город Иркутск |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А33-449/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой И.Г.,
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителя Общества с ограниченной ответственностью "Жиант" - Федорова Н.А. (доверенность N 2 от 28.12.2022, паспорт, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Жиант" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 июня 2022 года по делу N А33-449/2022 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жиант" (ОГРН 1027700323408, ИНН 7705300091, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (далее - департамент) о признании недействительным приказа N 1087 от 28.12.2021 "О досрочном прекращении права пользования недрами лицензии ТОМ 15026 НЭ" (далее - Приказ N 1087 от 28.12.2021).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 июня 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, нарушение условий пользования участками недр по лицензии ТОМ 15026 НЭ впервые произошло не ранее 01.01.2020, следовательно, на момент принятия Приказа N 1087 от 28.12.2021 факт систематичности нарушений отсутствовал, выданные по результатам проверок, проведенных Управлением Росприроднадзора в 2016, 2017, 2018, 2020 годах, предписания не имеют правового значения; департамент вынес Приказ N 1087 от 28.12.2021 до истечения срока исполнения предписания N Н454-в от 19.05.2021, при этом сроки устранения нарушений, установленные в уведомлении N 08-06/5500 от 05.08.2020 и в указанном предписании, в рассматриваемом случае прямо взаимосвязаны независимо от отнесения к исполнению разных государственных функций; досрочное прекращение права пользования недрами является крайней мерой воздействия на нарушителя, которая должна применяться исходя из характера содеянного и только в том случае, когда другие более мягкие меры воздействия не смогут оказать должного воздействия и не приведут к соблюдению установленного лицензией порядка пользования недрами; обществом на рассмотрение контролирующих органов представлялось "Дополнение к технологической схеме разработки Верхнекомбарского газоконденсатного месторождения Томской области", предусматривающее мероприятия по обратной закачке полученного природного газа в пласт, однако данное дополнение не было учтено ввиду формального подхода к соблюдению лицензионных требований, без учета экономической эффективности, рациональности использования недр, соблюдения обязательств по охране недр недропользователем.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу заявил о согласии с обжалуемыми судебными актами.
Участвующий в судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, просил обжалуемые судебные акты отменить.
Департамент о времени и месте судебного заседания извещен по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направил.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу по лицензии ТОМ 15026 НЭ предоставлено право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Верхнекомбарского месторождения на территории Парабельского района Томской области. Срок действия лицензии установлен с 29.10.2010 по 01.11.2030.
Протоколом ЦКР Роснедра N 7194 от 26.12.2017 согласована "Технологическая схема разработки Верхнекомбарского газоконденсатного месторождения", не предполагающая сжигание добытого свободного газа на факельных установках.
В период с 2016 года по 2019 год в отношении общества Управлением Росприроднадзора были проведены плановые и внеплановые проверки, по результатам которых установлено осуществление обществом нерационального использования недр (сжигание добытого свободного газа на факельных установках), в целях устранения выявленного нарушения выданы предписания N НЗВАТ-190/6 от 01.06.2016, N Н-569-в/2 от 28.11.2017, N Н-410-в от 15.11.2018, N Н-016-в от 14.02.2020.
31.07.2020 комиссией по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр вынесено решение, оформленное протоколом N 5-2020/УВС-ТОМ, которым департаменту рекомендовано направить обществу письменное уведомление о допущенных им нарушениях условий пользования недрами на предоставленном в соответствии с лицензией ТОМ 15026 НЭ участке недр и необходимости устранения выявленных нарушений в срок не позднее 12 месяцев с момента получения этого уведомления.
На основании данного рекомендательного решения департамент направил в адрес общества уведомление N 08-06/5500 от 05.08.2020 о допущенных нарушениях, возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ТОМ 15026 НЭ, в котором отражены нарушения пункта 12.5 условий пользования недрами, а именно не обеспечено требование технического проекта в части рационального использования извлеченного газа при разработке Верхнекомбарского газоконденсатного месторождения, расположенного в Парабельском районе Томской области. Срок на устранение нарушений был установлен в течение 12 месяцев с момента получения уведомления (то есть с 17.08.2020).
В связи с истечением срока на устранение нарушений условий пользования недрами департамент направил в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования письмо N 08-05/6822 от 18.08.2021 для проведения внеплановой проверки с целью контроля устранения нарушений, указанных в уведомлении N 08-06/5500 от 05.08.2020.
Сибирское межрегиональное Управление Росприроднадзора письмом N ОД-13-06-16851 от 23.11.2021 сообщило, что в 2021 году проведена проверка общества (акт проверки N НЗВАТ-455 от 04.06.2021), проверяемый период в рамках проверки - с января 2018 года по март 2021 года, по результатам которой установлено, что весь извлеченный свободный газ за проверяемый период за исключением технологических потерь сжигался на факелах, что не предусмотрено техническим проектом на разработку месторождения "Технологическая схема разработки Верхнекомбарского газоконденсатного месторождения".
Также проведена внеплановая документарная проверка (акт проверки N Н-454-в от 19.05.2021) с целью контроля выполнения выданного обществу в четвертый раз предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований N Н-016-в от 14.02.2020 (обеспечить соблюдение требований технического проекта в части рационального использования извлеченного природного газа при разработке Верхнекомбарского месторождения, расположенного в Парабельском районе Томской области).
По результатам проверок (плановой и внеплановой) установлено, что весь извлеченный свободный газ в рассматриваемый период за исключением технологических потерь сжигался на факелах, что не предусмотрено техническим проектом на разработку месторождения "Технологическая схема разработки Верхнекомбарского газоконденсатного месторождения" (протокол ЦКР Роснедра по УВС N 7194 от 26.12.2017).
Обществу в пятый раз выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований N Н-454-в от 19.05.2021.
Материалы проверок направлены на рассмотрение комиссии (протокол N 11-2021/УВС-ТОМ от 27.12.2021), по результатам рассмотрения которых принято рекомендательное решение о прекращении права пользования недрами по указанной лицензии.
На основании рекомендательного решения комиссии департаментом в отношении общества издан Приказ N 1087 от 28.12.2021, которым досрочно прекращено право пользования недрами по лицензии ТОМ 15026 НЭ.
Не согласившись с приказом департамента, общество обратилось в арбитражный суд заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ является законным и не нарушает права и законные интересы общества.
В силу положений главы 24 АПК РФ требования об оспаривании ненормативных правовых актов могут быть удовлетворены при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данных актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК). Установив наличие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ), отсутствие соответствующей совокупности - решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемых ненормативных правовых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности из принятия, наличия у органа власти надлежащих полномочий на принятие оспариваемых решений, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на орган, который вынес соответствующие решения. Изложенные положения процессуального закона не освобождают лиц, оспаривающих ненормативные правовые акты от обязанности доказывания оснований своих требований.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами; лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно части 2 статьи 22 данного Закона пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр, соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, выполнение условий, установленных лицензией (пункты 1, 2, 7, 10).
В соответствии со статьей 23.2 Закона N 2395-1 разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (часть 1); технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр (часть 2).
Таким образом, проведение работ на участке недр в отсутствие технического проекта, либо с нарушением его положений, равно как и без необходимого согласования технического проекта, является нарушением условий лицензии и требований действующего законодательства о недрах.
Статьей 20 Закона N 2395-1 предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органом, предоставившим лицензию, в случае систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами (пункт 3 части 2).
