город Иркутск |
|
07 февраля 2023 г. |
Дело N А19-22576/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: Службы по тарифам Иркутской области Патрикеевой А.В. (доверенность от 14.11.2022, диплом), общества с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" Сиротиной А.К. (доверенность от 23.06.2022, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы по тарифам Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2022 года по делу N А19-22576/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" (ОГРН 1133850020545, ИНН 3808229774, г. Иркутск; далее - ООО "Байкальская энергетическая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным действия (бездействия) Службы по тарифам Иркутской области (далее - Служба), выразившегося в отказе в открытии дела о досрочном пересмотре тарифов единой теплоснабжающей организации (ЕТО) ООО "Байкальская энергетическая компания" в г. Железногорске-Илимском на 2021 год, изложенном в извещении от 26.08.2021 N 02-79-1794/21.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2022 года, заявленные требования удовлетворены частично. Действия Службы, связанные с отказом в открытии дела о досрочном пересмотре тарифов для ЕТО ООО "БЭК" в г. Железногорске-Илимском на 2021 год, изложенным в извещении от 26.08.2021 N 02-79-1794/21 признаны незаконными. На Службу возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Служба обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
По мнению заявителя кассационной жалобы, нарушение порядка принятия решения может служить основанием для признания его незаконным, если такие нарушения определены законом как существенные (грубые); суды не выяснили, является ли допущенное нарушение существенным, нарушает ли права заявителя и создает ли препятствия в осуществлении его прав; приказом Службы N 391-спр в отношении Общества установлены единые для Иркутской области тарифы на тепловую энергию на долгосрочный период 2021-2023 г.г. (далее - Областной тариф), которые включают в себя расходы на производство, передачу и сбыт тепловой энергии по ряду муниципальных образований, включая г. Железногорск-Илимский; невозможность открыть дело о пересмотре тарифного решения, принятого только в отношении Общества (приказ Службы от 18.12.2020 N 474-спр), обусловлена тем, что затраты Общества на оплату услуг по передаче тепловой энергии по тепловым сетям, полученным по концессионному соглашению, ранее находившимся в эксплуатации ООО "Центральная Энергоремонтная Фирма" (ООО "ЦЭРФ"), включены в состав Областного тарифа ООО "Байкальская энергетическая компания" по статье "затраты на оплату услуг по передаче тепловой энергии"; в этой связи оба тарифных решения необходимо пересматривать комплексно; возможность одновременного пересмотра Областного тарифа по инициативе органа регулирования в отсутствие заявления Общества законодательством не предусмотрена; оспариваемые отказы Службы содержали обоснования причин отказа и указание на необходимость обратиться за пересмотром Областного тарифа; данные доводы Службы судами не рассмотрены; суды также не дали оценку доводу о наличии у Общества денежных средств в сумме 13 498 170 рублей, ранее включенных в необходимую валовую выручку для оплаты услуг по передаче тепловой энергии по сетям ООО "ЦЭРФ", которые последнее теперь не оказывает, и позволяющих обеспечить финансирование мероприятий по реконструкции полученных во владение муниципальных тепловых сетей и выполнить обязательства в рамках концессионного соглашения и осуществлять их эксплуатацию; кроме того, согласно поданным документам расходы на содержание тепловых сетей оценивались на гораздо меньшую сумму 4 638 000 рублей; судами не учтено, что досрочный пересмотр тарифа повлечет задвоение учтенных расходов, получение необоснованной прибыли, что является нарушением принципов регулирования.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Байкальская энергетическая компания" считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители Службы и ООО "Байкальская энергетическая компания" в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Байкальская энергетическая компания" на территории Иркутской области осуществляет регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения, расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Приказом Службы от 17.12.2020 N 391-спр установлены долгосрочные тарифы на 2021 - 2023 годы на тепловую энергию, поставляемую потребителям Общества на территории Иркутской области - "Областной тариф". В составе указанного тарифа на тепловую энергию на 2021 год Службой учтены расходы на оплату услуги по передаче тепловой энергии, оказываемой ООО "ЦЭРФ" в г. Железногорск-Илимский, включающие, в том числе расходы на эксплуатацию тепловых сетей, полученных в хозяйственное ведение от муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение".
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 18.12.2020 N 474-спр установлен тариф на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации ООО "Байкальская энергетическая компания" в г. Железногорск-Илимский на 2021 год.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 18.12.2020 N 476-спр установлен тариф на горячую воду для ЕТО ООО "Байкальская энергетическая компания" в г. Железногорск-Илимский на 2021 год.
21.06.2021 между муниципальным образованием "Железногорск-Илимское городское поселение", ООО "Байкальская энергетическая компания" и субъектом Российской Федерации - Иркутской областью заключено концессионное соглашение N 05-52-10/21 в отношении объектов теплоснабжения, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию "Железногорск-Илимское городское поселение". Концессионным соглашением предусмотрены инвестиционные обязательства Концессионера (ООО "Байкальская энергетическая компания") по реконструкции объектов в общей сумме 57 893 000 рублей.
В связи с необходимостью возмещения расходов Концессионера на модернизацию и эксплуатацию объектов, полученных по концессионному соглашению, Общество направило в Службу заявление о досрочном пересмотре тарифа на тепловую энергию и компонента на тепловую энергию в составе тарифа на горячую воду в отношении ЕТО ООО "Байкальская энергетическая компания" в г. Железногорске-Илимском на 2021 год.
Извещением от 05.08.2021 N 02-79-1615/21 Служба сообщила об отказе в открытии дел о досрочном пересмотре тарифов для ЕТО ООО "Байкальская энергетическая компания" в г. Железногорске-Илимском на 2021 год.
