г. Красноярск |
|
29 ноября 2022 г. |
Дело N А33-36681/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" ноября 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Белоглаовой Е.В., Инхиреевой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Солдатовой П.Д.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта" - Кононенко И.А. - представителя по доверенности от 09.02.2021 N 01/20;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Смирновой Е.А. - представителя по доверенности от 02.12.2020 N КРАС-110/Д;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 октября 2021 года по делу N А33-36681/2020,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта" (ИНН 2459011963, ОГРН 1032401730437, (далее - ответчик) об обязании заключить с ОАО "РЖД", в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" дополнительное соглашение N 2/1066 к договору N 2/1090 от 01.04.2020 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта" примыкающего к станции Шарыпово Красноярской железной дороги -филиала ОАО "РЖД", при обслуживании локомотивом Владельца, в следующей редакции:
1. Пункт 1 договора N 2М090 от 15.01.2020 изменить и дополнить абзацем следующего содержания:
"Для организации работ по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования Перевозчик оказывает Владельцу услугу по предоставлению пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", протяженностью 53,8 метра (от стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневрового светофора М26).
2. Пункт 15 договора N 2/1090 от 15.01.2020 изменить и дополнить пунктом "ж" в следующие редакции:
"ж" "плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД" за 53,8-м., в размере 179,85 руб. в сутки без НДС, согласно Единого перечня работ и услуг оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок груза.
В случае изменения количества Владельцев, одновременно использующих железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", а также изменения размера ставки договорного сбора, Перевозчиком автоматически пересматривается плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", о чем Владелец уведомляется в письменном виде.
Плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД" производится путем списания с единого лицевого счета Владельца до 15 числа каждого месяца".
Решением Арбитражного суда 15.10.2021 иск удовлетворен. Суд обязал ООО "Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта" в течение 10 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения заключить дополнительное соглашение N 2/1066 к договору N 2/1090 от 01.04.2020 в следующей редакции:
1. Пункт 1 договора N 2/1090 от 15.01.2020 изменить и дополнить абзацем следующего содержания:
"Для организации работ по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования Перевозчик оказывает Владельцу услугу по предоставлению пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", протяженностью 53,8 метра (от стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневрового светофора М26).
2. Пункт 15 договора N 2/1090 от 15.01.2020 изменить и дополнить пунктом "ж" в следующие редакции:
"ж" "плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД" за 53,8-м., в размере 179,85 руб. в сутки без НДС, согласно Единого перечня работ и услуг оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок груза.
В случае изменения количества Владельцев, одновременно использующих железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", а также изменения размера ставки договорного сбора, Перевозчиком автоматически пересматривается плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", о чем Владелец уведомляется в письменном виде.
Плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД" производится путем списания с единого лицевого счета Владельца до 15 числа каждого месяца".
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указав на то, что суд не дал оценки доводам ответчика о несоблюдении истцом досудебного порядка обращения к ООО "Шарыповское ПЖТ" с предложением об изменении Договора N 2-1090, представленный истцом список N 11 внутренних почтовых отправлений от 17.07.20 не может являться доказательством направления в адрес ответчика предложения об изменении Договора N 2-1090 заключением спорного дополнительного соглашения N 1 1066 от 01.04.2020, поскольку "Примечание" является служебной информацией истца и не является подтверждением описи вложения в отправление. Письмом с почтовым идентификатором 6645049030796 действительно поступало дополнительное соглашение N 2/1058 к Договору N 2-1090, которое было подписано со стороны Ответчика и передано Истцу, никакого иного дополнительного соглашения не содержало. Истец не представил доказательств невозможности определения условий, предлагаемых спорным Дополнительным соглашением N 2-1066 от 01.04.2020 в момент заключения договора. При наличии у ОАО "РЖД" формального права на взимание платы за пользование путями необщего пользования, но при отсутствии в настоящее время установленного на законодательном уровне соответствующего тарифа размер платы не может быть определен ни ОАО "РЖД", ни судом (суд в рассматриваемом случае не может подменять собой соответствующий уполномоченный государственный орган). Судом не дана оценка доводам Ответчика, что он не обязан заключать предложенное Истцом дополнительное соглашение, а соответственно понуждение к изменению Договора N 2/1090 неправомерно. Суд первой инстанции, сделал вывод не соответствующий имеющимся в деле доказательствам, о принадлежности Истцу спорного участка ж.д. пути - от стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневренного светофора М26, а так же, о статусе данного участка пути как пути необщего пользования. Так согласно осмотру спорного участка пути, проведенного сторонами 31.03.2021 и оформленного Актом осмотра железнодорожного пути от 31.03.2021 без разногласий, установлено, что протяженность спорного участка пути - от стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневрового светофора М26, фактически 27,43 метра, в том числе, участок пути используемый Ответчиком составляет всего 10,0 метров - от предельного столбика до изолирующего стыка маневрового светофора М26. Однако, суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание указанный акт от 31.03.2021 и сделал выводы не соответствующие имеющимся доказательствам и фактическим взаимоотношениям сторон.
