город Иркутск |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А74-9828/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Кореневой Т.И., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Новиковой О.Н.,
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Кадакиной Т.А. (доверенность от 27.12.2022 N кл/9009/22, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 января 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
государственный комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасияс заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России, Управление) о признании недействительными пунктов 2, 3, 4 решения, пунктов 1, 3, 4 предписания от 04.08.2021 по жалобе N 019/06/69-743/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Эколоджи" (ОГРН 1169102057750, ИНН 9102205028, далее - ООО "Эколоджи"), общество с ограниченной ответственностью "Промальянс" (ОГРН 1185053014706, ИНН 5024186240, далее - ООО "Промальянс"), государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская клиническая больница имени Г.Я. Ремишевской" (ОГРН 1021900527186, ИНН 1901005310, далее - ГБУЗ РХ "РКБ имени Г.Я. Ремишевской").
постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 января 2023 года, заявленное требование удовлетворено частично, пункт 2 решения Управления признан недействительным, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Хакасское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части признания недействительным пункта 2 решения по мотивам неправильного применения судами пунктов 7, 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617), неприменения писем Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 05.06.2020 N 39247/12, от 08.07.2020 N 47475/12; нарушения норм процессуального права; принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы Управление указывает, что законодателем установлены четкие требования о том, что должно быть указано в заявке участника закупки в случае предоставлении российского, а также евразийского товара; заказчик при разработке аукционной документации должен руководствоваться Постановлением N 617 в целом, а не отдельными его частями, и установить алгоритм действий для участников закупки в случаях, если участники закупки планируют поставку продукции, произведенной на территории государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), и алгоритм действий для комиссии уполномоченного органа при принятии соответствующего решения при рассмотрении таких заявок, что не было сделано заказчиком; аукционная комиссия была вынуждена отклонять всех участников электронного аукциона, предложивших иностранный товар и товар из ЕАЭС.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), Комитет и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Управления доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемые судебные акты отменить.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ГБУЗ РХ "РКБ имени Г.Я. Ремишевской" проводился аукцион в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения (перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные) на второе полугодие 2021 года, о чем было размещено извещение, а также размещена аукционная документация. Комитет является уполномоченным органом данной закупки.
По результатам рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссией уполномоченного органа принято решение допустить к участию в аукционе в электронной форме и признать участниками аукциона всех 15 участников, подавших заявки; в протоколе от 13.07.2021 N 1 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе отражено, что имеются предложения о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок участников аукциона, согласно протоколу N 2 от 16.07.2021 комиссией принято решение о соответствии вторых частей заявок, поданных 12 участниками аукциона, требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме; победителем аукциона признано ООО "Эколоджи".
28.07.2021 в адрес Хакасского УФАС России поступила жалоба ООО "Промальянс" на действия Комитета при проведении электронного аукциона по необоснованному неотклонению заявок участников аукциона, предложивших товары зарубежного производства.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что в аукционной документации не установлено требование о том, что подтверждением соблюдения ограничений, установленных Постановлением N 617, является предоставление участником закупки в составе заявки информации о товаре, предусмотренной подпунктом "б" пункта 7 Постановления N 617, что является нарушением подпункта 2 части 1 статьи 64, подпункта 6 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). В связи с этим аукционная комиссия неправомерно допустила участников, которые подлежали отклонению на основании пункта 2 Постановления N 617.
Управлением принято решение N 019/06/69-743/2021 от 04.08.2021, которым жалоба ООО "Промальянс" признана необоснованной. Пунктом 2 решения Комитет признан нарушившими требования подпункта 2 части 1 статьи 64, подпункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. В решении указано на необходимость выдачи предписания и передачи материалов для возбуждения дела об административной правонарушении (пункты 3, 4).
На основании решения выдано предписание от 04.08.2021 об устранении нарушения, которым Комитету, комиссии, заказчику, оператору электронной площадки предписано совершить действия по отмене протокола подведения итогов аукциона, уведомлению участников закупки об отмене протокола, о новой дате рассмотрения заявок, повторному рассмотрению вторых частей заявок на участие в аукционе и проведению процедуры определения поставщика в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Не согласившись с пунктами 2, 3, 4 решения и пунктами 1, 3, 4 предписания антимонопольного органа, Комитет оспорил их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования частично, указав, что пункт 2 оспариваемого решения Управления не соответствует положениям Закон о контрактной системе и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
На основании пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок (часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе).
