город Иркутск |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А10-482/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой И.Г.,
при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия (судья Анисимов А.Ю., секретарь судебного заседания Цыдыпова О.Д.),
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия Шулунова Б.Ф. (доверенность от 05.10.2022, удостоверение, диплом), Мадагуева С.Ю. (доверенность от 14.03.2022, удостоверение, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 июня 2022 года по делу N А10-482/2022 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 01 сентября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия" (ОГРН 1140327006951, ИНН 0326522362, далее - фонд капитального ремонта) обратилась в Арбитражный суд Республике Бурятия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (далее - управление, административный орган) о признании недействительным и отмене предписания N 02-12-34/22-3642 от 29.11.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Бурвод" (ОГРН 1150327004508, ИНН 0326538394, далее - общество).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 июня 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 01 сентября 2022 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о недействительности оспариваемого предписания, указывает на то, что работы по ремонту отмостки, помещения для колясок и устройству ограждения входа, включенные в капитальный ремонт фасадов многоквартирных жилых домов (далее - МКД), не относятся к работам по капитальному ремонту общего имущества в МКД; работы по содержанию и ремонту отмостки в целях надлежащей технической эксплуатации МКД относятся к текущему ремонту и их выполнение возложено на управляющую организацию; обозначенное в судебных актах и находящееся в МКД по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Мерецкова д. 33, помещение для колясок не является таковым, не относится к входной группе, поскольку имеет отдельный вход, не относится к общему имуществу собственников помещений в данном МКД, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела доказательства; к входной группе не относятся и ограждения; также Минимальный перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах па территории Республики Бурятия (по типам многоквартирных домов) на 2019 год, утвержденный постановлением Правительства Республики Бурятия от 16.11.2018 N 641, не относит работы по ремонту помещения для колясок к работам по капитальному ремонту фасада МКД; средства собственников помещений в МКД, формирующие фонд капитального ремонта могут использоваться исключительно на работы, относящиеся к капитальному ремонту общего имущества в МКД, в связи с чем использование данных средств не в соответствии с их назначением является нецелевым.
Фонд капитального ремонта в отзыве на кассационную жалобу заявил о согласии с обжалуемыми судебными актами.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Участвующие в судебном заседании представители управления поддержали доводы кассационной жалобы.
Фонд капитального ремонта и общество о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на неё, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, управлением в соответствии с приказом N 415 от 08.09.2021 и на основании Плана контрольных мероприятий управления в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в период с 13.09.2021 по 19.10.2021 в отношении фонда капитального ремонта проведена выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
По результатам проверки составлен акт от 19.10.2021, которым установлено следующее: в нарушение частей 1 и 2 статьи 166, части 1 статьи 174, части 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), приложения N 7 "Перечень работ, относящихся к текущему ремонту" к Правилам и нормам технической эксплуатации, утвержденного постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), приложения N 2 к Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденному Госстроем России, фондом капитального ремонта допущено нецелевое использование средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, на общую сумму 1 269 610 рублей 57 копеек, выразившееся в несоответствии выполненных и оплаченных услуг и (или) работ по капитальному ремонту перечню, предусмотренному статьей 166 ЖК РФ, а именно работы по ремонту отмостки не относятся к работам по капитальному ремонту общего имущества в МКД; в нарушение статьи 166, части 1 статьи 174, части 3 статьи 179 ЖК РФ, пункта 5.4 Минимального перечня N 641 фондом в 2019 году допущено нецелевое использование средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, на общую сумму 134 578 рублей 83 копейки, выразившееся в несоответствии выполненных и оплаченных услуг и (или) работ по капитальному ремонту согласно перечню, предусмотренному статьей 166 ЖК РФ, а именно работы по устройству ограждения входа, ремонту помещения для колясок, включенные в капитальный ремонт фасада МКД, не относятся к работам по капитальному ремонту общего имущества в МКД.
29.11.2021 административным органом фонду капитального ремонта выдано предписание N 02-12-34/22-3642 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации, которым на последнего возложена обязанность в срок до 01.07.2022 обеспечить возврат денежных средств, израсходованных с нарушением законодательства Российской Федерации на общую сумму 1 404 189 рублей 40 копеек, в том числе в размере 1 269 610 рублей 57 копеек (пункт 1), в размере 134 578 рублей 83 копейки (пункт 2).
Не согласившись с данным предписанием, фонд капитального ремонта обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из установленного отсутствия фактов нецелевого использования средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, в связи с чем пришли к выводам о незаконности предписания и нарушении им прав и законных интересов фонда капитального ремонта.
Как следует из положений главы 24 АПК РФ, требование об оспаривании предписания может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствия данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив наличие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа власти надлежащих полномочий на принятие оспариваемого предписания, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял соответствующий ненормативный правовой акт.
Как следует из части 1 статьи 174 ЖК РФ, средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 названного Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Согласно статье 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома (часть 1); нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен и другими видами услуг и (или) работ (часть 2).
Из пункта 14.2 статьи 1 ГрК РФ следует, что под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее - ВСН N 58-88 (р)), капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий; при этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории (пункт 5.1); на капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (пункт 5.2).
Согласно требованиям пункта 4.1 ВСН N 58-88 (р) текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию); при этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта.
Из совокупного толкования изложенных положений законодательства, а также части 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пунктов 3.1, 3.4, 3.11 и Приложений NN 3, 8 к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, пунктов 1.6, 1.7 Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 17.12.1999 N 79, Правил N 170, ГОСТа Р 51929-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами", Свода правил 368.1325800.2017 "Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта", Свода правил 54.13330.2016 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные", Свода правил 31-107-2004 "Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий" судами сделан правильный вывод о том, что к текущему ремонту относятся работы по предупреждению износа, поддержанию и своевременному предохранению эксплуатационных качеств объектов на систематической основе путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей; к капитальному ремонту относятся работы, направленные на восстановление первоначальных эксплуатационных качеств объектов путем замены изношенных элементов, в том числе на более долговечные и экономичные; при этом в рамках капитального ремонта могут выполняться работы, по характеру относящиеся к текущему ремонту, однако для квалификации последних имеет значение не столько их вид (наименование), сколько цель их проведения, общий объем выполняемых работ и последствия для объекта капитального строительства.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, руководствуясь изложенными выше нормами материального права применительно к установленным в рамках настоящего дела конкретным обстоятельствам, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что на территории Республики Бурятия в соответствии со статьей 166 ЖК РФ на 2019, 2020 годы утверждены минимальные перечни услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предусматривающие включение в соответствующий перечень капитальный ремонт фасада в зависимости от наружной отделки и материала стен и восстановление отмостки, заделку трещин в кирпичных стенах цементным раствором; фондом капитального ремонта произведена приемка выполненных подрядными организациями работ по капитальному ремонту фасадов, в том числе включающих в себя работы по ремонту отмостки, в МКД, расположенных по адресам: г. Улан-Удэ, ул. Пугачева, д. 25, д. 31, ул. Мерецкова, д. 33, ул. Буйко, д. 22, Республика Бурятия, Кяхтинский район, п. Хоронхой, ул. Ленина, д. 7, ул. Гагарина, д. 6, г. Кяхта, ул. Сухэ-Батора, д. 44; в МКД по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Мерецкова, д. 33, в состав общего имущества собственников помещений входят колясочные, представляющие собой отдельное неотапливаемое помещение с входом непосредственно с улицы, с кирпичными стенами, примыкающими к наружным кирпичным стенам здания, и лицевой стеной, являющейся наружной стеной здания, которые, наряду с ограждением входа, являются элементами входной группы МКД; при этом работы по капитальному ремонту фасадов указанных МКД выполнялось подрядными организациями на основании проектной документации, разработанной проектными организациями, а согласно техническим отчетам проектных организаций на момент проведения технического обследования МКД были нарушены предельно допустимые характеристики надежности и безопасности фасада здания, в том числе отмостки, отсутствие которой ведет к разрушению фундамента МКД и значительному ухудшению его технического состояния; в связи с чем вышеизложенные работы по ремонту отмостки, колясочных и устройству ограждения входа с учетом конкретных обстоятельств настоящего спора относятся к капитальному ремонту фасадов МКД; при совокупности установленных обстоятельств пришли к верным выводам о неисполнении административным органом установленной частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанности по доказыванию вменяемых фактов нецелевого использования средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и, следовательно, незаконности оспариваемого предписания, нарушении им прав и законных интересов фонда капитального ремонта
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что изложенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на надлежащей оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с выводами судов по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 июня 2022 года по делу N А10-482/2022 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 01 сентября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из совокупного толкования изложенных положений законодательства, а также части 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пунктов 3.1, 3.4, 3.11 и Приложений NN 3, 8 к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, пунктов 1.6, 1.7 Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 17.12.1999 N 79, Правил N 170, ГОСТа Р 51929-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами", Свода правил 368.1325800.2017 "Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта", Свода правил 54.13330.2016 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные", Свода правил 31-107-2004 "Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий" судами сделан правильный вывод о том, что к текущему ремонту относятся работы по предупреждению износа, поддержанию и своевременному предохранению эксплуатационных качеств объектов на систематической основе путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей; к капитальному ремонту относятся работы, направленные на восстановление первоначальных эксплуатационных качеств объектов путем замены изношенных элементов, в том числе на более долговечные и экономичные; при этом в рамках капитального ремонта могут выполняться работы, по характеру относящиеся к текущему ремонту, однако для квалификации последних имеет значение не столько их вид (наименование), сколько цель их проведения, общий объем выполняемых работ и последствия для объекта капитального строительства."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 декабря 2022 г. N Ф02-5595/22 по делу N А10-482/2022