г. Красноярск |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А33-449/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" ноября 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барыкина М.Ю.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Солдатовой П.Д.,
при участии в судебном заседании:
от Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу: Иваницкий Е.В., представитель по доверенности от 30.09.2022 N 05-01/8068, паспорт, диплом;
от общества с ограниченной ответственностью "ЖИАНТ": Федоров Н.А., представитель по доверенности от 10.01.2022 N 2, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖИАНТ" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 15.06.2022 по делу N А33-449/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЖИАНТ" (далее также - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованиями к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (далее также -департамент) о признании недействительным приказа от 28.12.2021 N 1087 "О досрочном прекращении права пользования недрами лицензии ТОМ 15026 НЭ".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что на момент принятия приказа от 28.12.2021 N 1087 "О досрочном прекращении права пользования недрами лицензии ТОМ 15026 НЭ" факт систематичности нарушений отсутствовал, так как выданные по результатам проверок, проведенных Управлением Росприроднадзора в 2016 году, в 2017 году, в 2018 году и в 2020 году, предписания не имеют правового значения. Кроме того, по мнению общества, департамент вынес приказ от 28.12.2021 N 1087 до истечения срока исполнения предписания от 2021 года.
Департаментом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором департамент просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель департамента изложил возражения по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального права и материального права, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, обществу было предоставлено право пользования недрами по лицензии ТОМ 15026 НЭ с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Верхнекомбарского месторождения на территории Парабельского района Томской области.
Срок действия лицензии установлен с 29.10.2010 по 01.11.2030.
В период с 2016 года по 2019 год в отношении заявителя Управлением Росприроднадзора были проведены плановые и внеплановые проверки, по результатам которым установлено осуществление обществом нерационального использования недр, выданы предписания от 01.06.2016 N НЗВАТ-190/6, от 28.11.2017 N Н-569-в/2, от 15.11.2018 N Н-410-в, от 14.02.2020 N Н-016-в.
Комиссия по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр (далее также - комиссия) рекомендовала направить обществу письменное уведомление о допущенных им нарушениях условий пользования недрами на предоставленном в соответствии с лицензией ТОМ 15026 НЭ участке недр и необходимости устранения этих нарушений в срок - не позднее 12 (двенадцати) месяцев с момента получения этого уведомления. Рекомендательное решение комиссии оформлено протоколом от 31.07.2020 N 5-2020/УВС-ТОМ.
На основании рекомендательного решения комиссии, оформленного протоколом от 31.07.2020 N 5-2020/УВС-ТОМ, департамент направил в адрес общества уведомление от 05.08.2020 N 08-06/5500 о допущенных нарушениях, возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ТОМ 15026 НЭ. Срок на устранение нарушений был установлен - 12 месяцев с момента получения уведомления.
Уведомлением от 05.08.2020 N 08-06/5500 установлены следующие нарушения, требующие устранения в установленный срок - пункт 12.5 условий пользования недрами - не обеспечено требование технического проекта в части рационального использования извлеченного газа при разработке Верхнекомбарского газоконденсатного месторождения, расположенного в Парабельском районе Томской области.
Уведомление от 05.08.2020 N 08-06/5500 получено обществом 17.08.2020.
В связи с истечением срока на устранение нарушений условий пользования недрами в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования было выслано письмо от 18.08.2021 N 08-05/6822 для проведения внеплановой проверки с целью контроля устранения нарушений, указанных в уведомлении от 05.08.2020 N 08-06/5500 (соблюдать требования технического проекта в части рационального использования извлеченного природного газа при разработке Верхнекомбарского месторождения, расположенного в Парабельском районе Томской области).
В ответ на обращение Сибирское межрегиональное Управление Росприроднадзора письмом от 23.11.2021 N ОД-13-06-16851 сообщило, что в 2021 году проведена проверка общества (акт проверки от 04.06.2021 N НЗВАТ-455), проверяемый период в рамках проверки - с января 2018 года по март 2021 года. По результатам проверки Управлением Росприроднадзора установлено, что весь извлеченный свободный газ за проверяемый период за исключением технологических потерь сжигался на факелах, что не предусмотрено техническим проектом на разработку месторождения "Технологическая схема разработки Верхнекомбарского газоконденсатного месторождения".
