город Иркутск |
|
22 мая 2023 г. |
Дело N А33-9356/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Кореневой Т.И., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Араз" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации "Красноярское" (далее - МУ МВД, управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Араз" (ИНН 2463048860, ОГРН 1022402147932, далее - ООО "Араз", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2022 года, в привлечении к административной ответственности отказано, в связи с тем, что вменяемые ООО "Араз" нарушения подлежат квалификации по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ. При этом изъятая 25.02.2022 у общества алкогольная продукция объемом 102,3 литра направлена на уничтожение, как находящаяся в незаконном обороте.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 сентября 2022 года указанные выше решение и постановление отменены в части отказа МУ МВД в привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края на основании пункта 3 части 1 статьи 287, пункта 3 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В остальной части обжалуемые судебные акты оставлены без изменения.
По результатам нового рассмотрения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2023 года, общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 500 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
ООО "Араз", ссылаясь на положения Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон N 144-ФЗ), определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.1998 N 86-О, указывает, что информация, полученная в результате проведения МУ МВД оперативно-розыскных мероприятий, не является допустимым доказательством совершения административного правонарушения.
Кроме того, как указано в кассационной жалобе, заявление о привлечении к административной ответственности подписано должностным лицом управления без приложения документа о высшем юридическом образовании, что является нарушением части 3 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения заседания судом округа извещены в соответствии с положениями статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т.1 л.д. 4-5, т.3 л.д. 3-4, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в установленном порядке на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет"), однако представителей в заседание суда округа не направили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 25.02.2022 в рамках компетенции, определенной Законом N 144-ФЗ, должностными лицами МУ МВД проведено оперативно-розыскное мероприятие (проверочная закупка) в концерт-холле "Циркус", расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Высотная, 35А/1.
По результатам вышеуказанной закупки установлен факт реализации ООО "Араз" алкогольной продукции без лицензии (одной бутылки водки "Русский стандарт" емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 1 500 рублей за штуку). Также в ходе осмотра обнаружена иная алкогольная продукция, находящаяся в помещениях общества на хранении и предназначенная для реализации, изъятая по акту от 25.02.2022.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте от 25.02.2022, протоколе обследования помещений, зданий, сооружений от 25.02.2022 с приложением фототаблицы.
На основании изложенного административный орган пришел к выводу, что в нарушение статей 11, 16, 18, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) 25.02.2022 в концерт-холле "Циркус" ООО "Араз" осуществило продажу алкогольной продукции без лицензии, в результате чего совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
ООО "Араз" было заблаговременно извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (т.1 л.д.99), уполномоченный представитель общества явился на его составление.
05.04.2022 старшим инспектором отдела по исполнению административного законодательства управления В.И. Коченовым в отношении общества составлен протокол N 11222 00089/142 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении ООО "Араз" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
По результатам нового рассмотрения суд первой инстанции пришел к выводам о доказанности события и состава вмененного обществу административного правонарушения; о соблюдении административным органом процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении и об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. На основании изложенного суд привлек ООО "Араз" к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 500 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Суд округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно пункту 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, нахождение в обороте отдельных видов объектов гражданских прав, определяемых в порядке, установленном законом, допускается по специальному разрешению.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа (пункт 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другому лицу и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации
В соответствии с частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Как правильно установили суды на основании оценки всех имеющихся в деле доказательств при новом рассмотрении дела, общество без соответствующей лицензии осуществило розничную продажу алкогольной продукции, что подтверждается актом проведения оперативно-розыскного мероприятия "Проверочная закупка" от 25.02.2022; актом осмотра вещей, находящихся при покупателе от 25.02.2022; актом осмотра пометки и вручения денежных средств, материальных ценностей или предметов от 25.02.2022; актом добровольной сдачи от 25.02.2022; протоколом обследования помещений от 25.02.2022 и фототаблицей к нему; чеком от 25.02.2022 N 687134, письменными объяснениями официанта ООО "Араз" от 25.02.2022, письменными объяснениями учредителя и представителя ООО "Араз" от 15.03.2022 и другими процессуальными документами (т. 1 л.д. 11-52). При этом, в оперативно-розыскных действиях 25.02.2022 принимали участие понятые, необходимые данные о которых и их подписи в соответствующих процессуальных документах имеются.
Принимая во внимание отсутствие отягчающих обстоятельств, наличие у ООО "Араз" на момент совершения правонарушения статуса малого предприятия и на основании части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ обществу назначен административный штраф в размере половины минимального наказания, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Грубых нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судами не установлено. В частности, протокол от 05.04.2022 N 112 22 00089/142 об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел в присутствии представителя общества, которое было заблаговременно извещено о времени и месте составления указанного протокола. Представителю общества была обеспечена возможность дать объяснения по существу вмененного правонарушения, замечаний и дополнений заявлено не было (т. 1 л.д. 14 (оборотная сторона)).
