город Иркутск |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А33-32754/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Яцкевич Ю.С.,
судей Качукова С.Б., Кушнаревой Н.П.,
при ведении протокола и обеспечении использования систем веб-конференции помощником судьи Деревцовой К.А.,
при участии в судебном заседании посредством использования систем веб-конференции представителя Министерства обороны Российской Федерации Семёнова В.А. (доверенность от 13.10.2022, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 сентября 2022 года по делу N А33-32754/2020,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Людвиковская Анна Викторовна (ОГРН 304240735500271, ИНН 246311732778, далее также - предприниматель Людвиковская А.В., истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее также - Минфин России, ответчик), к Красноярскому краю в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края, к муниципальному образованию Богучанский район в лице администрации Богучанского района Красноярского края (далее также - администрация), к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее также - Минобороны России), к Российской Федерации в лице Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее также - МЧС России), к Краевому государственному автономному учреждению "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" (далее также - ответчики) о взыскании убытков в размере 115 544 рублей.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Красноярского края (далее также - Минфин Красноярского края).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 сентября 2022 года иск удовлетворен частично. Судом с Красноярского края в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края в пользу предпринимателя Людвиковской А.В. взыскано 115 544 рубля - убытков, а также 4 466 рублей - расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2022 года судом отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, производство по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства Красноярского края прекращено применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда, Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило его отменить в части взыскания с министерство суммы убытков и взыскать эту сумму с иного ответчика - Минобороны России.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом сделаны неправильные выводы о наличии оснований для взыскания убытков с Министерства лесного хозяйства Красноярского края, поскольку решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Красноярского края от 05.08.2019 N 47 "О дополнительных мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах Красноярского края" министерству лишь рекомендовано ежедневно направлять предложения по применению авиации МЧС России и Минобороны России для тушения лесных пожаров на территории Красноярского края. Кроме того, заявителем кассационной жалобы также обращено внимание на то, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.08.2019 N 1770-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году выделялись средства субвенций на финансовое обеспечение мероприятий по тушению лесных пожаров в том числе и для закрытия расходов по тушению лесных пожаров для Минобороны России и МЧС России.
Бюджетные ассигнования, выделенные распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.08.2019 N 1770-р Министерству лесного хозяйства Красноярского края не передавались, 16.08.2019 они были доведены до краевого государственного автономного учреждения "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов от пожаров" (далее также - КГАУ "Лесопожарный центр") в виде субсидии на выполнение государственного задания.
Суд не учел, что письмом от 30.09.2019 N 86-02453 министерство обращалось в Рослесхоз с просьбой оказать содействие, в том числе, по оплате расходов Богучанского района Красноярского края за счет средств Минобороны России, которому также были выделены денежные средства для закрытия расходов по тушению лесных пожаров.
Кроме того, в кассационной жалобе указано на нарушение апелляционным судом права ответчика на ознакомление с материалами дела.
В представленном отзыве Минобороны России с доводами кассационной жалобы не согласилось, сославшись на их необоснованность.
В судебном заседании представитель Минобороны России поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте его проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считается извещенным надлежащим образом.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению от 25 января 2023 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и в отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Правительства Красноярского края от 02.07.2019 N 330-п "О введении режима чрезвычайной ситуации в лесах Красноярского края" с 02.07.2019 введен режим чрезвычайной ситуации в лесах Красноярского края.
Решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Красноярского края от 04.07.2019 N 27 "О привлечении вертолетов Ми-8 с водосливными устройствами в Богучанском и Кежемском районах" в целях обеспечения максимальной оперативности тушения лесных пожаров, предотвращения задымленности населенных пунктов в Богучанском и Кежемском районах, краевая комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решила считать необходимым применение вертолетов МИ-8 с водосливными устройствами Федерального государственного учреждения "Красноярский комплексный авиационно-спасательный центр МЧС России" для тушения лесных пожаров в Богучанском и Кежемском районах (пункт 1 решения). В пункте 3 решения главам Богучанского и Кежемского районов предписано обеспечить проживание, питание экипажей, аэропортовые сборы в местах базирования воздушных судов.
После оценки лесопожарной обстановки, вышеназванной комиссией принято решение от 05.08.2019 N 47 "О дополнительных мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах Красноярского края", которым решено предложить Правительству Красноярского края привлечь дополнительные аварийно-спасательные формирования, силы и средства МЧС России и Минобороны России для тушения лесных пожаров на территории Богучанского, Кежемского районов и Эвенкийского муниципального района.