Также проведена внеплановая документарная проверка (акт проверки от 19.05.2021 N Н-454-в) с целью контроля выполнения выданного обществу предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 14.02.2020 N Н-016-в (обеспечить соблюдение требований технического проекта в части рационального использования извлеченного природного газа при разработке Верхнекомбарского месторождения, расположенного в Парабельском районе Томской области).
По результатам проверок (плановой и внеплановой) установлено, что весь извлеченный свободный газ за рассматриваемый период за исключением технологических потерь сжигался на факелах. Обществу в пятый раз выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 19.05.2021 N Н-454-в.
Материалы проверок были направлены на рассмотрение комиссии (протокол N 11-2021/УВС-ТОМ от 27.12.2021), в результате чего комиссия приняла рекомендательное решение прекратить право пользования недрами по указанной лицензии.
На основании рекомендательного решения комиссии, департаментом в отношении общества издан приказ от 28.12.2021 N 1087 "О досрочном прекращении права пользования недрами лицензии ТОМ 15026 НЭ.
Не согласившись с приказом департамента от 28.12.2021 N 1087, заявитель обратился в арбитражный суд заявлением о его отмене.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом решении, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из системного толкования приведенных правовых норм, а также части 1 статьи 198 и статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, действия (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ненормативным правовым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, пунктами 2.2.2, 2.3.4, 2.3.7, 2.3.8 Положения о Департаменте по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу, утвержденного Приказом Роснедр от 02.04.2014 N 202, положениями Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315, правомерно указал, что оспариваемый приказ принят уполномоченным государственным органом в пределах предоставленной ему компетенции.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее также - Закон о недрах) установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно статье 16 Закона о недрах федеральные органы исполнительной власти участвуют в обеспечении функционирования государственной системы лицензирования в соответствии с их полномочиями, определяемыми Правительством Российской Федерации. Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Статьей 20 Закона о недрах предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органом, предоставившим лицензию, в случае систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами.
Пункт 94 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (далее также - Административный регламент N 315), утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315, предусматривает, что государственная функция по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр реализуется Роснедрами или его территориальным органом в соответствии с разграничением полномочий, в том числе, в случае систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами.
Подпункт 2 пункта 95 Административного регламента N 315 предусматривает, что основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр является представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок.
В пункте 99 Административного регламента N 315 указано, что осуществление Роснедрами и его территориальными органами государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр включает в себя: регистрацию документов, являющихся в соответствии с пунктом 95 настоящего Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции; рассмотрение полученных документов, подготовка и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами в предусмотренных настоящим Административным регламентом случаях; рассмотрение материалов на Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами и принятие рекомендательного решения; принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами; реализацию решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
В течение 7 рабочих дней с момента регистрации полученных документов должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, осуществляет подготовку комплекта документов по вопросу возможного досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами в отношении конкретного участка недр и конкретного пользователя недр (пункт 101 Административного регламента N 315).
В случае, если началом осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр являются основания, предусмотренные в подпунктах 2, 3, 4 пункта 95 настоящего Административного регламента, то должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 5 рабочих дней с момента регистрации поступивших документов направляет запрос в Росприроднадзор о предоставлении копии акта проведения проверки о выполнении условий пользования недрами по конкретному участку недр и копии предписания по устранению выявленных нарушений (в случае их отсутствия в поступившем комплекте документов) и в федеральный или территориальный фонд геологической информации о представлении копии лицензии на пользование недрами (пункт 103 Административного регламента N 315).
Согласно пункту 106 Административного регламента N 315 в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с досрочным прекращением, приостановлением или ограничением права пользования недрами, в соответствии с приказом Роснедр образуется постоянно действующий совещательный орган - комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами. Порядок работы комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами устанавливается приказом Роснедр.
