город Иркутск |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А78-4641/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Четвертого арбитражного апелляционного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Антоновой О.П., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Горлачевой И.Г.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Четвертом арбитражном апелляционном суде представителей: Правительства Забайкальского края Бондаренко И.А. (доверенность от 11.05.2022 N А-09-8089); Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю Кочневой И.В. (доверенность от 15.12.2022, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 июля 2022 года по делу N А78-4641/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Забайкальского края (далее - Правительство) и Департамент по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края (далее - Департамент) обратились в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлениями о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее - Забайкальское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) от 16.02.2022 по делу N 075/01-16-267/2021 и решения Федеральной антимонопольной службы от 12.04.2022 N СП/36488/22.
Заявления приняты к производству суда, делам присвоены номера А78-4641/2022, А78-4735/2022, объединенные в одном производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А78-4641/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - АО "Томскэнергосбыт"), общество с ограниченной ответственностью ПСК "Ремстрой" (далее - ООО ПСК "Ремстрой"), государственное казенное учреждение "Забайкальский центр государственных закупок" (далее - ГКУ "Забгосзакуп"), государственное учреждение "Центр обеспечения деятельности в области гражданской обороны и пожарной безопасности Забайкальского края" (далее - ГУ "Забайкалпожспас").
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 20 июля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2022 года, в удовлетворении требований о признании незаконным решения Забайкальского УФАС России от 16.02.2022 N 075/01/16-267/2021 отказано. Производство по требованиям о признании незаконным решения ФАС России прекращено.
Правительство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие Правительством решений, которые повлияли на заключение государственного контракта с АО "Томскэнергосбыт", минуя конкурентные процедуры, и привели к заключению антиконкурентного соглашения; поручение Правительства об отзыве лимитов не является актом Правительства и от его имени, дано должностным лицом; данное поручение не содержало указания на выбор способа определения поставщика и заключение контракта непосредственно с АО "Томскэнергосбыт"; Правительство не отзывало лимиты выделенных денежных средств, главным распорядителем является Департамент, который вправе самостоятельно перераспределять бюджетные ассигнования, следовательно, не доказан квалифицирующий признак нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции - волеизъявление всех сторон соглашения; после заключения государственного контракта с ООО ПСК "Ремстрой" Департамент и ГУ "Забайкалпожспас" установили ряд обстоятельств, позволяющих усомниться в добросовестности поставщика, а также в возможности в установленный срок исполнить свои обязательства с учетом несоответствия заявки требованиям аукционной документации в части основания установки модульного здания пожарного депо; срыв исполнения контракта привел к отсутствию уровня прикрытия территории Забайкальского края подразделениями пожарной охраны и, как следствие, к введению режима повышенной готовности; применение конкурентного способа закупки на поставку быстровозводимых модульных конструкций, требующего затрат времени, признано нецелесообразным, в связи с чем был заключен государственный контракт с АО "Томскэнергосбыт" путем оценки коммерческих предложений и без какой-либо договоренности; в предмет спора по делу N А78-3116/2021 не входило установление состава антимонопольного нарушения, при этом суды не приняли во внимание выводы судов по делу N А78-1603/2021, Центрального районного суда г.Читы по делу N 1-82/2022 (приговор).
В отзывах на кассационную жалобу Забайкальское УФАС России и ФАС России считают ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); Департамент и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представители Правительства и Забайкальского УФАС России в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Забайкальским УФАС России из средств массовой информации получена информация о признаках нарушения законодательства о контрактной системе (сообщения от 22.01.2021 "Компанию победителя торгов на стройку пожчастей сменили, введя режим повышенной готовности" и от 27.01.2021 "Когда пожарные части горят - власти Забайкалья спалили 44-й ФЗ").
