г. Чита |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А10-7876/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Сидоренко В. А., Луценко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" и апелляционную жалобу Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 августа 2022 года по делу N А10-7876/2021 по заявлению акционерного общества "УланУдэ Энерго" (ОГРН 1080327000599, ИНН 0326481003) к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (ОГРН 1020300973208, ИНН 0326002067) о признании недействительным решения, оформленного приказом от 10.12.2021 N 1/18 "О прекращении рассмотрения дела АО "Улан-Удэ Энерго" по определению необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования 2022 год", обязании Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем возобновления рассмотрения дела АО "Улан-Удэ Энерго" по определению необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования 2022 год,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, публичное акционерное общество "Россети-Сибирь" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527),
при участии в судебном заседании:
От ПАО "Россети Сибирь": Григорьева В.Б.- представитель по доверенности от 21.04.2022, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
От Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия: Сулаев В.Н.- представитель по доверенности от 11.01.2022, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
От АО "Улан-Удэ Энерго": Бельский Е.Н.- представитель по доверенности от 10.01.2022, адвокат,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Улан-Удэ Энерго" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением, утоненным в порядке ст.49 АПК РФ (определение от 18.07.2022) к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (далее - ответчик, служба) о признании недействительным решения, оформленного приказом от 10.12.2021 N 1/18 "О прекращении рассмотрения дела АО "Улан-Удэ Энерго" по определению необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования 2022 год", обязании Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем возобновления рассмотрения дела АО "Улан-Удэ Энерго" по определению необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования 2022 год.
Протокольным определением суда от 21.03.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Россети-Сибирь".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 августа 2022 года по делу N А10-7876/2021 заявленное требование удовлетворено. Признан недействительным приказ от 10.12.2021 N 1/18 "О прекращении рассмотрения дела АО "Улан-Удэ Энерго" по определению необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования 2022 год", вынесенный Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия, как не соответствующий Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Суд обязал Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем возобновления рассмотрения дела АО "Улан-Удэ Энерго" по определению необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования 2022 год.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия и публичное акционерное общество "Россети-Сибирь" обратились с апелляционными жалобами.
Как следует из апелляционной жалобы Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия и дополнений к ней в рамках рассмотрения тарифной заявки установлено несоответствие общества критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184. Служба считает, что обязанность подтвердить свое соответствие установленным критериям ТСО возлагается на заявителя в момент формирования тарифной заявки, потому судом первой инстанции необоснованно приняты дополнительные документы, не представленные обществом в тарифной заявке.
Как следует из апелляционной жалобы публичного акционерного общества "Россети-Сибирь" суду первой инстанции необходимо было провести проверку в отношении всего комплекса заявленного обществом оборудования, а не его части. Акционерное общество "Россети-Сибирь" так же считает, что суд первой инстанции не должен был принимать во внимание дополнительно представленные обществом в ходе рассмотрения дела документы в обоснование соответствия критериям ТСО.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором акционерное общество "Улан-Удэ Энерго" выводы суда первой инстанции поддержало, просит решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 14.10.2022, 19.10.2022.
Представители Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия и публичного акционерного общества "Россети-Сибирь" в судебном заседании дали пояснения согласно доводам своих апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" в судебном заседании, возражая доводам апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 30 апреля 2021 года АО "Улан-Удэ Энерго" обратилось в Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия с заявлением исх. N 1/12/12-215 об утверждении необходимой валовой выручки на 2022 год в размере 22 225,53 тыс. руб. и установлении индивидуальных тарифов для взаиморасчетов со смежными сетевыми организациями, а также обосновывающие материалы к данной тарифной заявке в 4-х томах.
По итогам рассмотрения заявления 30.04.2021 служба направила в адрес общества извещение от 28.05.2021 N 81-04-12-и1201/21, содержащее в себе отказ в открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год. В качестве причины отказа служба со ссылкой на пункт 9 (1) Правил государственного регулирования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, указала на несоответствие предложения, опубликованного на официальном сайте в сети интернет, предложению, представленному в орган регулирования.
