город Иркутск |
|
06 июня 2023 г. |
Дело N А19-5583/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 06 июня 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Качукова С.Б.,
судей Кушнаревой Н.П., Яцкевич Ю.С.
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "НордРесурс" Пригожей А.С. (доверенность от 09.12.2022 N НР/0025) и представителя министерства лесного комплекса Иркутской области Хороших Е.А. (доверенность от 23.12.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НордРесурс" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 марта 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
министерство лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, г. Иркутск, далее также - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "НордРесурс" (ОГРН 1163850066159, ИНН 3808194602, г. Иркутск, далее также - ООО "НордРесурс", общество, ответчик) об обязании выполнить в вегетационный период с 01.06.2022 по 15.10.2022 мероприятия по воспроизводству лесов (рубки осветления и рубки прочистки) в Ичерском участковом лесничестве на общей площади 9,4 га: Ичерская дача, квартал 396, выдел 5, а также о взыскании 1 504 730 рублей 39 копеек неустойки по договору аренды лесного участка от 09.09.2011 N 91-374/11.
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 марта 2023 года, иск удовлетворен частично - с ООО "НордРесурс" в пользу министерства взыскана неустойка в сумме 501 576 рублей 80 копеек. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части взыскания с него неустойки, ООО "НордРесурс" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их в этой части отменить и принять новый судебный акт.
В поданной жалобе ответчик сослался на необоснованное принятие судами в качестве надлежащего доказательства невыполнения им мероприятий по воспроизводству лесов на спорном лесном участке в 2020 году акта натурного осмотра лесного участка с оценкой качества выполнения лесохозяйственных мероприятий от 04.08.2021 N 39, составленного ФГБУ "Рослесинфорг" в ходе проведения государственной инвентаризации лесов, и, как следствие, выразил несогласие с выводами судов о наличии оснований для взыскания с него неустойки.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель министерства в представленном отзыве и устных пояснениях указал на несостоятельность доводов ответчика, в связи с чем просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению от 30 марта 2023 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 30.08.2011 N 8 агентство лесного хозяйства Иркутской области (правопредшественник истца, арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Лена-лес" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 09.09.2011 N 91-374/11 (с учетом дополнительного соглашения от 18.09.2012 к нему), согласно которому арендатору предоставлен в аренду для заготовки древесины сроком на 49 лет лесной участок из состава земель лесного фонда общей площадью 57 049 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Киренский район, Киренское лесничество, эксплуатационные леса, Ичерское участковое лесничество, Ичерская дача, кварталы N 369 - N 371, N 388 - N 391, N 394 - N 399, N 412 - N 415, N 418 - N 422, N 436 - N 445, Чайское участковое лесничество, Чайская дача, кварталы N 1 - N 4, N 8, N 9, N 19, N 22 - N 26, N 63, N 64, N 66, N 83 - N 86, N 104 - N 106, Сполошинская дача, кварталы N 169, N 189, N 191 - N 193, N 198, N 199, N 208, N 209, N 217 - N 219, N 225, N 234.
Указанный договор зарегистрирован управлением Росреестра по Иркутской области 11.02.2012.
В пункте 5.4.9 договора стороны предусмотрели обязанность арендатора осуществлять за свой счет санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.
Согласно пункту 6.4 договора в случае неисполнения обязательств, предусмотренных пунктами 5.4.5-5.4.9 договора, арендатор уплачивает неустойку в размере 0,1 % от размера годовой аренной платы за каждый день просрочки, начиная со дня получения уведомления о необходимости исполнения арендатором соответствующего обязательства до момента полного исполнения этого обязательства. При этом уплата неустойки не освобождает арендатора от исполнения обязательства в натуре.
В соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 31.03.2016 N 178-пп агентство лесного хозяйства Иркутской области с 15.06.2016 переименовано в министерство лесного комплекса Иркутской области.
Соглашением от 09.08.2016 общество "Лена-лес" с согласия министерства (письмо от 05.08.2016 N 9137-7741/16) передало права и обязанности арендатора по договору аренды от 09.09.2011 N 91-374/11 обществу "НордРесурс". Указанное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 31.08.2016.
Ссылаясь на то, что по результатам проведения ФГБУ "Рослесинфорг" в рамках мероприятий по государственной инвентаризации лесов натурного осмотра лесного участка с оценкой качества выполнения лесохозяйственных мероприятий (акт от 04.08.2021 N 39) установлен факт невыполнения обществом "НордРесурс" в 2020 году мероприятий по воспроизводству лесов (рубки осветления и рубки прочистки) на лесном участке площадью 9,4 га, имеющем местоположение: Ичерское участковое лесничество, Ичерская дача, квартал N 396, выдел 5, министерство после реализации претензионного порядка урегулирования спора (претензия от 26.11.2021 N 02-91-16878121) обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, в котором просило обязать его выполнить в вегетационный период с 01.06.2022 по 15.10.2022 соответствующие мероприятия и взыскать с него неустойку в сумме 1 504 730 рублей 39 копеек.
Удовлетворяя требования истца частично, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 12, 55, 61, 62, 72, 88, 90 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 309, 310, 330, 408, 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, Порядком проведения государственной инвентаризации лесов, утвержденным Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 14.11.2016 N 592, разъяснениями, изложенными в пунктах 71, 73, 77 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", и, установив выполнение ответчиком мероприятий по воспроизводству лесов на спорном лесном участке с нарушением установленного срока (в 2022 году), пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с него неустойки, предусмотренной пунктом 6.4 договора. При этом, признав начисленную истцом неустойку явно несоразмерной последствиям нарушения ответчиком своих обязательств, суд на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшил ее размер до 501 576 рублей 80 копеек. С учетом установленного факта выполнения ответчиком в 2022 году мероприятий по воспроизводству лесов суд отказал в удовлетворении требования об обязании его выполнить эти мероприятия.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
Как указано выше, в поданной кассационной жалобе предметом обжалования ответчика являются принятые по настоящему делу судебные акты в части наличия оснований для взыскания с него неустойки.
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, в соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Согласно частям 1 и 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов осуществляется в том числе путем лесовосстановления и ухода за лесами.
Статьей 64 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Правила ухода за лесами утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 534.
Обязанность по проведению мероприятий по воспроизводству лесов, в том числе по уходу за лесами, предусмотрена пунктом 5.4.9 заключенного сторонами договора аренды лесного участка от 09.09.2011 N 91-374/11 (с учетом соглашения о передаче прав и обязанностей от 09.08.2016). При этом на основании этого договора в 2020 году планировалось проведение рубок ухода (рубок осветления и рубок прочистки) на лесном участке площадью 9,4 га, имеющем местоположение: Ичерское участковое лесничество, Ичерская дача, квартал N 396, выдел 5.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В рассматриваемом случае в подтверждение выполнения мероприятий по воспроизводству лесов ООО "НордРесурс" представило в Киренское лесничество акт проверки объемов и качества выполненных работ в Киренском лесничестве (Ичерское участковое лесничество) от 15.10.2020, в котором указало на выполнение им рубок ухода на спорном лесном участке площадью 9,4 га. Кроме того, ответчик также представил отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении за январь - декабрь 2020 года.
Указывая на невыполнение ответчиком в 2020 году указанных мероприятий по воспроизводству лесов (рубок осветления и рубок прочистки) на спорном лесном участке, министерство сослалось на акт натурного осмотра лесного участка с оценкой качества выполнения лесохозяйственных мероприятий от 04.08.2021 N 39, составленного ФГБУ "Рослесинфорг" в рамках проведения государственной инвентаризации лесов, в котором зафиксирован факт невыполнения этих мероприятий.
Фактическое выполнение ответчиком требуемых мероприятий по воспроизводству лесов установлено актом натурного осмотра лесного участка от 22.08.2022 N 4, составленным по истечении пяти месяцев после обращения министерства в суд с настоящим иском.
Возражая относительно требований министерства, ответчик ссылался на недопустимость признания акта натурного осмотра лесного участка от 04.08.2021 N 39, составленного ФГБУ "Рослесинфорг", надлежащим доказательством по настоящему делу.
Между тем указанные возражения ответчика судами правомерно отклонены.
В соответствии с частью 1 статьи 90 Лесного кодекса Российской Федерации государственная инвентаризация лесов представляет собой систему мероприятий по оценке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик, выявления воздействия неблагоприятных факторов на леса, в том числе в результате нарушений законодательства, анализу качества проведения и результативности мероприятий по сохранению лесов, использованию лесов, а также по анализу, оценке и прогнозу изменения состояния лесов в целях стратегического планирования в области лесного хозяйства.
Порядок проведения государственной инвентаризации лесов, действующий на момент составления акта от 04.08.2021 N 39, был утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.11.2016 N 592 (далее также - Порядок).
В пункте 3 Порядка указано, что целями государственной инвентаризации лесов являются: своевременное выявление и прогнозирование развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса; оценка эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; информационное обеспечение управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов; информационное обеспечение управления в области федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
Для достижения указанных целей проводятся следующие мероприятия:
а) определение количественных и качественных характеристик лесов; б) дистанционный мониторинг использования лесов; в) оценка качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов наземными способами; г) формирование федеральных информационных ресурсов (пункт 4 Порядка).
В соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 10 Порядка при оценке качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов наземными способами Федеральным агентством лесного хозяйства, его территориальными органами выполняются: получение и анализ исходных данных на лесничество (объект работ) (лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества, договоры аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, проекты освоения лесов, лесные декларации, технологические карты выполнения мероприятий и разработки лесосек, материалы отвода лесосек, отчеты об использовании лесов, об охране и о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, проекты лесовосстановления, проекты лесоразведения, информация о выполнении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса, данные статистической отчетности и иные материалы); натурное обследование лесных участков (лесотаксационных выделов), в которых мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов были выполнены в течение года, предшествующего обследованию; оценка эффективности выполненных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов, соответствие их лесоводственным требованиям.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к правильному выводу о том, что при проведении оценки качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов уполномоченный орган осуществляет проверку соответствующих мероприятий, фактически выполненных на лесном участке на основании разработанного проекта освоения лесов, в том числе проекта, разработанного арендатором лесного участка и применяемого им для выполнения лесовосстановительных мероприятий.
Как следует из акта от 04.08.2021 N 39, основанием для проведения натурного осмотра лесного участка явились: лесной план Иркутской области на 2019-2028 годы, утвержденный указом губернатора Иркутской области от 29.05.2019 N 112-уг; лесохозяйственный регламент по Киренскому лесничеству, утвержденный приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 N 73-мпр; проект освоения лесов к договору аренды от 09.09.2011 N 91-374/11; положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.12.2018 N 4602-мр; проект ухода за лесами на 2020 год.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, а также доводы, положенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд первой инстанции и апелляционный суд признали акт натурного осмотра лесного участка с оценкой качества выполнения лесохозяйственных мероприятий от 04.08.2021 N 39 составленным уполномоченным лицом по проверке качества выполнения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов и, как следствие, относимым и допустимым доказательством, подтверждающим факт невыполнения обществом "НордРесурс" на арендованном лесном участке площадью 9,4 га в Ичерском участковом лесничестве мероприятий по воспроизводству лесов (рубки осветления и рубки прочистки), подлежащих выполнению в 2020 году.
Рассмотрев утверждения ответчика о выполнении соответствующих мероприятий в 2020 году со ссылкой на акт проверки объемов и качества выполненных работ от 15.10.2020, суды обоснованно их отклонили, указав на то, что этот акт является односторонним документом и в отсутствие первичных документов о проведении на спорном лесном участке в 2020 году рубок ухода (прочистки) не является достаточным доказательством выполнения им мероприятий по воспроизводству лесов. При этом суды указали, что из содержания составленного ответчиком акта не представляется возможным установить принадлежность лиц, подписавших этот акт (в данном акте подписавшие его лица поименованы как "ведущий инженер", при этом иные сведения об этих лицах отсутствуют).
При таких обстоятельствах, установив факт несвоевременного выполнения ответчиком мероприятий по воспроизводству лесов, суды правомерно пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с него неустойки, предусмотренной пунктом 6.4 договора (с учетом ее уменьшения в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации до 501 576 рублей 80 копеек).
Ссылки истца на то, что предусмотренная пунктом 6.4 договора аренды от 09.09.2011 N 91-374/11 неустойка подлежит начислению и уплате только в случае неисполнения соответствующего основного обязательства, являются несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку установленный договором порядок определения размера неустойки свидетельствует о возможности ее начисления и в случае ненадлежащего исполнения арендатором основного обязательства. В частности, исходя из буквального содержания пункта 6.4 договора, неустойка начисляется в размере 0,1 % от размера годовой аренной платы за каждый день просрочки до момента полного исполнения соответствующего обязательства, при этом уплата неустойки не освобождает арендатора от исполнения обязательства в натуре.
Указанные выше выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Правовых оснований для иных выводов, в том числе для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Исходя из положений глав 7, 19, 20 и 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полномочия по исследованию и оценке представленных в материалы дела доказательств предоставлены только судам первой и апелляционной инстанций. В данном случае указанные суды произвели оценку представленных в материалы настоящего дела доказательств и признали акт натурного осмотра лесного участка с оценкой качества выполнения лесохозяйственных мероприятий от 04.08.2021 N 39 надлежащим и допустимым доказательством, подтверждающим невыполнение ответчиком на спорном лесном участке мероприятий по воспроизводству лесов, подлежащих выполнению в 2020 году.
В целом доводы, изложенные истцом в кассационной жалобе, по существу сводятся к его несогласию с установленными судами обстоятельствами и направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств. Однако, исходя из положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия и правовые основания как для переоценки представленных доказательств, так и для установления иных обстоятельств, нежели те, что установлены судом первой инстанции и апелляционным судом.
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемые решение и постановление следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 марта 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
Н.П. Кушнарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Рассмотрев утверждения ответчика о выполнении соответствующих мероприятий в 2020 году со ссылкой на акт проверки объемов и качества выполненных работ от 15.10.2020, суды обоснованно их отклонили, указав на то, что этот акт является односторонним документом и в отсутствие первичных документов о проведении на спорном лесном участке в 2020 году рубок ухода (прочистки) не является достаточным доказательством выполнения им мероприятий по воспроизводству лесов. При этом суды указали, что из содержания составленного ответчиком акта не представляется возможным установить принадлежность лиц, подписавших этот акт (в данном акте подписавшие его лица поименованы как "ведущий инженер", при этом иные сведения об этих лицах отсутствуют).
При таких обстоятельствах, установив факт несвоевременного выполнения ответчиком мероприятий по воспроизводству лесов, суды правомерно пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с него неустойки, предусмотренной пунктом 6.4 договора (с учетом ее уменьшения в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации до 501 576 рублей 80 копеек).
...
Исходя из положений глав 7, 19, 20 и 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полномочия по исследованию и оценке представленных в материалы дела доказательств предоставлены только судам первой и апелляционной инстанций. В данном случае указанные суды произвели оценку представленных в материалы настоящего дела доказательств и признали акт натурного осмотра лесного участка с оценкой качества выполнения лесохозяйственных мероприятий от 04.08.2021 N 39 надлежащим и допустимым доказательством, подтверждающим невыполнение ответчиком на спорном лесном участке мероприятий по воспроизводству лесов, подлежащих выполнению в 2020 году."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 июня 2023 г. N Ф02-1801/23 по делу N А19-5583/2022