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки соблюдения законодательства о контрактной системе заказчиком (Департаментом) при осуществлении закупки у единственного поставщика и заключении государственного контракта от 02.11.2020 N 41-20 на поставку быстровозводимых модульных зданий пожарных депо. Управление установило следующее.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.08.2020 N 2190-р МЧС России в 2020 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделены бюджетные ассигнования в размере 200 000 000 рублей в целях оказания разовой финансовой помощи для предоставления бюджету Забайкальского края субсидии из федерального бюджета на реализацию комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня прикрытия территории Забайкальского края подразделениями пожарной охраны, имея в виду обеспечение строительства 3 готовых к эксплуатации быстровозводимых модульных зданий пожарных депо и приобретение 8 единиц пожарной техники, с учетом обеспечения уровня софинансирования расходного обязательства бюджета Забайкальского края, связанного с реализацией указанных мероприятий, за счет субсидии из федерального бюджета в размере, не превышающем 99 процентов. МЧС России предписано в тридцатидневный срок заключить с Правительством Забайкальского края соглашение о предоставлении в 2020 году названной субсидии.
Во исполнение указанного распоряжения и на основании Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края от 29.09.2020 N 177-09-2020-003 (далее - Соглашение) бюджету Забайкальского края из федерального бюджета предоставлена субсидия на реализацию комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня прикрытия территории Забайкальского края подразделениями пожарной охраны в размере 200 000 000 рублей.
05.10.2020 уполномоченным учреждением (ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок") для нужд заказчика (ГУ "Забайкалпожспас") на официальном сайте ЕИС - ЭТП Газпромбанк размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона на поставку быстровозводимых модульных зданий пожарных депо (реестровый номер 0891200000620009633). Начальная (максимальная) цена контракта - 124 090 500 рублей. Согласно протоколу от 21.10.2020 N 2-10055-ЭА подведения итогов электронного аукциона в электронном аукционе участвовало четыре организации:
ООО ПСК "Ремстрой" и ООО "Каркас", предложившие цену 90 958 336 рублей 50 копеек, ООО "Металл-строй", предложившее цену 91 578 789 рублей, и АО "Томскэнергосбыт", предложившее цену 110 440 545 рублей.
На основании части 16 статьи 68 Закона о контрактной системе победителем электронного аукциона признано ООО ПСК "Ремстрой", первым предложившее наименьшую цену исполнения контракта. По результатам закупки между заказчиком ГУ "Забайкалпожспас" и ООО ПСК "Ремстрой" заключен государственный контракт на поставку быстровозводимых модульных зданий пожарных депо от 05.11.2020 N 172-20.
21.10.2020 заместителем председателя Правительства Забайкальского края руководителю Департамента дано поручение отозвать лимиты бюджетных обязательств у уполномоченного органа по причине совместной неудовлетворительной работы Департамента и подведомственного учреждения по освоению субсидий из федерального бюджета, направленных на повышение уровня прикрытия территории Забайкальского края подразделениями пожарной охраны в 2020 году. Также поручено организовать оперативную работу по исполнению Соглашения между Департаментом и МЧС России (поручение от 21.10. 2020 года N УПГ-64).
Во исполнение названного поручения уведомлением главного распорядителя бюджетных средств (Департаментом) от 22.10.2020 N 2527 у ГУ "Забайкалпожспас" отозвано финансовое обеспечение по государственному контракту в сумме 124 000 000 рублей.
22.10.2020 состоялось заседание Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Забайкальского края, по результатам которого Губернатору Забайкальского края рекомендовано с 24.10.2020 ввести на территории муниципальных районов "Балейский район", "Оловяннинский район" и "Ононский район" режим повышенной готовности (протокол N 94).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 23.10.2020 N 141 в границах муниципальных районов "Балейский район", "Оловяннинский район", "Ононский район" Забайкальского края с 00 часов 00 минут 24.10.2020 введен режим повышенной готовности. Указано на необходимость Департаменту осуществить закупку и монтаж быстровозводимых модульных конструкций зданий пожарных депо.
На основании постановления Губернатора Забайкальского края от 23.10.2020 N 141 и пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе Департамент и АО "Томскэнергосбыт" 02.11.2020 заключили государственный контракт N 41-20 на поставку быстровозводимых модульных зданий пожарных депо. Цена контракта - 123 810 000 рублей.
