город Иркутск |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А69-1161/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Тыва, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Хайдып Н.М., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Салчак Т.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Тыва представителей: Государственного унитарного предприятия Республики Тыва "Управляющая компания ТЭК 4" Монгуш О.Ш. (доверенность от 07.02.2022); Министерства топлива и энергетики Республики Тыва Дугаржап А.Б. (доверенность от 23.11.2022 N 27, диплом)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Тыва "Управляющая компания ТЭК 4" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2022 года по делу N А69-1161/2022 Арбитражного суда Республики Тыва,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Управляющая компания ТЭК 4" (ОГРН 1041700508475, ИНН 1701036423, г. Кызыл; далее - ГУП РТ "УК ТЭК 4", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 11.04.2022 N 20/47.Юл Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Енисейское Управление Ростехнадзора, Управление, административный орган) о назначении административного наказания.
Дело рассмотрено с участием прокуратуры Чеди-Хольского района (далее - Прокуратура).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство топлива и энергетики Республики Тыва (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02 сентября 2022 года заявление удовлетворено, постановление Управления признано незаконным и отменено.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2022 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
ГУП РТ "УК ТЭК 4" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судами статей 1.5, 9.17, 24.6 - 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Енисейским Управлением Ростехнадзора и Прокуратурой не представлены доказательства наличия события вменяемого правонарушения, поскольку ими не было проверено фактическое наличие (отсутствие) запасов, соответствующие акты об обнаружении правонарушения не составлены; действительный размер недостающих запасов топлива путем проведения проверочных мероприятий не определен; Управление вынесло постановление только по материалам проверки Прокуратуры; по состоянию на 28.02.2022 (возбуждение дела об административном правонарушении) за период февраль 2022 года у Предприятия находился во владении и пользовании общий запас топлива 2 389, 38 тонн;
ГУП РТ "УК ТЭК 4" представляло расчет по количеству дней возможности обеспечения деятельности котельной по суточному расходу топлива, исходя из общего запаса за февраль 2022 года.
В отзывах на кассационную жалобу Енисейское Управление Ростехнадзора и Прокуратура считают ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); Енисейское Управление Ростехнадзора, прокуратура Чеди-Хольского района своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель ГУП РТ "УК ТЭК 4" в судебном заседании подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Министерства также поддержал доводы кассационной жалобы Предприятия.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 12 января 2023 года до 19 января 2023 года до 11 часов 50 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе судей, представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Прокуратурой проведена проверка исполнения Предприятием федерального законодательства при обеспечении нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии, в ходе которой установлено, что приказом Министерства от 06.09.2021 N 38-ОД утверждены нормативы создания запаса топлива для крупных котельных на отопительный период 2021/22 года, согласно которому неснижаемый нормативный запас (ННЗТ) угля на Хову-Аксынском участке Предприятия на 01 февраля 2022 года должен составлять 320 тонн, неснижаемый эксплуатационный запас (НЭЗТ) - 1 420 тонн, общий нормативный запас - 1 740 тонн.
Проверкой установлено, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), приказа Министерства топлива и энергетики Республики Тыва от 06.09.2021 N 38-ОД "Об утверждении нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической энергии и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более для крупных котельных на отопительный период 2021/22 года" (далее - Приказ N 38-ОД), не обеспечен общий запас топлива на Хову-Аксынском участке котельной ГУП РТ "УК ТЭК 4", по состоянию на 01.02.2022 составил 1 039,46 т, что ниже установленного норматива (неснижаемого и эксплуатационного запаса) на 700, 54 т.
По данному факту постановлением Прокуратуры от 28.02.2022 в отношении Предприятия возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.17 Кодекса.
Названное постановление Прокуратуры направлено для рассмотрения в Енисейское Управление Ростехнадзора.
Постановлением Управления от 11.04.2022 N 20/47.Юл ГУП РТ "УК ТЭК 4" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.17 Кодекса, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 742 943 рублей 52 копейки.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Предприятия в Арбитражный суд Республики Тыва с названным заявлением.
Суд первой инстанции, признавая незаконным оспариваемое постановление, пришел к выводу о недоказанности Управлением события административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из доказанности административным органом наличия в действиях Предприятия состава вменяемого правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого правонарушения, а также отсутствия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости снижения размера штрафа.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Статьей 9.17 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций, производящих электрическую и (или) тепловую энергию для потребителей, и котельных, производящих тепловую энергию для потребителей, их должностными лицами нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями и котельными запасов топлива.
Согласно статье 3 Закона N 190-ФЗ одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), предусмотрено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами (пункт 4.1.1.). Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива (пункт 11.9.).
