г. Чита |
|
20 октября 2022 г. |
Дело N А19-5196/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д. В., Луценко О. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 августа 2022 года по делу N А19-5196/2022 по заявлению Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН: 1023801003313, ИНН: 3800000220, адрес: 664011, Иркутская область, Иркутск город, Сухэ-Батора улица, дом 3) к Службе государственного жилищного надзора по Иркутской области (ОГРН 1083808000715, ИНН 3808171877; адрес: 664007, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Поленова, 18А) о признании недействительным предостережения N 02-86-19664/21 от 16.12.2021 г.,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (далее - заявитель, ПАО "Иркутскэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предостережения Службы государственного жилищного надзора по Иркутской области (далее - ответчик, надзорный орган, Служба) от 16.12.2021 г. N 02-86-19664/21 о недопустимости нарушения закона.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 августа 2022 года по делу N А19-5196/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
Как следует из апелляционной жалобы, обжалуемое предостережение возлагает на ПАО "Иркутскэнерго" определенную обязанность, неисполнение которой может служить основанием для организации государственного контроля (надзора) в отношении общества. Поэтому оспариваемое не соответствующее закону предостережение Службы нарушает права и законные интересы ПАО "Иркутскэнерго". По мнению общества, выполнение действий, указанных Службой в предостережении, приведет к нарушению прав как потребителей, которое выразится в непредставлении информации о выполненных ПАО "Иркутскэнерго", являвшегося в период до 01.12.2020 исполнителем коммунальных услуг, перерасчетах, так и в нарушении прав ПАО "Иркутскэнерго", которое выразится в том, что исполнитель коммунальной услуги будет лишен возможности получить оплату за фактически поставленный ресурс в полном объеме.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором ответчик выводы суда первой инстанции поддержал, просит решение оставить без изменения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 14.09.2022.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 07.10.2021 на основании распоряжения заместителя руководителя Службы N 1166-ср-п от 03.09.2021, надзорным органом была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО "Иркутскэнерго", по результатам которой составлен акт N 1166/21 от 07.10.2021.
16.12.2021 надзорным органом вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона N 02-86-19664/21, в котором содержалось предложение о недопустимости нарушения действующего законодательства, а именно об отображении информации о произведенных перерасчетах и предъявлении платы за коммунальные услуги по лицевым счетам потребителей в платежных документах с момента прекращения действия договора предоставления коммунальных услуг соответствующего вида согласно пункту 17 Правил N 354, части 7.5 статьи 155 ЖК РФ.
Указанным предостережением ПАО "Иркутскэнерго" предложено исключить отражение информация о произведенных перерасчетах платы на лицевых счетах потребителей в платежных документах и предъявление платы за коммунальные услуги по лицевым счетам потребителей в платежных документах с момента прекращения действия договора предоставления коммунальных услуг соответствующего вида согласно пункту 17 Правил N 354, части 7.5 статьи 155 ЖК РФ.
Полагая, что выданное надзорным органом предостережение не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ПАО "Иркутскэнерго" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является наличие двух оснований (одновременно): несоответствие ненормативного акта закону и другим правовым актам и нарушение ненормативным актом гражданских прав субъекта предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассматривая требования общества о признании недействительным предостережения N 524, суд первой инстанции пришел к выводу, что вышеупомянутые признаки (в их совокупности) отсутствуют, исходя из следующего.
В части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) раскрыто содержание понятия государственного жилищного надзора как деятельности уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включающей предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в частности требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Частью 2 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи.
В силу пункта 1 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
В целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля, в частности, выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом (пп. 4 пункта 2 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ при условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Пунктами 6, 7 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ установлено, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.
Под ненормативным актом (решением) государственного и иного органа следует понимать властное волеизъявление субъекта, осуществляемое в пределах предоставленных ему полномочий, обращенное к конкретному лицу и направленное на возникновение, изменение или прекращение его прав и обязанностей.
Следовательно, ненормативным актом (решением), законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия, и нарушающие права и интересы указанных в нем лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный акт (решение) государственного органа, органа местного самоуправления - изданный в установленном законом порядке документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий персонифицированные права и обязанности определенного в акте субъекта административных правоотношений.
Таким образом, ненормативный акт должен носить властно-распорядительный характер. Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта (решения), в силу чего документы (акты), не содержащие обязательных для исполнения требований, не влекут правовых последствий.