Службой вынесен приказ от 28.05.2021 N 1/10 "Об отказе в открытии тарифного дела по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО "Улан-Удэ Энерго" на 2022 год на основании представленных предприятием предложений.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 08.09.2021 по делу N А10- 3296/2021, вступившим в законную силу, решение службы об отказе в открытии дела по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО "Улан-Удэ Энерго" на 2022 год, оформленное приказом от 28.05.2021 N1/10 и изложенное в письме от 28.05.2021 N 81-04-12-и1201/21, признано незаконным, как несоответствующее Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", на Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия возложена обязанность устранить допущенное нарушение законных прав и интересов акционерного общества "Улан-Удэ Энерго".
29.11.2021 Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия вынесен приказ N 1/17 "Об открытии тарифного дела в отношении АО "Улан-Удэ Энерго".
10.12.2021 заместителем начальника отдела энергобалансов Молчановой Н.А., консультантом отдела регулирования тарифов в электроэнергетике Карнышовой Л.В. подготовлен анализ соответствии организации АО "Улан-Удэ Энерго" владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства и оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия, критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 на регулируемый период 2022 год, согласно которому АО "Улан-Удэ Энерго" не соответствует вышеуказанным критериям, деятельность организации не подлежит государственному регулированию.
10.12.2021 Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия в адрес АО "Улан-Удэ Энерго" направляет уведомление об отсутствии оснований для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии N 81-04-12-и2654/21, согласно которому АО "Улан-Удэ Энерго" как вновь претендующая на государственное регулирование организация, должна владеть имуществом на срок не менее долгосрочного периода регулирования, который составляет не менее пяти лет. То есть, необходимый срок владения имуществом должен быть не менее 6 лет, из которых на 2022 год применяется метод экономически обоснованных расходов, на 2023-2027 года - метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. При этом основание законного владения на указанный срок должно быть подтверждено в отношении трансформаторов и иных подстанций, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА, а также линий электропередач, непосредственно связанных с указанными трансформаторами и иными подстанциями, сумма протяженности которых составляет не менее 15 км., не менее 2-х номинальных классов напряжения.
Вместе с тем, в результате рассмотрения представленных АО "УланУдэ Энерго" документов, Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия определено, что для целей отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям и возможности получения тарифа на услуги по передаче электроэнергии АО "Улан-Удэ Энерго" владеет подстанциями мощностью 9, 77 МВА, линиями электропередачи (кабельными), имеющими соединение с трансформаторными подстанциями, протяженностью 9, 74 км. (ниже 1кВ протяженность 1, 825 км, 1-20 кВ протяженность 7, 915 км.), что свидетельствует о несоответствии АО "Улан-Удэ Энерго" пунктам 1 и 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Также, 10.12.2021 служба направляет в адрес АО "Улан-Удэ Энерго" извещение об отсутствии оснований для определения необходимой валовой выручки и установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год со ссылкой на проведенный анализ соответствия АО "Улан-Удэ Энерго" критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО, дополнительно указав на представление АО "Улан-Удэ Энерго" договора оказания услуг N 429/04-16 от 25.11.2016, заключенного с филиалом ПАО "Россети Сибирь"-"Бурятэнерго" с нарушением требований пункта 38 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, а именно отсутствует информация в отношении точек поставки, в отношении которых АО "Улан-Удэ Энерго" планирует оказывать услуги по передаче электрической энергии.
10.12.2021 Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия вынесен приказ N 1/18, которым прекращено рассмотрение дела АО "Улан-Удэ Энерго" по определению необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования 2022 год.
17.12.2021 АО "Улан-Удэ Энерго" обратилось в Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия с заявлением об отмене приказа от 10.12.2021 N 1/18 и возобновлении рассмотрения тарифного дела, в том числе с учетом дополнительных документов и материалов, представляемых в подтверждение факта соответствия критериям ТСО.
12.01.2022 Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия в ответ на обращение АО "Улан-Удэ Энерго" сообщила, что действующим законодательством не предусмотрено представление в тарифный орган документов, отсутствие которых ранее послужило основанием для признания организации не соответствующей критериям ТСО с целью отмены ранее изданного приказа и уведомления. Следовательно, учет замечаний по недостающим критериям для признания территориальной сетевой организацией может быть выполнен при подаче тарифной заявки с соответствующими документами.