Согласно Порядку определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической энергии и тепловой энергии), утвержденного приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377 (далее - Порядок N 377), норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ) (пункт 2).
Приказом N 38-ОД утверждены нормативы создания запаса топлива для крупных котельных на отопительный период 2021/22 годы, согласно которому неснижаемый нормативный запас (ННЗТ) угля на Хову-Аксынском участке Предприятия на 01.02.2022 года должен составлять 300 тонн, неснижаемый эксплуатационный запас (НЭЗТ) - 1 420 тонн, общий нормативный запас - 1 740 тонн.
Судом апелляционной инстанции по результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств установлено, что материалами проверки подтверждается наличие на момент проверки на Хову-Аксынском участке Предприятия по состоянию на 01.02.2022 1 039,46 тонн угля при нормативном запасе - 1 740 тонн, то есть ниже норматива на 700, 54 тонн, что свидетельствует о необеспечении общего нормативного запаса угля по состоянию на 01.02.2022.
Суд апелляционной инстанции проверил довод Предприятия, заявленный и в кассационной жалобе, о наличии у него необходимого запаса топлива на основании договора поставки от 17.01.2022, и, руководствуясь статьями 459, 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из условий этого договора о переходе права собственности на товар с момента подписания транспортной накладной, учитывая отсутствие в материалах дела такого документа, пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих наличие в котельной необходимого количества норматива угля. Доказательства того, что на 01.02.2022 у котельной имелся неснижаемый нормативный запас топлива, в материалах дела отсутствуют.
Довод Предприятия о том, что по состоянию на 28.02.2022 (возбуждение дела об административном правонарушении) за период февраль 2022 года у Предприятия находился во владении и пользовании общий запас топлива 2 389, 38 тонн, не может быть принят во внимание с учетом того, что согласно Приказу N 38-ОД нормативный запас должен быть обеспечен в вышеукзанном размере по состоянию на 01.02.2022.
Доводы заявителя кассационной жалобы о недоказанности события административного правонарушения ввиду того, что Прокуратурой и Управлением не было проверено фактическое наличие (отсутствие) запасов, соответствующие акты об обнаружении правонарушения не составлены; действительный размер недостающих запасов топлива путем проведения проверочных мероприятий не определен; Управление вынесло постановление только по материалам проверки Прокуратуры, проверены и не могут быть приняты во внимание.
Как следует из материалов дела, требованием Прокуратуры от 09.02.2022 в рамках проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства у Предприятия истребованы сведения об объеме общего запаса угля и о планируемой дате завоза угля с указанием объемов.
Во исполнение данного требования ГУП РТ "УК ТЭК 4" 15.02.2022 представило сведения об остатке угля на Хову-Аксынском участке, в том числе по состоянию на 01.02.2022 (1 039, 46 т) с приложением информации о запасах и расходах твердого топлива.
Установив, исходя из представленных сведений, недостаток запаса топлива, Прокуратура вынесла постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 9.17 Кодекса.
Материалы по делу об административном правонарушении были направлены в Енисейское управление Ростехнадзора, рассмотрены им и с учетом собранных материалов установлен факт нарушения Предприятием нормативов запаса топлива.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Тыва и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
На основании части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации меры по приостановлению исполнения постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2022 года по делу N А69-1161/2022 Арбитражного суда Республики Тыва, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09 декабря 2022 года, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 274, 283, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2022 года по делу N А69-1161/2022 Арбитражного суда Республики Тыва оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить меры по приостановлению исполнения постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2022 года по делу N А69-1161/2022 Арбитражного суда Республики Тыва, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09 декабря 2022 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции проверил довод Предприятия, заявленный и в кассационной жалобе, о наличии у него необходимого запаса топлива на основании договора поставки от 17.01.2022, и, руководствуясь статьями 459, 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из условий этого договора о переходе права собственности на товар с момента подписания транспортной накладной, учитывая отсутствие в материалах дела такого документа, пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих наличие в котельной необходимого количества норматива угля. Доказательства того, что на 01.02.2022 у котельной имелся неснижаемый нормативный запас топлива, в материалах дела отсутствуют.
...
Установив, исходя из представленных сведений, недостаток запаса топлива, Прокуратура вынесла постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 9.17 Кодекса.
...
На основании части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации меры по приостановлению исполнения постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2022 года по делу N А69-1161/2022 Арбитражного суда Республики Тыва, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09 декабря 2022 года, подлежат отмене."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 января 2023 г. N Ф02-6495/22 по делу N А69-1161/2022