Пунктом 1 Постановления N 617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 617 для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно: а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза; б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок (окончательных предложений).
Пунктом 7 Постановления N 617 (в редакции действовавшей в спорный период) для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) наличие сведений об отдельных видах промышленных товаров в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства"; б) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Пунктом 9 Постановления N 617 установлено, что при осуществлении закупок отдельных видов промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд подтверждением соблюдения ограничений, установленных настоящим Постановлением, является представление участником закупки в составе заявки информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации". Информация о реестровой записи об отдельном виде промышленного товара включается в контракт.
На этапе исполнения контракта участник закупки представляет выписку из реестра российской промышленной продукции, формируемую посредством государственной информационной системы промышленности, или копию сертификата, указанного в подпункте "б" пункта 7 настоящего Постановления. Подавая заявку, участник закупки соглашается с условием о необходимости представить на стадии исполнения контракта указанные в абзаце 2 настоящего пункта документы.
Учитывая приведенные положения, в целях обеспечения надлежащего применения запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, подлежали рассмотрению все поступившие вторые части заявок участников электронного аукциона на предмет их соответствия и применения положений пунктов 2 и 7 Постановления N 617.
Как правильно указали суды, в случае если закупаемый товар включен в перечень товаров, для которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок, заявка участника аукциона должна содержать сведения о том, что товар находится в реестре российской промышленной продукции и номер реестровой записи о товаре. Обязанность представить выписку из реестра российской промышленной продукции или копию выданного уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара возложена на участника закупки только на стадии исполнения контракта. Вместе с тем, участник закупки вправе представить такие документы и в составе заявки.
Из материалов дела следует, что объектом закупки N 0380200000121003480 являются перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные.
В Перечень включен код ОКПД 22.19.6 "предметы одежды и ее аксессуары из вулканизированной резины, кроме твердой резины (эбонита)" (пункт 69). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-СТ, содержит группировку 22.19.60.119 "перчатки резиновые прочие".
Следовательно, в отношении данного объекта закупки заказчик обязан применять установленные законодательством ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Как установили суды, в пункте 23 информационной карты аукционной документации "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" указано, что к закупке применяется национальный режим, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе, приведена ссылка на Постановление N 617.
Суды правильно указали, что приведенные в аукционной документации положения Постановления N 617 соответствуют содержанию пункта 9 названного Постановления в редакции, которая действовала в спорный период; обязанность переносить в аукционную документацию весь текст данного Постановления у уполномоченного органа отсутствовала; действующая в спорный период редакция Постановления N 617 не предусматривала обязанность участников закупки по представлению в составе заявок выписок из реестра российской промышленной продукции и копий сертификатов, указанных в подпункте "б" пункта 7 данного постановления.
По результатам исследования и оценки аукционной документации, суды признали, что в документации об электронном аукционе содержится вся необходимая информация, в том числе о наличии ограничений, и положения аукционной документации не противоречат нормам указанного Постановления N 617.
Ссылки антимонопольного органа на письма Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 05.06.2020 N 39247/12, от 08.07.2020 N 47475/12 правомерно отклонены судами, поскольку письма не являются нормативными правовыми актами.
Учитывая установленные обстоятельства, суды пришли к обоснованным выводам о том, что Комитетом не было допущено нарушения подпункта 2 части 1 статьи 64, подпункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, в связи с чем правомерно признали пункт 2 оспариваемого решения антимонопольного органа не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Иные доводы Управления, изложенные в жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, по существу направлены на иную оценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 января 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установили суды, в пункте 23 информационной карты аукционной документации "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" указано, что к закупке применяется национальный режим, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе, приведена ссылка на Постановление N 617.
...
Ссылки антимонопольного органа на письма Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 05.06.2020 N 39247/12, от 08.07.2020 N 47475/12 правомерно отклонены судами, поскольку письма не являются нормативными правовыми актами.
Учитывая установленные обстоятельства, суды пришли к обоснованным выводам о том, что Комитетом не было допущено нарушения подпункта 2 части 1 статьи 64, подпункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, в связи с чем правомерно признали пункт 2 оспариваемого решения антимонопольного органа не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 апреля 2023 г. N Ф02-1238/23 по делу N А74-9828/2021