город Иркутск |
|
21 апреля 2023 г. |
Дело N А19-17858/2022 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Рудых А.И.,
рассмотрев кассационную жалобу Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 января 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Восточно-Сибирская транспортная прокуратура (ОГРН: 1073808016600, ИНН: 3808152955, далее - Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутской таможне (ОГРН 1023801543908, ИНН 3800000703, далее - Таможня, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 10.08.2022 N 10607000-1363/2022 о привлечении областного государственного автономного учреждения здравоохранения (ОГАУЗ) "Братская городская больница N 1" (далее - учреждение, больница) к ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде предупреждения.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 января 2023 года, в удовлетворении требования отказано.
В кассационной жалобе Прокуратура, ссылаясь на нарушение норм материального права (статьи 1.4, 1.6, 4.5, 24.5, 19.7.13 КоАП РФ, Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ), Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила N 891), Методические рекомендации по квалификации и расследованию административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (письмо ФТС России от 01.02.2017 N 18-19/04746), постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5), примеры судебной практики, просит решение и постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы: на момент составления Таможней протокола об административном правонарушении от 28.07.2022 и вынесения постановления от 10.08.2022 о назначении учреждению административного наказания годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, истек; судами неправильно истолкованы и применены правовые подходы, сформулированные Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 06.05.2019 N 5-АД19-21, от 13.05.2019 N 5-АД19-23, от 05.10.2020 N 41-АД20-11 (далее - постановления N 5-АД19-21, N 5-АД19-23 и N 41-АД20-11).
Таможня в отзыве на кассационную жалобу против её доводов возразила, ссылаясь на их несостоятельность.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с учетом части 5.1 статьи 211 АПК РФ и статьи 288.2 АПК в редакции, действующей с 13.12.2019, без вызова сторон и проведения судебного заседания с учетом разъяснений, изложенных в пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции".
Лица, участвующие в деле, извещены о принятии кассационной жалобы к производству и о порядке её рассмотрения по правилам статей 121-123, 186 АПК РФ (первичные извещения, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в установленном порядке на сайте суда в сети "Интернет").
Проверив правильность применения арбитражными судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из материалов дела судами установлено: 28.04.2022 учреждением в информационном сервисе ФТС России в комплексном программном средстве "Статистическое декларирование" размещена с применением электронной подписи статистическая форма учета перемещения товаров (далее - статистическая форма) с системным номером ED20220428114635965, с регистрационным номером 10607000/280422/С562259 за отчетный период "март 2021 года".
В связи с обнаружением в указанной форме ошибки в номере месяца, больницей данная форма аннулирована, взамен подана статистическая форма с системным номером ED20220721055049924, с регистрационным номером 10607000/210722/С963843 с указанием правильного отчетного месяца "февраль 2021 года".
Согласно представленным документам в феврале 2021 года от общества с ограниченной ответственностью "Мединдустрия Сервис" во исполнение договора купли-продажи от 17.12.2020, спецификации к нему в больницу поставлены товары: "Блок управления СИ6221-00" (код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 8409990009), "Актуатор линейный", на общую сумму 34 493 рубля 70 копеек.
Факт перемещения данного товара, в феврале 2021 года подтверждается товарной накладной от 02.02.2021 N 0358063, квитанцией от 02.02.2021 N KOR349619 (дата получения товара 08.02.2021).
В связи с несвоевременным представлением статистических форм (28.04.2022) Таможней 28.07.2022 в отношении больницы составлен протокол N 10607000- 1363/2022 об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и постановлением от 10.08.2022 N 10607000-1363/2022 учреждение признано виновным в совершении указанного административного правонарушения с назначением наказания в виде предупреждения.
Дело об административном правонарушении поступило в Прокуратуру для проверки в порядке надзора 16.08.2022.
Полагая, что на момент составления Таможней протокола об административном правонарушении от 28.07.2022 и вынесения постановления от 10.08.2022 о назначении административного наказания годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, истек, Прокуратура обратилась в суд с рассматриваемым требованием.
Отказывая в удовлетворении требования, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения срока и процедуры привлечения к административной ответственности, и отсутствии оснований для применения положений статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов суд округа не усматривает, в связи со следующим.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Не оспаривая по существу факт несвоевременного представления в Таможню статистической формы учета перемещения товаров, Прокуратура указала на нарушение административным органом требований, установленных пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, а именно в части определения даты совершения административного правонарушения (верная дата - 16.03.2021).
