город Иркутск |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А58-4285/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей: Железняк Е.Г., Ламанского В.А.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Флагман" Лубяного А.В. (доверенность от 01.03.2023, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флагман" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2022 года по делу N А58-4285/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
поселковая администрация городского поселения "Поселок Серебряный Бор" Нерюнгринского района (ОГРН 1061434000033, ИНН 1434031476, п. Серебряный Бор Республики Саха Якутия, далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Флагман" (ОГРН 1211400005398, ИНН 1434053261, г. Нерюнгри Республики Саха, далее - ООО "Флагман", ответчик) об обязании организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2022 года, иск удовлетворен.
Ответчик в кассационной жалобе просит вынесенные по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - пункта 4 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон об отходах), подпункта д(2) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290), пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039).
По мнению заявителя жалобы, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям истца. ООО "Флагман" указывает, что о постановлении администрации N 125-П от 16.06.2021 "Об утверждении схемы и реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городское поселение "Поселок Серебряный Бор" узнало только из искового заявления. Ранее истец данных требований к ответчику не предъявлял.
В судебном заседании представитель ООО "Флагман" доводы кассационной жалобы поддержал.
Истец о времени и месте судебного заседания извещен по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей для участия в судебном заседании не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между администрацией (истец) и ООО "Флагман" (ответчик) подписан договор управления многоквартирными домами муниципального образования городского поселения "Поселок "Серебряный Бор" Нерюнгринского района N 1-2021 от 18.06.2021, согласно которому ответчик по заданию истца обязуется осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами.
Администрация письмом N 518 от 25.03.2022 предложила ООО "Флагман" провести работы по оборудованию контейнерных площадок для отходов. Ответчик письмом N 82 от 29.03.2022 отказался от оборудования контейнерных площадок со ссылкой на положения статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Неурегулирование спора в досудебном порядке послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, удовлетворил требования, признав их обоснованными.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона об отходах к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 3 Правил N 1039 места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
На основании части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 26(1) Перечня N 290 в число работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
На основании подпункта д(2) пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Порядок определения (согласования) мест накопления ТКО на территории муниципального образования "Поселок Серебряный Бор" утвержден постановлением администрации N 125-П от 16.06.2021 "Об утверждении схемы и реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городское поселение "Поселок Серебряный Бор".
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суды установили наличие нарушений со стороны ООО "Флагман", не оборудовавшего контейнерные площадки для сбора ТКО в соответствии с утвержденной администрацией схемой, и пришли к правомерному выводу о наличии у ответчика как у управляющей организации обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО.
Довод кассационной жалобы о возложении обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО на администрацию подлежит отклонению, поскольку согласно положениям статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 170, Правил N 491, Перечня N 290, Правил N 1039 обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов закреплена за управляющей организацией.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуя судебные акты, заявитель жалобы документально не опроверг правильность выводов судов.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом обстоятельств, а также иное толкование закона, не свидетельствует о судебной ошибке и не могут служить основанием для отмены судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационной жалобы.
Ошибочно оплаченная государственная пошлина по платежному поручению N 3 от 13 января 2023 года подлежат возвращению ответчику.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2022 года по делу N А58-4285/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Флагман" из средств федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 3 от 13 января 2023 года.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 26(1) Перечня N 290 в число работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
...
Согласно пункту 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
...
Довод кассационной жалобы о возложении обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО на администрацию подлежит отклонению, поскольку согласно положениям статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 170, Правил N 491, Перечня N 290, Правил N 1039 обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов закреплена за управляющей организацией."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 марта 2023 г. N Ф02-507/23 по делу N А58-4285/2022