город Иркутск |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А19-27070/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Волковой И.А.,
судей: Бронниковой И.А., Парской Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2023 года по делу N А19-27070/2018 Арбитражного суда Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Западный филиал" (далее - ООО "Западный филиал", должник) в Арбитражный суд Иркутской области обратилось Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - Фонд) с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника в размере 93 197 руб. 04 коп.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 14.11.2022 в удовлетворении требования отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2023 определение Арбитражного суда Иркутской области от 14.11.2022 отменено, заявление Фонда отставлено без рассмотрения.
Фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2023 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы выражает несогласие с выводами об отсутствии у Фонда права на предъявление требования в деле о банкротстве; указывает, что его требование к должнику не является требованием по обязательным платежам, составляет сумму убытков в виде излишне выплаченных сумм страховой пенсии, а потому данное требование не относится к требованиям, которые подлежат предъявлению в деле о банкротстве Федеральной налоговой службой.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив исходя из доводов кассационной жалобы, в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (правопреемник Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к ООО "Западный филиал" о взыскании убытков в размере 289 282 руб. 86 коп., причиненных действиями (бездействием) ООО "Западный филиал" по несвоевременному предоставлению в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений по форме СЗВ-М на застрахованных лиц. В обоснование поданного иска истец указал, что в результате несвоевременного предоставления работодателем сведений о работниках, истцу причинен ущерб в виде излишне выплаченной суммы страховой пенсии за период с апреля 2018 года по сентябрь 2020 года в размере 289 282 руб. 86 коп.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 07.12.2021 по делу N А19-9219/2021 требование истца о взыскании с должника убытков за период с 01.04.2018 до 14.11.2018 оставлено без рассмотрения в связи с введением в отношении ООО "Западный филиал" конкурсного производства; в удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании убытков отказано.
С учетом названных обстоятельств Фонд обратился в рамках дела о банкротстве ООО "Западный филиал" с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника 93 197 руб. 04 коп. убытков, составляющих излишне выплаченные суммы пенсий за период с 01.04.2018 по 14.11.2018.
Отказывая в удовлетворении требования Фонда, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование предъявлено лицом, не имеющим права на подачу такого требования в деле о банкротстве, поскольку лицом, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган).
Четвертый арбитражный апелляционный суд согласился с позицией суда первой инстанции о том, что именно ФНС России вправе предъявить требование к должнику, вместе с тем, установив, что в материалах дела отсутствуют сведения об одобрении уполномоченным органом действий Фонда по обращению в суд с указанным требованием, отменил определение от 14.11.2022 и оставил заявление без рассмотрения на основании пункта 7 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В силу пункта 2 статьи 29 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257) ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 порядок предъявления требований к несостоятельному должнику направлен на объединение и представление требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 5 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - Обзор судебной практики от 20.12.2016), если заявление (требование) по денежным обязательствам Российской Федерации подано в деле о банкротстве иным федеральным органом исполнительной власти, суд извещает уполномоченный орган о времени и месте судебного заседания по рассмотрению такого заявления (требования) в порядке, установленном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае, когда предъявление требования не одобрено уполномоченным органом применительно к пункту 1 статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации, соответствующее требование подлежит оставлению арбитражным судом без рассмотрения на основании пункта 7 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды пришли к выводу о том, что право на предъявление требования по заявленным Фондом обязательствам принадлежит уполномоченному органу, то есть ФНС России.
При этом суд апелляционной инстанции констатировал тот факт, что в материалах обособленного спора отсутствует одобрение уполномоченным органом действий по обращению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области с заявлением в суд.
Между тем, из материалов дела не следует, что ФНС России было предложено выразить свою правовую позицию относительно предъявления Фондом данного требования в деле о банкротстве. Материалы дела также не содержат доказательств извещения уполномоченного органа о времени и месте судебного заседания по рассмотрению такого требования в порядке, установленном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как на то указано в пункте 5 Обзора судебной практики от 20.12.2016.
При этом ФНС России, являющаяся заявителем по делу о банкротстве и, как следствие, основным участником по делу о банкротстве, подлежала также извещению о рассмотрении данного обособленного спора в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве".
Суд апелляционной инстанции также не известил ФНС России о судебном разбирательстве, не предложил уполномоченному органу представить свое мнение по заявленному Фондом требованию, в том числе с учетом заявленного конкурсным управляющим довода о подаче требования за пределами срока исковой давности.
С учетом изложенного, определение Арбитражного суда Иркутской области от 14.11.2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2023 по делу N А19-27070/2018 как принятые с нарушением норм процессуального права подлежат отмене на основании частей 1, 3, пункта 2 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а обособленный спор - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При новом рассмотрении арбитражному суду следует известить ФНС России о времени и месте судебного разбирательства по рассмотрению данного обособленного спора и предложить уполномоченному органу выразить свое мнение относительно возможности предъявления требования Фондом; с учетом правовой позиции уполномоченного органа разрешить вопрос о предъявлении требования надлежащим лицом, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Иркутской области от 14 ноября 2022 года по делу N А19-27070/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2023 года по тому же делу отменить.
Заявление Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Западный филиал" направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Волкова |
Судьи |
И.А. Бронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды пришли к выводу о том, что право на предъявление требования по заявленным Фондом обязательствам принадлежит уполномоченному органу, то есть ФНС России.
При этом суд апелляционной инстанции констатировал тот факт, что в материалах обособленного спора отсутствует одобрение уполномоченным органом действий по обращению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области с заявлением в суд.
Между тем, из материалов дела не следует, что ФНС России было предложено выразить свою правовую позицию относительно предъявления Фондом данного требования в деле о банкротстве. Материалы дела также не содержат доказательств извещения уполномоченного органа о времени и месте судебного заседания по рассмотрению такого требования в порядке, установленном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как на то указано в пункте 5 Обзора судебной практики от 20.12.2016.
При этом ФНС России, являющаяся заявителем по делу о банкротстве и, как следствие, основным участником по делу о банкротстве, подлежала также извещению о рассмотрении данного обособленного спора в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве"."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 марта 2023 г. N Ф02-1061/23 по делу N А19-27070/2018
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3607/20
31.03.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1061/2023
19.01.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3607/20
20.12.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3607/20
17.08.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-27070/18
20.11.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3607/20
27.10.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3607/20
30.01.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-27070/18