Истец предстал отзыв, дополнения к нему в которых отклонил доводы апелляционной жалобы, указав на законность решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца поддержал возражения на доводы апелляционной жалобы, согласен с решением суда первой инстанции, пояснил, что в деле АЗЗ-24184/2020 иные, исключительные обстоятельства, к данным правоотношениям судебная практика не применима. Так при заключении договора между ОАО "РЖД" и ООО "Элеватор" N 2/826 от 30.07.2015 пунктом 14 п.п. "б" была установлена плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД" за 1595,2 метров, в размере 3699,063 руб. в сутки без НДС, согласно п. 68 Единого перечня работ и услуг оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов. Дополнительным соглашением N 2/204 от 15.09.2015 п. 14 п.п. "б" абзац 1 договора N 2/826 от 30.07.2015 г. изменен и изложен в следующей редакции: "плату за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД" за 1595,2 метров, в размере 3699,063 руб. в сутки без НДС, согласно п. 68 Единого перечня работ и услуг оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов. Дополнительным соглашением N 2/587 от 15.11.2017 г. п. 14 п.п. "б" исключен из договора.
Судом апелляционной инстанции установлено:
- от ответчика поступили дополнительные документы, а именно копии: технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования ООО "Шарыповское ПЖТ", примыкающего к станции Шарыпово, Красноярской железной дороги от 27.12.2020; технического паспорта ООО "Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта" на станции Шарыпово от 2011 г; свидетельств о государственной регистрации права от 11.04.2014, 10.05.2011; договора купли-продажи земельного участка от 26.04.2011 N 133; кадастрового паспорта земельного участка от 24.01.2011 N24ЗУ/11-7824 с приложениями; расчета от 26.08.2011 N 133; акта приема-передачи земельного участка от 26.04.2011; договора купли продажи от 25.09.2007 N18; книги учета сданных документов; приложения к инструкции от 17.05.2021; письма от 16.03.2022 от АО "Российские железные дороги",
- от истца поступили дополнительные документы, а именно копии: инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, примыкающего к станции Шарыпово Красноярской железной дороги и используемого Ужурской дистанции инфраструктуры от 2021 года с приложениями; технического паспорта железнодорожном пути необщего пользования N 19 станции Шарыпова.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 159, 262, 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ), учитывая предмет спора, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта, приобщил к материалам дела вышеуказанные документы к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между ОАО "РЖД" и ООО "Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта" заключен договор N 2/1090 от 01.04.2020 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта" примыкающего к станции Шарыпово Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", при обслуживании локомотивом Владельца в редакции дополнительного соглашения N 02/1058 от 24.03.2020, N 2/1098 от 17.09.2020.
На основании пункта 1 договора в соответствии с Федеральными законами "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях договора осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, подача и уборка вагонов на(с) железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих Владельцу ООО "Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта", обслуживаемых локомотивом Владельца, примыкающих:
- стрелочным переводом N 12 к пути N 1 станции Шарыпово (район "Пионерный");
- стрелочным переводом N 1 к пути N 1 станции Шарыпово (район "Основные сооружения").
