город Иркутск |
|
03 марта 2023 г. |
Дело N А10-222/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Пластининой Н.Н., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Зверевой С.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей: муниципального унитарного предприятия "Водоканал" города Улан-Удэ Смирновой В.М. (доверенность от 06.12.2022 N 108, диплом); муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ" Бадмаевой Н.А. (доверенность от 09.01.2023 N 1/1, диплом), Цыдыпова С.А. (доверенность от 05.07.2022 N 8, диплом)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" города Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 июля 2022 года по делу N А10-222/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" города Улан-Удэ (ОГРН 1150327010426, ИНН 0326540932, г. Улан-Удэ; далее - МУП "Водоканал", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконным предписания муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ" (далее - Жилищная инспекция, Управление) от 24.12.2021 N 611-ПР.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Дондокова Лина Сергеевна.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 июля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2022 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
МУП "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами Закона Республики Бурятия от 25.11.2016 N 2157-V "О наделении органа местного самоуправления муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" (далее - Закон N 2157-V), пунктов 2, 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что органы местного самоуправления города Улан-Удэ наделены полномочиями по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в соответствии с изменениями в Закон N 2157-V, вступившими в силу только с 01.03.2022, то есть после проведения проверки Жилищной инспекцией и вынесения оспариваемого предписания; начисление платы было произведено за самовольное подключение к системе холодного водоснабжения; подключение (технологическое присоединение) не являются отношениями по предоставлению коммунальной услуги.
В отзыве на кассационную жалобу Жилищная инспекция считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители МУП "Водоканал" и Жилищной инспекции в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании обращения Дондоковой Л.С., проживающей по адресу: ул. Зеленая, д. 3, г. Улан-Удэ, о нарушении законодательства при начислении платы за коммунальные услуги, приказа начальника Управления от 01.12.2021 N 611-П/2124/21-С, Жилищной инспекцией в отношении МУП "Водоканал" проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки Управлением установлено, что по информации, представленной Предприятием, в связи с тем, что фактическое подключение к централизованной системе холодного водоснабжения жилого дома Дондоковой Л.С. по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Зеленая, д. 3 произошло 12.07.2021, а заявление для оформления договора на оказание коммунальных услуг по отпуску питьевой воды поступило лишь 17.09.2021, Предприятием произведено доначисление платы за самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения в сумме 28 783 рубля 92 копейки.
Жилищная инспекция установила, что Дондоковой Л.С. 01.07.2021 получены условия подключения (технологического присоединения) объекта к централизованной системе холодного водоснабжения N 614. Данные условия являются Приложением N 1 к договору о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения. Согласно письму МУП "Водоканал" N 429 от 06.07.2021 рабочая документация по объекту "Водопровод к жилому дому N 3 по ул. Зеленая в Октябрьском районе", разработанная ООО АМ "Проект Байкал" в 2021 году, согласована.
12.07.2021 произведено технологическое присоединение данного жилого дома к централизованной системе холодного водоснабжения, а также установлен прибор учета холодной воды (акт выполненных работ от 12.07.2021, акт сдачи-приемки и допуска в эксплуатацию узла потребления горячей и холодной воды у потребителя от 12.07.2021).
Управление посчитало, что фактическое потребление коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению в жилом помещении при отсутствии письменного договора с ресурсоснабжающей организацией не может являться самовольным пользованием централизованной системой холодного водоснабжения. Кроме того, акт о выявлении несанкционированного подключения к сетям холодного водоснабжения дома N 3 по ул. Зеленая в г. Улан-Удэ не представлен.
Таким образом, в нарушение пунктов 6, 30 Правил N 354 по лицевому счету дома N 3 по ул. Зеленая, г. Улан-Удэ МУП "Водоканал неправомерно произведено доначисление платы за самовольное подключение к централизованной системе холодного водоснабжения в размере 28 783,92 рублей (акт проверки от 24.12.2021 N 611-А).
Предписанием Жилищной инспекции от 24.12.2021 N 611-ПР МУП "Водоканал" предписано устранить указанное нарушение, в срок до 25.01.2022 произвести перерасчет платы за услугу холодного водоснабжения путем сторнирования в размере 28 783 рубля 92 копейки.
МУП "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса).
Согласно подпункту "а" пункта 4 Правил N 354 потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги по холодному водоснабжению, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 под самовольным подключением (технологическим присоединением) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения следует понимать присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) централизованной системе водоотведения, произведенное при отсутствии договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) или с нарушением его условий.
