г. Чита |
|
11 ноября 2022 г. |
Дело N А19-22576/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 ноября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Луценко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А.,
при участии в судебном заседании представителей Службы по тарифам Иркутской области Патрикеевой А.В. (доверенность от 11.11.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области апелляционную жалобу Службы по тарифам Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2022 года по делу N А19-22576/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" (ОГРН 1133850020545, ИНН 3808229774, далее - заявитель, ООО "БЭК", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе по тарифам Иркутской области (ОГРН 1033801025092, ИНН 3808023928, далее - административный орган) о признании незаконным действия (бездействия), выразившегося в отказе в открытии дела о досрочном пересмотре тарифов ЕТО ООО "БЭК" в г. Железногорске-Илимском на 2021 г., изложенном в извещении от 26.08.2021 N 02-79-1794/21.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2022 года по делу N А19-22576/2021 заявленные требования удовлетворены частично. Действия Службы по тарифам Иркутской области, связанные с отказом в открытии дела о досрочном пересмотре тарифов для ЕТО ООО "БЭК" в г. Железногорске-Илимском на 2021 год, изложенным в извещении от 26.08.2021 N 02-79-1794/21 признаны незаконными.
Административный орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе и дополнениях к жалобе.
По мнению апеллянта, предпочтение истца пересмотреть именно тариф, установленный для ЕТО на территории Железногорска-Илимского, в отрыве от областного тарифа вызвано экономическим интересом ООО "БЭК", направленным на необоснованное наращивание тарифа. При этом данное намерение является не отвечающим требованиям законодательства, повлечет повторный экономически необоснованный учет расходов на содержание теплосетевого хозяйства г. Железногорск-Илимский и избыточную финансовую нагрузку на потребителей указанных коммунальных ресурсов, что императивно запрещено законодательством российской Федерации.
Таким образом, подход Службы по тарифам Иркутской области был справедливо направлен на соблюдение баланса интересов участников соответствующих правоотношений: потребителей, оплачивающих экономически обоснованные расходы, интересы истца, собирающего экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой хозяйственной деятельности в течение расчетного периода регулирования, а также требования законодательства, императивно запрещающие органу регулирования учитывать экономически необоснованные расходы.
Заявитель в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 13.10.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
ООО "Байкальская энергетическая компания" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя административного органа, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "БЭК" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1133850020545, общество на территории Иркутской области осуществляет регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения, расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закона N 190-ФЗ).
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 17.12.2020 N 391-спр установлены долгосрочные тарифы на 2021 - 2023 годы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО "БЭК" на территории Иркутской области - "областной тариф".
В составе указанного тарифа на тепловую энергию на 2021 год службой учтены расходы на оплату услуги по передаче тепловой энергии, оказываемой ООО "Централизованная Энергоремонтная фирма" (ООО "ЦЭРФ") в г. Железногорск-Илимский, включающие, в том числе, расходы на эксплуатацию тепловых сетей, полученных в хозяйственное ведение от муниципального образования "Железногорск- Илимское городское поселение".
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 18.12.2020 N 474-спр установлен тариф на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации ООО "Байкальская энергетическая компания" (ЕТО ООО "БЭК") в г. Железногорск-Илимский на 2021 год.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 18.12.2020 N 476-спр установлен тариф на горячую воду для ЕТО ООО "БЭК" в г. Железногорск-Илимский на 2021 год.
21.06.2021 между муниципальным образованием "Железногорск-Илимское городское поселение", ООО "БЭК" и субъектом Российской Федерации - Иркутской областью - заключено концессионного соглашения N 05-52-10/21 в отношении объектов теплоснабжения, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию "Железногорск-Илимское городское поселение". Концессионным соглашением предусмотрены инвестиционные обязательства Концессионера (ООО "БЭК") по реконструкции объектов в общей сумме 57 893 000 руб.
В связи с необходимостью возмещения расходов Концессионера на модернизацию и эксплуатацию объектов, полученных по концессионному соглашению, ООО "БЭК" в адрес Службы были направлены заявления о досрочном пересмотре тарифа на тепловую энергию и компонента на тепловую энергию в составе тарифа на горячую воду в отношении ЕГО ООО "БЭК" в г. Железногорске-Илимском на 2021 год.
Служба по тарифам Иркутской области в адрес общества направила извещение об отказе в открытии дел о досрочном пересмотре тарифов для ЕТО ООО "БЭК" в г. Железногорске-Илимском на 2021 год.
Обществом в адрес Службы по тарифам Иркутской области было направлено повторное заявление о досрочном пересмотре тарифов для ЕТО ООО "БЭК" в г. Железногорске-Илимском на 2021 год, в котором было указано на отсутствие оснований для отказа в пересмотре тарифа.
26.08.2021 ООО "БЭК" получено повторное извещение об отказе в открытии дел с указанием, что пересмотру подлежит "областной" тариф на тепловую энергию, установленный приказом от 17.12.2020 N 391-спр.
ООО "БЭК", полагая, что действия (бездействие) Службы по тарифам Иркутской области, связанные с отказом в открытии дела о досрочном пересмотре тарифов для ЕТО ООО "БЭК" в г. Железногорске-Илимском на 2021, носят необоснованный и неправомерный характер, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
По общему правилу, установленному пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.
В соответствии с частью 9 статьи 15 Закона N 190-ФЗ оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных названным Законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" утверждены Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования, Правила N 1075).
В соответствии с пунктами 11,12 Правил регулирования установление (пересмотр) цен (тарифов) и отмена регулирования тарифов осуществляются органами регулирования производится в соответствии с регламентом; открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования.
Подпункт "и" пункта 7 раздела 3 "Правила установления регулируемых цен (тарифов)" Основ ценообразования введен в действие с 07.02.2017, согласно которому предельные уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года. Действие настоящего пункта не распространяется на решения органов регулирования об установлении тарифов для организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты теплоснабжения и (или) получили права владения и (или) пользования такими объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды.
Пунктом 24 Правил регулирования установлено, что в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также в случае расчета цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы для таких организаций (на такие виды деятельности) на текущий период регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи предложений об установлении цен (тарифов), предусмотренных пунктом 13 данных Правил, при условии подачи предложений об установлении цен (тарифов) не позднее 1 ноября текущего года.
Порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней тарифов определяется регламентом (пункт 25 Правил регулирования).
Приказом Федеральной службой по тарифам от 07.06.2013 N 163 утвержден регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - регламент).
Из пункта 1 регламента следует, что данный документ определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с установлением (пересмотром) регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и (или) их предельных уровней на тепловую энергию (мощность), и вопросов, связанных с отменой регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (введением регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после его отмены), а также процедуру принятия органами регулирования решений по указанным вопросам.
В силу пункта 4 регламента в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных пунктом 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций. В случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в соответствии с абзацем 1 пункта 4 настоящего Регламента.
Основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представлений предложения об установлении цен (тарифов), установленных данным регламентом, кроме случаев, указанных в пункте 20 регламента. Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается (пункт 11 регламента).
Тем самым, отказ в установлении цен (тарифа) по основаниям, не предусмотренным Правилами регулирования и регламентом, не допускается.
Из материалов дела следует, что Приказом службы по тарифам Иркутской области от 17.12.2020 N 391-спр установлены долгосрочные тарифы на 2021 - 2023 годы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО "БЭК" на территории Иркутской области - "областной тариф".
Приказом службы по тарифам Иркутской области от 18.12.2020 N 474-спр установлен тариф на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации ООО "Байкальская энергетическая компания" (ЕТО ООО "БЭК") в г. Железногорск-Илимский на 2021 год.
Приказом службы по тарифам Иркутской области от 18.12.2020 N 476-спр установлен тариф на горячую воду для ЕТО ООО "БЭК" в г. Железногорск-Илимский на 2021 год.
21.06.2021 между муниципальным образованием "Железногорск-Илимское городское поселение", ООО "БЭК" и субъектом Российской Федерации - Иркутской областью заключено концессионного соглашения N 05-52-10/21 в отношении объектов теплоснабжения, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию "Железногорск-Илимское городское поселение". Концессионным соглашением предусмотрены инвестиционные обязательства Концессионера (ООО "БЭК") по реконструкции Объектов в общей сумме 57 893 000 руб.