Согласно пункт 15 договора владелец уплачивает перевозчику:
а) плату за пользование вагонами и контейнерами, принадлежащими Перевозчику, в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации. Размер платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта определяется в соответствии с Правилами применения ставок (Тарифное руководство N 2) с учетом коэффициентов индексации. В случае изменения ставок платы они автоматически распространяются на настоящий договор;
б) плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе и вне перевозочного процесса в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Размер платы определяется в Тарифном руководстве, утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 г. N 127-т/1, с учетом коэффициентов индексации. В случае изменения ставок платы они автоматически распространяются на настоящий договор.
Плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава начисляется и взыскивается с Владельца на основании акта общей формы;
в) за маневровую работу, не совмещенную со временем подачи и уборки вагонов по ставкам Тарифного руководства N 3, при наличии заявки Владельца на выполнение маневровой работы;
г) другие виды сборов и платы;
д) за задержку вагонов, принадлежащих Перевозчику на праве собственности или ином законном основании, по причинам, зависящим от Владельца, на железнодорожном пути необщего пользования свыше 24 (двадцати четырех) часов по истечении технологического срока оборота вагонов Владелец уплачивает Перевозчику штраф в десятикратном размере, установленном статьями 99 и 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, без внесения при этом платы за пользование вагонами. Списание штрафа производится с единого лицевого счета Владельца.
е) при не подписании Владельцем акта общей формы, памятки приемосдатчика и ведомости подачи и уборки вагонов или не предоставлении письменных возражений в течение суток, вышеперечисленные документы принимаются в редакции Перевозчика.
Согласно пункта 19 договора N 2/1090 от 01.04.2020 изменения и дополнения в договор вносятся путем подписания дополнительного соглашения. В случае если стороны при подписании дополнительного соглашения о внесении изменений или дополнений в договор, по любому пункту договора, не придут к соглашению, то спор дополнений в любой пункт договора передается рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
17.07.2020 в адрес ответчика направлено дополнительное соглашение N 2/1066 к договору N 2/1090 от 01.04.2020 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта" к станции Шарыпово Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", при обслуживании локомотивом Владельца. Представлен список почтовых отправлений, заверенный Почтой России.
Указанное соглашение содержит следующие изменения к договору:
1. Пункт 1 договора N 2/1090 от 15.01.2020 г. изменить и дополнить абзацем следующего содержания:
"Для организации работы по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования Перевозчик оказывает Владельцу услугу по предоставлению пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", протяженностью 53,8 метра (от стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневрового светофора М26).
2. Пункт 15 договора N 2/1090 от 15.01.2020 г. изменить и дополнить подпунктом "ж" в следующей редакции:
"ж) плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД" за 53,8 м., в размере 179,85 руб. в сутки без НДС согласно Единого перечня работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов.
В случае изменения количества Владельцев одновременно использующих железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", а также изменения размера ставки договорного сбора. Перевозчиком автоматически пересматривается плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", о чем Владелец также уведомляется в письменном виде.
Плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД" производится путем списания с единого лицевого счета Владельца до 15 числа каждого месяца".
Настоящее Дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания и является неотъемлемой частью договора N 2/1090 от 15.01.2020 г.
Право собственности ОАО "РЖД" на указанный путь подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.03.2004 г. серии 24 ГМ N 008044. У ОАО "РЖД" на праве собственности находится Сооружение - комплекс N37.2 объекты недвижимости железнодорожного транспорта Ингольской дистанции пути ПЧ-15 общей застроенной площадью 174.2 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Шарыповский район, от 44 км до 65 км. железнодорожной линии Шушь-Шарыпово. В состав объектов указанного комплекса вошел путь N 19 от стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневрового светофора М26, протяженностью 53,8 метров.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ОАО "РЖД" зарегистрировано право собственности на объект недвижимости с условным номером 24:41:000000:04:258:001:003782700 сооружение N 37,2 "Ингольской дистанция пути", находящийся по адресу: Россия, Красноярский край, Шарыповский район, от 44 км до 65 км. железнодорожной линии Шушь-Шарыпово.
Основанием для государственной регистрации права является сводный передаточный акт от 30.09.2003.
В приложении к сводному передаточному акту в составе сооружения -комплекс 37.2 "Ингольская дистанция пути" указан объект: под N 21 "Сооружение подъездного пути".
