город Иркутск |
|
01 декабря 2022 г. |
Дело N А10-8365/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Качукова С.Б.,
судей Васиной Т.П., Яцкевич Ю.С.
при ведении протокола и обеспечении использования систем видеоконференц-связи помощником судьи Сковородиным А.С.
при участии в заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия представителя комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации города Улан-Удэ Прокопьевой И.В. (доверенность от 08.09.2022) и представителя акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" Бельского Е.Н. (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации города Улан-Удэ и акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 января 2022 года по делу N А10-8365/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
комитет по управлению имуществом и землепользованию администрации города Улан-Удэ (ОГРН 1020300983340, ИНН 0323027176, г. Улан-Удэ, далее также - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к акционерному обществу "Улан-Удэ Энерго" (ОГРН 1080327000599, ИНН 0326481003, г. Улан-Удэ, далее также - АО "Улан-Удэ Энерго", ответчик) об обязании передать документацию по возведению кабельной линии 6 кВ от ПС "ЛВРЗ" до РП-8 (проектную документацию кабельной линии, документ, подтверждающий техническую приемку кабельной линии в эксплуатацию, технический план кабельной линии, акт обследования кабельной линии от ПС "ТЭЦ-1" до РП-8) и произвести демонтаж опор кабельной линии от ПС "ТЭЦ-1" до РП-8.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия (далее также - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 января 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2022 года, иск удовлетворен частично - суд обязал АО "Улан-Удэ Энерго" в течение одного месяца после вступления решения в законную силу передать комитету документацию по возведению кабельной линии 6 кВ от ПС "ЛВРЗ" до РП-8. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, комитет и АО "Улан-Удэ Энерго" обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, при этом комитет в поданной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме, а общество - отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы комитет сослался на ошибочность выводов судов об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по передаче технического плана спорной кабельной линии, а также по демонтажу опор ранее действовавшей кабельной линии от ПС "ТЭЦ-1" до РП-8. По утверждению комитета, по окончании реконструкции линейного объекта на ответчике лежит обязанность изготовить технический план, содержащий сведения об измененных характеристиках этого объекта. Кроме того, комитет также выразил несогласие со ссылками судов на то, что работы по демонтажу опор не включены в проектную документацию и затраты на такой демонтаж не учтены в смете расходов, и указал, что данные обстоятельства не освобождают ответчика от необходимости выполнения этих работ.
Общество "Улан-Удэ Энерго" в поданной жалобе указало на ошибочность выводов судов о произведенной им реконструкции кабельной линии 6 кВ от ПС "ТЭЦ-1" до РП-8 в рамках исполнения договора аренды от 30.06.2011 N 03/11/АИК-03 и об осуществлении им соответствующих работ не за счет собственных средств. По мнению общества, суды необоснованно отклонили его доводы о том, что спорный объект - кабельная линия 6 кВ от ПС "ЛВРЗ" до РП-8 - является вновь созданным самостоятельным объектом, построенным им за счет собственных средств, в связи с чем в силу статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации считается его собственностью.
Определением исполняющего обязанности председателя Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 ноября 2022 года в связи с длительным отсутствием ввиду отпуска судьи Кушнаревой Н.П. в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктами 31, 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации произведена замена в составе судей, рассматривающих кассационные жалобы по настоящему делу: судья Кушнарева Н.П. заменена на судью Яцкевич Ю.С.
В связи с заменой в составе суда рассмотрение дела произведено с самого начала.
В настоящем судебном заседании представитель АО "Улан-Удэ Энерго" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе этого общества, и возражал относительно доводов жалобы комитета.
Представитель комитета поддержал доводы поданной им кассационной жалобы и возражал относительно доводов жалобы общества "Улан-Удэ Энерго".
Третье лицо своих представителей в заседание не направило, о времени и месте его проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считается извещенным надлежащим образом.
Определение о принятии кассационных жалоб к производству и назначении судебного заседания по их рассмотрению от 04 и 21 июля 2022 года выполнены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлены участвующим в деле лицам посредством их размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей третьего лица.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах и отзывах, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, комитет (арендодатель) и ОАО "Улан-Удэ Энерго" (арендатор) заключили договор аренды имущественного комплекса от 30.06.2011 N 03/11/АИК-03, согласно которому арендодатель передал арендатору во временное владение и пользование на срок с 01.07.2011 по 31.12.2021 электросетевой имущественный комплекс, предназначенный для оказания потребителям г. Улан-Удэ услуг по передаче электрической энергии, осуществления деятельности по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей (полный состав комплекса изложен в приложении к договору), в состав которого вошли в том числе воздушные и кабельные электрические сети ПС "ТЭЦ-1" с инвентарным номером 39195, находящиеся по адресу: г. Улан-Удэ, Советский район, Железнодорожный район (номер 588 приложения N 2 к договору аренды).
По условиям договора (пункт 2.4.2) арендатор вправе производить отделимые и неотделимые улучшения имущества, которые являются собственностью арендодателя и их стоимость не подлежит возмещению. При этом на арендатора возложена обязанность за свой счет произвести капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение переданного в аренду имущества в течение срока действия договора на сумму не менее 228 061 740 рублей. Виды и стоимость работ по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению имущества определяется сторонами ежегодно в программе, которая подлежит согласованию в установленном этим договором порядке (пункт 3.1).
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 23.08.2011.
На основании решений правительственной комиссии по развитию электроэнергетики, энергосбережению и повышению энергоэффективности в Республике Бурятия и инвестиционной программы ОАО "Улан-Удэ Энерго" на 2011-2015 годы, утвержденной приказом министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия от 30.07.2010 N 78 (с изменениями, внесенными приказом министерства от 30.09.2015 N 280а), указанное общество в 2015 году возвело кабельную линию 6 кВ в рамках выполнения мероприятий по переводу распределительного пункта РП-8 и, соответственно, подключенных к нему потребителей с ПС "ТЭЦ-1" на ПС "ЛВРЗ" (акт технической готовности от 10.09.2015 N 63, разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 13.10.2015 N 511/09-15-2015).
Ссылаясь на то, что возведение данной кабельной линии является улучшением (реконструкцией) имущества, переданного ответчику по договору аренды от 30.06.2011 N 03/11/АИК-03, комитет уведомлением от 26.03.2019 N 776 потребовал от него передать документацию по возведению этой линии и произвести демонтаж опор кабельной линии от ПС "ТЭЦ-1" до РП-8.
В ответ на это уведомление ответчик указал, что в рамках инвестиционной программы им было произведено строительство новой линии, в связи с чем реконструкция (модернизация) арендованного по договору имущества не проводилась (письмо от 09.04.2019 N 1.12/07-472).
Ссылаясь на неисполнение ответчиком требований по передаче запрошенной документации и демонтажу опор, комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя предъявленный иск частично, суд первой инстанции и поддержавший его выводы апелляционный суд руководствовались положениями статей 8, 12, 307, 309, 133.1, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, и исходили из обоснованности доводов комитета о проведении ответчиком реконструкции арендованного муниципального имущества, поступлении результатов реконструкции в муниципальную собственность и, как следствие, из наличия оснований для обязания последнего передать истцу документацию по возведению кабельной линии 6 кВ от ПС "ЛВРЗ" до РП-8. Отказывая в удовлетворении иска в части обязания ответчика передать технический план спорной кабельной линии, акты ее обследования и осмотра, а также осуществить демонтаж опор ранее действовавшей кабельной линии от ПС "ТЭЦ-1" до РП-8, суд сослался на отсутствие у ответчика в натуре соответствующей документации и на отсутствие у комитета права требовать от ответчика выполнения указанных действий.
Между тем принятые судом первой инстанции и апелляционным судом решение и постановление в части выводов о наличии оснований для обязания ответчика передать истцу документацию по возведению спорной кабельной линии подлежат отмене.
В рассматриваемом случае между сторонами возникли разногласия относительно того, является ли возведение спорной кабельной линии 6 кВ от ПС "ЛВРЗ" до РП-8 улучшением (реконструкцией) имущества, переданного ответчику по договору аренды от 30.06.2011 N 03/11/АИК-03, или имеет место факт строительства им новой кабельной линии, являющейся самостоятельным объектом. С наличием указанных разногласий и утверждением комитета о том, что ответчиком произведена реконструкция (улучшение) арендованного имущества, связаны предъявленные им требования об обязании передать документацию по возведению спорной линии и демонтажу опор ранее действовавшей линии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Пунктом 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реконструкция линейных объектов - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Как указано выше, на основании договора аренды от 30.06.2011 N 03/11/АИК-03 обществу "Улан-Удэ Энерго" было передано в аренду муниципальное имущество, состоящее из совокупности электросетевых комплексов и объектов, поименованных в приложении N 2 к этому договору. Спорная кабельная линия 6 кВ была возведена в целях перевода распределительного пункта РП-8 с источника питания ПС "ТЭЦ-1" на источник питания ПС "ЛВРЗ".
Удовлетворяя предъявленные комитетом требования, суд первой инстанции и апелляционный суд исходили из того, что вновь возведенная кабельная линия является составной частью линейного объекта - воздушные и кабельные электрические сети ПС "ТЭЦ-1" с инвентарным номером 39195, в связи с чем ее возведение представляет собой улучшение (реконструкцию) арендованного муниципального имущества.
Однако отнесение объекта электросетевого хозяйства, в том числе воздушной или кабельной линии электропередач, к тому или иному электросетевому комплексу осуществляется в зависимости от того, к какому источнику питания (подстанции) подключен этот объект.
В данном случае, как установлено судами из имеющихся в материалах дела доказательств, ранее действовавшая кабельная линия 6 кВ входила в состав электросетевого комплекса - воздушные и кабельные электрические сети ПС "ТЭЦ-1" с инвентарным номером 39195 и соединяла ПС "ТЭЦ-1" и распределительный пункт РП-8 (присоединенных к нему потребителей), тогда как вновь возведенная спорная кабельная линия соединяет распределительный пункт РП-8 и ПС "ЛВРЗ". То есть источником питания ранее действовавшей кабельной линии являлась ПС "ТЭЦ-1", а источником питания возведенной кабельной линии является ПС "ЛВРЗ", при этом сама ПС "ЛВРЗ" в перечень арендованного муниципального имущества по договору аренды от 30.06.2011 N 03/11/АИК-03 не входит. С учетом этого спорная кабельная линия проходит по иной трассе.
Согласно пояснениям представителя ответчика, ранее действовавшая кабельная линия не утрачена как физический объект и при необходимости может быть подключена к прежнему источнику питания.
Исходя из положений договора аренды (пункты 3.1 и 3.2) виды и стоимость работ по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации и техническому перевооружению арендованного имущества определяется сторонами ежегодно в соответствующей программе. Согласно имеющемуся в материалах дела плану-графику выполнения АО "Улан-Удэ Энерго" капитального ремонта на 2015 год (год возведения спорной кабельной линии) строительство или реконструкция (модернизация) спорной кабельной линии 6 кВ с переводом источника питания с ПС "ТЭЦ-1" на ПС "ЛВРЗ" до РП-8 в счет исполнения раздела третьего договора аренды "Обязанности по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации и техническому перевооружению арендуемого имущества" (в редакции дополнительного соглашения от 01.07.2014 N 2) предусмотрены не были. В этой связи возведение спорной кабельной линии не входило в программу капитального ремонта, реконструкции и технического перевооружения арендованного имущества по вышеуказанному договору аренды и по его условиям не может являться собственностью арендодателя - муниципального образования города Улан-Удэ.
