г. Чита |
|
18 ноября 2022 г. |
Дело N А58-4285/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 ноября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей Горбатковой Е.В., Мациборы А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Присевко М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флагман" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2022 года по делу N А58-4285/2022 по исковому заявлению Поселковой администрации Городского поселения "Поселок Серебряный Бор" Нерюнгринского района (ИНН 1434031476, ОГРН 1061434000033) к обществу с ограниченной ответственностью "Флагман" (ИНН 1434053261, ОГРН 1211400005398) об обязании организовать места для ТКО,
в отсутствие в судебном заседании представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
поселковая администрация Городского поселения "Поселок Серебряный Бор" Нерюнгринского района (далее - истец, ПА ГП "Поселок Серебряный Бор" Нерюнгринского района, администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Флагман" (далее - ответчик, ООО "Флагман", общество) об обязании организовать места для ТКО.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2022 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт.
Указывает, что согласно постановлению администрации от N 125-П от 16.06.2021 "Об утверждении схемы и реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городское поселение "Поселок Серебряный Бор" утверждены места площадок накопления мусора. Согласно пункту 3 "Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", утвержденных Постановлением Права Правительства РФ от 31.08.2018 N1039 места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления. Согласно пункту 2.8 названного Порядка обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида несут их владельцы. Также указывает, на тот факт, что ранее истцом данные требования не предъявлялись, как к ответчику, так и к ранее обслуживающим управляющим компаниям.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В связи с длительным отсутствием судьи Лоншаковой Т.В. ввиду нахождения в отпуске, на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7, определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2022 судья Лоншакова Т.В. заменена на судью Горбаткову Е.В.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между администрацией муниципального образования городское поселение "Поселок Серебряный Бор" (истец) и обществом с ограниченной ответственностью "Флагман" (ответчик) заключен договор управления многоквартирными домами муниципального образования городское поселение "Поселок "Серебряный Бор" Нерюнгринского района N 1-2021 от 18.06.2021, согласно которого ответчик по заданию истца в течение срока действия договора за плату обязуется осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами ГП "Поселок Серебряный Бор".
В обязанности ответчика согласно пункту 1.1 входит оказание услуг и выполнение работ по управлению МКД, надлежащее содержание и ремонт общего имущества собственников помещений МКД; обеспечение исправности инженерных и электросетей (в рамках раздела границ с ресурсоснабжающими организациями) с целью беспрепятственного и бесперебойного предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями собственникам помещений и иным лицам, пользующимся помещениями МКД.
Договор заключен на срок с 01.07.2021 по 30.06.2024 (пункт 2.1 договора).
Решением поселкового Совета депутатов от 31.10.2017 N 2 утверждены Правила благоустройства территории городского поселения "Поселок Серебряный Бор" Нерюнгринского района, согласно пункта 3.4 которых для сбора твердых бытовых отходов должны применяться стандартные контейнеры, обеспечивающие механизированную выгрузку бытового мусора.
Истец письмом N 518 от 25.03.2022 предложил ответчику провести работы по оборудованию контейнерных площадок для отходов.
Ответчик письмом N 82 от 29.03.2022 отказался от оборудования контейнерных площадок со ссылкой на статью 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Администрация, полагая, что на основании положений статьей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, Правил благоустройства поселка Серебряный Бор, утвержденных решением поселкового Совета депутатов от 31.10.2017 N 2, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N170, СанПин 2.1.2.3684-21, предусмотрена обязанность управляющей организации устанавливать на обслуживаемой территории места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, обратилась в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, принимая решение, руководствовался положениями: статей 330, 539 -548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 157.2, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Закона 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 2, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", учел правовую позицию, сформулированную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2020 N 307-ЭС20-3601.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу частей 1, 1.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Управляющая организация при управлении МКД несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), согласно подпункту "д(2)" пункта 11 которых содержание общего имущества включает в себя, в том числе содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Аналогичное положение содержится и в пункте 26(1) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, на организации по обслуживанию жилищного фонда возложена обязанность обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039.
Согласно данным правилам места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункты 3, 4).
В силу Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований 2.1.7.3550-19, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 N 20, на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Порядок определения (согласования) мест накопления ТКО на территории муниципального образования "Поселок Серебрянный Бор" утвержден постановлением администрации N 125-П от 16.06.2021 "Об утверждении схемы и реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городское поселение "Поселок Серебряный Бор".
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 9, 65 АПК РФ).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 АПК РФ, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суд первой пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования Администрации являются правомерными.
Суд исходил из того, что в соответствии с договором управляющая организация обязалась осуществлять работы по содержанию МКД в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
В функции по управлению МКД входят оказание услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества собственников. В перечень коммунальных услуг (приложение N 2 к договору) входит уборка территории.
Суд сделал обоснованный вывод о том, что из приведенных норм законодательства однозначно следует, что место (площадку) накопления твердых бытовых (коммунальных) отходов, образующихся в спорных МКД, обязано создать общество, а не Администрация.
Общество, осуществляя функции управления в отношении спорных МКД, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, положений Правил N 491 отвечает за надлежащее содержание общего имущества МКД.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 июля 2022 года по делу N А58-4285/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
Е.В. Горбаткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4285/2022
Истец: Поселковая администрация Городского поселения "Поселок Серебряный Бор" Нерюнгринского района
Ответчик: ООО "Флагман"