город Иркутск |
|
17 марта 2023 г. |
Дело N А33-36681/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей Железняк Е.Г., Тютриной Н.Н.,
с участием представителя ответчика истца Смирновой Е.А. (доверенность от 02.12.2020 N КРАС-110/Д),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 октября 2021 года по делу N А33-36681/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - общество "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта" (ОГРН 1032401730437, ИНН 2459011963, далее - предприятие) об обязании заключить дополнительное соглашение N 2/1066 к договору от 01.04.2020 N 2/1090 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования предприятия, примыкающего к станции Шарыпово Красноярской железной дороги - филиала общества "РЖД".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 октября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2022 года, на общество возложено обязательство заключить дополнительное соглашение к договору от 01.04.202 N 2/1090 в редакции истца.
Ответчик обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по существу судебные акты.
Заявитель не соглашается с выводами судов о доказанности факта принадлежности перевозчику железнодорожного пути от стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневренного светофора М2, а также тем, что спорный путь является путём необщего пользования протяженностью 53,8 м. По мнению заявителя судами не дана надлежащая оценка акту осмотра железнодорожного пути от 31.03.2021.
Отзыв на кассационную жалобу, поступивший от общества "РЖД", не отвечает требованиям части 4 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не представлен в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с ним до начала судебного заседания (поступил в систему "Мой Арбитр" 10.03.2023). Кроме того, данный отзыв не содержит в себе доказательств его заблаговременного направления в адрес иных лиц, участвующих в деле. Поскольку отзыв подан в суд округа в электронном виде, оснований для его возврата на бумажном носителе не имеется.
В судебном заседании 06.03.2022 представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 06.03.2023 объявлялся перерыв до 13.03.2023. После перерыва рассмотрение кассационной жалобы продолжено в прежнем составе судей. Представитель ответчика не принял участие судебном заседании. Представитель истца доводы кассационной жалобы отклонил, указав на их несостоятельность.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между истцом (перевозчик) и ответчиком (владелец) заключен договор от 15.01.2020 N 2/1090 (в редакции дополнительных соглашений к нему от 24.03.2020 N 02/1058, от 17.09.2020 N 2/1098), на условиях которого осуществляется эксплуатация принадлежащих владельцу железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих стрелочным переводом N 12 к пути N 1 станции Шарыпово Красноярской железной дороги (район "Пионерный") и стрелочным переводом N 1 к пути N 1 станции Шарыпово Красноярской железной дороги (район "Основные сооружения"); подача и уборка вагонов на (с) указанные пути, принадлежащие владельцу, обслуживаемые локомотивом владельца (пункт 1).
Границей путей являются железнодорожные стыки маневрового светофора М26 и входного светофора НГ соответственно (пункт 2).
Основания и условия внесения платы по договору сторонами согласованы в пункте 15 договора.
Ссылаясь на то, что железнодорожный путь необщего пользования протяженностью 53,8 м от стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневрового светофора М26 принадлежит перевозчику, последний направил ответчику дополнительное соглашение от 17.07.2020 N 2/1066 к договору от 15.01.2020, в котором предложил внести изменения в условия договора и дополнить пункт 1 абзацем:
"Для организации работ по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования перевозчик оказывает владельцу услугу по предоставлению пути необщего пользования, принадлежащего общества "РЖД" протяженностью 53,8 метра (от стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневрового светофора М26)", и пункт 15 подпунктом "ж": "плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащими обществу "РЖД" за 53,8 м, в размере 179,85 руб. в сутки без НДС, согласно Единому перечню работ и услуг, оказываемых обществом "РЖД" при организации перевозок груза. В случае изменения количества владельцев, одновременно использующих железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий обществу "РЖД", а также изменения размера ставки договорного сбора, перевозчиком автоматически пересматривается плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим обществу "РЖД", о чем владелец уведомляется в письменном виде. Плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим обществу "РЖД" производится путем списания с единого лицевого счета владельца до 15 числа каждого месяца".
Отказ предприятия от заключения дополнительного соглашения послужил основанием для обращения общества "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования подлежащими удовлетворению.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, а доводы заявителя считает необоснованными в связи со следующим.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 названного Кодекса если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу статей 55, 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе свидетельство о государственной регистрации права от 22.03.2004 серии 24 ГМ N 008044, Технико-распорядительный акт железнодорожной станции Шарыпово и приложение к ТРА - ведомость железнодорожных путей необщего пользования, продольный профиль железнодорожного пути необщего пользования, дополнение к акту осмотра железнодорожного пути от 31.03.2021, суды пришли к выводу о доказанности факта принадлежности перевозчику спорного железнодорожного пути, протяженностью 53,8 м.
Установив, что предприятию для эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, владельцем которых он является, необходимо использование спорного железнодорожного пути общества "РЖД", с учетом указанного нормативного регулирования, предусматривающего обязательность заключения договора для перевозчика и владельца пути необщего пользования, суды признали требование о возложении на предприятие обязанности заключить с обществом "РЖД" дополнительное соглашение N 2/1066 к договору от 01.04.2020 N 2/1090 обоснованными.
Соглашаясь с размером платы за пользование спорным путем, рассчитанной по ставке, утвержденной распоряжениями общества "РЖД" от 30.05.2012 N 1056p, от 24.07.2018 N 1574/р, протоколом заседания правления общества "РЖД" от 05.12.2018 N 62 суды исходили из возмездности использования железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику (пункт 1 статьи 423 Гражданского кодекса, часть 3 статьи 58 Устава, пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).
Доказательств иного экономически обоснованного размера платы материалы дела не содержат (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам спора и представленным в дело доказательствам, основаны на правильном применении норм права.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы заявителя жалобы направлены на иную оценку выводов судов и установленных ими обстоятельств, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 октября 2021 года по делу N А33-36681/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статей 55, 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
...
Соглашаясь с размером платы за пользование спорным путем, рассчитанной по ставке, утвержденной распоряжениями общества "РЖД" от 30.05.2012 N 1056p, от 24.07.2018 N 1574/р, протоколом заседания правления общества "РЖД" от 05.12.2018 N 62 суды исходили из возмездности использования железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику (пункт 1 статьи 423 Гражданского кодекса, часть 3 статьи 58 Устава, пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2023 г. N Ф02-713/23 по делу N А33-36681/2020