город Иркутск |
|
02 марта 2023 г. |
Дело N А19-5101/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей Белоножко Т.В., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 сентября 2022 года по делу N А19-5101/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Саянское муниципальное унитарное предприятие "Рыночный комплекс" (ОГРН 1023801910406, ИНН 3814007522, далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, далее - министерство) за счет казны Иркутской области 15 419 рублей 96 копеек расходов, связанных с погребением в 2021 году невостребованных умерших, личности которых установлены.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований по предмету спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Администрация городского округа муниципального образования "город Саянск", государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Служба по тарифам Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 сентября 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2022 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права.
По мнению министерства возложение ответственности на субъект Российской Федерации по расходным обязательствам Российской Федерации, установленным федеральными законами и не обеспеченным денежными средствами, является незаконным. Указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку оплата работ по погребению невостребованных умерших является расходным обязательством Иркутской области в лице Министерства социального развития как главного распорядителя средств областного бюджета на данные цели.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Стороны и третьи лица уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса не является препятствием для рассмотрения жалобы.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" суд кассационной инстанции при проверке законности судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливает правильность применения норм материального права и норм процессуального права, а также проверяет соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В кассационной жалобе по настоящему делу заявителем приведены только доводы, касающиеся определения надлежащего ответчика по делу.
Поскольку в кассационной жалобе не содержится иных доводов, суд округа в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ограничивается рассмотрением законности обжалуемых судебных актов лишь в пределах приведенных заявителем доводов.
Предметом спора является взыскание специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования "город Саянск" расходов за оказанные в 2021 году ритуальные услуги по погребению двух невостребованных умерших граждан, личности которых установлены (не работающие, не пенсионеры).
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности иска по праву и по размеру.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ (пункт 3 статьи 12 указанного Федерального закона).
В силу пункта 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств, в том числе, Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (наряды-заказы, справки Пенсионного фонда Российской Федерации, справки о проведении захоронения на "Городском кладбище" г. Саянска, справки о смерти, свидетельства о смерти), суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности истцом факта несения расходов на ритуальные услуги по погребению невостребованных неработающих умерших непенсионеров лиц, в связи с чем взыскали убытки за счет казны Иркутской области в лице Министерства финансов.
Оснований для несогласия с данными выводами у суда округа не имеется.
Материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нормы материального права применены судами правильно.
Доводы ответчика о наличии у Министерства социального развития статуса главного распорядителя бюджетных средств по компенсации расходов по погребению невостребованных граждан и необходимости привлечении его в качестве надлежащего ответчика обоснованно отклонены судами нижестоящих инстанций со ссылкой на разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", положение о Министерстве финансов Иркутской области от 23.12.2008 N 12-пп, и отсутствие доказательств выделения указанному лицу из бюджета области денежных средств на финансирование спорных услуг.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 сентября 2022 года по делу N А19-5101/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств, в том числе, Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером.
...
Доводы ответчика о наличии у Министерства социального развития статуса главного распорядителя бюджетных средств по компенсации расходов по погребению невостребованных граждан и необходимости привлечении его в качестве надлежащего ответчика обоснованно отклонены судами нижестоящих инстанций со ссылкой на разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", положение о Министерстве финансов Иркутской области от 23.12.2008 N 12-пп, и отсутствие доказательств выделения указанному лицу из бюджета области денежных средств на финансирование спорных услуг."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 марта 2023 г. N Ф02-556/23 по делу N А19-5101/2022