В абзаце 4 пункта 2 решения Министерству лесного хозяйства Красноярского края рекомендовано ежедневно направлять через ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Красноярскому краю" предложения по применению авиации МЧС России и Минобороны России для тушения лесных пожаров на территории Красноярского края; в пункте 4 решения рекомендовано во взаимодействии с главами Богучанского, Кежемского районов и Эвенкийского муниципального района при необходимости обеспечить доставку продуктов питания, наличие подготовленного персонала, санитарно-гигиеническое сопровождение питания и проживания группировки аварийно-спасательных формирований и пожарных подразделений, а также иных сил и средств, прибывших для тушения лесных пожаров и для обеспечения охраны общественного порядка в населенных пунктах; после ликвидации чрезвычайной ситуации обратиться в Правительство Красноярского края с заявлением о выделении дополнительных средств из краевого бюджета на 2019 год на проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах и других мероприятий чрезвычайного характера, указанных в абзаце втором пункта 4 решения. В пункте 7 решения Минфину Красноярского края рекомендовано рассмотреть возможность выделения средств в 2019 году Министерству лесного хозяйства Красноярского края по проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах и других мероприятий чрезвычайного характера для реализации пункта 4 решения в объеме подтвержденных расходов.
В исковом заявлении указано, что в период с 08 по 14 августа 2019 года истец оказывал услуги по проживанию с предоставлением горячего питания в гостинице "Полет" личного состава авиации Минобороны России в количестве 12 человек, привлеченного Министерством лесного хозяйства Красноярского края для тушения лесных пожаров.
Согласно реестру на проживание по безналичному расчету N 10/08 личного состава авиации Минобороны России в количестве 12 человек размещены в комнатах N 218, N 220, N 221, N 229, общая стоимость проживания в спорный период составила 77 400 рублей, также летчикам в спорный период предпринимателем Людвиковской А.В. предоставлено питание, согласно индивидуальным реестрам питания с номерами 01/08, 02/08, 03/08, 04/08, 05/08, 06/08, 07/08, 08/08, 09/08, 10/08, 11/08, 12/08 на общую сумму 38 144 рубля.
Письмом от 12.08.2019 администрация Богучанского района Красноярского края гарантировала предпринимателю Людвиковской А.В. оплату за предоставленные услуги по проживанию в гостинице "Полет" личного состава авиации Минобороны России в количестве 12 человек, привлеченного Министерством лесного хозяйства Красноярского края для тушения лесных пожаров, после стабилизации лесопожарной обстановки и снятия режима чрезвычайной ситуации на территории Красноярского края.
Согласно решению Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Красноярского края от 16.08.2019 N 54 "О финансировании расходов по ликвидации чрезвычайной ситуации, обусловленной лесными пожарами на землях лесного фонда на территории Красноярского края" на тушение лесных пожаров на территории края привлечена авиационная группировка Минобороны России и МЧС России в количестве 19 воздушных судов, а также силы федерального резерва ФБУ "Авиалесоохрана" и авиационно-пожарных служб соседних регионов в количестве 317 человек и аэромобильных групп МЧС России в количестве 232 человек. Оценив лесопожарную обстановку, сложившуюся на территории края в 2019 году, краевая комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решила признать дополнительные расходы по тушению лесных пожаров и авиационному патрулированию лесов расходами на проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных лесными пожарами на землях лесного фонда на территории Красноярского края (пункт 1 1 решения). Этим же решением Министерству лесного хозяйства Красноярского края рекомендовано до 19.08.2019 представить в Минфин Красноярского края экономические расчеты объемов расходов и обоснования для подготовки проекта распоряжения Правительства Красноярского края о выделении Министерству лесного хозяйства Красноярского края финансовых средств в размере 100 000 000 рублей из резервного фонда Правительства Красноярского края на финансирование расходов по ликвидации чрезвычайной ситуации, обусловленной лесными пожарами на землях лесного фонда на территории Красноярского края (пункт 2 решения).
Письмом от 22.08.2019 N 01/272586 администрация Богучанского района Красноярского края сообщила министру лесного хозяйства Красноярского края, что в рамках режима чрезвычайной ситуации в лесах Красноярского края для тушения лесных пожаров на территории Красноярского края привлекалась авиация Минобороны России. На территории Богучанского района базировались 3 борта (МИ-8) минобороны России, экипаж которых в количестве 12 человек были обеспечены местами для проживания и питанием. Помимо этого, на территории Богучанского района была организована базировка аэромобильных групп МЧС России, которые направлялись на тушение лесных пожаров, а также базировка Всероссийского студенческого корпуса спасателей (ВСКС). Данные группировки были обеспечены местами для проживания и необходимыми бытовыми услугами. В настоящее время базировавшаяся на территории района авиация Минобороны России, группировки сил и средств МЧС России окончили работу и покинули территорию района, силы ВСКС покинут территорию района 24.08.2019, на основании чего администрации Богучанского района выставляются счета за услуги по размещению, питанию и обеспечению бытовыми услугами вышеуказанных сил, общая сумма затрат составит порядка 500 000 рублей.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края, рассмотрев запрос администрации Богучанского района о выделении средств на расходы по проживанию и питанию, привлеченных для тушения лесных пожаров специалистов Минобороны России и МЧС России, письмом от 19.11.2019 N 95-86-2009 сообщило заместителю руководителя агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края, что по выделению средств в министерство поступили запросы на возмещение расходов, связанных с доставкой, питанием, проживанием сотрудников Минобороны России и МЧС России, привлеченных на тушение пожаров, с заправкой водой воздушных судов Минобороны России.