Ставка платы за пользование путем была рассчитана Перевозчиком на основании следующих документов.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056p "Об утверждении временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов" установлено, что в случае, когда железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД" (или его часть), используется одним грузоотправителем, грузополучателем, владельцем пути необщего пользования, плата определяется как произведение среднесетевой ставки (руб/км в сутки) на развернутую длину этого пути (км) (пункт 4).
Распоряжением ОАО "РЖД" от 24.07.2018 N 1574/р утвержден Единый перечень работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов, в соответствии с которым в разделе 2 под пунктом 8 значится использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 05.12.2018 N 62 утверждены с 1 января 2019 г. ставки договорных сборов за отдельные работы и услуги, предусмотренные Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов.
Среднесетевая ставка на 2019 была утверждена Протоколом ОАО "РЖД" от 05.12.2018 N 62 в размере 3343,0 руб. Размер платы за пользование путем протяженностью 53,8 метра, составляет 179,85 руб. в сутки без НДС.
В целях урегулирования разногласий с ООО "Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта" в части оплаты за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", комиссионно были проведены замеры пути необщего пользования по станции Шарыпово - от остряков стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневрового светофора М26. Протяженность указанного участка пути составила 53,8 м, но ввиду некорректно составленной результативной части Акта осмотра железнодорожного пути от 31.03.2021 г, информация об общей протяженности отражена недостоверно, расстояние указано не от остряков стрелочного перевода N 12, а от стыка контррельса стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневрового светофора М26.
12 апреля 2021 г. владельцу ООО "Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта" было направлено дополнение к Акту осмотра железнодорожного пути от 31.03.2021 г. с указанием фактической протяженности пути от остряков стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневрового светофора М26, равной 53,8 м. 1
6 апреля 2021 г. дополнение к Акту осмотра железнодорожного пути от 31.03.2021 г. было принято владельцем в лице заместителя генерального директора Логвин В.В., но с подписи до настоящего момента не возвращено.
В продольном профиле железнодорожного пути необщего пользования ООО "Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта", составленном в декабре 2020 г. ООО "Геокад-А", расстояние участка пути от рамного рельса стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневрового светофора М26 (границы пути необщего пользования) составляет 58 м, что соответствует проведенным фактическим замерам.
Ответчик подписанный проект дополнительного соглашения N 2/1066 к договору N 2/1090 от 01.04.2020 не вернул, разногласия не представил.
В связи с тем, что ответчик уклоняется от заключения дополнительного соглашения N 2/1066 к договору N 2/1090 от 01.04.2020 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта" примыкающего к станции Шарыпово Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", при обслуживании локомотивом Владельца, которое является обязательным для сторон, истец обратился в суд с настоящим иском.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (статья 432 ГК РФ).
В силу статей 445 и 446 ГК РФ, статьи 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", при недостижении сторонами соглашения по всем существенным условиям договора, последние в случаях передачи любой из сторон разногласий на рассмотрение суда определяются в соответствии с решением суда.
Как следует из статьи 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров. При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При неосновательном уклонении одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе в соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ и пунктом 2.12 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, пунктом 19 договора N 2/1090 от 15.01.2020 обратиться в арбитражный суд с заявлением об обязании заключить договор.
Согласно пункта 19 договора N 2/1090 от 01.04.2020 изменения и дополнения в договор вносятся путем подписания дополнительного соглашения. В случае если стороны при подписании дополнительного соглашения о внесении изменений или дополнений в договор, по любому пункту договора, не придут к соглашению, то спор дополнений в любой пункт договора передается рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
17.07.2020 в адрес ответчика направлено дополнительное соглашение N 2/1066 к договору N 2/1090 от 01.04.2020 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта" к станции Шарыпово Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", при обслуживании локомотивом Владельца. Представлен список почтовых отправлений, заверенный Почтой России.
Указанное соглашение содержит следующие изменения к договору:
1. Пункт 1 договора N 2/1090 от 15.01.2020 г. изменить и дополнить абзацем следующего содержания:
"Для организации работы по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования Перевозчик оказывает Владельцу услугу по предоставлению пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", протяженностью 53,8 метра (от стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневрового светофора М26).
