город Иркутск |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А10-7876/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Кореневой Т.И.,
при ведении помощником судьи Манзановой Н.Ю. протоколов судебного заседания с использованием систем веб-конференции и видеоконференц-связи (после отложения судебного заседания),
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Субанакова С.К., при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Кузнецовой С.Д.,
при участии в судебных заседаниях представителей публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Цыбиковой С.С. (доверенность от 25.04.2022 N 03/24, диплом, паспорт), Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Сулаева В.Н. (доверенность от 09.01.2023, диплом, паспорт), общества с ограниченной ответственность "Улан-Удэ Энерго" Бельского Е.Н. (доверенность от 09.01.2023 N 01, удостоверение адвоката),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия и публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 августа 2022 года по делу N А10-7876/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Улан-Удэ Энерго" (ОГРН 1080327000599, ИНН 0326481003, г. Улан-Удэ, далее - АО "Улан-Удэ Энерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее - РСТ Республики Бурятия, Служба), оформленного приказом от 10.12.2021 N 1/18 "О прекращении рассмотрения дела АО "Улан-Удэ Энерго" по определению необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования 2022 год", об обязании РСТ Республики Бурятия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем возобновления рассмотрения дела АО "Улан-Удэ Энерго" по определению необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования 2022 год.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество (ПАО) "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 августа 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2022 года, заявленное требование удовлетворено. Признан недействительным приказ Службы от 10.12.2021 N 1/18. На РСТ Республики Бурятия возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем возобновления рассмотрения дела АО "Улан-Удэ Энерго" по определению необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования 2022 год.
РСТ Республики Бурятия и ПАО "Россети Сибирь" обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пунктов 17, 18, 19, 22, 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178), Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 32 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом ФАС России от 10.03.2022 N 196/22, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителей кассационных жалоб, судами не учтено, что Службой при рассмотрении заявления Общества выявлено несоответствие АО "Улан-Удэ Энерго" Критериям отнесения владельцев электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (далее - Критерии), исходя из представленных Обществом документов; при этом именно на организацию возложена обязанность представления обосновывающих материалов; Правилами N 1178 предусмотрено право, а не обязанность регулирующего органа запрашивать дополнительные материалы; суды неправомерно приняли во внимание документы, полученные после издания оспариваемого приказа и не являвшиеся предметом проведенной Службой экспертизы.
Служба в кассационной жалобе и дополнениях к ней также указывает на то, что дополнительные соглашения к договорам аренды не могут подтверждать продление отношений аренды, и, соответственно, владение имуществом мощностью 2 160 МВа не менее срока долгосрочного периода ввиду непредставления этих дополнительных соглашений в Службу при рассмотрении заявления Общества, несмотря на то, что они являются неотъемлемой частью договоров аренды, а также отсутствия их государственной регистрации; в отношении линий электропередач (ВЛ 0,4 кВ) от ТП 1326 протяженностью 550, 1 800, 1 853 м в материалы тарифного дела представлен только договор подряда на строительство электросетевого хозяйства, не являющийся правоустанавливающим документом; при этом выводы судов основаны на устных пояснениях Общества без документального подтверждения; по линиям электропередач, входящим в трансформаторную подстанцию N 1623 (ТП "БГС"), суды также сослались на документацию, представленную только в судебном заседании.
ПАО "Россети Сибирь" в своей жалобе указывает, что суды проверили на соответствие критериям ТСО только оборудование, поименованное в первоначально оспариваемых письмах, без учета уточнений заявленных требований; поскольку суды не проверили соответствие заявителя Критериям в целом, необоснованно обязание судом Службы возобновить рассмотрение дела АО "Улан-Удэ Энерго" по определению ННВ и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В отзыве на кассационные жалобы и дополнениях к отзыву АО "Улан-Удэ Энерго" считает их доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители РСТ Республики Бурятия, ПАО "Россети Сибирь" и АО "Улан-Удэ Энерго" в судебном заседании 14 марта 2023 года подтвердили доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзыве на них.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 марта 2023 года в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационных жалоб Службы и ПАО "Россети Сибирь" отложено на 04 апреля 2023 года на 11 часов 00 минут, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
После отложения судебное разбирательство продолжено в том же составе судей.