Данные доводы были рассмотрены судами с учетом требований части 2.1 статьи 289 АПК РФ и обоснованно отклонены как основанные на ошибочном толковании подлежащих применению норм КоАП РФ в силу следующего.
Согласно тексту обжалуемого постановления датой совершения административного правонарушения указано 28.04.2022.
Диспозиция части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ состоит в непредставлении или несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В данном случае, как правильно указал суд первой инстанции, учреждение было признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося именно в несвоевременном представлении в Таможню статистических форм учета перемещения товаров, больнице не вменялось непредставление статистической формы к установленному сроку.
Несвоевременное представление статистической формы учета за пределами установленного законом срока выражается в противоправных действиях по подаче таких статистических форм за пределами срока.
Данное правонарушение началось с момента бездействия и окончено на дату представления статистической формы учета в Таможню, местом его совершения является таможенный орган, в котором осуществлена их регистрация, то есть при совершении указанного правонарушения имело место несвоевременное представление статистических форм учета.
Исходя из диспозиции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, датой совершения правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении статистической формы учета, будет являться дата фактического представления статистической формы учета, совершенное учреждением правонарушение окончено на дату направления статистической отчетности в таможенный орган.
С учетом изложенного, арбитражные суды, установив, что статистическая форма была представлена больницей 28.04.2022, протокол составлен 28.07.2022, оспариваемое постановление принято 10.08.2022, принимая во внимание наличие у учреждения возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятие последним всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения, отсутствие в материалах дела доказательств того, что допущенное правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства, учитывая, что отсутствие со стороны общества надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей свидетельствует об его пренебрежительном отношении к установленным требованиям, пришли к правильным выводам о наличии в деянии общества состава и вины вмененного административного правонарушения.
С учетом изложенного, является обоснованным вывод судов о том, что оспариваемое постановление вынесено Таможней в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
При этом судами обоснованно учтен правовой подход, сформулированный Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях N 5-АД19-21, N 5-АД19-23, от 05.10.2020 N 41-АД20-11.
Неправильного толкования судами положений приведенных выше норм права, в том числе статей 1.4, 1.6, 4.5, 24.5, 19.7.13 КоАП РФ, Закона N 289-ФЗ, Правил N 891, правовых позиций, изложенных в Постановлении N 5, постановлениях N 5-АД19-21, N 5-АД19-23 и N 41-АД20-11, к установленным в настоящем деле конкретным обстоятельствам, суд округа не усматривает.
Приведенные в кассационной жалобе примеры судебной практики не могут быть приняты во внимание, поскольку судебные акты по указанным делам основаны на иных доказательствах и обстоятельствах и не изменяют установленных в данном деле фактов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Доводы кассационной жалобы проверены, однако не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, на иную оценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае отсутствуют существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем отсутствуют предусмотренные частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 января 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Судья |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из диспозиции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, датой совершения правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении статистической формы учета, будет являться дата фактического представления статистической формы учета, совершенное учреждением правонарушение окончено на дату направления статистической отчетности в таможенный орган.
С учетом изложенного, арбитражные суды, установив, что статистическая форма была представлена больницей 28.04.2022, протокол составлен 28.07.2022, оспариваемое постановление принято 10.08.2022, принимая во внимание наличие у учреждения возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятие последним всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения, отсутствие в материалах дела доказательств того, что допущенное правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства, учитывая, что отсутствие со стороны общества надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей свидетельствует об его пренебрежительном отношении к установленным требованиям, пришли к правильным выводам о наличии в деянии общества состава и вины вмененного административного правонарушения.
С учетом изложенного, является обоснованным вывод судов о том, что оспариваемое постановление вынесено Таможней в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
...
Неправильного толкования судами положений приведенных выше норм права, в том числе статей 1.4, 1.6, 4.5, 24.5, 19.7.13 КоАП РФ, Закона N 289-ФЗ, Правил N 891, правовых позиций, изложенных в Постановлении N 5, постановлениях N 5-АД19-21, N 5-АД19-23 и N 41-АД20-11, к установленным в настоящем деле конкретным обстоятельствам, суд округа не усматривает."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 апреля 2023 г. N Ф02-1522/23 по делу N А19-17858/2022