Кроме того, участвующими в деле лицами не оспаривалось, что строительство указанной кабельной линии 6 кВ для перевода РП-8 с ПС "ТЭЦ-1" на ПС "ЛВРЗ" осуществлено АО "Улан-Удэ Энерго" в рамках инвестиционной программы за счет собственных средств (в том числе полученных в составе оплаты оказанных услуг по установленному тарифу).
Таким образом, с учетом изложенного выше спорная кабельная линия выступает не результатом реконструкции электросетевого комплекса - воздушные и кабельные электрические сети ПС "ТЭЦ-1" с инвентарным номером 39195, на который у муниципального образования возникло право собственности, а в силу пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным объектом.
В этой связи выводы судов о наличии оснований для возложения на общество "Улан-Удэ Энерго" обязанности передать комитету документацию по возведению кабельной линии 6 кВ от ПС "ЛВРЗ" до РП-8 являются ошибочными. По этой же причине выводы судов об отказе в возложении на ответчика обязанности передать технический план спорной кабельной линии, акты ее обследования и осмотра, а также осуществить демонтаж опор кабельной линии от ПС "ТЭЦ-1" до РП-8, напротив, являются правильными.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 и частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части возложения на общество обязанности передать документацию по возведению кабельной линии 6 кВ от ПС "ЛВРЗ" до РП-8 и взыскания с него в доход федерального бюджета государственной пошлины в суммах 6 000 рублей (за предъявление иска) и 3 000 рублей (за подачу апелляционной жалобы) подлежат отмене. При этом при установленных по делу обстоятельствах суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять в указанной части новый судебный акт и отказать в удовлетворении предъявленного иска в этой части. В остальной части обжалуемые решение и постановление следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 января 2022 года по делу N А10-8365/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2022 года по тому же делу в части возложения на акционерное общество "Улан-Удэ Энерго" обязанности передать документацию по возведению кабельной линии 6 кВ от ПС "ЛВРЗ" до РП-8 и взыскания с него в доход федерального бюджета государственной пошлины в суммах 6 000 рублей и 3 000 рублей отменить.
В удовлетворении исковых требований в этой части отказать.
В остальной части оставить обжалуемые решение и постановление без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
Т.П. Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений договора аренды (пункты 3.1 и 3.2) виды и стоимость работ по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации и техническому перевооружению арендованного имущества определяется сторонами ежегодно в соответствующей программе. Согласно имеющемуся в материалах дела плану-графику выполнения АО "Улан-Удэ Энерго" капитального ремонта на 2015 год (год возведения спорной кабельной линии) строительство или реконструкция (модернизация) спорной кабельной линии 6 кВ с переводом источника питания с ПС "ТЭЦ-1" на ПС "ЛВРЗ" до РП-8 в счет исполнения раздела третьего договора аренды "Обязанности по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации и техническому перевооружению арендуемого имущества" (в редакции дополнительного соглашения от 01.07.2014 N 2) предусмотрены не были. В этой связи возведение спорной кабельной линии не входило в программу капитального ремонта, реконструкции и технического перевооружения арендованного имущества по вышеуказанному договору аренды и по его условиям не может являться собственностью арендодателя - муниципального образования города Улан-Удэ.
Кроме того, участвующими в деле лицами не оспаривалось, что строительство указанной кабельной линии 6 кВ для перевода РП-8 с ПС "ТЭЦ-1" на ПС "ЛВРЗ" осуществлено АО "Улан-Удэ Энерго" в рамках инвестиционной программы за счет собственных средств (в том числе полученных в составе оплаты оказанных услуг по установленному тарифу).
Таким образом, с учетом изложенного выше спорная кабельная линия выступает не результатом реконструкции электросетевого комплекса - воздушные и кабельные электрические сети ПС "ТЭЦ-1" с инвентарным номером 39195, на который у муниципального образования возникло право собственности, а в силу пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным объектом."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 декабря 2022 г. N Ф02-3912/22 по делу N А10-8365/2019
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3912/2022
01.06.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5500/20
26.01.2022 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-8365/19
25.05.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1975/2021
26.01.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5500/20
11.09.2020 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-8365/19