Представители лиц, участвующих в деле, подтвердили ранее изложенные позиции.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 30.04.2021 АО "Улан-Удэ Энерго" обратилось в РСТ Республики Бурятия с заявлением исх. N 1/12/12-215 об утверждении необходимой валовой выручки на 2022 год в размере 22 225,53 тыс. руб. и установлении индивидуальных тарифов для взаиморасчетов со смежными сетевыми организациями, приложив обосновывающие материалы к данной тарифной заявке в 4-х томах.
Служба направила в адрес Общества извещение от 28.05.2021 N 81-04-12-и1201/21 об отказе в открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год, указав со ссылкой на пункт 9 (1) Правил N 1178 на несоответствие предложения, опубликованного на официальном сайте в сети интернет, предложению, представленному в орган регулирования.
Приказом от 28.05.2021 N 1/10 отказано в открытии тарифного дела по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО "Улан-Удэ Энерго" на 2022 год на основании представленных Обществом предложений.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 08 сентября 2021 года по делу N А10-3296/2021, оставленным без изменения постановлениями Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2021 года и Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 февраля 2022 года (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 06 июня 2022 года N 302-ЭС22-8418 Службе отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам), решение Службы признано незаконным; на РСТ Республики Бурятия возложена обязанность устранить допущенное нарушение законных прав и интересов АО "Улан-Удэ Энерго".
29.11.2021 Службой вынесен приказ N 1/17 "Об открытии тарифного дела в отношении АО "Улан-Удэ Энерго".
10.12.2021 подготовлен анализ соответствии организации АО "Улан-Удэ Энерго", владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства и оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия, Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184, на регулируемый период 2022 год, по итогам проведения которого установлено несоответствие АО "Улан-Удэ Энерго" вышеуказанным критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (ТСО), поскольку суммарная установленная мощность трансформаторов АО "Улан-Удэ Энерго" в Республике Бурятия составляет 9, 77 МВА, протяженность линий электропередач (воздушных и (или) кабельных) составляет 9, 74 км, что не соответствует пунктам 1 и 2 Критериев.
Служба направила Обществу уведомление от 10.12.2021 N 81-04-12-и2654/21 об отсутствии оснований для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии, в котором указала, что АО "Улан-Удэ Энерго", как вновь претендующая на государственное регулирование организация, должна владеть имуществом на срок не менее долгосрочного периода регулирования, который составляет не менее пяти лет. Таким образом, при условии соответствия АО "Улан-Удэ Энерго" критериям ТСО, необходимый срок владения имуществом должен быть не менее 6 лет, из которых на 2022 год применяется метод экономически обоснованных расходов, на 2023-2027 года - метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Также в договорах аренды не допускается аренда трансформаторов без указания на аренду трансформаторной подстанции.
В результате рассмотрения представленных АО "Улан-Удэ Энерго" документов Службой установлено следующее:
1. Часть линий электропередач по договорам N 365-П от 27.11.2018, N 337-П от 26.11.2018, N 12/1 от 09.01.2019 согласно представленным схемам соединения не имеют связи с трансформаторными подстанциями, находящимися в собственности АО "Улан-Удэ Энерго".
2. В отношении КЛ-0,4 кВ по представленному договору купли-продажи N 14/04-21 от 18.03.2021 установлено несоответствие протяженности кабельных линий, указанных на схеме соединения с договором купли-продажи электросетевого имущества.
3. В отношении электросетевого имущества по ул. Гарнизонная установлено, что в трансформаторной подстанции отсутствует трансформатор, а, соответственно, отсутствует связь между ВЛ и ТП. Таким образом, не осуществляется услуга по передаче электроэнергии.
4. В отношении ВЛ 0,4 кВ от ТП 1326 протяженностью 550 м и 1800 м следует отметить, что данные объекты не введены в эксплуатацию, в материалах тарифной заявки представлен только договор подряда на строительство вышеуказанных объектов с приложением локального сметного расчета на строительство ВЛ (договор подряда N 30/241 от 17.02.2021). Документы, подтверждающие ввод объектов в эксплуатацию, не представлены.
5. В отношении трансформатора силового ТМГ-400 кВа 10/0,4 кВ, N 67158 установлено, что данный трансформатор установлен в ТП 2628, переданной в аренду филиалу ПАО "Россети Сибирь"-"Бурятэнерго" по договору N 05.0300.5010.18 от 28.12.2018.