2. Пункт 15 договора N 2/1090 от 15.01.2020 г. изменить и дополнить подпунктом "ж" в следующей редакции:
"ж) плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД" за 53,8 м., в размере 179,85 руб. в сутки без НДС согласно Единого перечня работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов.
В случае изменения количества Владельцев одновременно использующих железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", а также изменения размера ставки договорного сбора. Перевозчиком автоматически пересматривается плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", о чем Владелец также уведомляется в письменном виде.
Плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД" производится путем списания с единого лицевого счета Владельца до 15 числа каждого месяца".
Настоящее Дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания и является неотъемлемой частью договора N 2/1090 от 15.01.2020.
Истец указал, что для организации работы по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования перевозчик оказывает владельцу услугу по предоставлению пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", протяженностью 53,8 метра (от стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневренного светофора М26).
Из материалов дела следует, что спорный железнодорожный путь находился на балансе ФГУП "Красноярская железная дорога" и был включен в Перечень сооружений-комплексов и отдельных объектов недвижимого имущества, вносимых в уставной капитал ОАО "РЖД" и подлежащих государственной регистрации.
Право собственности ОАО "РЖД" на указанный путь подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.03.2004 серии 24 ГМ N 008044. У ОАО "РЖД" на праве собственности находится Сооружение - комплекс N37.2 объекты недвижимости железнодорожного транспорта Ингольской дистанции пути ПЧ-15 общей застроенной площадью 174.2 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Шарыповский район, от 44 км до 65 км. железнодорожной линии Шушь-Шарыпово. В состав объектов указанного комплекса вошел путь N 19 от стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневрового светофора М26, протяженностью 53,8 метров.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ОАО "РЖД" зарегистрировано право собственности на объект недвижимости с условным номером 24:41:000000:04:258:001:003782700 сооружение N 37,2 "Ингольской дистанция пути", находящийся по адресу: Россия, Красноярский край, Шарыповский район, от 44 км до 65 км. железнодорожной линии Шушь-Шарыпово.
Основанием для государственной регистрации права является сводный передаточный акт от 30.09.2003.
В приложении к сводному передаточному акту в составе сооружения -комплекс 37.2 "Ингольская дистанция пути" указан объект: под N 21 "Сооружение подъездного пути".
В соответствии со статьей 58 Устава, в действующей редакции перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, согласование в договоре размера платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).
Согласно ст. 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" размеры сбора за подачу и уборку вагонов и платы за пользование подъездным путем устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Ставка платы за пользование путем была рассчитана Перевозчиком на основании следующих документов.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056p "Об утверждении временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов" установлено, что в случае, когда железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД" (или его часть), используется одним грузоотправителем, грузополучателем, владельцем пути необщего пользования, плата определяется как произведение среднесетевой ставки (руб/км в сутки) на развернутую длину этого пути (км) (пункт 4).
Распоряжением ОАО "РЖД" от 24.07.2018 N 1574/р утвержден Единый перечень работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов, в соответствии с которым в разделе 2 под пунктом 8 значится использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 05.12.2018 N 62 утверждены с 1 января 2019 ставки договорных сборов за отдельные работы и услуги, предусмотренные Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов.
Среднесетевая ставка на 2019 была утверждена Протоколом ОАО "РЖД" от 05.12.2018 N 62 в размере 3343,0 рублей. Размер платы за пользование путем протяженностью 53,8 метра, составляет 179,85 рублей в сутки без НДС.
При этом ответчиком в материалы дела не представлено обоснование применения иного размера платы за пользование путем.
В целях урегулирования разногласий с ООО "Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта" в части оплаты за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", комиссионно были проведены замеры пути необщего пользования по станции Шарыпово - от остряков стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневрового светофора М26. Протяженность указанного участка пути составила 53,8 м, но ввиду некорректно составленной результативной части Акта осмотра железнодорожного пути от 31.03.2021, информация об общей протяженности отражена недостоверно, расстояние указано не от остряков стрелочного перевода N 12, а от стыка контррельса стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневрового светофора М26.
