город Иркутск |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А58-9086/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Линниковой Маквалы Даниловны на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2022 года по делу N А58-9086/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Линникова Маквала Даниловна (ОГРНИП 315144700006752, ИНН 143400623290) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Администрации микрорайона Марха муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск" (ОГРН 1101435008828, ИНН 1435232827, далее - Администрация мкр. Марха), Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, далее - Окружная администрация) о признании недействительными предписания N 924 от 23.11.2021; пункта 14 протокола комиссии по внесению изменений и дополнений в Схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на территории городского округа "город Якутск" N 09-1 от 29.09.2021.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель Линникова М.Д. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить по мотивам неправильного применения судами норм материального права и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе предприниматель указывает, что у Окружной администрации отсутствовали полномочия изменять вид НТО, принадлежащего предпринимателю по заявлению ООО "Гидроснаб"; действующим законодательством не предусмотрена возможность одним протоколом заседания комиссии признавать недействительным пункт протокола предыдущего заседания, и доверенностью, выданной представителю главного архитектора города Якутска, такие полномочия также не предусмотрены; протокол заседания комиссии по внесению изменений и дополнений в Схему размещения НТО N 09-1 от 29.09.2021 был утвержден ненадлежащим, неустановленным лицом, у которого отсутствовали соответствующие полномочия.
В отзыве на кассационную жалобу Окружная администрация выражает несогласие с доводами предпринимателя, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Администрация мкр. Марха отзыв на кассационную жалобу не представила.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании 22 ноября 2022 года, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 10 часов 20 минут 24 ноября 2022 года, о чем сделано публичное извещение.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 ноября 2022 года рассмотрение кассационной жалобы отложено до 10 часов 00 минут 22 декабря 2022 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые идентификаторы 66402577127894, 66402577127900, 66402577127917), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Определением суда округа от 20 декабря 2022 года произведена замена судей в составе судей рассматривающих кассационную жалобу, судья Рудых А.И., в связи с длительным отсутствием ввиду нахождения в отпуске, заменена на судью Шелёмину М.М. Рассмотрение кассационной жалобы осуществлено с самого начала.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно Схеме размещения НТО на территории городского округа "город Якутск", утвержденной постановлением Окружной администрации от 15.12.2015 N 322п (далее - Схема), по адресу: г. Якутск, мкр. Марха, ул. Газовиков предусмотрен объект НТО - павильон, с указанием специализации "продукты".
Между Администрацией мкр. Марха и предпринимателем Линниковой М.Д. заключен договор N 08 от 05.09.2016 на право размещения НТО по указанному адресу согласно Схеме (торговый павильон "Продукты" площадью 45 кв. м, без проведения аукциона). Период размещения объекта установлен с 05.09.2016 по 05.09.2019 (пункт 1.3 договора). Согласно подпункту 4 пункта 5.1 договора не допускается изменение существенных условий договора, в том числе вида и специализации НТО.
Дополнительным соглашением от 01.07.2019 срок действия договора продлен до 04.09.2029.
Предприниматель 13.01.2021 обратился в Окружную администрацию с заявлением об изменении в Схеме специализации НТО с "продукты питания" на "розлив воды".
Комиссией по внесению изменений и дополнений в схему размещения НТО было отказано предпринимателю в изменении специализации, поскольку рядом планируется размещение НТО (водобудка) с проведением аукциона, о чем указано в пункте 2 протокола комиссии N 13 от 04.03.2021.
Предприниматель повторно обратился 16.03.2021 с заявлением в Окружную администрацию города Якутска об изменении специализации НТО.
Рассмотрев заявление предпринимателя от 16.03.2021, комиссия по внесению изменений и дополнений в схему размещения НТО согласовала изменение специализации НТО с "продукты питания" на "розлив воды", о чем указано в пункте 13 протокола комиссии N 22 от 26.04.2021.
02.06.2021 с заявлением обратилось ООО "Гидроснаб", в котором указало на отсутствие оснований для внесения изменений в схему размещения НТО в части специализации НТО предпринимателя Линниковой М.Д. ввиду наличия протокола аукциона от 23.04.2021 N 31-21 о предоставлении права ООО "Гидроснаб" заключения договора на размещение НТО по адресу находящемуся рядом. В дополнительном заявлении от 27.09.2021 ООО "Гидроснаб" указало, что не может получить согласование АО "Водоканал" технического условия на подключение пункта розлива воды НТО, поскольку предпринимателем Линнковой М.Д. осуществляется розлив воды, в том числе незаконно без изменения специализации НТО.
Пунктом 14 протокола N 09-1 от 29.09.2021 заседания комиссии по внесению изменений и дополнений в схему размещения НТО признан недействительным пункт 13 протокола заседания комиссии от 26.04.2021 N 22. Основанием принятого решения указано на ранее принятое решение об отказе в изменении специализации в связи с проведением аукциона на право размещения НТО, победителем которого стал ООО "Гидроснаб"; договор, заключенный с предпринимателем, не допускает изменение его существенных условий в части вида и специализации НТО; ранее было внесено предписание в связи с использованием НТО не по назначению.
Администрацией мкр. Марха предпринимателю выдано предписание N 924 от 23.11.2021 о необходимости в срок до 10.12.2021 привести в соответствии с условиями договора НТО с целевым назначением "продукты", а также разъяснено, что в случае неустранения или ненадлежащего исполнения предписания, договор на право размещения НТО будет расторгнут.
Не согласившись с пунктом 14 протокола комиссии N 09-1 от 29.09.2021 и предписанием N 924 от 23.11.23021, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые ненормативные правовые акты соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Из положений пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Согласно статье 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании Закона N 381-ФЗ постановлением Окружной администрации от 15.12.2015 N 322п на территории городского округа "Город Якутск" утверждена схема размещения НТО.
Постановлением Окружной администрации от 28.03.2017 N 76п утверждено Положение о заключении договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "город Якутск" (далее - Положение N 76п).
Согласно статье 13 указанного положения объект используется строго по специализации (ассортименту товаров), определенной договором по результатам аукциона в соответствии со Схемой. В случае желания изменения специализации владелец НТО может обратиться с заявлением в Комиссию по внесению изменений, дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов городского округа "город Якутск" в порядке, установленном нормативными правовыми актами Окружной администрации города Якутска. При положительном решении вопроса Уполномоченный орган заключает с владельцем нестационарного торгового объекта дополнительное соглашение к договору.
Постановлением Окружной Администрации от 11.07.2017 N 181п утверждено Положение по внесению изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "город Якутск" (далее - Положение N 181п).
Пунктом 1.3 Положения N 181п предусмотрено, что внесение изменений и дополнений в схему размещения НТО осуществляется Департаментом потребительского рынка, развития туризма и транспорта в соответствии с принятыми решениями комиссии по внесению изменений и дополнений в схему размещения НТО, расположенных на территории городского округа "город Якутск" (далее - комиссия).
Из содержания пунктов 1.4.2, 3.12, 3.15 указанного Положения следует, что комиссией принимается решение о внесении изменений и дополнений в схему размещения НТО путем согласования либо об отказе, в том числе включения планируемых к размещению НТО.
Из материалов дела следует, что по заявлению предпринимателя от 16.03.2021 комиссией принято решение о согласовании изменений в Схеме в части специализации НТО, владельцем которого является Линникова М.Д., с "продукты питания" на "розлив воды" (протокол N 22 от 26.04.2021).
Однако, по заявлению ООО "Гидроснаб" от 02.06.2021, комиссия признала ранее принятое ей решение недействительным (протокол N 09-1 от 29.09.2021).
Согласно Уставу, утвержденному решением Окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007, в структуре Окружной администрации создаются комиссии и иные коллегиальные органы (ведомственные и межведомственные), которые принимают решения в коллегиальном порядке. Цели, задачи, полномочия, состав коллегиальных органов определяются правовыми актами окружной администрации (статья 44).
Пункт 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ устанавливает полномочие органов местного самоуправления по отмене принятых ими муниципальных правовых актов в порядке самоконтроля.
Учитывая изложенное, суды верно посчитали, что в рассматриваемом случае комиссия вправе была рассмотреть заявление ООО "Гидроснаб" и принять по нему решение применительно к пункту 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ, установив, что имелись основания для отказа предпринимателю в изменении специализации НТО с "продукты питания" на "розлив воды" при наличии результатов проведенного аукциона, победителем которого признано ООО "Гидроснаб".
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1.8. Положения N 181п состав комиссии утверждается распоряжением Окружной администрации города Якутска и является постоянно действующим коллегиальным органом, созданным при Окружной администрации.
Разделом 3 Положения 181п
Порядок работы комиссии
предусмотрено, что заседание комиссии ведет председатель, а в отсутствие председателя - заместитель председателя комиссии (пункт 3.2); заседание комиссии считается правомочным при наличии не менее
списочного состава членов комиссии (пункт 3.8); протокол заседания Комиссии подписывается секретарем комиссии и утверждается председателем комиссии (пункт 3.13).
Распоряжением Окружной администрации от 21.07.2021 N 1439 р в связи с кадровыми изменениями был утвержден новый состав комиссии по внесению изменений и дополнений в схему размещения НТО на территории городского округа "город Якутск" согласно приложению: председатель - начальник Департамента предпринимательства, потребительского рынка и развития туризма Окружной администрации; заместитель председателя - Главный архитектор города Якутска; секретарь - главный специалист Департамента предпринимательства, потребительского рынка и развития туризма Окружной администрации; а также указаны члены комиссии.
Данное распоряжение подлежит опубликованию в газете "Эхо столицы" и на официальном сайте Окружной администрации (пункт 2).
Как следует из материалов дела, в заявлении об оспаривании решения комиссии, в апелляционной жалобе, а также в судебных заседаниях предпринимателем приводился довод о том, что протокол N 09-1 от 29.09.2021 заседания комиссии по внесению изменений и дополнений в схему размещения НТО утвержден неуполномоченным лицом. Окружная администрация в свою очередь ссылалась на то, что протокол N 09-1 от 29.09.2021 утвержден уполномоченным лицом по доверенности.
Руководствуясь приведенными выше положениями, следует отметить, что законность решения комиссии по внесению изменений и дополнений в схему размещения НТО предполагает, в том числе принятие его легитимным и правомочным составом, и утверждение уполномоченным лицом.
Однако, судами приведенному заявителем доводу оценка не дана и соответствующие обстоятельства не устанавливались, в том числе о лице утвердившем протокол заседания комиссии N 09-1 от 29.09.2021, с учетом изложенных выше требований Положения N 181п, в частности пунктов 3.2, 3.13 Положения N 181п, из которых не усматривается возможность проведения заседания комиссии и утверждения протокола кем-либо кроме указанных лиц.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции считает, что суды не определили все обстоятельства, подлежащие выяснению и имеющие значение для правильного рассмотрения дела, в том числе на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, и пришли к преждевременным выводам о законности оспариваемого пункта 14 протокола комиссии.
В связи с тем, что предписание от 23.11.2021 N 924 о необходимости приведения объекта в соответствии с целевым назначением было выдано предпринимателю Администрацией мкр. Марха, с учетом принятого комиссией решения 29.09.2021 об отмене ранее согласованного изменения, то выводы судов о его законности также являются преждевременными.
Довод Администрации мкр. Марха, заявленный в судебном заседании 22 ноября 2022 года, о том, что предписание в любом случае не нарушает прав заявителя, поскольку в договоре указана специализации "продукты", в соответствии с которой должен использоваться НТО, не может быть учтен судом округа, поскольку такой довод не основан на положениях пункта 1 статьи 13 Положения N 76п, предусматривающего заключение дополнительного соглашения к договору в случае согласования комиссией изменения специализации НТО.
Поскольку вышеназванное могло привести к принятию неправильного решения, то принятые по делу судебные акты не могут быть признаны соответствующими требованиям, установленным статьей 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене на основании частей 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенное, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании, оценке фактических обстоятельств дела, проверить оспариваемые пункт 14 решения комиссии и предписание на соответствие действующему законодательству, распределить судебные расходы за кассационное рассмотрение дела, и принять законное, обоснованное и мотивированное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2022 года по делу N А58-9086/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2022 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании Закона N 381-ФЗ постановлением Окружной администрации от 15.12.2015 N 322п на территории городского округа "Город Якутск" утверждена схема размещения НТО.
...
Пункт 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ устанавливает полномочие органов местного самоуправления по отмене принятых ими муниципальных правовых актов в порядке самоконтроля.
Учитывая изложенное, суды верно посчитали, что в рассматриваемом случае комиссия вправе была рассмотреть заявление ООО "Гидроснаб" и принять по нему решение применительно к пункту 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ, установив, что имелись основания для отказа предпринимателю в изменении специализации НТО с "продукты питания" на "розлив воды" при наличии результатов проведенного аукциона, победителем которого признано ООО "Гидроснаб"."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 декабря 2022 г. N Ф02-5805/22 по делу N А58-9086/2021
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7456/2023
02.10.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2531/2022
20.06.2023 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-9086/2021
22.12.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5805/2022
24.08.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2531/2022
31.03.2022 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-9086/2021