6. Трансформатор силовой ТМГ-100 кВа 10/0,4 кВ, N 81776 является аварийным запасом, фактического подключения к сетям не имеет, услуга по передаче не оказывается.
7. В отношении трансформатора 100 кВа 6/0,4 кВ, установленного по ул. Мокрова, 52, указано, что данный трансформатор передан в аренду филиалу ПАО "Россети Сибирь" - Бурятэнерго" по договору N 05.0300.5010.18 от 28.12.18.
8. Договоры аренды электросетевого имущества, представленные АО "Улан-Удэ Энерго" в тарифной заявке, заключены на срок владения менее долгосрочного периода регулирования.
Приказом РСТ Республики Бурятия от 10.12.2021 N 1/18 рассмотрение дела АО "Улан-Удэ Энерго" по определению необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования 2022 год прекращено.
17.12.2021 АО "Улан-Удэ Энерго" обратилось в РСТ Республики Бурятия с заявлением об отмене приказа от 10.12.2021 N 1/18 и возобновлении рассмотрения тарифного дела, в том числе с учетом дополнительных документов и материалов, представляемых в подтверждение факта соответствия Общества критериям ТСО.
12.01.2022 Служба в ответ на обращение АО "Улан-Удэ Энерго" сообщила, что действующим законодательством не предусмотрено представление в тарифный орган документов, отсутствие которых ранее послужило основанием для признания организации не соответствующей Критериям, с целью отмены ранее изданного приказа и уведомления. Следовательно, учет замечаний по недостающим критериям для признания территориальной сетевой организацией может быть выполнен при подаче тарифной заявки с соответствующими документами.
Общество оспорило приказ Службы от 10.12.2021 N 1/18 "О прекращении рассмотрения дела АО "Улан-Удэ Энерго" в Арбитражном суде Республики Бурятия.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1178 в рамках установленных Федеральной антимонопольной службой предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).
Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами (пункт 8 Правил N 1178).
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней) с прилагаемыми обосновывающими материалами (пункт 12 Правил N 1178).
Для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней (пункт 18 Правил N 1178).
Перечень обосновывающих документов определен пунктом 17 Правил, в том числе такими документами являются документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности (подпункт 13).
В случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса (пункт 19 Правил N 1178).
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не позднее чем до 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, которое приобщается к делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (пункт 22 Правил N 1178).
В силу пункта 24 Правил N 1178 в случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Согласно пунктам 1, 2 Критериев (в редакции, действующей в спорный период) условием отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям является владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования: трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА; линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, долгосрочный период регулирования - период сроком не менее 5 лет (не менее 3 лет при установлении впервые долгосрочных цен (тарифов), их предельных уровней), на который рассчитываются долгосрочные параметры регулирования.
В рассматриваемом случае основанием для прекращения тарифного дела в отношении АО "Улан-Удэ Энерго" послужил вывод Службы о несоответствии Общества пунктам 1, 2 Критериев, поскольку суммарная установленная мощность трансформаторов АО "Улан-Удэ Энерго" в Республике Бурятия составляет 9, 77 МВА, протяженность линий электропередач (воздушных и (или) кабельных) составляет 9, 74 км.
Принимая во внимание приведённые нормы права, по результатам оценки представленных доказательств и доводов сторон, суды установили, что общая заявленная Обществом мощность подстанций составляет 12, 54 МВА, протяженность линий электропередач 29, 527 км, однако Служба исключила, в том числе 2, 77 МВА (позиции 88, 89, 93 (собственное оборудование), позиции 1, 4, 7, 12 (арендованное оборудование)), принято к оценке по критериям ТСО 9,77 МВА ввиду неподтверждения права владения на объекты в пределах долгосрочного периода регулирования (2,160 МВА (по позициям 1, 4, 7, 12 (арендованное оборудование).
Из заявленной протяженности линий электропередач РСТ Республики Бурятия исключено 17,812 км, принято к оценке по критериям 9,74 км в связи с неподтверждением права владения на объекты в пределах долгосрочного периода регулирования (2,832 км), а также отсутствием связи с ТП (позиции 3, 5, 48, 116, 117, 118, 119 (собственное оборудование) (1,221 км).