Актами приема-передачи от 25.12.2020 N УКУ 21, N УКУ 22 и N УКУ 23 произведена приемка товара с замечаниями. Актами приемки в эксплуатацию быстровозводимых модульных зданий пожарных депо от 24.02.2021 N 1, N 2 и N 3 установлена готовность объектов к эксплуатации.
Государственный контракт ООО ПСК "Ремстрой" с от 05.11.2020 N 172-20 расторгнут решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 марта 2021 года по делу N А19-20260/2020.
В соответствии с решением Забайкальского УФАС России от 15.02.2021 по результатам внеплановой проверки N 3 в действиях заказчика (Департамента) выявлены нарушения требований части 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 и части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе. Данные нарушения содержат признаки административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.29 и частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункты 1, 2). Также решено передать материалы проверки уполномоченному лицу для привлечения к административной ответственности (пункт 3); в правоохранительные органы (пункт 4); в отдел антимонопольного контроля Забайкальского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях Губернатора Забайкальского края и заместителя председателя Правительства Забайкальского края, а также статьи 16 Закона о защите конкуренции в действиях, в том числе Департамента и АО "Томскэнергосбыт" (пункт 5).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 29 июня 2021 года по делу N А78-3116/2021, оставленным без изменения постановлениями Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2021 года и Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 декабря 2021 года (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 07 апреля 2022 года N 302-ЭС22-3434 отказано в передаче кассационных жалоб Департамента и Правительства для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации) решение антимонопольного органа признано законным.
Приказом Управления от 19.05.2021 N 74 возбуждено дело N 075/01/16-267/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Правительства, Департамента и АО "Томскэнергосбыт" по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения данного дела, с учетом установленных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Забайкальского края по делу N А78-3116/2021 фактических обстоятельств, а также представленных лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, пояснений и доказательств, антимонопольный орган установил факт общенаправленных действий ответчиков, которые привели к заключению государственного контракта с АО "Томскэнергосбыт", минуя конкурентные процедуры, установленные Законом о контрактной системе. Действия Правительства заключались в даче поручения отозвать лимиты у уполномоченного органа (поручение, принятое в день проведения электронного аукциона и признания ООО ПСК "Ремстрой" победителем) на освоение субсидий из федерального бюджета, направленные на повышение уровня прикрытия территории Забайкальского края подразделениями пожарной охраны в 2020 году. Антимонопольный орган также учёл факт наличия в действиях Департамента нарушения пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной систем в связи с отсутствием оснований для осуществления закупки у единственного поставщика, подтвержденный вступившим в законную силу решением суда по делу N А78-3116/2021; отсутствие у Правительства Забайкальского края и Департамента мотивированных оснований полагать, что ООО ПСК "Ремстрой" не сможет надлежащим образом выполнить государственный контракт; наличие у ООО ПСК "Ремстрой" опыта осуществления государственных контрактов со схожим предметом и отсутствие такого опыта у АО "Томскэнергосбыт"; отсутствие запроса Департаментом коммерческих предложений у лиц, участвовавших в закупке (реестровый номер 0891200000620009633), за исключением АО "Томскэнергосбыт".
Действия Департамента и АО "Томскэнергосбыт" выразились в заключении государственного контракта как с единственным поставщиком в обход конкурентных процедур по НМЦК.
Решением Забайкальского УФАС России от 16.02.2022 по делу N 075/01/16-267/2021 Правительство, Департамент и АО "Томскэнергосбыт" признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Решением ФАС России от 12.04.2022 жалобы АО "Томскэнергосбыт" и Правительства на решение Управления от 16.02.2022 оставлены без удовлетворения.
Правительство и Департамент оспорили данные решения в Арбитражном суде Забайкальского края.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителей.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).