Несогласие с приказом Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия от 10.12.2021 N 1/18 явилось основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "Россети Сибирь" и Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия обратились в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционных жалоб и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона N 35-ФЗ в электроэнергетике применяются методы государственного регулирования и контроля, том числе государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами и государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 35-ФЗ, государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. 9
Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках (пункт 1 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ).
Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике установлены Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1178 в рамках установленных Федеральной антимонопольной службой предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).
В силу пункта 8 Правил N 1178 установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено данными Правилами.
Согласно пункту 12 Правил N 1178, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Перечень документов, которые необходимо представить с указанным заявлением, приведен в пункте 17 Правил N 1178.
В случае, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение семи дней со дня поступления запроса (пункт 19 Правил N 1178).
В соответствии с пунктом 20 Правил N 1178 по результатам проведенного в течение 14 дней с даты регистрации предложения анализа документов, регулирующий орган направляет заявителю, извещение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (в случае открытия дела).
Согласно пункту 22 Правил N 1178, регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. Экспертное заключение регулирующего органа, а также экспертное заключение организации (в случае его представления), иных заинтересованных лиц, приобщается к делу об установлении цен (тарифов).
Из содержания подпункта 8 пункта 23 Правил N 1178 следует, что экспертные заключения, помимо прочего, должны содержать анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Согласно пункту 24 Правил N 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Согласно статье 3 Закона N 35-ФЗ территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Законом об электроэнергетике, с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" установлены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее - Критерии).
Как следует из материалов дела и подтверждается ответчиком, основанием прекращения тарифного дела явился вывод службы о несоответствии АО "Улан-Удэ Энерго" пунктами 1, 2 вышеуказанных Критериев, согласно которым для отнесения владельца объектов электросетевого хозяйства к территориальной сетевой организации такое лицо должно владеть на праве собственности или ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования, расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), сумма протяженности которых по трассе составляет не менее 15 км, а также трансформаторами (автотрансформаторами), сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА.
Согласно уведомлению об отсутствии оснований для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии от 10.12.2021 N 81-04-12-и2654/21, несоответствие общества критериям ТСО установлено РСТ РБ с учетом определения для указанных целей факта владения АО "Улан-Удэ Энерго" подстанциями мощностью 9,77 МВА, линиями электропередачи (кабельными), имеющими соединение с трансформаторными подстанциями, протяженностью 9, 74 км. (ниже 1кВ протяженность 1, 825 км, 1-20 кВ протяженность 7, 915 км.).
Так, службой по результатам анализа представленных документов установлено (пункты 1-8 уведомления):
1. Часть линий электропередач по договорам N 365-П от 27.11.2018, N 337-П от 26.11.2018, N 12/1 от 09.01.2019 (допущена опечатка- имеются ввиду приказы о вводе в эксплуатацию) согласно представленным схемам соединения не имеют связи с трансформаторными подстанциями, находящимися в собственности АО "Улан-Удэ Энерго"
2. В отношении КЛ- 0,4 кВ по представленному договору купли-продажи N 14/04-21 от 18.03.2021 установлено несоответствие протяженности кабельных линий, указанных на схеме соединения с договором купли-продажи электросетевого имущества.
3. В отношении электросетевого имущества по ул. Гарнизонная установлено, что в трансформаторной подстанции отсутствует трансформатор, а соответственно отсутствует связь между ВЛ и ТП. Таким образом, не осуществляется услуга по передаче электроэнергии.
4. В отношении ВЛ 0,4 кВ от ТП 1326 протяженностью 550 м и 1800 м следует отметить, что данные объекты не введены в эксплуатацию, в материалах тарифной заявки представлен только договор подряда на строительство вышеуказанных объектов с приложением локального сметного расчета на строительство ВЛ (договор подряда N 30/241 от 17.02.2021). Документы, подтверждающие ввод объектов в эксплуатацию не представлены.
5. В отношении трансформатора силового ТМГ-400 кВа 10/0,4 кВ, N 67158 установлено, что данный трансформатор установлен в ТП 2628, переданной в аренду филиалу ПАО "Россети Сибирь"-"Бурятэнерго" по договору N 05.0300.5010.18 от 28.12.18.