В соответствии с письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.08.2019 N МК-05-27/16192 в целях недопущения рисков нецелевого использования и двойной оплаты расходов по тушению лесных пожаров, с момента подписания распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.08.2019 N 1770-р, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не заключаются государственные контракты и договоры с Минобороны России и МЧС России. Для решения вопроса Министерство лесного хозяйства Красноярского края направило запрос в Федеральное агентство лесного хозяйства от 30.09.2019 N 86-02453 об оказании содействия в оплате указанных расходов за счет Минобороны России и МЧС России.
Ссылаясь на неправомерный, по его мнению, отказ в предоставлении компенсации убытков, понесенных в связи с размещением в гостинице "Полет" с предоставлением питания личного состава авиации Минобороны России в количестве 12 человек, предприниматель Людвиковская А.В. обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя предъявленный иск, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4, 5, 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее также - Закон N 68-ФЗ), разъяснениями, изложенными в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", и, признав доказанным наличие совокупности условий, необходимых для возмещения убытков и возложения их на Министерство лесного хозяйства Красноярского края, исходил из обоснованности требований истца в части заявленной им суммы убытков.
В удовлетворении требований к иным ответчикам судом отказано.
Указанные выводы суда являются правильными и соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Убытки определяются по правилам, предусмотренным статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 названной статьи лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
В силу положений статей 15, 16, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации основаниями для возникновения обязательства по возмещению вреда являются факт противоправного поведения лица, причинение ущерба, причинно-следственная связь между указанными обстоятельствами, доказанный размер вреда.
В настоящем случае возникновение убытков истец (лицо, оказавшее услуги по размещению и питанию личного состава авиации Минобороны России) связывает с несением расходов вследствие неисполнения ответчиками (органами государственной власти) обязанности по компенсации предоставленных истцом услуг.
Вопросы финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций разрешены в Законе N 68-ФЗ.
Так, в силу статьи 24 Закона N 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных этим законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со статьей 25 Закона N 68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями. Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1464 утверждены Правила привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров (далее также - Правила N 1464).
В соответствии с пунктом 2 названных Правил привлечение сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах осуществляется на основании соглашений, заключаемых с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти: органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в пределах полномочий, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности; Федеральным агентством лесного хозяйства - в пределах полномочий, установленных частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и (или) в случае, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления - в пределах полномочий, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В силу пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов, в том числе тушение лесных пожаров, а также защита, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях относятся к государственным полномочиям Российской Федерации, переданным субъектам Российской Федерации.
При этом, в силу части 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Судом установлено, что постановлением Правительства Красноярского края от 02.07.2019 N 330-п "О введении режима чрезвычайной ситуации в лесах Красноярского края" с 02.07.2019 в лесах Красноярского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно статье 29 Закона Красноярского края от 06.12.2018 N 6-2299 "О краевом бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов", в 2019 году и плановом периоде 2020-2021 годов Красноярский край направил средства краевого бюджета на дополнительное финансовое обеспечение переданных Российской Федерацией полномочий Министерству лесного хозяйства Красноярского края на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров на землях лесного фонда на территории Красноярского края в 2019 году в сумме 566 246 900 рублей.
Согласно ответу ВрИО начальника штаба войсковой части 71592 от 13.04.2021 в соответствии с перечнем поручений по итогам совещания "О ситуации с лесными пожарами на территории Сибирского федерального округа", состоявшегося 31.07.2019, в целях создания авиационной группировки для ликвидации пожароопасной обстановки в Красноярском крае, была создана авиационная группировка для ликвидации пожароопасной обстановки в Красноярском крае.
На основании соответствующих распоряжений, изданных во исполнение перечня поручений от 31.07.2019, сформулированного по итогам совещания о ситуации с лесными пожарами на территории Сибирского федерального округа, с учетом масштаба чрезвычайной ситуации, личный состав войсковой части 45123-2 (г. Каменск-Уральский) в составе 12 человек был командирован в Красноярский край. Указанный личный состав в период с 08 по 14 августа 2019 года был размещен истцом по настоящему делу в гостинице "Полет", оплата за размещение и оказываемые услуги не производилась, договор на проживание не заключался.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.08.2019 N 1770-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году выделялись средства субвенций на финансовое обеспечение мероприятий по тушению лесных пожаров на территории Красноярского края.