Для признания органа государственной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления (органов, осуществляющих их функции) и хозяйствующего субъекта (организации) лицами, нарушившими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить факт заключения ими соглашения (в письменной или устной форме) либо совершения согласованных действий, которые не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и привели к таким негативным последствиям как недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо создали реальную угрозу их возникновения. При этом для признания действий согласованными необходима определённая статьёй 8 Закона о защите конкуренции совокупность условий.
В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10, от 11.03.2014 N 16034/13).
На основании выше изложенного правового регулирования, а также в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации результатов рассмотрения дела N А78-3116/2, с учетом правового подхода, изложенного в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П, по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды пришли к обоснованному выводу о доказанности Управлением совокупности действий Правительства, Департамента и АО "Томскэнергосбыт" по заключению антиконкурентного соглашения, выразившихся в следующем: наличие в действиях Департамента нарушения пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в связи с отсутствием оснований для осуществления закупки у единственного поставщика (АО "Томскэнергосбыт") при наличии заключенного по результатам проведения электронного аукциона государственного контракта с ООО ПСК "Ремстрой"; при этом при проведении антимонопольным органом внеплановой проверки в действиях ГУ "Забайкалпожспас" нарушений Закона о контрактной системе при проведении закупки, в том числе при оценке заявки ООО ПСК "Ремстрой", не выявлено; поручение заместителя председателя Правительства Забайкальского края руководителю Департамента от 21.10.2020 отозвать лимиты бюджетных обязательств у уполномоченного органа в день проведения аукциона и признания ООО ПСК "Ремстрой" победителем; действия Департамента по отзыву финансового обеспечения у ГУ "Забайкалпожспас" по государственному контракту в сумме 124 000 000 рублей; отсутствие у Правительства Забайкальского края и Департамента мотивированных оснований полагать, что ООО ПСК "Ремстрой" не сможет надлежащим образом выполнить государственный контракт; наличие у ООО ПСК "Ремстрой" опыта осуществления государственных контрактов со схожим предметом; отсутствие запроса Департаментом коммерческих предложений у лиц, участвовавших в закупке (реестровый номер 0891200000620009633), за исключением АО "Томскэнергосбыт"; заключение государственного контракта с АО "Томскэнергосбыт", как с единственным поставщиком, до расторжения контракта с ООО ПСК "Ремстрой" и без проведения конкурентных процедур при отсутствии у него опыта выполнения требуемых работ по цене 123 810 000 рублей, превышающей цену, предложенную АО "Томскэнергосбыт" при проведении первоначальной закупки (110 440 545 рублей), а также цену, предложенную победителем закупки ООО ПСК "Ремстрой" (90 958 336 рублей 50 копеек), при том, что условия контракта в установленный срок АО "Томскэнергосбыт" в полном объеме не выполнены.
Довод Правительства о наличии сомнений в возможности ООО ПСК "Ремстрой" в установленный срок исполнить свои обязательства с учетом несоответствия заявки требованиям аукционной документации в части основания установки модульного здания пожарного депо, подлежит отклонению, поскольку данные обстоятельства были предметом рассмотрения судебными инстанциями по делу N А78-3116/2021, признаны судами необоснованными и носящими предположительный характер, так как, исходя из положений документации и обстоятельств дела, суды установили, что у заказчика и ООО ПСК "Ремстрой" отсутствовали сомнения в том, что подготовку основания для установки здания и монтажа его конструкций осуществляет именно поставщик (письмо ООО ПСК "Ремстрой" от 15.02.2021 в адрес Управления, пояснения представителей ООО ПСК "Ремстрой", данные в ходе рассмотрения дела).
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Признание преюдициального значения судебного акта, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного акта, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П).
При этом преюдициальность означает не только отсутствие необходимости доказывать установленные ранее обстоятельства, но и запрещает их опровержение. Такое положение существует до тех пор, пока судебный акт, в котором установлены эти факты, не будет отменен в порядке, установленном законом.