6. Трансформатор силовой ТМГ-100 кВа 10/0,4 кВ, N 81776 является аварийным запасом, фактического подключения к сетям не имеет, услуга по передаче не оказывается.
7. В отношении трансформатора 100 кВа 6/0,4 кВ, установленного по ул.Мокрова 52, что данный трансформатор передан в аренду филиалу ПАО "Россети Сибирь"- Бурятэнерго" по договору N 05.0300.5010.18 от 28.12.18.
8. Договоры аренды электросетевого имущества, представленные АО "УланУдэ Энерго" представленные в тарифной заявке заключены на срок владения менее долгосрочного периода регулирования.
При этом в ходе рассмотрения дела лицами, участвующими в деле, подтверждено, что в результате анализа документов общества, представленных с заявлением об установлении тарифа, РСТ РБ установило, что общая заявленная мощность подстанций составляет 12, 54 МВА, протяженность линий электропередач 29, 527 км. (перечень заявленного оборудования т.1, л.д. 37-39). Однако, установив факты двойного учета протяженности линий электропередач, протяженность линий по трассе определена РСТ РБ в 27 552 км., что при рассмотрении дела обществом не оспорено, подтверждено.
С учетом указанных исходных данных, службой из заявленной мощности исключено 2, 77 МВА (позиции 88, 89, 93 (собственное оборудование), позиции 1, 4, 7, 12 (арендованное оборудование), принято к оценке по критериям ТСО 9,77 МВА. При этом основанием исключения заявленной мощности в 2,160 МВА (по позициям 1, 4, 7, 12 (арендованное оборудование) явились выводы РСТ РБ о неподтверждении обществом права владения на объекты в пределах долгосрочного периода регулирования. Возможность исключения мощности в сумме 0,6 МВА (позиции 88, 89, 93) заявителем при рассмотрении дела не оспорена, признана.
Из заявленной протяженности линий электропередач Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия исключено 17,812 км., принято к оценке по критериям 9,74 км. При этом основанием исключения заявленной протяженности в 2,832 км. (позиции 5, 6, 9, 10 (арендованное оборудование) явились выводы о неподтверждении права владения на объекты в пределах долгосрочного периода регулирования; в 1,221 км.- вывод об отсутствии связи с ТП (позиции 3, 5, 48, 116, 117, 118, 119 (собственное оборудование); в 4,203 км.- непредставление правоустанавливающих документов (позиции 4, 114, 115 (собственное оборудование). Возможность исключения протяженности линий электропередач в 9,556 км., заявителем при рассмотрении дела не оспорена, признана. (таблица т.3, л.д. 142-144).
Таким образом, спорным является исключение в целях оценки соответствия общества критериям ТСО мощности в 2,160 МВА (по позициям 1, 4, 7, 12 (арендованное оборудование) и протяженности линий электропередач в 8, 562 км., в том числе 832 км. (позиции 5, 6, 9, 10 (арендованное оборудование), 1,221 км. (позиции 3, 5, 48, 116, 117, 118, 119 (собственное оборудование); 4,203 км. (позиции 4, 114, 115 (собственное оборудование).
При решении вопроса о соответствии организации Критериям ТСО в части определения срока законного владения обществом объектами электросетевого хозяйства в соотношении с долгосрочным периодом регулирования территориальной сетевой организации, служба указала, что необходимый срок владения имуществом должен быть не менее 6 лет, из которых на 2022 год применяется метод экономически обоснованных расходов, на 2023-2027 года - метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, тогда как АО "Улан-Удэ Энерго" представлены договоры аренды электросетевого хозяйства, заключенные на срок менее долгосрочного периода регулирования.
Согласно определению, данному в пункте 2 Основ ценообразования, долгосрочный период регулирования - это период сроком не менее 5 лет (не менее 3 лет при установлении впервые долгосрочных цен (тарифов), их предельных уровней), на который рассчитываются долгосрочные параметры регулирования.