Обществом в адрес Службы по тарифам Иркутской области было направлено повторное заявление о досрочном пересмотре тарифов для ЕТО ООО "Байкальская энергетическая компания" в г. Железногорске-Илимском на 2021 год, в котором было указано на отсутствие оснований для отказа в пересмотре тарифа.
Извещением от 26.08.2021 N 02-79-1794/21 Служба вновь отказала в открытии дел с указанием на то, что при расчете тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО "Байкальская энергетическая компания" на территории Иркутской области, установленного приказом Службы от 17.12.2020 N 391-спр, расходы на обслуживание тепловых сетей, в том числе г. Железногорск-Илимский, были учтены в составе необходимой валовой выручки в расходах на оплату услуг по передаче тепловой энергии, оказываемых ООО "ЦЭРФ". Учитывая, что в настоящее время тепловые сети переданы Обществу по концессионному соглашению, повторному учету расходы на их обслуживание не подлежат. Учитывая, что пересмотру подлежит "областной" тариф на тепловую энергию, установленный приказом от 17.12.2020 N 391-спр, необходимо обратиться в Службу с соответствующим заявлением.
ООО "Байкальская энергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый отказ в открытии дел о досрочном пересмотре тарифов для ЕТО ООО "БЭК" не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1). Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (часть 2).
Пунктом 51 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа), определено, что долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "и" - "л" пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов).
Согласно подпункту "и" пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (в той же редакции) (далее - Правила N 1075), предельные уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года. Действие настоящего пункта не распространяется на решения органов регулирования об установлении тарифов для организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты теплоснабжения и (или) получили права владения и (или) пользования такими объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды.
Открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования: в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных настоящими Правилами в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил (пункт 12 Правил N 1075).
В силу пункта 24 Правил N 1075 в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также в случае расчета цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы для таких организаций (на такие виды деятельности) на текущий период регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи предложений об установлении цен (тарифов), предусмотренных пунктом 13 данных Правил, при условии подачи предложений об установлении цен (тарифов) не позднее 1 ноября текущего года.
Пунктами 15, 16 Правил N 1075 установлено, что предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) (далее - заявление об установлении цен (тарифов)) и необходимых материалов, а также определен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению об установлении цен (тарифов).
Порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней тарифов определяется регламентом (пункт 25 Правил N 1075).
Процедура рассмотрения вопросов, связанных с установлением (пересмотром) регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и (или) их предельных уровней на тепловую энергию (мощность) установлена Регламентом открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденным Приказ ФСТ России от 07.06.2013 N 163 (далее - Регламент N 163).
В соответствии с пунктом 2 названного Регламента открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - органы регулирования): а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования в ряде перечисленных случаев.
Основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представления предложения об установлении цен (тарифов), установленных настоящим Регламентом, кроме случаев, указанных в пункте 20 настоящего Регламента. Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается (пункт 11 Регламента N 163).
В силу пункта 20 Регламента N 163 решение об установлении цен (тарифов) на текущий период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также решение об установлении цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов), сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13 - 20 Правил регулирования.
Таким образом, в случае появления у ресурсоснабжающей организации имущества, не учитываемого при расчете и утверждении тарифов для данной организации, у нее возникает обязанность по обращению в орган регулирования для установления тарифов на тепловую энергию с использованием данного имущества.
Регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что основанием для обращения Общества в Службу за пересмотром тарифа послужила передача Обществу на основании концессионного соглашения от 21.06.2021 объектов теплоснабжения, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию "Железногорск-Илимское городское поселение"; возникшая необходимость возмещения расходов Концессионера - ООО "БЭК" на модернизацию и эксплуатацию объектов, полученных по концессионному соглашению.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что у Общества имелись основания для обращения в орган регулирования для пересмотра и установления тарифов в сфере теплоснабжения на условиях концессионного соглашения, а у Службы отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе в открытии дела.
Доводы Общества о невозможности открыть дело о пересмотре тарифного решения, принятого только в отношении Общества (приказ Службы от 18.12.2020 N 474-спр); затраты Общества на оплату услуг по передаче тепловой энергии по тепловым сетям, полученным по концессионному соглашению, ранее находившимся в эксплуатации ООО "ЦЭРФ", включены в состав Областного тарифа; оба тарифных решения необходимо пересматривать комплексно; о наличии у Общества денежных средств в сумме 13 498 170 рублей, ранее включенных в необходимую валовую выручку для оплаты услуг по передаче тепловой энергии по сетям ООО "ЦЭРФ", обоснованно не приняты во внимание судами.
Исходя из положений Правил N 1075 и Регламента N 163, указанные обстоятельства должны устанавливаться Службой после открытия (при пересмотре) тарифного дела в соответствии с порядком, установленным Правилами N 1075, в том числе путем анализа представленных документов и сведений, проведения экспертизы предложений об установлении цен (тарифов).
Таким образом, поскольку орган тарифного регулирования не доказал соответствие закону оспариваемого отказа, а заявитель представил доказательства нарушения данным отказом его прав и законных интересов, суды, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 2 статьи 201 названного Кодекса правомерно удовлетворили заявленные требования.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2022 года по делу N А19-22576/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 20 Регламента N 163 решение об установлении цен (тарифов) на текущий период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также решение об установлении цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов), сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13 - 20 Правил регулирования.
...
Исходя из положений Правил N 1075 и Регламента N 163, указанные обстоятельства должны устанавливаться Службой после открытия (при пересмотре) тарифного дела в соответствии с порядком, установленным Правилами N 1075, в том числе путем анализа представленных документов и сведений, проведения экспертизы предложений об установлении цен (тарифов)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 февраля 2023 г. N Ф02-65/23 по делу N А19-22576/2021