Таким образом, как сочли суды, спорным является исключение в целях оценки соответствия Общества Критериям мощности в 2,160 МВА (по позициям 1, 4, 7, 12 (арендованное оборудование) и протяженности линий электропередач в 8, 562 км, в том числе 2, 832 км (позиции 5, 6, 9, 10 (арендованное оборудование), 1,221 км (позиции 3, 5, 48, 116, 117, 118, 119 (собственное оборудование); 4,203 км (позиции 4, 114, 115 (собственное оборудование).
Судами установлено, что в отношении АО "Улан-Удэ Энерго" государственное регулирование тарифов на 2020-2021 годы не осуществлялось, следовательно, соответствие Общества Критериям в данном случае должно подтверждаться, в том числе наличием у него законного права владения имуществом на срок не менее трёх лет, который составляет 2023-2025 годы.
Как следует из материалов дела, АО "Улан-Удэ Энерго" к заявлению об установлении тарифа в подтверждение законных оснований владения объектами, используемыми для осуществления деятельности, приложило договор аренды с индивидуальным предпринимателем Кашиной Э.М. от 01.01.2021 со сроком действия по 31.01.2023, договор аренды от 01.03.2021 N 12-04/21 с ООО ИК РОСТ, договор аренды от 01.01.2021 с индивидуальным предпринимателем Кашиным А.Л. со сроком действия по 31.01.2023, следовательно, период законного владения Обществом объектами электросетевого хозяйства, составляет менее долгосрочного периода регулирования - 2023-2025 год.
При рассмотрении настоящего дела Общество представило в суд дополнительные соглашения от 15.11.2021 к указанным договорам аренды, свидетельствующие о продлении арендных отношений до 31.12.2028.
Эти же документы были представлены Обществом в РСТ Республики Бурятия письмом о приобщении дополнительных документов к тарифной заявке от 17.12.2021 в ответ на уведомление об отсутствии оснований для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии от 10.12.2021 N 81-04-12-и2654/21.
Кроме того, судами установлено, что в упомянутых договорах аренды стороны предусмотрели возможность автоматической пролонгации вышеперечисленных договоров на дальнейший период.
Учитывая изложенное, по результатам оценки представленных доказательств суды установили, что АО "Улан-Удэ Энерго" владеет объектами электросетевого хозяйства на праве аренды в соответствии с договорами аренды от 01.01.2021, договором от 01.03.2021 N 12-04/21 с учетом дополнительных соглашений к ним от 15.11.2021 на срок, не менее долгосрочного периода регулирования (2023-2025 год).
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорные объекты являются недвижимым имуществом, в связи с чем законность владения должна подтверждаться государственной регистрацией, не может быть принят во внимание, поскольку материалы дела не содержат доказательств отнесения данного имущества к недвижимому.
Относительно выводов Службы в части определения законного владения Обществом линией ВЛ 0,4 кВ от ТП 1326 протяженностью 550 м и 1 800 м, линией ВЛ-10/04кВ от ТП-1326 протяженностью 1 853 м (общая протяженность 4 203 км позиции 4, 114, 115 (собственное оборудование)) суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы (приказ от 09.01.2019 N 12/1, договор подряда от 17.02.2022 N 30/21, приказ от 31.03.2021 N 12-П), установили, что ВЛ-10/04кВ от ТП-1326 в составе 11 опор с проводом СИП ВЛ-10, длина 1 272 м и 33 опор с проводом СИП ВЛ-0,4 длина 581 м, итого 1 853 м введена в эксплуатацию приказом от 09.01.2019 и соответствует схеме соединения электрических сетей; ВЛ 0,4 кВ от ТП 1326 введена в эксплуатацию приказом от 31.03.2021 N 12-П.
Оценивая как необоснованные выводы Службы об отсутствии связи с ТП заявленных линий электропередач и несоответствии Общества в связи с этим Критериям, суды приняли во внимание представленные в материалы дела однолинейную схему электроснабжения от ТП-1607, схему соединения электрических сетей по ТП-1607 (представлялась в Службу в составе тарифной заявки), акты технологического присоединения, акты приема-передачи электроэнергии из сетей ПАО "Россети Сибирь" в сети АО "Улан-Удэ Энерго" и пояснения Общества, которые Служба не опровергла.