На основании пунктов 107 и 108 Административного регламента N 315 на заседаниях комиссии принимаются рекомендательные решения, в том числе о прекращении (без процедуры) права пользования недрами в отношении конкретного участка недр. Решение комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами оформляется протоколом заседания Комиссии.
Пункты 109 и 110 Административного регламента N 315 предусматривают, что в случае рекомендации комиссии о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами должностное лицо структурного подразделения Роснедр или территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 20 рабочих дней с момента получения протокола заседания Комиссии оформляет и подписывает у руководителя Роснедр или его территориального органа письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами. Должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за делопроизводство, в течение 3 дней с даты подписания уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях направляет указанное уведомление пользователю недр заказным письмом с уведомлением о вручении, а копию этого уведомления направляет в адрес Росприроднадзора для организации контроля за устранением выявленных нарушений. Срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления.
Приказ о досрочном прекращении, приостановлении либо ограничении права пользования недрами подписывает руководитель Роснедр либо соответствующего территориального органа в течение 15 рабочих дней с момента принятия Комиссией рекомендательного решения о досрочном прекращении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр (пункт 117 Административного регламента N 315).
Из материалов дела следует, что обществу предоставлено право пользования недрами по лицензии ТОМ 15026 НЭ с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Верхнекомбарского месторождения на территории Парабельского района Томской области. В соответствии с приказом Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) от 27.02.2015 N 177 "О проведении актуализации лицензии на пользование недрами", руководствуясь решением Роснедра, выраженном в приказе от 23.05.2016 N 361, департаментом 31.05.2016 были внесены изменения в лицензию ТОМ 15026 НЭ согласно установленной форме актуализированных лицензий.
21.04.2020 в адрес департамента поступило письмо Федерального агентства по недропользованию от 17.04.2020 N 03-30/5928, которым было поручено рассмотрение и принятие решения о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ТОМ 15026 НЭ в соответствии со статьями 22, 21 Закона о недрах.
Одновременно с указанным письмом в адрес департамента поступило письмо Федеральной службы по надзору в сфере недропользования от 13.03.2020 N СЖ-08-01-30/7811, к которому прилагался акт проверки от 14.02.2020 N Н-016-в и предписание об устранении выявленных нарушений от 14.02.2020 N Н-016-в.
Актом проверки Сибирского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.02.2020 N Н-016-в установлено, что Управлением Росприроднадзора по Томской области была проведена внеплановая выездная проверка общества, по результатам которой установлено, что предписание от 15.11.2018 N Н-410-в не выполнено в установленный срок, а именно не обеспечено требование технического проекта в части рационального использования извлеченного природного газа при разработке Верхнекомбарского месторождения, расположенного в Парабельском районе Томской области.
Данное нарушение было выявлено по результатам плановой выездной проверки общества, проведенной Управлением Росприроднадзора в 2016 году (акт проверки от 01.06.2016 N НЗВАТ-190). Предписание обязывало общество обеспечить соблюдение требований технического проекта в части рационального использования извлеченного природного газа при разработке Верхнекомбарского месторождения.
В ходе проведения проверки на основании документов представленных обществом установлено, что практически весь извлеченный свободный газ, за исключением технологических потерь, сжигался на факелах. Вместе с тем, действующим техническим проектом на разработку месторождения "Технологическая схема разработки Верхнекомбарского газоконденсатного месторождения", согласованным протоколом ЦКР Роснедра по УВС от 26.12.2017 N 7194, не предусмотрено сжигание добытого природного газа на факельных установках.
Предписание от 15.11.2018 N Н-410-в выдавалось в третий раз, первоначально по результатам плановой выездной проверки общества, проведенной Управлением Росприроднадзора в 2016 году (акт проверки от 01.06.2016 N НЗВАТ-190) было выдано предписание от 01.06.2016 N НЗВАТ-190/6, второй раз по результатам внеплановой проверки от 28.11.2017 N Н-569-в выдано предписание от 28.11.2017 N Н-569-в/2.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что согласно материалам дела общество в период с 2016 года по 2019 года осуществляло нерациональное использование недр, приводящее к сверхнормативным потерям.
