город Иркутск |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А10-7998/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Кореневой Т.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании индивидуального предпринимателя Чукреева Андрея Альбертовича (паспорт), его представителя - Глушковой А.А. (доверенность от 01.12.2021, диплом, паспорт),
представителей
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Чукреева Андрея Альбертовича на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 августа 2022 года по делу N А10-7998/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Чукреев Андрей Альбертович (ОГРНИП 316032700068985, ИНН 032300664502) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия (далее - Министерство) о признании недействительным решения от 01.10.2021 N 15/21 об отказе в предоставлении субсидии, об обязании министерства выплатить заявителю субсидию в размере 6 396 рублей, о взыскании 15 000 рублей судебных расходов на оплату юридических услуг, о взыскании 300 рублей судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 августа 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель Чукреев А.А. обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой и дополнениями к ней, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда по мотивам неправильного применения норм материального права и неполного исследования доказательств, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы считает неправомерным вывод судов о необходимости предоставления в Министерство вместо письменного согласия в виде распечатанного содержимого XML-файла с квитанцией ФНС о приеме указанного документа, согласия как документа в формате PDF. Согласие в формате XML-файла по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган с 30.08.2020 представляется исключительно в порядке, установленном Приказом ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@, а не Приказом ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@.
По мнению заявителя, представленная копия письменного согласия в формате XML-файла, позволяет однозначно идентифицировать его как копию "документа в электронном виде" - согласие налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными; в составе заявки на получение субсидии предоставлялась копия квитанции налогового органа о приеме согласия; представленные документы подлежали рассмотрению Министерством и судами в совокупности.
Министерством отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), от Министерства поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
В судебном заседании предприниматель доводы кассационной жалобы поддержал.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 11 статьи 9 Федерального закона от 15.10.2020 N 327-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году", в целях реализации Государственной программы Республики Бурятия "Развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.03.2013 N 151, Правительством Республики Бурятия утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, на возмещение затрат по оплате заработной платы работникам (далее - Порядок N 333).
Для предоставления субсидии предпринимателем Чукреевым А.А. 20.09.2021 был направлен в Центр "Мой бизнес" пакет документов в бумажном виде, в том числе согласие налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, в формате XML-файла (файл обмена).
По результатам проверки представленных документов Министерством принято решение N 15/21 от 01.10.2021, которым предпринимателю Чукрееву А.А. отказано в предоставлении государственной поддержки.
19.10.2021 Министерством в адрес предпринимателя по электронной почте направлено уведомление N 12-07-01-06-И3961/21 от 07.10.2021 об отказе в предоставлении государственной поддержки в виде субсидии, поскольку представленные документы не соответствуют требованиям Порядка N 333, а именно указано, что нет согласия в налоговую.
Предприниматель оспорил решение Министерства в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам, что оспариваемое решение Министерства соответствует Порядку N 333 и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Министерство является главным распорядителем бюджетных средств и осуществляет предоставление субсидий в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в текущем финансовом году на цели, указанные в пункте 1 Порядка N 333 (пункт 1.4).
Пунктом 2.4 Порядка N 333 установлен перечень документов, необходимых для получения субсидий, включающий в себя в том числе предоставление копии письменного согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, направленного в налоговый орган в соответствии с требованиями приказа ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@ (подпункт 6).
Из положений пункта 2.5 Порядка N 333 следует, что документы могут быть представлены в Центр "Мой бизнес" в бумажном виде, прошитыми, скрепленными печатью (при наличии) и (или) подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя, с описью документов"; документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью, выданной авторизованным удостоверяющим центром, могут быть направлены через личный кабинет предпринимателя на едином информационном портале "Работающая Бурятия".
Решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении принимается в течение 5 календарных дней министром (пункт 2.7).
Пунктом 2.8 Порядка установлено, что Министерство в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения направляет заявителю письменное уведомление, которое должно содержать в случае отказа в предоставлении субсидии основания для отказа.
В силу пункта 2.9 Порядка N 333 основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются в том числе несоответствие представленных заявителем документов требованиям и условиям, определенным пунктом 2.4 настоящего Порядка, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением в частности сведений, являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика (плательщика страховых взносов); такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (подпункт 1).
Правовое регулирование процедуры дачи налогоплательщиками согласия на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну, осуществляется Приказом Федеральной налоговой службы от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@ "Об утверждении формы, формата согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, порядка заполнения формы, а также порядка его представления в налоговые органы", которым утверждены форма согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными согласно (приложение N 1), формат представления согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными в электронной форме (приложение N 2), порядок заполнения формы согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными согласно (приложение N 3).