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что общество, являясь пользователем недр по лицензии ТОМ 15026 НЭ, в период с 2016 года по 2020 год в нарушение требований технического проекта в части рационального использования извлеченного природного газа при разработке Верхнекомбарского газоконденсатного месторождения осуществляло нерациональное использование недр, приводящее к сверхнормативным потерям - сжигание добытого природного газа, за исключением технологических потерь, на факельных установках; предписания N НЗВАТ-190/6 от 01.06.2016, N Н-569-в/2 от 28.11.2017, N Н-410-в от 15.11.2018, N Н-016-в от 14.02.2020, выданные в целях устранения выявленных нарушений, обществом не исполнены; направленное департаментом в адрес общества уведомление о необходимости устранения нарушений и возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ТОМ 15026 НЭ N 08-06/5500 от 05.08.2020, полученное последним 17.08.2020, в установленный 12-месячный срок (до 17.08.2021), также не исполнено, допущенное нарушение - нерациональное использование извлеченного газа при разработке Верхнекомбарского газоконденсатного месторождения, приводящее к сверхнормативным потерям, не устранено, в связи с чем департаментом на основании пункта 3 части 2 статьи 20 Закона N 2395-1 издан оспариваемый Приказ N 1087 от 28.12.2021; приняли во внимание, что с заявлением о проведении государственной экспертизы в целях согласования дополнения к технологической схеме разработки Верхнекомбарского газоконденсатного месторождения общество обратилось уже после истечения срока, установленного в уведомлении от 05.08.2020, то есть 06.12.2021, по состоянию дату рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде нарушение, изложенное в указанных предписаниях и отраженное в оспариваемом приказе, не устранено, доказательств обратного в материалы дела не представлено, и при таких фактических обстоятельствах пришли к обоснованным выводам о систематическом нарушении обществом правил пользования недрами в период с 2016 года по 2021 год, в связи с чем на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно не нашли правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на надлежащей оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы общества о том, что им планировалось устранение нарушения путем обратной закачки добытого газа в пласт, в связи с чем были разработаны соответствующие изменения в проект, которые не были утверждены; предписания N НЗВАТ-190/6 от 01.06.2016, N Н-569-в/2 от 28.11.2017, N Н-410-в от 15.11.2018 были выданы в связи с несоблюдением иного проектного документа, чем указано в предписании N Н-454-в от 19.05.2021; срок исполнения последнего предписания превышает срок исполнения обществом уведомления N 08-06/5500 от 05.08.2020, не влияют на правильность судебных выводов, поскольку в ходе судебного разбирательства обоснованно установлено как наличие правовых оснований для досрочного прекращения права пользования недрами, предоставленного обществу по лицензии ТОМ 15026 НЭ, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 20 Закона N 2395-1, так и соблюдения департаментом установленного Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315, процедуры досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии.
Иные доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с выводами судов по существу спора и направлены на переоценку представленных участвующими в деле лицами доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
При подаче кассационной жалобы уполномоченным представителем общества уплачено 3 000 рублей государственной пошлины, тогда как по рассматриваемой категории дел следовало уплатить 1 500 рублей (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах"), в связи с чем 1 500 рублей являются излишне уплаченными и подлежат возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 июня 2022 года по делу N А33-449/2022 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Кокунину Роману Олеговичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по чеку по операции 29 декабря 2022 года.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы общества о том, что им планировалось устранение нарушения путем обратной закачки добытого газа в пласт, в связи с чем были разработаны соответствующие изменения в проект, которые не были утверждены; предписания N НЗВАТ-190/6 от 01.06.2016, N Н-569-в/2 от 28.11.2017, N Н-410-в от 15.11.2018 были выданы в связи с несоблюдением иного проектного документа, чем указано в предписании N Н-454-в от 19.05.2021; срок исполнения последнего предписания превышает срок исполнения обществом уведомления N 08-06/5500 от 05.08.2020, не влияют на правильность судебных выводов, поскольку в ходе судебного разбирательства обоснованно установлено как наличие правовых оснований для досрочного прекращения права пользования недрами, предоставленного обществу по лицензии ТОМ 15026 НЭ, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 20 Закона N 2395-1, так и соблюдения департаментом установленного Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315, процедуры досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии.
Иные доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с выводами судов по существу спора и направлены на переоценку представленных участвующими в деле лицами доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа.
...
При подаче кассационной жалобы уполномоченным представителем общества уплачено 3 000 рублей государственной пошлины, тогда как по рассматриваемой категории дел следовало уплатить 1 500 рублей (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах"), в связи с чем 1 500 рублей являются излишне уплаченными и подлежат возврату из федерального бюджета."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 февраля 2023 г. N Ф02-229/23 по делу N А33-449/2022