город Иркутск |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А19-5196/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей: Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации Пилецкой Ю.А. (доверенность от 09.01.2023, диплом), Службы государственного жилищного надзора по Иркутской области Рабцевич Е.А.(доверенность от 17.01.2023, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 августа 2022 года по делу N А19-5196/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220, г. Иркутск; далее - ПАО "Иркутскэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предостережения от 16.12.2021 N 02-86-19664/21 Службы государственного жилищного надзора по Иркутской области (далее - Служба) о недопустимости нарушения закона.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 августа 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Иркутскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами пунктов 33, 67, 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), статей 309, 408 Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), пунктов 7, 11 Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 (далее - Правила N 166), Общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1670 (далее - Общие положения N 1670), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выполнение указанных в предостережении действий приведет не только к нарушению прав ПАО "Иркутскэнерго", но и нарушению прав потребителей, которое выразится в неполучении информации о выполненных Обществом перерасчетах; в платежных поручениях указана информация о начислениях в столбце "Перерасчеты", а какие-либо начисления за текущие периоды не отражены; иного способа донесения до потребителей информации о выполненных перерасчетах Правила N 354 не предусматривают; лицевые счета потребителей не могут быть закрыты до исполнения обязательства по оплате поставленной тепловой энергии; соглашения о передаче прав и обязанностей, в том числе по взысканию задолженности по договорам теплоснабжения, между ПАО "Иркутскэнерго" и обществом с ограниченной ответственностью (ООО) "Байкальская энергетическая компания" не заключены; на момент выдачи предостережения Общество не являлось единой теплоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем у Службы отсутствовали основания для проведения в отношении него проверки и направления предостережения.
В отзыве на кассационную жалобу Служба считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными; указывает, что предостережение не обладает признаками ненормативного правового акта, носит информационный характер, следовательно, не может нарушать права и законные интересы юридического лица.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители ПАО "Иркутскэнерго" и Службы в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя от 03.09.2021 N 1166-ср-п Службой 07.10.2021 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО "Иркутскэнерго" в рамках регионального государственного жилищного надзора с целью проверки информации, содержащейся в мотивированном представлении от 31.08.2021 по результатам обращения от 26.08.2021 о нарушении обязательных требований в части правомерности начисления (перерасчета) платы за коммунальную услугу отопление в феврале, марте 2021 года по кв. N 15, расположенной в многоквартирном доме N 275/18 по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова (далее - МКД N 275/18).
В ходе проверки Службой установлено, что с 01.12.2020 единой теплоснабжающей организацией на территории г. Иркутска на основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 13.11.2020 N 09-4516 "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организацией" является ООО "Байкальская энергетическая компания", которая согласно части 7.5 статьи Жилищного кодекса является соответствующей ресурсоснабжающей организацией, и на основании её платежных документов потребителями указанного МКД вносится плата за коммунальные услуги горячее водоснабжение и отопление.
ПАО "Иркутскэнерго" не является исполнителем коммунальных услуг, однако лицевые счета потребителей не были закрыты и на них продолжает отражаться информация о неисполненных обязательствах потребителей и перерасчетах за прошлые периоды.
За период с 01.01.2021 по 31.03.2021 по жилому помещению N 15 МКД N 275/18 в платежных документах в графе "перерасчет" отражены суммы в сторону увеличения: за февраль 2021 года в размере 951 рубль 83 копейки в сторону увеличения, за март 2021 года - в размере 1 619 рублей 46 копеек.
Отражение лицом, не являющимся исполнителем коммунальных услуг, в платежных документах информации о произведенных перерасчетах за указанный период неправомерно и является нарушением части 7.5 статьи 155 Жилищного кодекса, пункта 17 Правил N 354.
Результаты проверки отражены в акте от 07.10.2021 N 1166/21.
Обществу выдано предостережение от 16.12.2021 о недопустимости нарушения действующего законодательства, а именно об отображении информации о произведенных перерасчетах и предъявлении платы за коммунальные услуги по лицевым счетам потребителей в платежных документах с момента прекращения действия договора предоставления коммунальных услуг соответствующего вида согласно пункту 17 Правил N 354, части 7.5 статьи 155 Жилищного кодекса.
Данным предостережением ПАО "Иркутскэнерго" предложено исключить отражение информация о произведенных перерасчетах платы на лицевых счетах потребителей в платежных документах и предъявление платы за коммунальные услуги по лицевым счетам потребителей в платежных документах с момента прекращения действия договора предоставления коммунальных услуг соответствующего вида согласно пункту 17 Правил N 354, части 7.5 статьи 155 Жилищного кодекса. О мерах, принятых в целях предотвращения нарушений обязательных требований, устранения причин, фактов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, представить в Службу информацию в срок до 14.03.2022.