Согласно пункту 18 Правил государственное регулирование тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, в отношении АО "Улан-Удэ Энерго" государственное регулирование тарифов на 2020-2021 года не осуществлялось.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, заявитель имел право на обращение в регулирующий орган в течение регулируемого периода в соответствии с пунктом 18 Правил N 1178.
С учётом толкования указанных ранее норм права, суд первой инстанции обоснованно признал, что соответствие хозяйствующего субъекта Критериям, в данном случае должно подтверждается, в том числе наличием у него законного права владения имуществом на срок не менее долгосрочного периода регулирования, который для впервые заявившихся регулируемых организаций составляет не менее трёх лет. При этом срок законного владения имуществом исчисляется владением имуществом на долгосрочный период регулирования, который для АО "Улан-Удэ Энерго" составляет 2023-2025 годы.
Приходя к указанному выводу, суд первой инстанции отметил, что в ответе заместителя руководителя ФАС России N ВК186195 от 02.10.2019 на запрос РСТ Республики Бурятия указано следующее.
Пунктами 1, 2 Критериев установлено, что для получения статуса территориальной сетевой организации необходимо подтвердить право собственности и (или) иное законное основание со сроком не менее долгосрочного периода регулирования на трансформаторные и иные подстанции с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА, а также на линии электропередач (воздушные и (или) кабельные), расположенные и используемые для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединёнными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 номинальных классов. При этом срок законного владения объектами электросетевого хозяйства по периодам должен строго совпадать с долгосрочным периодом регулирования территориальной сетевой организации или быть больше данного периода. Если право законного владения электросетевым хозяйством возникло не с начала долгосрочного периода регулирования, то данное электросетевое хозяйство будет учитываться при определении соответствия владельца электросетевого имущества Критериям ТСО при условии, что срок окончания аренды электросетевого оборудования совпадает окончанием долгосрочного периода регулирования или продлён свыше срока окончания периода.
Следовательно, как указывает ФАС России, если организация владеет на праве аренды объектами электросетевого имущества, то для соответствия Критериям срок таких договоров должен быть определён и составлять не менее долгосрочного периода регулирования. Указанное требование достаточно выполнить в отношении минимального объёма объектов электросетевого хозяйства, который достаточен для определения соответствия названным Критериям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Улан-Удэ Энерго" к заявлению об установлении тарифа (письма 31/2/12-215 от 30.04.2021, N 1.12/12-473 от 12.11.2021) приложило документы, подтверждающие законные основания владения объектами, используемыми для осуществления деятельности, в том числе:
- договор аренды от 01.01.2021, заключенный с ИП Кашиной Э.М., со сроком действия по 31.01.2023;
- договор аренды N 12-04/21 от 01.03.2021, заключенный с ООО ИК РОСТ, со сроком действия по 28.02.2023.
- договор аренды от 01.01.2021, заключенный с ИП Кашиным А.Л., со сроком действия по 31.01.2023.
Как видно из условий представленных АО "Улан-Удэ Энерго" указанных договоров аренды срок их действия, а, следовательно, период законного владения обществом объектами электросетевого хозяйства, составляет менее долгосрочного периода регулирования - 2023-2025 год.
Между тем, в пункте 5.2. указанных договоров оговорено, что в случае, если ни одна из сторон не заявила о расторжении договора за 30 дней до окончания срока его действия, договор считается возобновленным на тот же срок и на тех же условиях.
Таким образом, из буквального толкования условий названных договоров следует, что стороны предусмотрели возможность автоматической пролонгации вышеперечисленных договоров на дальнейший период.
Кроме того, 15.11.2021 к указанным договорам сторонами заключены дополнительные соглашения о продлении арендных отношений до 31.12.2028.
Соответствующая информация представлена АО "Улан-Удэ Энерго" в РСТ РБ письмом о приобщении дополнительных документов к тарифной заявке от 17.12.2021 в ответ на уведомление об отсутствии оснований для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии N 81-04-12-и2654/21 от 10.12.2021.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что АО "Улан-Удэ Энерго" владеет объектами электросетевого хозяйства на праве аренды в соответствии с договорами аренды от 01.01.2021, заключенными с ИП Кашиной Э.М, ИП Кашиным А.Л., договором от 01.03.2021 N 12-04/21, заключенным с ООО ИК РОСТ, с учетом дополнительных соглашений к ним от 15.11.2021, сроком действия до 31.12.2028, то есть не менее долгосрочного периода регулирования (2023-2025 год).