12.04.2021 владельцу ООО "Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта" было направлено дополнение к Акту осмотра железнодорожного пути от 31.03.2021 г. с указанием фактической протяженности пути от остряков стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневрового светофора М26, равной 53,8 м. 1
04.04.2021 дополнение к Акту осмотра железнодорожного пути от 31.03.2021 было принято владельцем в лице заместителя генерального директора Логвин В.В., но с подписи до настоящего момента не возвращено.
В продольном профиле железнодорожного пути необщего пользования ООО "Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта", составленном в декабре 2020 г. ООО "Геокад-А", расстояние участка пути от рамного рельса стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневрового светофора М26 (границы пути необщего пользования) составляет 58 м, что соответствует проведенным фактическим замерам.
14.09.2021 стороны составили акт проведения совместного замера длины участка железнодорожного пути по станции Шарыпово, согласно которому фактическая протяженность пути составляет 53,8 м.
С учетом установленных обстоятельств, представленных доказательств, требования подлежат удовлетворению.
Доводы апеллянта о несоблюдении истцом досудебного порядка обращения к ООО "Шарыповское ПЖТ" с предложением об изменении Договора N 2-1090, представленный истцом список N 11 внутренних почтовых отправлений от 17.07.20 не может являться доказательством направления в адрес ответчика предложения об изменении Договора N 2-1090 заключением спорного дополнительного соглашения N 1 1066 от 01.04.2020, поскольку "Примечание" является служебной информацией истца и не является подтверждением описи вложения в отправление; письмом с почтовым идентификатором 6645049030796 действительно поступало дополнительное соглашение N 2/1058 к Договору N 2-1090, которое было подписано со стороны Ответчика и передано Истцу, никакого иного дополнительного соглашения не содержало, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Досудебный порядок урегулирования споров имеет своей целью добровольное урегулирование сторонами имеющегося между ними гражданско-правового спора без участия государственных органов, когда стороны могут самостоятельно урегулировать соответствующий спор, согласовав между собой все разногласия, вследствие чего не возникает необходимости в судебном разрешении этого спора. Оставляя иск без рассмотрения ввиду несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора, суд должен исходить из реальной возможности самостоятельного добровольного разрешения сторонами имеющегося правового конфликта при наличии их воли к совершению соответствующих действий, направленных на урегулирование спора. При этом формальные препятствия для признания досудебного порядка соблюденным не должны автоматически влечь оставление искового заявления без рассмотрения.
В рассматриваемом случае из доводов ответчика и в целом из его позиции по делу следует, что он возражал относительно наличия оснований для заключения дополнительного соглашения, то есть не был готов к урегулированию спора в досудебном порядке.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что список внутренних почтовых отправлений N 11 заверен печатью Почты России, в примечании к данному письму указано, что направлено 2 экз. дополнительного соглашения N 2/1058 от 24.03.2020 (отстой вагонов), 2 экземпляра дополнительного соглашения N 2/1066 от 01.04.2020 (платное пользование). Факт получения письма идентификатором N6645049030796 ответчик не оспаривает. При неполучении письмом с идентификатором N6645049030796 двух экземпляров дополнительного соглашения N 2/1066 от 01.04.2020, ответчик должен был составить акт об отсутствии вложения и направить ОАО "РЖД". Доказательств составления акта об отсутствии вложений и направления акта в материалы дела ответчиком не представлено. В соответствии с ч.2 ст. 438 ГК РФ молчание не является акцептом. При уклонении одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе в соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ и пунктом 2.12 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, пунктом 19 договора N 2/1090 от 15.01.2020 обратиться в арбитражный суд с заявлением об обязании заключить договор.