ПАО "Иркутскэнерго" оспорило данное предостережение в Арбитражном суде Иркутской области.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что предостережение Службы затрагивает права и законные интересы Общества, в связи с чем является предметом судебного контроля. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки и вынесения предостережения) предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда (часть 1). Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (часть 6).
Согласно статье 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения. Порядок подачи и рассмотрения возражения в отношении предостережения устанавливается положением о виде контроля.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания оспариваемого предостережения суды установили, что Служба констатирует наличие в деятельности Общества нарушение установленных правил деятельности и предлагает изменить фактическое поведение, что обеспечивается тем, что Служба как надзорный орган в случае неисполнения предостережения вправе назначить в отношении Общества внеплановую проверку либо привлечь к административной ответственности, Обществу предложено в установленный срок уведомить Службу об исполнении данного предостережения.
Таким образом, в рассматриваемом случае суды, принимая во внимание содержание и цель выдачи оспариваемого предостережения, мотивированно признали, что этим предостережением затрагиваются законные интересы Общества, в связи с чем оно является предметом судебного контроля, поскольку при ином подходе невозможно обеспечить восстановление нарушенных прав Общества.
В этой связи соответствующие доводы Службы в отзыве на кассационную жалобу подлежат отклонению.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, решений (действий) закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие совокупности указанных условий обязывает арбитражный суд принять решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Согласно частям 1, 2 статьи 155 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе); информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами (часть 7.5 статьи 155 Жилищного кодекса).
В соответствии с Правилами N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 - 12 настоящих Правил (пункт 6). Исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил (пункт 8).
Сроки, когда ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, определены пунктом 17 Правил N 354.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, действует до даты (включительно) прекращения предоставления коммунальных услуг соответствующим исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил (пункт 30 Правил N 354).
Судами установлено и Обществом не оспаривается, что с 01.12.2020 единой теплоснабжающей организацией на территории г. Иркутска на основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 13.11.2020 N 09-4516 "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организацией" является ООО "Байкальская энергетическая компания", в связи с чем в силу части 7.5 статьи 155 Жилищного кодекса с 01.12.2020 является соответствующей ресурсоснабжающей организацией, на основании платежных документов которой потребители вносят плату за коммунальные услуги горячее водоснабжение и отопление.
Следовательно, ПАО "Иркутскэнерго", не являющееся с указанного момента исполнителем коммунальных услуг, не вправе отображать информацию о произведенных перерасчетах платы на лицевом счете в платежном документе и предъявлять в платежных документах плату за коммунальные услуги потребителям.
Суды также приняли во внимание, что, вопреки доводам Общества, структура и содержание представленных платежных документов не позволяют определить период и основания начисления (перерасчета) со стороны ПАО "Иркутскэнерго"; из содержания платежных документов за февраль, март 2021 года следует, что фактически потребителю предлагается оплатить текущие коммунальные услуги (в том числе пени по состоянию на дату выставления требования), хотя исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией) на момент выставления платежных документов ПАО "Иркутскэнерго" уже не является.
Выполнение указанных в предостережении действий не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Общества, поскольку не запрещает и не ограничивает право ПАО "Иркутскэнерго" требовать от потребителей оплаты ранее оказанных услуг, но в ином порядке.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у Службы оснований для проведения в отношении него проверки и направления предостережения ввиду того, что на момент выдачи предостережения Общество не являлось единой теплоснабжающей организацией, подлежит отклонению, поскольку проверка проведена Службой в связи с поступлением жалобы собственника жилого помещения в МКД N 275/18 о неправомерности перерасчета платы.
Таким образом, поскольку Служба доказала соответствие закону оспариваемого предостережения, а заявитель не представил доказательства нарушения этим актом его прав и законных интересов, суды, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 3 статьи 201 названного Кодекса правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 августа 2022 года по делу N А19-5196/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сроки, когда ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, определены пунктом 17 Правил N 354.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, действует до даты (включительно) прекращения предоставления коммунальных услуг соответствующим исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил (пункт 30 Правил N 354).
Судами установлено и Обществом не оспаривается, что с 01.12.2020 единой теплоснабжающей организацией на территории г. Иркутска на основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 13.11.2020 N 09-4516 "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организацией" является ООО "Байкальская энергетическая компания", в связи с чем в силу части 7.5 статьи 155 Жилищного кодекса с 01.12.2020 является соответствующей ресурсоснабжающей организацией, на основании платежных документов которой потребители вносят плату за коммунальные услуги горячее водоснабжение и отопление."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 января 2023 г. N Ф02-6768/22 по делу N А19-5196/2022