Следовательно, вывод Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия о несоответствии АО "Улан-Удэ Энерго" критериям ТСО в части исключения заявленной мощности трансформаторов в 2,160 МВА и заявленной протяженности линий электропередач в 2,832 км. по причине определения срока законного владения обществом объектами электросетевого хозяйства в соотношении с долгосрочным периодом регулирования территориальной сетевой организации (пункт 8 уведомления), не может быть признан правильным.
При решении вопроса о соответствии организации Критериям ТСО в части определения законного владения обществом линией ВЛ 0,4 кВ от ТП 1326 протяженностью 550 м и 1800 м., линией ВЛ-10/04кВ от ТП-1326 протяженностью 1853 м. (общая протяженность 4 203 км. позиции 4, 114, 115 (собственное оборудование), РСТ РБ указало, что данные объекты не введены в эксплуатацию. В материалах тарифной заявки представлен договор подряда от 17.02.2022 N 30/21 на строительство ВЛ 0,4 кВ от ТП 1326 протяженностью 550 м и 1800 м с приложением локального сметного расчета, однако документы, подтверждающие ввод объекта в эксплуатацию, не представлены. В отношении линии ВЛ-10/04кВ от ТП-1326, служба указала, что протяженность, указанная в схеме соединения не соответствует приказам о принятии на обслуживание электросетевого имущества.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 1178 к заявлениям об установлении тарифа организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают, в том числе документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности (подпункт 13).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в составе электросетевого оборудования, заявленного в целях оценки соответствия критериям ТСО, обществом указана ВЛ 10- 0,4КВ ТП-1326 ДНТ "Зеленый плюс" мкр. Энергетик, на 44 опорах, длина 1853-м.
Как указывает заявитель при рассмотрении дела, указанная ВЛ введена в эксплуатацию приказом N 12/1-П от 09.01.2019 в составе 11 опор с проводом СИП ВЛ-10, длина 1272-м. и 33 опор с проводом СИП ВЛ-0,4 длина 581 м., итого 1853 м. При этом указанный приказ соответствует схеме соединения электрических сетей, представленной в службу.
Также, в составе электросетевого оборудования, заявленного в целях оценки соответствия критериям ТСО, обществом указана ВЛ 0,4 кВ от ТП 1326 протяженностью 550 м и 1800 м. В качестве правоустанавливающего документа в тарифный орган представлен договор подряда от 17.02.2022 N 30/21, заключенный с АО "Читаэнергосбыт". Как указывает заявитель, согласно указанному договору от 17.02.2022 N 30/21, срок исполнения работ по созданию объектов 21 календарный день с момента подписания настоящего договора, то есть до 10.03.2021, при этом тарифная заявка с документами представлена в службу 30.04.2021. Отметил, что к моменту подачи заявки указанные ВЛ уже были введены в эксплуатацию, что подтверждается приказом N 12-П от 31.03.2021, представленным в материалы настоящего дела.
Оценив доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно признал обоснованными доводы заявителя о том, что вывод службы о не подтверждении обществом законных оснований владения в отношении заявленных объектов постановлен не с учетом факта отсутствия прав владения, а с учетом недостаточности документов, представленных в составе тарифной заявки, для оценки Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия указанного обстоятельства.
При этом общество было лишено возможности обосновать с помощью дополнительных документов свое право на установление тарифов, в том числе в части соответствия критериям ТСО, а служба, обладая широкой дискрецией в сфере проверки как достоверности представленных соискателем документов, так и в отношении проверки хозяйственной деятельности с целью достоверного и объективного установления соответствия (несоответствия) заявителя критериям ТСО, указанным правом не воспользовалось.
Приходя к указанному выводу, суд первой инстанции правомерно установил, что Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия при рассмотрении дела возможность учета спорной протяженности линий электропередач в 4,203 км. с учетом пояснений и документов заявителя, представленных в материалы дела, не оспорила.