Согласно пункту 2 Порядка заполнения формы согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными форма Согласия заполняется рукописным способом чернилами черного, фиолетового или синего цвета либо с использованием соответствующего программного обеспечения, предусматривающего при распечатывании согласия вывод двумерного штрих-кода, либо через сервис Личный кабинет налогоплательщика в электронной форме.
Все поля Согласия подлежат обязательному заполнению (пункт 3).
Таким образом, учитывая, что форму согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, определяет приказ ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@ в приложении N 1, согласие представляет собой документ установленной формы, имеющей определенные требования к заполнению согласия.
Порядок направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@.
В силу пунктов 12, 13, 16 указанного порядка документ плательщика составляется в электронной форме по формату, утвержденному ФНС России, либо формируется путем преобразования из ранее составленного документа на бумажном носителе в электронную форму путем сканирования с сохранением его реквизитов по формату, утвержденному ФНС России. Отправитель формирует Документ в электронной форме, подписывает его УКЭП и направляет по телекоммуникационным каналам связи оператору электронного документооборота. Квитанцию о приеме электронного документа получатель направляет отправителю по телекоммуникационным каналам связи в течение 6 рабочих дней со дня отправки Документа в электронной форме отправителем.
По результатам оценки имеющихся в материалах дела документов, суды пришли к выводу, что представленный предпринимателем в пакете на субсидию документ в качестве согласия в налоговую в формате XML-файла, квитанция о приеме документа, не свидетельствуют о соблюдении им положений подпункта 6 пункта 2.4 Порядка N 333, обоснованно указав, что в бумажном виде документ в формате XML-файла (пункт 3 описи) (том 1 л.д. 96) не соответствует форме согласия (приложение N 1) и требованиям заполнения формы согласия (приложения N 3), установленным приказом ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@, и из него невозможно установить, что указанный документ является именно необходимым согласием в налоговую инспекцию.
В силу прямого указания Приказа ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@ согласие налогоплательщика составляется в электронном виде по установленной форме, утвержденной ФНС России.
Суды установили, что сервис "Сфера", через который, как указал заявитель, им направлялось согласие в налоговый орган, предусматривает возможность сохранения файла (исходного документа) в том числе в формате PDF (пункт 3 главы 6.6 руководства пользователя отправки отчетности в ФНС).
Исходя из изложенного, судами сделан обоснованный вывод, что поскольку для предоставления субсидии предпринимателем был направлен пакет документов в бумажном, а не в электронном виде; в составе заявки предприниматель не представил заполненную форму согласия налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, по форме, предусмотренной приказом Федеральной налоговой службы от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@, то отсутствуют основания для признания решения Министерства от 01.10.2021 N 15/21 незаконным, как не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы предпринимателя.
Доводы заявителя, что распечатанный в бумажном виде текст согласия (содержимое XML-файла) не является подлинником этого документа и может рассматриваться как его копия; файл расширяемого языка разметки (XML) - это текстовый документ, основным преимуществом формата которого является его доступность; документы в формате XML свободно могут читать и корректировать люди без профильных знаний, используя привычные инструменты редактирования, приведенные выводы судов не опровергают, учитывая, что невозможно установить согласно предусмотренной форме само содержание и необходимые реквизиты спорного документа. Просмотр и прочтение документа XML, с использованием инструментов редактирования, возможно в формате электронного документооборота, тогда как пакет документов для предоставления субсидии был направлен в бумажном виде.
Ссылка предпринимателя на судебную практику является несостоятельной, поскольку приведенные судебные акты были приняты по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Суды обоснованно указали, что отказ в предоставлении субсидии не препятствует повторной подаче предпринимателем заявки после устранения причины отказа (при наличии лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год).
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 августа 2022 года по делу N А10-7998/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу прямого указания Приказа ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@ согласие налогоплательщика составляется в электронном виде по установленной форме, утвержденной ФНС России.
Суды установили, что сервис "Сфера", через который, как указал заявитель, им направлялось согласие в налоговый орган, предусматривает возможность сохранения файла (исходного документа) в том числе в формате PDF (пункт 3 главы 6.6 руководства пользователя отправки отчетности в ФНС).
Исходя из изложенного, судами сделан обоснованный вывод, что поскольку для предоставления субсидии предпринимателем был направлен пакет документов в бумажном, а не в электронном виде; в составе заявки предприниматель не представил заполненную форму согласия налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, по форме, предусмотренной приказом Федеральной налоговой службы от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@, то отсутствуют основания для признания решения Министерства от 01.10.2021 N 15/21 незаконным, как не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы предпринимателя."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 апреля 2023 г. N Ф02-815/23 по делу N А10-7998/2021