Применительно к пункту 1 статьи 24 Закона N 68-ФЗ финансовое обеспечение ликвидации последствий чрезвычайной ситуации регионального характера является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, то есть лица, не являющегося причинителем вреда, но на которое обязанность по возмещению ущерба возложена в силу закона.
В данном случае судом установлено, что рассматриваемая чрезвычайная ситуация носит региональный характер, что подтверждено постановлением Правительства Красноярского края от 02.07.2019 N 330-п "О введении режима чрезвычайной ситуации в лесах Красноярского края" с 02.07.2019. Таким образом, финансовое обеспечение ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, произошедшей летом 2019 года, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края, которому Федеральным агентством лесного хозяйства как главным распорядителем средств федерального бюджета в области лесных отношений доведены субвенции из федерального бюджета, предоставленные на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.08.2019 N 1770-р.
Таким образом, являясь на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 18.08.2016 N 329 органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которому переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений - администратора доходов федерального бюджета, Министерство лесного хозяйства Красноярского края является надлежащим ответчиком по данному спору и, соответственно, лицом, обязанным возместить убытки, понесенные предпринимателем Людвиковской А.В. вследствие предоставления ею услуг по размещению и питанию личного состава авиации Минобороны России, привлеченного Министерством лесного хозяйства Красноярского края для тушения лесных пожаров на территории края.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Лицо, требующее возмещение убытков, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно доказать факт причинения убытков, их размер, наличие причинной связи между понесенными истцом убытками и действиями (бездействием) ответчика, наличие вины причинителя убытков.
Объем оказанных предпринимателем услуг подтвержден имеющимися в деле доказательствами, согласно которым общая стоимость проживания личного состава авиации Минобороны России в гостинице "Полет" в спорный период составила 77 400 рублей, питания - на общую сумму 38 144 рубля.
Доказательства того, что содержащиеся в указанных документах сведения являются недостоверными, равно как и доказательства отсутствия факта несения истцом убытков на проживание указанного состава лиц ответчик не представил (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о доказанности наличия совокупности условий, необходимой для применения к ответчику меры ответственности в виде взыскания убытков.
Ссылка Министерства лесного хозяйства Красноярского края на тот факт, что постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2019 N 1770-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году выделялись средства субвенций на финансовое обеспечение мероприятий по тушению лесных пожаров, в том числе, и для закрытия расходов по тушению лесных пожаров специалистами Минобороны России и МЧС России отклоняется судом округа.
В силу абзаца 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (пункт 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В абзаце шестом пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзаце шестом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 133 настоящего Кодекса, а также за счет и в пределах субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в порядке, предусмотренном статьей 133.2 настоящего Кодекса.
Установив, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств в области лесных отношений, суд верно определил надлежащего ответчика по делу и при таких обстоятельствах пришел к правильному выводу о том, что расходы по возмещению убытков истца подлежат взысканию с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств - Министерства лесного хозяйства Красноярского края за счет средств казны субъекта Российской Федерации, и, проверив расчет размера убытков, удовлетворил исковые требования.
В данном случае при решении вопроса о возмещении предпринимателю Людвиковской А.В. причиненных убытков при доказанности ею условий для наличия их взыскания спор между органами государственной власти о том, что выделенные распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.08.2019 N 1770-р в 2019 году из резервного фонда бюджетные ассигнования для финансового обеспечения мероприятий по тушению лесных пожаров как для Рослесхоза, так и для закрытия расходов по тушению лесных пожаров для Минобороны России и МЧС России, недопустим.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом округа, поскольку выражают несогласие ее заявителя с выводами суда в отношении установленных обстоятельств спора и по существу направлены на их переоценку, что, исходя из положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в круг полномочий судя кассационной инстанции.
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для его изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 сентября 2022 года по делу N А33-32754/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.С. Яцкевич |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств в области лесных отношений, суд верно определил надлежащего ответчика по делу и при таких обстоятельствах пришел к правильному выводу о том, что расходы по возмещению убытков истца подлежат взысканию с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств - Министерства лесного хозяйства Красноярского края за счет средств казны субъекта Российской Федерации, и, проверив расчет размера убытков, удовлетворил исковые требования.
В данном случае при решении вопроса о возмещении предпринимателю Людвиковской А.В. причиненных убытков при доказанности ею условий для наличия их взыскания спор между органами государственной власти о том, что выделенные распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.08.2019 N 1770-р в 2019 году из резервного фонда бюджетные ассигнования для финансового обеспечения мероприятий по тушению лесных пожаров как для Рослесхоза, так и для закрытия расходов по тушению лесных пожаров для Минобороны России и МЧС России, недопустим."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 марта 2023 г. N Ф02-7123/22 по делу N А33-32754/2020