При таких обстоятельствах, с учетом положений пункта 19 Правил N 1178, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при рассмотрении материалов тарифного дела Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия не предприняла достаточных и необходимых меры для разрешения разногласий с обществом по вопросу протяженности линий, используемых для оказания регулируемой деятельности.
Следовательно, вывод службы о несоответствии АО "Улан-Удэ Энерго" критериям ТСО в части исключения заявленной протяженности линий электропередач в 4,203 км. по причине не подтверждения законного права владения объектами (пункт 4 уведомления), не может быть признан правильным.
При решении вопроса о соответствии организации Критериям ТСО в части определения соединения линий электропередач с трансформаторными подстанциями, находящимися в собственности АО "Улан-Удэ Энерго" (протяженность 1, 221 км.) по приказам о вводе в эксплуатацию от 27.11.2018 N 365-П, от 26.11.2018 N 337-П, от 09.01.2019 N 12/1 и представленным схемам соединения (позиции 3, 5, 48 (собственное оборудование), а также по подстанции ТП- 1623 (ТП "БГС") (позиции 116-119 (собственное оборудование), служба указала, что трансформаторные подстанции по приказам о вводе в эксплуатацию от 27.11.2018 N 365-П, от 26.11.2018 N 337-П, N 12/1 введены в эксплуатацию без трансформаторов, что свидетельствует об отсутствии связи с ТП заявленных линий электропередач, а трансформатор ТП-1623 не представилось возможным идентифицировать.
Как указывает заявитель представленными в материалы дела однолинейной схемой электроснабжения от ТП-1607, схемой соединения электрических сетей по ТП-1607 (представлялась в службу в составе тарифной заявки), актами технологического присоединения, актами приема-передачи электроэнергии из сетей ПАО "Россети Сибирь" в сети АО "Улан-Удэ Энерго" подтверждается, что на момент подачи тарифной заявки и ее рассмотрения, ТП- 1607 имела в своем составе рабочий трансформатор, через который и осуществлялось преобразование и передача электрической энергии. При этом отметил, что приказы о вводе объектов в эксплуатацию, действительно содержат словосочетание "без трансформаторов", однако, указанное обусловлено стандартом общества СО 3.040 "Оформление первичных документов при перемещении основных средств" и не может свидетельствовать об отсутствии трансформатора в ТП-1607. В отношении ТП-1623 (ТП "БГС", также указал на наличие документов, подтверждающих нахождение в собственности общества указанной подстанции и отходящих от нее линий электропередач на МКЖД ул. Смолина 61, ул. Карабельная 57. Отметил, что диспетчерский номер трансформаторной подстанции (1623), присвоен позже ввода ее в эксплуатацию, и указанное обстоятельство не могло влиять на наличие права собственности общества на нее. Факт присвоения ей указанного номера фактически свидетельствует лишь о дополнительной идентификации подстанции в целях оперативно-диспетчерского управления.
Представитель ответчика при рассмотрении дела указанные обстоятельства по существу не оспорил, сослался на то, что при рассмотрении тарифной заявки служба по представленным документам не смогла идентифицировать подстанцию ТП-1623 указанную в схемах как ТП "БГС", равно как и установить факт наличия в ТП-1607 действующего трансформатора, при этом отметил, что обязанность доказывания соответствия критериям ТСО возлагается на общество.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, с учетом положений пункта 19 Правил N 1178, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при рассмотрении материалов тарифного дела Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия не предприняла достаточных и необходимых меры для разрешения разногласий с обществом по вопросу протяженности линий, используемых для оказания регулируемой деятельности, в том числе в части идентификации ТП- 1623, установления наличия в ТП1607 трансформатора.
Следовательно, вывод службы о несоответствии АО "Улан-Удэ Энерго" критериям ТСО в части исключения заявленной протяженности линий электропередач в 1,221 км. по причине отсутствия связи между ВЛ И ТП (пункты 1, 3 уведомления), не может быть признан правильным.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд отклоняет как ошибочные доводы апелляционных жалоб о необоснованности принятия судом первой инстанции дополнительных документов, не представленных обществом в тарифной заявке.
В соответствии с абзацами 1 и 4 пункта 24 Правил N 1178 в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности. Также решается вопрос о соответствии организации критериям ТСО.