Из материалов дела следует и судом правильно установлено, что предостережение от 16.12.2021 г. N 02-86-19664/21 выдано обществу ответчиком в соответствии с нормами законодательства, в том числе, на основании положений статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ и в пределах полномочий, которыми наделен ответчик.
Общество, оспаривая законность, выданного Службой предостережения, указало, что, несмотря на утрату ПАО "Иркутскэнерго" статуса единой теплоснабжающей организации и, соответственно, статуса исполнителя, лицевые счета потребителей, открытые в ПАО "Иркутскэнерго" не могут быть закрыты до полного исполнения обязательств по оплате поставленной тепловой энергии. Таким образом, по мнению общества, исключение из платежных документов информации о перерасчетах за период, когда исполнителем коммунальных услуг являлось ПАО "Иркутскэнерго", приведет к нарушению прав потребителей и прав ПАО "Иркутскэнерго" на получение оплаты за фактически потребленный ресурс. Выставление платежных поручений осуществляет ООО "Иркутскэнергосбыт" на основании агентского договора от 01.01.2010.
Аналогичные доводы заявлены обществом и в апелляционной жалобе.
Отклоняя указанные доводы, апелляционный суд соглашается со следующими выводами суда первой инстанции.
Порядок взаиморасчетов между потребителем коммунальных услуг и исполнителем коммунальных услуг регламентируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее - договоры с ресурсоснабжающей организацией, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Сроки начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, определены пунктом 17 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 30 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, действует до даты (включительно) прекращения предоставления коммунальных услуг соответствующим исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Частью 2 статьи 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
В соответствии с частью 7.5 статьи 155 ЖК РФ в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С 01.12.2020 единой теплоснабжающей организацией на территории г. Иркутска на основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 13.11.2020 N 09- 4516 "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организацией" является общество с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" (далее - ООО "Байкальская энергетическая компания").
В соответствие с частью 7.5 статьи 155 ЖК РФ с 01.12.2020 ООО "Байкальская энергетическая компания" является соответствующей ресурсоснабжающей организацией, на основании платежных документов которой потребителями вносится плата за коммунальные услуги горячее водоснабжение и отопление.
В связи со сменой единой теплоснабжающей организации с 01.12.2020 лицевые счета потребителей ПАО "Иркутскэнерго" не были закрыты, и на них продолжает отражаться информация о неисполненных обязательствах потребителей перед ПАО "Иркутскэнерго" и перерасчетах за прошлые периоды.
В представленных в материалы дела платежных документах отображена информация как в отношении услуг, оказанных действующей теплоснабжающей организации, так и утратившей такой статус. При этом, указанный платежный документ сведений о том, за какой период произведен расчет/перерасчет платежа исполнителю услуг - ПАО "Иркутскэнерго", не содержит.
Таким образом, учитывая, что с 01.12.2020 ПАО "Иркутскэнерго" не является исполнителем коммунальных услуг, следовательно, общество не вправе отображать информацию о произведенных перерасчетах платы на лицевом счете в платежном документе и предъявлять в платежных документах плату за коммунальные услуги потребителям.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, структура и содержание представленных платежных документов не позволяют определить период и основания начисления (перерасчета) со стороны ПАО "Иркутскэнерго", из содержания платежных документов следует, что фактически потребителю предлагается оплатить текущие коммунальные услуги (в том числе пени по состоянию на дату выставления требования), хотя исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией) на момент выставления платежных документов ПАО "Иркутскэнерго" уже не является. Иное из представленных платежных документов не следует.
Таким образом, верным является вывод суда первой инстанции, что после утраты статуса исполнителя коммунальных услуг все специальные нормы, а именно Правила N 354 и ЖК РФ не подлежат применению, следовательно, отражение перерасчета и предъявление платы в платежных документах за коммунальные услуги ПАО "Иркутскэнерго" подлежит в общем порядке.
Апелляционный суд также считает, что оспариваемое предостережение не запрещает и не ограничивает право ПАО "Иркутскэнерго" требовать от потребителей оплаты ранее оказанных услуг и, следовательно, не нарушает права заявителя.
Таким образом, анализ вышеуказанных документов и наличие в них неопределенностей и неточностей позволило ответчику выявить признаки нарушения обязательных требований, в связи с чем, ответчиком правомерно было выдано соответствующее предостережение о недопустимости нарушений в будущем. Следовательно, Службой правомерно в предостережении сделано указание о недопустимости нарушений.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 августа 2022 года по делу N А19-5196/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Д.В.Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5196/2022
Истец: ПАО Иркутское энергетики и электрификации "Иркутскэнерго"
Ответчик: Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области