения данных сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 1 января 2028 года.
При этом пунктом 1.1 Приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" предусмотрено, что ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах в том числе муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.
Согласно пункту 5 Порядка ведения Единого государственного реестра, утвержденного Приказом Минэкономразвития России 01.06.2021 N П/0241 (далее - Порядок ведения ЕГРН), сведения в реестры ЕГРН вносятся при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее - государственная регистрация прав), внесении сведений об объектах реестра границ, внесении дополнительных сведений, если внесение таких сведений не является государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией прав, посредством формирования в кадастре недвижимости, реестре прав на недвижимость, реестре границ предусмотренных Порядком данных (далее также - сведения, данные). Формирование данных осуществляется в виде электронного документа, заверенного: в кадастре недвижимости и реестре прав на недвижимость - усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - УКЭП) государственного регистратора прав, сформировавшего такие данные, сведения о котором со статусом "действующий" содержатся в реестре государственных регистраторов прав, если иное не установлено Порядком; в кадастре недвижимости при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимости - УКЭП должностного лица, уполномоченного на внесение в него соответствующих сведений; в реестре границ - УКЭП должностного лица, уполномоченного на внесение в него соответствующих сведений.
Таким образом, лицом, которое должно предоставить сведения о зонах минимальных расстояний является ПАО "Газпром", а государственным органом, обязанным внести в ЕГРН данные сведения, ФГБУ "ФКП Росреестра".
В рассматриваемом случае ПАО "Газпром" предоставило в Филиал необходимые для внесения в ЕГРН сведения о зонах минимальных расстояний. В свою очередь ФГБУ "ФКП Росреестра" от исполнения своих обязанностей уклонилось и не внесло в ЕГРН информацию, предоставленную ПАО "Газпром", что привело к нарушению прав и законных интересов как ПАО "Газпром", так и неопределенного круга лиц, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества в границах зон минимальных расстояний.
Довод регистрирующего органа о представлении заявителем документов в нарушение законодательства не подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью судом правомерно отклонен.
Как указано регистрирующим органом в возражениях, электронные документы, поступившие 27.05.2021 от ПАО "Газпром", для внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний подписаны подписью кадастрового инженера Марковой С.А., доверенность ПАО "Газпром" от 13.05.2020 N 0104-02/ПД-Б/197, представленная с обращениями от 27.05.2021 и прописанная в XML-файлах. выдана Гребенниковой Е.Н., то есть электронные документы подписаны электронной подписью неуполномоченного лица.
Как было указано выше, для внесения сведений о ЗМР, содержащихся в обращениях заявителя, основанием является принятый уполномоченным органом нормативный правовой акт, устанавливающий такие зоны.
Обращения ПАО "Газпром" были поданы лично, а не в электронном формате (что подтверждает проставление органом регистрации на обращениях отметок о принятии заявления и приложенных к нему документов). В электронном формате были представлены приложения к обращениям: текстовые и графические описания местоположения границ зон с особыми условиями использования территории (на CD- дисках). Указанные CD-диски содержат всю необходимую информацию о зонах минимальных расстояний в формате zip Archive (^р).В каждом из файлов в отношении каждой зоны минимальных расстояний документы представлены в формате (.pdf) с прикреплением аналогичного файла, содержащего данные об УКЭП лица, подготовившего и направившего документы в орган регистрации прав. Каждая УКЭП является подтвержденной и действующей.
В рассматриваемом случае представленные в Филиал заявления ПАО "Газпром" содержали информацию, свидетельствующую о волеизъявления заявителя на совершение регистрации зон с особыми условиями территории в ЕГРН и позволяющую идентифицировать объекты недвижимости путем установления их индивидуально-определенных признаков; их содержание и содержание приложенных к ним документов было достаточно для совершения регистрационных действий.
При подготовке документов по внесению сведений в ЕГРН о зонах минимальных расстояний ПАО "Газпром" приняты во внимание правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, Правила охраны магистральных газопроводов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов определены СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы".
Доказательств несоответствия представленных ПАО "Газпром" в орган кадастрового учета сведений о зонах минимальных расстояний указанным нормативным актам ФГБУ "ФКП Росреестра" в материалы дела не представлено.
В силу части 4 статьи 1 Закона о кадастровой деятельности кадастровой деятельностью является выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе.
Согласно статье 29 Закона о кадастровой деятельности специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает кадастровый инженер.
Таким образом, внесение в ЕГРН сведений о недвижимом имуществе осуществляется на основании сведений и документов, подготовленных в том числе кадастровым инженером.
В этой связи ПАО "Газпром", правомерно обратившись к кадастровому инженеру, получило от него необходимые для представления в Филиал документы. В дальнейшем лицо, уполномоченное ПАО "Газпром" на основании доверенности на подачу соответствующих обращений, заверило вышеуказанные документы, служащие приложениями к обращениям, собственной усиленной квалифицированной электронной подписью, направило их вместе с подписанными собственноручно обращениями в орган регистрации.
При этом, исходя из Письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 05.09.2019 N 18/1-08832-ВС/19 "О направлении позиции": "...Вместе с тем законодательством предусмотрено направление документов для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования в ЕГРН правообладателями объектов, в связи с размещением которых установлены ЗОУИТ. Таким образом, документы, предоставляемые в орган регистрации прав в электронном виде, должны быть подписаны УКЭП органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об утверждении либо о внесении изменений в описание местоположения границ соответствующих территорий и зон, и направившего соответствующие электронные документы в орган регистрации прав. При этом в случаях, установленных законодательством, документы, предоставляемые в орган регистрации прав в электронном виде, для внесения сведений о ЗОУИТ могут быть подписаны УКЭП иного лица, направившего и подготовившего такие сведения (например, охранные зоны объектов электросетевого хозяйства)".
Таким образом, наличие на обращениях собственноручной подписи уполномоченного на подачу обращений лица, заверение приложений к обращениям УКЭП уполномоченного на подачу обращений лица правомерно.
Само по себе внесение в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний в качестве сведений о зонах особого условия использования территории не нарушает чьих- либо прав, в то же время указанные зоны являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф.
Таким образом, в целях защиты объектов, зданий и сооружений, не входящих в состав магистрального газопровода, и минимизации ущерба третьих лиц от возможных аварий на магистральных газопроводах при проектировании, строительстве, реконструкции зданий и сооружений, не относящихся к магистральным газопроводам, должны соблюдаться минимальные расстояния, установленные документами в области стандартизации, устанавливающие минимально допустимую удаленность объектов магистрального газопровода от этих зданий, строений и сооружений и обеспечивающие минимально необходимый уровень их защиты вследствие эксплуатации объектов магистрального газопровода.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что у ФГБУ "ФКП Росреестра" отсутствовали основания для отказа во внесении сведений о зонах минимальных расстояний, испрашиваемых ПАО "Газпром".
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 февраля 2022 года по делу N А19-19946/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19946/2021
Истец: ПАО "Газпром"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Иркутской области, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: ООО "Газпром" трансгаз Томск"
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2023 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 241-ПЭК23
17.08.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3549/2022
29.04.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1380/2022
08.02.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-19946/2021