город Иркутск |
|
03 ноября 2022 г. |
Дело N А19-22503/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей: Железняк Е.Г., Ламанского В.А.,
при участии в судебном заседании представителей: прокуратуры Иркутской области Плотниковой И.С. (служебное удостоверение), администрации города Иркутска Новолодской Е.А. (доверенность N 1738 от 13.09.2022, паспорт) и Андреевой Е.О. (доверенность от 20.01.2022, паспорт), Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области Петровой М.Г. (доверенность от 25.04.2022, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области, администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 мая 2022 года по делу N А19-22503/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Иркутской области (ОГРН: 1033801014532, ИНН: 3808014899, г. Иркутск, далее - прокуратура) в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, а также в интересах Иркутской области в лице Правительства Иркутской области и Министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1033801014532, ИНН: 3808014899) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области Иркутска (ОГРН: 1083808000671, ИНН: 3808171820, далее - министерство) и администрации города Иркутска (ОГРН: 1053808211610, ИНН: 3808131271, далее - администрация) о:
- признании соглашения от 16.02.2021 N 207 о предоставлении иного межбюджетного трансферта на исполнение органами местного самоуправления Иркутской области отдельных расходных обязательств в сфере обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с целью комплексного развития территории, заключенного между министерством и администрацией, недействительным;
- применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязании администрации возвратить министерству денежные средства, перечисленные на основании соглашения от 16.02.2021 N 207 о предоставлении иного межбюджетного трансферта.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04 мая 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2022 года, иск удовлетворен.
Министерство и администрация в кассационных жалобах просят судебные акты отменить, в иске отказать, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Доводы жалоб сводятся к тому, что истец не доказал факт несения расходов на технологическое присоединение исключительно для подключения к инженерным сетям федерального объекта "Иркутское Суворовское училище". Дополнительно администрация полагает, что обжалуемое решение суда является неисполнимым, поскольку в нем не указана конкретная сумма денежных средств, подлежащая возврату в областной бюджет.
Прокуратура в отзыве на кассационные жалобы просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определения о принятии кассационных жалоб к производству выполнены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлены лицам, участвующим в деле, посредством их размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 октября 2022 года на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена председательствующего Скубаева А.И. на председательствующего Клепикову М.А. Рассмотрение кассационных жалоб осуществлено с самого начала.
Определениями Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 октября 2022 года рассмотрение кассационных жалоб отложено на 12 часов 30 минут 01 ноября 2022 года.
В судебном заседании 01.11.2022 представители заявителей поддержали доводы своих кассационных жалоб, представитель прокуратуры Иркутской области возражала против удовлетворения кассационных жалоб.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 16.02.2021 ответчиками заключено соглашение N 207 о предоставлении иного межбюджетного трансферта на исполнение органами местного самоуправления Иркутской области отдельных расходных обязательств в сфере обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с целью комплексного развития территории.
Предметом указанного соглашения является представление из областного бюджета в 2021 году иного межбюджетного трансферта бюджету города Иркутска на осуществление расходов, связанных с реализацией мероприятий по подключению (технологическому присоединению) к системам тепло-, водо-, электроснабжения и водоотведения земельных участков с целью комплексного развития территории (далее - иной межбюджетный трансферт) (пункт 1.1 соглашения). Согласно пункту 2.1 соглашения общий размер иного межбюджетного трансферта, представляемого из бюджета Иркутской области бюджету города Иркутска в 2021 году, составляет 50 % от общего объема бюджетных ассигнований, но не более 79 577 300 рублей.
Администрация 23.06.2021 направила министерству заявку N 405-70д-02699/2021 о предоставлении межбюджетного трансферта на исполнение расходных обязательств в сфере обеспечения инфраструктурой земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с целью комплексного развития территории, по договорам (муниципальным контрактам) технологического присоединения. На основании заявки 03.08.2021 перечислен трансферт в сумме 17 569 314 рублей 38 копеек; 28.10.2021 - 16 885 237 рублей 18 копеек.
В качестве основания иска прокуратура сослалась на то, что: фактически потребности в реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 1.1 соглашения, у администрации не имелось; указанные мероприятия не относятся к вопросам местного значения и не являются расходным обязательством органов субъекта федерации и местного самоуправления; заявка администрации не соответствует целям предоставления иного межбюджетного трансферта.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что соглашение нарушает требования статей 21, 139.1, 179, 184.1, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку данный трансферт предоставлен не с целью комплексного развития территории муниципального образования, но с целью осуществления технологического присоединения объекта "Иркутское Суворовское училище", строительство которого должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды (пункт 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Положения статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации отсылают к иным нормам права, содержащим конкретные признаки, позволяющие определить сделку как недействительную.
В силу положения статьи 139.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются местным бюджетам на основании законов субъектов Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований: 1) в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления, не урегулированных федеральными законами и (или) законами субъекта Российской Федерации; 2) в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения; 3) в случае предоставления бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются резервные фонды Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также резервный фонд высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) в случаях, установленных законами субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и закона субъекта Российской Федерации о внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период).
Постановлением Правительства Иркутской области от 19.11.2020 N 943-пп утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов на исполнение органами местного самоуправления Иркутской области отдельных расходных обязательств в сфере обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с целью комплексного развития территории (далее - Правила N 943-пп).
Целью предоставления иного межбюджетного трансферта в соответствии с пунктом 4 Правил N 943-пп является исполнение органами местного самоуправления расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий по подключению (технологическому присоединению) к системам тепло-, водо-, электроснабжения и водоотведения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с целью комплексного развития территорий. Согласно пункту 5 Правил N 943-пп критериями отбора муниципальных образований Иркутской области для предоставления иных межбюджетных трансфертов являются: 1) наличие потребности в реализации мероприятий; 2) численность населения не менее 500 тысяч человек.