Доводы апеллянта об отсутствии законного основания внесения изменений в договор, о непредставлении доказательств невозможности определения условий, предлагаемых спорным Дополнительным соглашением N 2-1066 от 01.04.2020 в момент заключения договора, об отсутствии обязанности у ответчика заключать предложенное истцом дополнительное соглашение, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Согласно статье 45 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу пункта 19 договора N 2/1090 от 01.04.2020 изменения и дополнения в договор вносятся путем подписания дополнительного соглашения. В случае если стороны при подписании дополнительного соглашения о внесении изменений или дополнений в договор, по любому пункту договора, не придут к соглашению, то спор о внесении изменений, дополнений в любой пункт договора передается на рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Как указано выше право собственности ОАО "РЖД" на указанный путь подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.03.2004 г. серии 24 ГМ N 008044 у ОАО "РЖД" на праве собственности находится Сооружение - комплекс N37.2 объекты недвижимости железнодорожного транспорта Ингольской дистанции пути ПЧ-15 общей застроенной площадью 174.2 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, Шарыповский район, от 44 км до 65 км. железнодорожной линии Шушь-Шарыпово. В состав объектов указанного комплекса вошел путь N 19 от стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневрового светофора М26, протяженностью 53,8 метров.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ОАО "РЖД" зарегистрировано право собственности на объект недвижимости с условным номером 24:41:000000:04:258:001:003782700 сооружение N 37,2 "Ингольской дистанция пути", находящийся по адресу: Россия, Красноярский край, Шарыповский район, от 44 км до 65 км. железнодорожной линии Шушь-Шарыпово.
Основанием для государственной регистрации права является сводный передаточный акт от 30.09.2003.
Федеральный закон Российской Федерации от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" устанавливает, что приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Сводный передаточный акт и его форма утверждаются совместно федеральным органом исполнительной власти по управлению государственным имуществом (Министерство имущественных отношений Российской Федерации), федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте (Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации) и федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (Министерство путей сообщения Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 No585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" установлено, что пообъектный перечень имущества федерального железнодорожного транспорта, которое вносится в уставный капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги", содержится в сводном передаточном акте. Министерству имущественных отношений Российской Федерации совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации поручено обеспечить внесение в уставный капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" имущества федерального железнодорожного транспорта, указанного в пункте 2 Постановления.
Сводный передаточный акт утвержден указанными выше органами распоряжением от 30.09.2003No4557-p/6-p/884p. В приложении к сводному передаточному акту в составе сооружения -комплекс 37.2 "Ингольская дистанция пути" указан объект: под N 21 "Сооружение подъездного пути".
Таким образом, спорный железнодорожный путь находился на балансе ФГУП "Красноярская железная дорога" и правомерно был включен в Перечень сооружений-комплексов и отдельных объектов недвижимого имущества, вносимых в уставной капитал ОАО "РЖД" и подлежащих государственной регистрации.
Следовательно истцом представлены доказательства о принадлежности ему пути на справе собственности. То, что путь N 19 от рамного рельса стрелочного перевода N12 до изолирующего стыка маневрового светофора М26 (границы пути необщего пользования) является путем необщего пользования и составляет 58 м, подтверждается ведомостью путей необщего пользования.
22.09.2021 в материалы дела на обозрение суда был представлен оригинал Технико-распорядительного акта железнодорожной станции Шарыпова и приложение к TP А - ведомость железно дорожных путей необщего пользования.
Техническо-распорядительный акт железнодорожной станции (TP А) является нормативным актом станции, регламентирующим обеспечение безопасности движения в местных условиях, и его требования являются обязательными для работников всех служб железных дорог. ТРА это документ, характеризующий техническое оснащение ж.д. станции, устанавливающий порядок использования технических средств, обеспечивающий безопасность при приеме, отправлении, пропуске поездов и выполнение маневровых работ. ТРА разрабатывается для каждого раздельного пункта, имеющего путевое развитие в строгом соответствии с Инструкцией по составлению техническо-распорядительных актов железнодорожных станций Приложение N 10 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (приказ от 3 июня 2016 г. N 145 Министерство транспорта РФ).
Согласно п. 13 Приложения N 10 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации в ТРА станции для железнодорожных путей общего пользования включаются только те железнодорожные пути необщего пользования, которые примыкают непосредственно к железнодорожным путям общего пользования раздельного пункта или железнодорожным путям перегонов. Железнодорожные пути необщего пользования, которые непосредственно не примыкают к железнодорожной станции, в ТРА станции не включаются, данные о них и порядок обслуживания отражаются в ведомости железнодорожных путей необщего пользования, являющейся приложением к ТРА станции, и инструкции по обслуживанию и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
В ведомости путей указано, что путь N 19 - путь необщего пользования, в графе "полная длинна" от стрелочного перевода N 12 до маневрового светофора М26 - 53,8 м.