Ссылка на то, что сомнения в исполнении обязательств вызвали аффилированность победителя аукциона и другого участника аукциона - ООО "Каркас" и схожие действия при участии в аукционе, не может быть принята во внимание, поскольку не свидетельствует о невозможности выполнения условия контракта надлежащим образом и возможности заключения контракта с АО "Томскэнергосбыт" без проведения торгов.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих принятие Правительством решений, которые повлияли на заключение государственного контракта с АО "Томскэнергосбыт", минуя конкурентные процедуры, и привели к заключению антиконкурентного соглашения; о том, что Правительство не отзывало лимиты выделенных денежных средств, главным распорядителем является Департамент, проверены и не могут быть приняты во внимание.
Из материалов дела следует, что согласно поручению заместителя председателя Правительства от 21.10.2020 N УПГ-64, изданному в день подведения итогов электронного аукциона и признания ООО ПСК "Ремстрой" его победителем, руководителю Департамента поручено отозвать лимиты бюджетных обязательств у уполномоченного органа по причине совместной неудовлетворительной работы Департамента и подведомственного учреждения по освоению субсидий из федерального бюджета, направленных на повышение уровня прикрытия территории Забайкальского края подразделениями пожарной охраны в 2020 году.
Действия Правительства применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции, как установили суды, правильно оценены Комиссией Забайкальского УФАС России, как субъекта, использовавшего определенный "административный ресурс", статус органа исполнительной власти, призванного на постоянной основе реализовывать определенные полномочия в общественных интересах (поручение отозвать лимиты по состоянию на момент, когда определен победитель закупки, проведенной посредством конкурентных процедур).
На основании данного поручения Департамент отозвал лимиты денежных средств, предоставленных на возведение пожарных конструкций. В дальнейшем отсутствие финансирования послужило основанием для расторжения контракта с ООО ПСК "Ремстрой".
Указанные действия Правительства и Департамента свидетельствуют об искусственно созданной ситуации, при которой на основании установленного режима повышенной готовности в границах муниципальных районов "Балейский район", "Оловяннинский район", "Ононский район" стало возможным осуществить закупку у единственного поставщика, поскольку правовые основания невозможности заключения контракта путем конкурентной процедуры отсутствовали.
Антимонопольным органом на основании составленного аналитического обзора также определено, что рынок по поставке быстровозводимых модульных зданий является конкурентным, однако конкурентные процедуры Департаментом проведены не были, что с одной стороны обеспечило АО "Томскэнергосбыт" в отсутствие конкуренции право осуществлять деятельность по предмету контракта за счет бюджетных средств, а с другой необоснованно воспрепятствовало доступу и осуществлению деятельности по предмету контракта иным хозяйствующим субъектам, в том числе ООО ПСК "Ремстрой".
Выводы судов основаны на анализе и оценке совокупности всех действий участников на всех этапах правоотношений, начиная от процедуры первоначального аукциона по предмету закупки и до процедуры проведения закупки у единственного поставщика.
Вопреки доводам заявителя жалобы, суждения суда по делу N А78-1603/2021, а также Центрального районного суда г. Читы по делу N 1-82/2022 (приговор) не опровергают выводы антимонопольного органа и судов по настоящему делу о доказанности нарушения антимонопольного законодательства с учетом иного субъективного состава, различного предмета рассмотрения споров, установленных иных квалифицирующих признаков состава нарушения.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, и по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, а также на преодоление преюдициальной силы судебных актов по делу N А78-3116/2021, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции, а также с учетом статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определениях от 17.02.2015 N 274-О и от 28.02.2017 N 412-О, статьи 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями этого Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 июля 2022 года по делу N А78-4641/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признание преюдициального значения судебного акта, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного акта, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П).
...
Действия Правительства применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции, как установили суды, правильно оценены Комиссией Забайкальского УФАС России, как субъекта, использовавшего определенный "административный ресурс", статус органа исполнительной власти, призванного на постоянной основе реализовывать определенные полномочия в общественных интересах (поручение отозвать лимиты по состоянию на момент, когда определен победитель закупки, проведенной посредством конкурентных процедур)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 февраля 2023 г. N Ф02-265/23 по делу N А78-4641/2022