Руководствуясь поручением Федерального агентства по недропользованию о рассмотрение и принятие решения о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ТОМ 15026 НЭ в соответствии со статьями 20, 21 Закона о недрах, департамент вынес указанный вопрос на рассмотрение комиссии.
Комиссия, рассмотрев поставленный вопрос, отметила, что недропользователем не обеспечено требование технического проекта в части рационального использования извлеченного природного газа при разработке Верхнекомбарского месторождения, расположенного в Парабельском районе Томской области, нарушение было выявлено в 2016 году по результатам плановой выездной проверки. Комиссия рекомендовала направить обществу письменное уведомление о допущенных им нарушениях условий пользования недрами на предоставленном в соответствии с лицензией ТОМ 15026 НЭ участке недр и необходимости устранения этих нарушений в срок - не позднее 12 (двенадцати) месяцев с момента получения уведомления.
На основании рекомендательного решения комиссии департамент направил в адрес общества уведомление о необходимости устранения нарушений и возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ТОМ 15026 НЭ. Срок устранения нарушений был установлен - 12 месяцев с момента получения уведомления.
Уведомлением от 05.08.2020 N 08-06/5500 установлено, что общество не обеспечено требование технического проекта в части рационального использования извлеченного газа при разработке Верхнекомбарского газоконденсатного месторождения, расположенного в Парабельском районе Томской области.
Также в уведомлении указано, что нарушение носит систематический характер и в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 20 Закона о недрах является основанием для начала процедуры досрочного прекращения права пользования недрами.
Данное уведомление было направлено по юридическому адресу заявителя и получено им 17.08.2020, что следует из отчета об отслеживании почтового отправления. В связи с чем, обществу следовало устранить нарушения в срок до 17.08.2021.
В связи с истечением срока на устранение нарушений условий пользования недрами в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования было выслано письмо от 18.08.2021 N 08-05/6822 для проведения внеплановой проверки с целью контроля устранения нарушений, указанных в уведомлении от 05.08.2020 N 08-06/5500 (обеспечить соблюдение требований технического проекта в части рационального использования извлеченного природного газа при разработке Верхнекомбарского месторождения, расположенного в Парабельском районе Томской области).
В ответ на обращение Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора письмом от 23.11.2021 N ОД-13-06-16851 сообщило, что в 2021 году проведена проверка общества (акт проверки от 04.06.2021 N НЗВАТ-455), проверяемый период в рамках проводимой проверки - с января 2018 года по март 2021 года (включительно).
Актом от 04.06.2021 N НЗВАТ-455 установлено, что согласно исполнительному балансу природного газа по Верхнекомбарскому газоконденсатному месторождению общества за январь-декабрь 2018 года, за январь - декабрь 2019 года и январь - март 2021 года: извлечено природного газа, тыс.м3 (всего): 20 277,484 тыс.м3; добыто природного газа (использовано) тыс.м3 (всего): 20 135,807 тыс.м3; количество потерь природного газа, тыс.м3 (всего): 141,677 тыс.м3; сожжено на факелах, тыс.м3 (всего): 20 135,807 тыс.м3.
Также проведена внеплановая документарная проверка (акт проверки от 19.05.2021 N Н-454-в) с целью контроля выполнения выданного обществу предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 14.02.2020 N Н-016-в (обеспечить соблюдение требований технического проекта в части рационального использования извлеченного природного газа при разработке Верхнекомбарского месторождения, расположенного в Парабельском районе Томской области).
По результатам проверок (плановой и внеплановой) установлено, что весь извлеченный свободный газ за рассматриваемый период за исключением технологических потерь сжигался на факелах. Обществу в пятый раз выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 19.05.2021 N Н-454-в.
В соответствии с пунктом 10 лицензии на пользование недрами ТОМ 15026 НЭ от 02.06.2016 года пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно статье 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
В силу статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых. Технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Таким образом, исходя из изложенного, проведение работ на участке недр в отсутствие технического проекта, либо с нарушением его положений, равно как и без необходимого согласования технического проекта, является нарушением условий лицензии и требований действующего законодательства о недрах.
Материалы проверок были направлены на рассмотрение комиссии (протокол N 11-2021/УВС-ТОМ от 27.12.2021), в результате чего комиссия приняла рекомендательное решение прекратить право пользования недрами по указанной лицензии.
На основании рекомендательного решения комиссии департаментом был издан оспариваемый приказ от 28.12.2021 года N 1087 "О досрочном прекращении права пользования недрами лицензии ТОМ 15026 НЭ".
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, по результатам направления обращения от 18.08.2021 N 08-05/6822 внеплановая проверка в отношении общества с целью контроля устранения нарушений, указанных в уведомлении от 05.08.2020 N 08-06/5500 не проводилась, в ответ на обращение были предоставлены сведения о ранее проведенных проверках.
Указанное обстоятельство не привело к принятию неправильного решения о прекращении срока действия лицензии. Cогласно материалам дела по состоянию на дату истечения 12-месячного срока для исполнения уведомления, а также на дату рассмотрения дела нарушение, изложенное в предписаниях и зафиксированное в оспариваемом приказе, не устранено заявителем.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что не проведение внеплановой проверки по результатам направления обращения от 18.08.2021 N 08-05/6822 не привело к принятию неверного решения, поскольку с даты окончания проверок, проведенных в пределах 12-ти месячного срока до его окончания выявленное нарушение обществом не было устранено.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции с заявлением о проведении государственной экспертизы в целях согласования дополнения к технологической схеме разработки Верхнекомбарского газоконденсатного месторождения Томской области заявитель обратился 06.12.2021 (то есть уже после истечения срока, установленного в уведомлении).
Как следует из заключения государственной экспертизы от 24.02.2022 N 01-22 из (З.-С.ф) по результатам рассмотрения материалов по технико-экономическому обоснованию коэффициентов извлечения нефти - "Дополнение к технологической схеме разработки Верхнекомбарского газоконденсатного месторождения Томской области": решения действующего проектного документа не выполнены, в том числе по причине того, что единственная скважина эксплуатировалась в периодическом режиме, конденсат вывозился автотранспортом, газ сжигался на факеле. Сжигание свободного газа проектным документом не предусматривалось (протокол ЦНГС ЦКР Роснедр по УВС N 7194 от 26.12.2017 г.). С 2019 года наблюдается превышение допустимых отклонений (*50 %) фактической годовой добычи свободного газа от проектной, что обусловлено невыполнением программы буровых работ и строительства объектов инфраструктуры по причине отсутствия финансирования, а также проведением ремонтных работ на скв.
N 296 в 2020 году. При этом во всех вариантах дальнейшей разработки предполагается сжигание природного газа в период с 2022 года по 2023 год (в варианте 1 с 2022 года по 2026 год), что противоречит требованиям законодательства в части рационального использования извлеченного природного газа.
Общество также указывает, что им планировалось устранение нарушения путем обратной закачки добытого газа в пласт, в связи с чем, предполагалось внесение изменений в проект. Вместе с тем, разработанный обществом проект, предполагающий закачку добытого газа в пласт, утвержден не был. В ходе рассмотрения вариантов развития эксперты пришли к выводу о необходимости воздержаться от внесения предполагаемых обществом изменений в состояние извлекаемых запасов и коэффициентов извлечения газа и конденсата пласта М1, обоснованных в рамках представленного проектного документа "Дополнение к технологической схеме разработки Верхнекомбарского газоконденсатного месторождения Томской области", обществу рекомендовано представить на государственную экспертизу новый проектный документ совместно с оперативным подсчетом запасов в установленном порядке.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что обществом допущено систематическое нарушение правил пользования недрами (с 2016 года по 2021 год), что нарушает баланс частных и публичных интересов, заявителем несвоевременно предприняты действия, в частности внесение изменений в проектную документацию, направленные на устранение указанных нарушений, связанных с соблюдением требования технического проекта. Эти обстоятельства свидетельствуют о правомерном применении к заявителю меры государственного принуждения в виде прекращения права пользования недрами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый приказ соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя. В связи с чем, отказ в требованиях является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент вынесения оспариваемого приказа факт систематичности нарушений отсутствовал, поскольку предписания за 2016 год, за 2017 год, за 2018 год были выданы в связи с несоблюдением другого проектного документа, чем указано в предписании от 2021 года, апелляционным судом отклоняются. Несоблюдение обществом разных проектных документов в части обеспечения требований о рациональном природопользовании не изменяет того факта, что обществом с 2016 года систематически нарушаются условия лицензии на пользование недрами.