Из буквального толкования указанных норм следует, что соответствие заявителя критериям ТСО определяется тарифным органом самостоятельно, на основании представленных материалов, а в случае их непредставления, на основании проверки финансово-хозяйственной деятельности заявителя.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 1178 в случае, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение семи рабочих дней со дня поступления запроса.
Таким образом, для проверки соответствия организации заявителя критериям ТСО не обязательно каждый раз подавать новую тарифную заявку. Достаточно представить обосновывающие документы и сведения самостоятельно либо по запросу регулятора.
Из материалов дела следует, что АО "Улан-Удэ Энерго" к тарифной заявке на 2022 год приложены документы, подтверждающие права собственности и права аренды на планируемое к осуществлению электросетевой деятельности имущество, а именно договоры купли-продажи, договоры подряда на строительство объектов, договоры аренды, приказы на ввод объектов в эксплуатацию, что подтверждается описью документов к расчету НВВ на 2022 год, анализ соответствия АО "Улан-Удэ Энерго" критериям ТСО, перечень электросетевого оборудования АО "Улан-Удэ Энерго" на период регулирования 2022 год, т.е. исполнило требования Правил N 1178.
Таким образом, доказательств того, что служба предприняла все необходимые и достаточные меры в соответствии с Правилами N 1178 для проверки акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" на соответствие критериям ТСО в материалы дела не представлено (пункт 1 статьи 65 АПК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно принял и оценил документы общества.
В данном случае фактически служба не оспаривает выводы суда, по существу, а оспаривает само право заявителя обратиться в суд за отменой вынесенного решения.
Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" в случае оспаривания решения, которым пересмотрено (отменено, изменено) ранее принятое в отношении гражданина или организации решение, в том числе при осуществлении пересмотра его вышестоящим органом или должностным лицом (статья 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 3 статьи 31 и пункт 1.1 статьи 139 НК РФ, пункт 2 части 4 статьи 23 и статья 51.2 Закона о защите конкуренции и др.), судам необходимо учитывать следующее.
Решения, которыми отказано гражданам, организациям в предоставлении права либо в результате которых ограничены их права или незаконно возложены обязанности, а также иным образом ухудшено их положение, могут быть изменены или отменены уполномоченными органами публичной власти, их должностными лицами без каких-либо ограничений при условии, что такие изменение или отмена не нарушают закон и не ухудшают правового положения других лиц.
Доказательств того, что до вынесения Приказов об установлении тарифов на очередной период регулирования 2022 год, служба не могла отменить оспариваемый приказ, возобновить рассмотрение тарифного дела, или что такая отмена нарушила бы права третьих лиц в материалы дела не представлено.
Довод публичного акционерного общества "Россети-Сибирь" о проверке только части оборудования общества опровергается материалами дела.
Судом первой инстанции произведена проверка заявленных линий электропередач по протяжённости, трансформаторных подстанций и трансформаторов по мощности, в том числе на соответствие критериям ТСО.
Учитывая установленные обстоятельства, апелляционный суд пролагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что на момент принятия оспариваемого приказа общество соответствовало критериям ТСО, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184, поскольку обладало на праве собственности или ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования, линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), сумма протяженности которых по трассе составляет не менее 15 км, а также трансформаторами (автотрансформаторами), сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА. При этом у службы при надлежащей и добросовестной реализации своих прав и исполнения обязанностей, установленных Правилами N1178, имелась возможность достоверного установления указанных фактов.
Таким образом, оспариваемый приказ от 10.12.2021 N 1/18 "О прекращении рассмотрения дела АО "Улан-Удэ Энерго" по определению необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования 2022 год", правомерно признан судом первой инстанции не соответствующим Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд в случае удовлетворения заявленных требований в судебном акте указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов общества суд первой инстанции правомерно возложил на Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия обязанность возобновить рассмотрение дела АО "Улан-Удэ Энерго" по определению необходимой валовой выручки и установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период регулирования 2022 год.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 августа 2022 года по делу N А10-7876/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-7876/2021
Истец: АО Улан-Удэ Энерго, ПАО Россети Сибирь
Ответчик: Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия