город Иркутск |
|
13 февраля 2023 г. |
Дело N А33-43/2022 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции представителя общества с ограниченной ответственностью "Енисейская энергетическая компания" Гутника С.И. (доверенность, паспорт, удостоверение адвоката),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Енисейска Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 сентября 2022 года по делу N А33-43/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Енисейская энергетическая компания" (ИНН 2447012666, ОГРН 1142454001062, далее - ООО "Енисейская энергетическая компания", общество, ресурсоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к администрации города Енисейска Красноярского края (ИНН 2447002442, ОГРН 1022401277392, далее - администрация) о признании недействительным постановления от 24.09.2021 N 217-п.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Муниципальное казенное учреждение (МКУ) "Служба муниципального заказа города Енисейска" и Муниципальное казенное учреждение (МКУ) "Управление городского хозяйства города Енисейска" (далее также - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 сентября 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2022 года, требование удовлетворено.
Администрация в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права (Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" (далее - Требования N 154), просит решение и постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы: обществом пропущен срок исковой давности для обращения в суд; выводы и замечания ресурсоснабжающей организации в схеме теплоснабжения, утвержденной главой местной администрации городского округа. носят рекомендательный характер.
Общество в отзыве на кассационную жалобу против ее доводов возразило, ссылаясь на их несостоятельность.
Администрация и третьи лица, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
13.02.2023 в 10 часов 17 минут (обработано в 10:29) в суд округа поступило ходатайство администрации об отложении судебного заседания в связи с болезнью представителя Козулиной С.В., ранее заявившей ходатайство об участии в судебном заседании посредством веб-конференции.
Рассмотрев данное ходатайство и приложенную к нему доверенность, суд округа приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 158 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Бремя доказывания обстоятельств, являющихся уважительными причинами неявки представителя в судебное заседание, согласно положениям статей 41 и 65 АПК РФ лежит на заявителе ходатайства.
Исследовав и оценив содержание ходатайства об отложении судебного разбирательства, назначенного с использованием веб-конференции с участием представителя Козулиной С.В., суд округа установил, что ходатайство подписано и подано 13.02.2023 в 05:17 мск, то есть за 3 минуты до начала судебного заседания именно этим представителем, при этом каких-либо доказательств, подтверждающих болезнь данного лица, к ходатайству не приложено.
В связи с изложенным, учитывая положения части 3 статьи 284 АПК РФ о том, что неявка в судебное заседание суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, принимая во внимание мнение участвующего представителя от другой стороны ООО "Енисейская энергетическая компания", возражавшего против отложения рассмотрения дела, а также то, что неявка надлежащим образом извещенного юридического лица не является уважительной причиной для отложения судебного разбирательства, суд округа считает факт уважительности причины отложения недоказанным, в связи с чем оснований для отложения судебного заседания и удовлетворения ходатайства не усматривает.
Присутствующий в судебном заседании представитель общества поддержал возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
Общество является организацией, осуществляющей теплоснабжение объектов, расположенных на территории города Енисейска, что подтверждается концессионным соглашением от 24.06.2013 N 1 и соглашением от 26.04.2017 об уступке прав и обязанностей по концессионному соглашению от 24.06.2013 N 1 в отношении объектов теплоснабжения на территории города Енисейска, заключенного истцом и акционерным обществом "Красноярская региональная энергетическая компания".
Распоряжением администрации от 13.01.2021 N 5-р МКУ "Служба муниципального заказа" предписано провести актуализацию Схемы теплоснабжения города Енисейска Красноярского края на 2021 год.
Уведомлением о проведении ежегодной актуализации Схемы теплоснабжения города Енисейска Красноярского края на период с 2013 по 2018 годы определены срок и порядок представления предложений от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по её актуализации.
Постановлением главы города Енисейска от 01.09.2021 N 8-пг назначены публичные слушания по проекту актуализированной Схемы теплоснабжения города Енисейска на 2021 год и на перспективу до 2028 года (далее - схема теплоснабжения), определено место и время проведения публичных слушаний, срок подачи заявок на участие в публичных слушаниях с правом выступления.
Согласно протоколу публичных слушаний от 10.09.2021 по проекту актуализации схемы теплоснабжения всего поступили предложения и замечания общества от 10.08.2021 N 876 (приложение к протоколу).
На публичных слушаниях присутствовали 26 человек (из них 22 человека сотрудники общества), согласно пункту 2 повестки слушаний было обсуждение по проекту актуализации схемы теплоснабжения.
В процессе обсуждения схемы теплоснабжения в дополнение к ранее направленным обществом на обсуждение вынесено дополнительно 9 замечаний.