Доводы заявителей кассационных жалоб сводятся к тому, что Служба при рассмотрении заявления Общества выявила его несоответствие Критериям, исходя из представленных Обществом регулирующему органу документов; а суды неправомерно приняли во внимание полученные после издания оспариваемого приказа документы и не являвшиеся предметом проведенной Службой экспертизы.
Суд кассационной инстанции считает данные доводы несостоятельными, поскольку заявители не учитывают следующее.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений (статьи 8, 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а арбитражный суд в силу и по правилам статей 71, 168 - 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан оценить представленные доказательства и разрешить прочие вопросы, касающиеся существа спора. При этом другая сторона вправе опровергать достоверность этих доказательств, их относимость и допустимость, предоставляя иные документы (доказательства), содержащие иные сведения.
Решение суда признается законным и обоснованным, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, а имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а также при наличии в решении суда исчерпывающих выводов, вытекающих из установленных судом фактов (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015).
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данным в пунктах 15, 17 Постановления Пленума от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 21), рассмотрение дел по правилам главы 24 АПК РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (статьи 8, 9 и часть 1 статьи 189, часть 5 статьи 200 АПК РФ). Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении.
Осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (статья 6 и часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе, если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).
При этом законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.
В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
РСТ Республики Бурятия при рассмотрении заявления Общества не воспользовалась предусмотренными законодательством (пункт 19 Правил N 1178) возможностью и полномочием регулирующего органа (усмотрение) запрашивать дополнительные материалы ввиду возникшей необходимости уточнения обоснований предложений с целью исполнения обязанности по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств.
При таких обстоятельствах данного конкретного дела и вышеназванном правовом регулировании, с учётом приведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, суды двух инстанций, установив по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон необоснованность выводов РСТ по Республике Бурятия о несоответствии Общества пунктам 1, 2 Критериев, а также наличие у Службы возможности достоверного установления указанных фактов при надлежащей и добросовестной реализации своих прав и исполнении обязанностей, мотивированно признали незаконным приказ Службы от 10.12.2021 N 1/18 о прекращении рассмотрения дела.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пределы рассмотрения дела арбитражным судом кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ограничены проверкой правильности применения норм материального права (часть 1), наличием безусловных процессуальных оснований для отмены обжалуемых судебных актов (часть 2), а также соответствием выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3).
В рассматриваемом случае Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не установил несоответствия между выводами судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Судом в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов Общества возложена в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на РСТ Республики Бурятия обязанность возобновить рассмотрение дела АО "Улан-Удэ Энерго" по определению необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования 2022 год. Принятие такой правовосстановительной меры не противоречит положениям действующего законодательства и не ограничивает компетенцию регулирующего органа по оценке соответствия представленных документов определённым законодательством требованиям, с учётом установленных судами фактических обстоятельств.
Доводы кассационных жалоб и дополнений Службы и ПАО "Россети Сибирь", оспаривающие данные выводы судов, проверены, но не свидетельствуют о таком нарушении судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, которое может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, и не опровергают выводы судов о нарушении оспариваемым приказом прав и законных интересов заявителя. По существу данные доводы направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационных жалобах, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 августа 2022 года по делу N А10-7876/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"РСТ Республики Бурятия при рассмотрении заявления Общества не воспользовалась предусмотренными законодательством (пункт 19 Правил N 1178) возможностью и полномочием регулирующего органа (усмотрение) запрашивать дополнительные материалы ввиду возникшей необходимости уточнения обоснований предложений с целью исполнения обязанности по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств.
При таких обстоятельствах данного конкретного дела и вышеназванном правовом регулировании, с учётом приведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, суды двух инстанций, установив по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон необоснованность выводов РСТ по Республике Бурятия о несоответствии Общества пунктам 1, 2 Критериев, а также наличие у Службы возможности достоверного установления указанных фактов при надлежащей и добросовестной реализации своих прав и исполнении обязанностей, мотивированно признали незаконным приказ Службы от 10.12.2021 N 1/18 о прекращении рассмотрения дела."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 апреля 2023 г. N Ф02-719/23 по делу N А10-7876/2021