Событие правонарушения и вина общества в его совершении судебными актами установлены; процедура производства по делу об административном правонарушении при рассмотрении дела судами проверена.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения решения судом первой инстанции не истек.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу относительно наличия оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Довод о недопустимости использования управлением информации, полученной в результате оперативно-розыскной деятельности в ходе производства по делу об административном правонарушении, судом округа отклоняется в силу следующего.
Из содержания статьи 6 Закона N 144-ФЗ следует, что проверочная закупка является одним из видов оперативно-розыскных мероприятий, проводимых при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
В силу положений пункта 4 статьи 6, пункта 1 статьи 13 Закона N 144-ФЗ проведение проверочной закупки входит в компетенцию органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 и пункту 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" к задачам и обязанностям полиции относится выявление, пресечение и предупреждение административных правонарушений, осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются как непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, так и поступившие из правоохранительных органов, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Следовательно, в случае, если в ходе оперативно-розыскных мероприятий полицией выявлены признаки состава административного правонарушения, информация и собранные доказательства, переданные должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, могут являться основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Частями 1-3 статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При этом не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Представленным в дело доказательствам, в том числе полученным в соответствии с требованиями Закона N 144-ФЗ, рассекреченным в установленном порядке (т.1 л.д.18-20) и закрепленным в протоколе об административном правонарушении с соблюдением прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судами дана оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ и главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для вывода о том, что доказательства, положенные в основу выводов о виновности общества в совершении вмененного административного правонарушения, получены с нарушением требований закона, не имеется, они последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и обоснованно признаны судебными инстанциями достоверными относительно события административного правонарушения. В частности, в кассовом чеке (т.1 л.д.46) прямо указано о приеме ООО "Араз" 25.02.2022 оплаты в сумме 1 500 рублей за алкогольную продукцию (Русский стандарт 500 мл).
Позиция заявителя кассационной жалобы о том, что спорные материалы оперативно-розыскных мероприятий могли быть использованы только при расследовании преступления, основаны на неправильном толковании совокупности норм Закона N 144-ФЗ и КоАП РФ.
Довод общества о том, что полномочия В.И. Коченова на подписание заявления о привлечении к административной ответственности не подтверждены дипломом о высшем юридическом образовании, ошибочен.
В соответствии с частью 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Подписавший заявление о привлечении ООО "Араз" к административной ответственности Коченов В.И. также составил протокол от 05.04.2022 N 112 22 00089/142 об административном правонарушении как старший инспектор отдела по исполнению административного законодательства. Аналогичное должностное положение Коченова В.И. указано в заявлении о привлечении к административной ответственности, поданном в арбитражный суд (т.1 л.д.9-10).
Пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, статьей 14.17 КоАП РФ.
Приказом МВД России от 30.08.2017 N 685 "О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" утвержден Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ.
Пунктом 1.4.11 указанного Перечня предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.26, частью 1 статьи 20.25, перечисленных в части 1 статьи 23.3 и пунктах 1 и 79 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, с учетом осуществляемых полномочий вправе составлять, в том числе, должностные лица подразделений по исполнению административного законодательства управлений МВД РФ по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям.
Следовательно, Коченов В.И. вправе был подписать заявление о привлечении ООО "Араз" к административной ответственности в силу своего должностного положения без подтверждения наличия у него высшего юридического образования. Более того, судами при рассмотрении дела учтено, что необходимые сведения о наличии диплома о высшем юридическом образовании указаны в приложенной к заявлению доверенности МУ МВД, заверенной в установленном порядке управлением (т.1 л.д.100).
Таким образом, неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы судов основаны на оценке всех доказательств, имеющихся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Изложенные в кассационной жалобе доводы по своей сути выражают несогласие заявителя жалобы с произведенной судами оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может быть положено в основу отмены принятых по делу судебных актов по результатам кассационного производства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, при рассмотрении дела не допущено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, статьей 14.17 КоАП РФ.
Приказом МВД России от 30.08.2017 N 685 "О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" утвержден Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ.
Пунктом 1.4.11 указанного Перечня предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.26, частью 1 статьи 20.25, перечисленных в части 1 статьи 23.3 и пунктах 1 и 79 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, с учетом осуществляемых полномочий вправе составлять, в том числе, должностные лица подразделений по исполнению административного законодательства управлений МВД РФ по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2023 г. N Ф02-2377/23 по делу N А33-9356/2022
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2377/2023
08.02.2023 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7334/2022
21.11.2022 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-9356/2022
19.09.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4587/2022
11.07.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3590/2022
30.05.2022 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-9356/2022