В силу пункта 4 статьи 16 Закона о железнодорожном транспорте и пункта 1.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 26, документами, регулирующими перевозочный процесс как совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций на железнодорожных путях необщего пользования, являются технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования и Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
Согласно технического паспорта железнодорожного пути N 19 станции Шарыпово является путем необщего пользования.
В п. 1.1 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, примыкающего к станции Шарыпово Красноярской железной дороги и используемого Ужурской дистанции инфраструктуры, указано, что железнодорожный путь N 19 -это путь необщего пользования.
Позиция ОАО "РЖД" о правомерности взимания ежесуточной платы за пользование путем необщего пользования подтверждена Верховным Судом Российской Федерации. В п. 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом ВС РФ 20.12.2017 Верховный Суд РФ указал, что в силу ч.З ст. 58 УЖТ РФ условие договора о внесении платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству.
Доводы апеллянта о том, что суд первой инстанции, сделал вывод не соответствующий имеющимся в деле доказательствам, о принадлежности Истцу спорного участка ж.д. пути - от стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневренного светофора М26, а так же, о статусе данного участка пути как пути необщего пользования, отклоняется судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Согласно п. 2.7.4. Тарифного руководства N 3 расстояние подачи и уборки вагонов определяется от стрелки примыкания железнодорожного подъездного пути к путям железнодорожной станции или от выходной стрелки станции, с которой производится подача вагонов, если железнодорожный подъездной путь примыкает к раздельному пункту, на перегоне, к ветви общего пользования или к железнодорожной станции, не открытой для выполнения операций по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов.
В соответствии с Тарифным руководством расстояние подачи и уборки вагонов производится от стрелочного перевода. Перевозчиком произведены замеры расстояния пути необщего пользования N 19 от стрелочного перевода N12 до изолирующего стыка маневрового светофора М26. Протяженность указанного участка пути составила 53,8 м.
Ответчик считает, что расстояние подачи и уборки вагонов необходимо осуществлять от стыка контррельса стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневрового светофора М26.
Данный порядок замера расстояния пути необщего пользования ничем не предусмотрен.
Согласно Технического паспорта железнодорожного пути N 19 станции Шарыпово и Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, примыкающего к станции Шарыпово Красноярской железной дороги и используемого Ужурской дистанции инфраструктуры полная длина железнодорожного пути составляет 53,8 м.
22 сентября 2021 года в материалы дела на обозрение суда был представлен оригинал Технико-распорядительного акта железнодорожной станции Шарыпово и приложение к ТРА - ведомость железнодорожных путей необщего пользования.
Техническо-распорядительный акт железнодорожной станции (ТРА) является нормативным актом станции, регламентирующим обеспечение безопасности движения в местных условиях, и его требования являются обязательными для работников всех служб железных дорог.
В ведомости путей указано, что путь N 19 - путь необщего пользования, в графе "полная длинна" от стрелочного перевода N 12 до маневрового светофора М26 - 53,8 м.
В продольном профиле железнодорожного пути необщего пользования ООО "Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта", составленном в декабре 2020 г. ООО "Геокад-А", расстояние участка пути от рамного рельса стрелочного перевода N 12 до изолирующего стыка маневрового светофора М26 (границы пути необщего пользования) составляет 58 м, что соответствует проведенным фактическим замерам.
Согласно п. 3.6 Методических указаний по составлению продольных профилей станционных путей и перегонов, утвержденных ОАО "РЖД" 17 декабря 2008 г. N ЦПТ-54/26 пикетаж стрелочного перевода указывается от остряков стрелочных переводов.
Первичными документами, представленными в материалы дела подтверждено, что расстояние пути N 19 составляет 53,8 метра.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не влияют на выводы суда апелляционной инстанции о законности обжалуемого судебного акта. Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены определения.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку (с учетом их достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, в соответствии со статьей 71 АПК РФ) и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены определения Арбитражного суда Красноярского края от 15 октября 2021 года по делу N А33-36681/2020.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы и уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 октября 2021 года по делу N А33-36681/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
Е.В. Белоглазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-36681/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице Красноярской дирекции
Ответчик: ООО "Шарыповское предприятие железнодорожного транспорта"