В связи с необходимостью возмещения расходов Концессионера - ООО "БЭК" на модернизацию и эксплуатацию объектов, полученных по концессионному соглашению, ООО "БЭК" от 21.06.2021 в отношении объектов теплоснабжения, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию "Железногорск-Илимское городское поселение", 09.07.2021 и 11.08.2021 общество обратилось в Службу с заявлением о досрочном пересмотре двухкомпонентных тарифов на горячую воду, отпускаемую единой теплоснабжающей организацией ООО "БЭК" на 2021 год в городе Железногорск-Илимский.
Ответчик, принимая решение (извещение) об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), в качестве оснований для отказа указал на то, что при расчете тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО "Байкальская энергетическая компания" на территории Иркутской области, установленного приказом Службы от 17 декабря 2020 года N 391-спр, расходы на обслуживание тепловых сетей, в том числе города Железногорск-Илимский, были учтены в составе необходимой валовой выручки в расходах на оплату услуг по передаче тепловой энергии, оказываемых ООО "Централизованная Энергоремонтная фирма", в размере 124 697,17 тыс. руб., в том числе в городе Железногорск-Илимский -19 305,11 тыс. руб.
Пересмотру подлежит тариф на тепловую энергию, установленный приказом от 17 декабря 2020 года N 391-спр, для чего обществу предложено обратиться в Службу по тарифам Иркутской области с соответствующим заявлением, на основании которого установленный приказом от 17 декабря 2020 года N 391-спр будет пересмотрен Службой по тарифам Иркутской области в установленном порядке на основании подпункта "и" пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075.
Положения пп. "и" пункта 7 Правил регулирования N 1075 прямо предусматривают изъятия из общих правил срока действия тарифов, ввиду наличия концессионного соглашения, и обязанность органа по установлению тарифов с учетом утвержденных долгосрочных параметров, указанных в концессионном соглашении (концессионное соглашение заключено, долгосрочные параметры согласованы с органом, обязанность органа установить тарифы с учетом параметров прямо предусмотрена нормативными правовыми актами).
В отношении объектов теплоснабжения заключено концессионное соглашение, и требованиями пункта 12.1 статьи 10 Закона N 190-ФЗ предусмотрены особенности тарифного регулирования.
При таких обстоятельствах, у Службы по тарифам Иркутской области отсутствовали основания для принятия решения об отказе в рассмотрении предложения общества о пересмотре тарифа, обозначенных в пункте 11 Регламента.
Согласно пункту 11 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 N 163 (далее - Регламент), основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представления предложения об установлении цен (тарифов), установленных Регламентом, кроме случаев, указанных в пункте 20 Регламента.
Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается.
Таким образом, у общества имелись основания для обращения в орган регулирования для пересмотра установления тарифов в сфере теплоснабжения на условиях концессионного соглашения. Однако у Службы по тарифам Иркутской области отсутствовали основания для принятия решения об отказе в открытии дела.
Довод Службы по тарифам Иркутской области, что досрочный пересмотр долгосрочных тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые ООО "БЭК" как ЕТО, повлечет повторный экономически необоснованный учет расходов на содержание теплосетевого хозяйства г. Железногорск-Илимский, не принимается апелляционной коллегией во внимание, поскольку указанные обстоятельства должны устанавливаться Службой по тарифам Иркутской области при открытии (пересмотре) тарифного дела.
Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям, обозначенных в пункте 11 Регламента, не допускается.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют на исход дела.
При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия Службы по тарифам Иркутской области, выразившиеся в решении об отказе в открытии дела о досрочном пересмотре тарифов ЕТО ООО "БЭК" в г. Железногорске-Илимском на 2021 год, изложенном в извещении от 26.08.2021 N 02-79-1794/21, не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи, с чем требования ООО "БЭК" подлежат удовлетворению.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, суд первой инстанции правомерно полагал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя в обязании Службы по тарифам Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ООО "БЭК" путем рассмотрения заявления общества по существу и принятия соответствующего решения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2022 года по делу N А19-22576/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-22576/2021
Истец: ООО "Байкальская энергетическая компания"
Ответчик: Служба по тарифам Иркутской области