Согласно пункту 34 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под комплексным развитием территорий понимается совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов.
Судами установлено, что во исполнение спорного соглашения комитетом городского обустройства администрации подписаны договоры (муниципальные контракты) технологического присоединения с муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" (договор от 29.06.2021 ТП-21-00088), обществом с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" (договор от 21.07.2021 N 508-15/2/2021) и открытым акционерным обществом "Иркутская электросетевая компания" (контракт от 21.06.2021 N 3791/20-ЮЭС). По условиям указанных договоров ресурсоснабжающие организации принимают на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000022:48336, по адресу: г. Иркутск, по ул. Советская, д. 176, к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электрическим сетям. Сторонами не оспаривается, что указанный земельный участок принадлежит муниципальному образованию.
Из заявки комитета городского обустройства администрации на подключение к тепловым сетям от 10.12.2020 N 953-70-572/20, являющейся приложением N 1 к договору на технологическое присоединение от 21.07.2021 N 508-15/2/2021, подписанному с обществом с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания", суд первой инстанции установил, что подключение осуществляется в целях подготовки строительства объекта "Иркутское Суворовское училище", планируемого к размещению на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000022:226. Заявленная тепловая нагрузка полностью совпадает с тепловой нагрузкой, указанной в договоре на технологическое присоединение (12,299 Гкал/час).
В силу пункта 5.1. договора на технологическое присоединение стоимость выполнения мероприятий составит 9 245 400 рублей.
Таким образом, суды установили, что спорные денежные средства направлены на строительство коммунальных сетей, проходящих по муниципальному земельному участку, однако, предназначены исключительно для строительства федерального объекта, расположенного на смежном земельном участке, также находящемся в федеральной собственности. При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что финансирование вышеуказанных сетей должно осуществляться из федерального бюджета, а софинансирование за счет средств области и города не направлено на комплексное развитие территории г. Иркутска в рамках перечня тех мероприятий, которые предусмотрены муниципальной программой "Развитие инженерной инфраструктуры. Повышение энергоэффективности", утвержденной постановлением администрации г. Иркутска от 21.01.2020 N 031-06-23/0 (пункт 6.3 соглашения). В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие финансирование за счет соглашения иных мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования городского округа.
В силу части 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований, наименование истца и ответчика, а также один из идентификаторов указанных лиц (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения), указание на распределение между сторонами судебных расходов, срок и порядок обжалования решения.
При удовлетворении требования о взыскании денежных средств в резолютивной части решения арбитражный суд указывает общий размер подлежащих взысканию денежных сумм с раздельным определением основной задолженности, убытков, неустойки (штрафа, пеней) и процентов (часть 1 статьи 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции установил, что по оспариваемому соглашению в местный бюджет перечислен трансферт в размере 17 569 314 рублей 38 копейки и 16 885 237 рублей 18 копеек. Согласно пункту 2.1 спорного соглашения общий размер иного межбюджетного трансферта, представляемого из бюджета Иркутской области бюджету города Иркутска в 2021 году, составляет 50 % от общего объема бюджетных ассигнований, но не более 79 577 300 рублей.
Суд первой инстанции применил последствия недействительности сделки в виде обязания администрации возвратить министерству денежные средства, перечисленные на основании соглашения от 16.02.2021 N 207 о предоставлении иного межбюджетного трансферта. Фактически такие последствия представляют собой взыскание денежных средств, однако, в нарушение части 1 статьи 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом не установлена конкретная сумма денежных средств, подлежащая возврату в областной бюджет, что прямым образом влияет на исполнимость судебного акта.
При этом в нарушение требований пункта 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской судом первой инстанции не указано каким конкретным положениям статей Бюджетного кодекса Российской Федерации (в частности, в отношении статей 139.1, 179, 184.1 этого кодекса) не соответствует оспариваемое соглашение.
Суд апелляционной инстанции указанные нарушения не устранил.
На основании изложенного суд округа полагает, что при принятии обжалуемых судебных актов допущены нарушения процессуального права, которые могли привести к принятию неправильных решения и постановления.
Поскольку арбитражными судами в соответствии с подлежащими применению нормами права не полностью установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и учитывая, что суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по исследованию обстоятельств дела и оценке доказательств, обжалуемые судебные акты на основании пункта 3 части 1 статьи 287, части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду учесть изложенное в настоящем постановлении; оценить все представленные в материалы дела доводы и доказательства, принять новый судебный акт при правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 мая 2022 года по делу N А19-22503/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2022 года по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 34 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под комплексным развитием территорий понимается совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов.
...
Суд первой инстанции применил последствия недействительности сделки в виде обязания администрации возвратить министерству денежные средства, перечисленные на основании соглашения от 16.02.2021 N 207 о предоставлении иного межбюджетного трансферта. Фактически такие последствия представляют собой взыскание денежных средств, однако, в нарушение части 1 статьи 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом не установлена конкретная сумма денежных средств, подлежащая возврату в областной бюджет, что прямым образом влияет на исполнимость судебного акта.
При этом в нарушение требований пункта 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской судом первой инстанции не указано каким конкретным положениям статей Бюджетного кодекса Российской Федерации (в частности, в отношении статей 139.1, 179, 184.1 этого кодекса) не соответствует оспариваемое соглашение."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 ноября 2022 г. N Ф02-4439/22 по делу N А19-22503/2021
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6928/2021
27.01.2023 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-22503/2021
03.11.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4439/2022
13.07.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6928/2021
04.05.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-22503/2021
05.04.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6928/2021
09.02.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6928/2021