Прекращение или ограничение холодного водоснабжения и (или) водоотведения в отношении абонента или иного лица, осуществившего самовольное подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения или осуществляющего самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения, осуществляется на основании акта или другого документального подтверждения, свидетельствующего о факте самовольного подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения или самовольного пользования централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В таком акте указываются место, дата и время составления акта, основания введения прекращения или ограничения, причины, послужившие основанием для принятия решения о таком прекращении или ограничении, фамилия, имя, отчество и должность лиц, подписывающих акт (пункт 63 Правил N 644).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что фактическое подключение жилого дома к системе холодного водоснабжения произведено 12.07.2021 в соответствии с техническими условиями, согласованными МУП "Водоканал", являющимися приложением к договору о подключении (технологическим присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения от 03.09.2021 N 614-2021, а учет потребляемого ресурса осуществляется прибором учета, допущенным в эксплуатацию актом от 12.07.2021.
При этом отсутствует надлежащим образом составленный акт о выявлении несанкционированного подключения к сетям холодного водоснабжения дома N 3 по ул. Зеленая; дата начала фактического пользования Дондоковой Л.С. услугой холодного водоснабжения Предприятием не установлена.
В акте МУП "Водоканал" от 17.09.2021 указано, что врезка в системе холодного водоснабжения имеет диаметр трубы 32 мм, в то время как в акте выполненных работ от 12.07.2021 указан диаметр трубы в 3/4 (25 мм.), в расчете доначислений указан иной диаметр (письмо N 5720 от 13.12.2021). Также в акте отсутствуют сведения об оборудовании, имеющемся в жилом помещении, посредством которого осуществлялось потребление коммунальной услуги. Данный акт несанкционированного подключения от 17.09.2021 составлен без участия потребителя, уведомление потребителя в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что акт несанкционированного подключения от 17.09.2021, составленный МУП "Водоканал", не может служить доказательством несанкционированного подключения потребителя к системе холодного водоснабжения и основанием для доначисления платы за коммунальную услугу холодное водоснабжение.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у Жилищной инспекции на момент проведения проверки и выдачи предписания полномочий на осуществление контроля за предоставлением коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домах, не может быть принят во внимание.
Согласно статье 20 Жилищного кодекса предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, в том числе требований к использованию и сохранности жилищного фонда, к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (часть 1). Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 20 Жилищного кодекса).
Законом Республики Бурятия от 25.11.2016 N 2157-V "О наделении органа местного самоуправления муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" (в редакции, действующей на момент проведения проверки) орган местного самоуправления МО ГО "Город Улан-Удэ", уполномоченный в сфере муниципального жилищного контроля наделен государственными полномочиями по организации и осуществлению государственного жилищного надзора, в частности, проведение проверок выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований, предусмотренных частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Положением о муниципальном казенном учреждении "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ", утвержденным решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30.04.2013 N 693-57, МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ" является структурным подразделением Администрации г. Улан-Удэ, уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля на территории г. Улан-Удэ, а также по исполнению переданных отдельных полномочий Республики Бурятия по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и государственного лицензионного контроля.
В рассматриваемом случае Управлением была проведена проверка в пределах своих полномочий в рамках государственного жилищного надзора, а не муниципального жилищного контроля; МУП "Водоканал" произвел доначисления платы за коммунальную услугу в виде холодного водоснабжения за несанкционированное подключение, что является предметом государственного жилищного надзора (пункт 7 части 1 статьи 20 Жилищного кодекса).
Таким образом, поскольку административный орган доказал соответствие закону оспариваемого предписания, а заявитель не представил доказательства нарушения названным предписанием его прав и законных интересов, суды, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 3 статьи 201 названного Кодекса правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 июля 2022 года по делу N А10-222/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законом Республики Бурятия от 25.11.2016 N 2157-V "О наделении органа местного самоуправления муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" (в редакции, действующей на момент проведения проверки) орган местного самоуправления МО ГО "Город Улан-Удэ", уполномоченный в сфере муниципального жилищного контроля наделен государственными полномочиями по организации и осуществлению государственного жилищного надзора, в частности, проведение проверок выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований, предусмотренных частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
...
В рассматриваемом случае Управлением была проведена проверка в пределах своих полномочий в рамках государственного жилищного надзора, а не муниципального жилищного контроля; МУП "Водоканал" произвел доначисления платы за коммунальную услугу в виде холодного водоснабжения за несанкционированное подключение, что является предметом государственного жилищного надзора (пункт 7 части 1 статьи 20 Жилищного кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 марта 2023 г. N Ф02-361/23 по делу N А10-222/2022