Доводы апелляционной жалобы общества о том, что срок устранения нарушений, указанный в уведомлении N 08-06/5500 от 05.08.2020, и срок устранения нарушений, указанный в предписании от 19.05.2021 N Н454-в, не совпадают, что оспариваемый приказ вынесен до истечения срока исполнения предписания от 19.05.2021 N Н454-в, являются необоснованными и правильно отклонены судом первой инстанции.
Процедура досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии, осуществляемая лицензирующим органом в соответствии с Административным регламентом N 315, и порядок осуществления Росприроднадзором государственного экологического надзора в отношении природопользователей (включая проведение проверок, выдачу предписания и привлечения к административной ответственности в случае их неисполнения в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) являются двумя разными, не взаимосвязанными процедурами.
В соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности" приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц. Оценивая законность решения о приостановлении или аннулировании лицензии, судам необходимо учитывать, что административный орган при его принятии должен руководствоваться нормами специальных федеральных законов, регулирующих отношения в области лицензирования видов деятельности, а не нормами КоАП РФ.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации департамент обоснованно исходил из срока, установленного в уведомлении об устранении допущенных нарушений, выданного в соответствии с Административным регламентом N 315
Выводы апелляционного суда соответствуют правовой позиции, указанной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.10.2017 N 302-КГ17-13760 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.05.2017 N Ф02-2318/2017 по делу N А33-11130/2016.
Кроме того, до даты направления уведомления от 29.12.2021 N 11-14/1496 (вручено заявителю 17.08.2020) уже имело место систематическое нарушение пользователем недр установленных правил пользования недрами.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что общество не было приглашено на заседание комиссии по рассмотрению вопросов о досрочном прекращения права пользования участком недр, отклоняются, поскольку согласно пункту 6 Положения о Комиссии по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр, утвержденного Приказом Роснедр от 15.02.2006 N 131 "Об утверждении Положения о Комиссии по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр", приглашать недропользователя на заседания комиссии является правом, а не обязанностью комиссии.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что обществом была разработана новая проектная документация, получившая отрицательное экспертное заключение ЭЗ N 01-22 из (З.С.ф) от 24.02.2022 только из-за аннулирования лицензии, и наличие у нового проектного решения значительных преимуществ по сравнению с предыдущим проектом, отклоняются ввиду того, что причиной выдачи отрицательного заключения, как следует из его содержания, явилось то, что обществом во всех вариантах последующей разработки месторождения предполагается сжигание природного газа в период 2022 года и 2023 года, что противоречит требованиям в части рационального природопользования.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о сложном материальном положении, невозможности реализовать проектные решения из-за неполучения инвестиций, а также необходимости значительных затрат на их реализацию, об осуществлении деятельности в условиях отсутствия развитой инфраструктуры, отклоняются, поскольку данные доводы не свидетельствуют о необоснованности приказа и не опровергают систематического нарушения обществом условий лицензионного соглашения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. В связи с чем, заявленные в апелляционной жалобе доводы признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены принятого по настоящему делу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы заявителя по оплате государственной пошлины в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы с учетом возврата излишне уплаченной госпошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 15.06.2022 по делу N А33-449/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вернуть обществу с ограниченной ответственностью "ЖИАНТ" из федерального бюджета Российской Федерации 1 500 руб. излишне уплаченной по чеку от 30.06.2022 государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Ю. Барыкин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-449/2022
Истец: ООО "ЖИАНТ", ООО ЖИАНТ представитель Федоров Н.А.
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ЦЕНТРАЛЬНО-СИБИРСКОМУ ОКРУГУ