Большинством голосов при голосовании решено: с учетом поступивших замечаний и предложений общества по проекту актуализации схемы теплоснабжения, участниками публичных слушаний рекомендовано доработать представленный проект актуализации схемы теплоснабжения.
Постановлением администрации от 24.09.2021 N 217-п "Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения города Енисейска на 2021 год и на перспективу до 2028 года" утверждена актуализированная схема теплоснабжения согласно приложению к постановлению.
Полагая, что при принятии актуализированной схемы была нарушена процедура внесения уточнений в схему, чем нарушены его права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
Удовлетворяя требование, арбитражные суды исходили из доказанности факта нарушения процедуры внесения уточнений в схему теплоснабжения.
Выводы судов являются правильными в силу следующего.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций определены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190- ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Требований N 154, проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами по решению ответственных лиц.
Подпунктом "а" пункта 3 Требований N 154 установлено, что схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) утверждается главой местной администрации городского поселения, главой местной администрации городского округа - в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек.
Для организации сбора замечаний и предложений к проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальном сайте указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 20 и более 30 календарных дней со дня размещения соответствующего проекта (пункт 21 Требований N 154).
Глава местной администрации в соответствии с пунктом 26 Требований N 154, с учетом поступивших замечаний и предложений, а также итогового документа (протокола) публичных слушаний - в течение 7 рабочих дней со дня размещения указанного итогового документа (протокола) на официальном сайте и при условии соблюдения срока, предусмотренного пунктом 38 Требований, в установленном порядке принимает одно из решений, перечисленных в подпункте "а" указанного пункта Требований.
Правильно применив указанные нормы права, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили следующее.
По итогам публичных слушаний 10.09.2021 по проекту актуализации схемы теплоснабжения с учетом поступивших замечаний и предложений общества, участниками публичных слушаний рекомендовано доработать указанный проект актуализации схемы теплоснабжения.
Несмотря на решение, принятое участниками публичных слушаний 10.09.2021, положения, предусмотренные пунктами 26, 28 Требований N 154, администрацией не соблюдены.
После проведения публичных слушаний 10.09.2021, администрация проект актуализированной схемы теплоснабжения на доработку не возвратила, замечания общества по итогам публичного слушания при вынесении постановления от 24.09.2021 N 217-п "Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения города Енисейска на 2021 год и на перспективу до 2028 года" не учла.
Схема актуализирована без учета замечаний и предложений и без процедуры доработки проекта.
Включение недостоверных сведений в актуализированную схему теплоснабжения на соответствующий год является препятствием для включения в инвестиционную программу общества, что нарушает его законные интересы в планировании деятельности по теплоснабжению.
Установив данные обстоятельства, которые заявителем кассационной жалобы по существу не опровергнуты, суды пришли к обоснованным выводам о доказанности фактов: нарушения процедуры внесения уточнений в схему теплоснабжения; незаконности оспариваемого постановления администрации; нарушения им прав и интересов общества и о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования главы 7, статьи 200 АПК РФ судами не нарушены.
Довод администрации о пропуске обществом процессуального срока на обращение в суд со ссылкой на размещение оспариваемого постановления 24.09.2021 судами рассмотрен и правомерно отклонен со ссылкой на установленные факты получения обществом письма с оспариваемым постановлением 29.09.2021, отсутствием доказательств опубликования этого постановления ранее октября месяца и направления обществом заявления о признании недействительным постановления от 24.09.2021 29.12.2021, то есть с соблюдением срока на его оспаривание, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Иные доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, установленных судами фактов нарушения процедуры внесения уточнений в схему теплоснабжения не изменяют и по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 сентября 2022 года по делу N А33-43/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для организации сбора замечаний и предложений к проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальном сайте указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 20 и более 30 календарных дней со дня размещения соответствующего проекта (пункт 21 Требований N 154).
Глава местной администрации в соответствии с пунктом 26 Требований N 154, с учетом поступивших замечаний и предложений, а также итогового документа (протокола) публичных слушаний - в течение 7 рабочих дней со дня размещения указанного итогового документа (протокола) на официальном сайте и при условии соблюдения срока, предусмотренного пунктом 38 Требований, в установленном порядке принимает одно из решений, перечисленных в подпункте "а" указанного пункта Требований.
...
Несмотря на решение, принятое участниками публичных слушаний 10.09.2021, положения, предусмотренные пунктами 26, 28 Требований N 154, администрацией не соблюдены."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 февраля 2023 г. N Ф02-72/23 по делу N А33-43/2022