город Чита |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А19-5583/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Каминского В.Л.,
судей Желтоухова Е.В., Ниникиной В.С.,
при секретаре Юнусовой К.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НордРесурс" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 декабря 2022 года по делу N А19-5583/2022 по исковому заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859) к обществу с ограниченной ответственностью "НордРесурс" (ОГРН 1163850066159, ИНН 3808194602) об обязании выполнить мероприятия по воспроизводству лесов и взыскании неустойки,
при участии в судебном заседании представителя ответчика,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "НордРесурс" (далее - ответчик, Общество) с требованиями:
- об обязании выполнить мероприятия по воспроизводству лесов, а именно: рубки осветления и рубки прочистки на площади 9,40 га на лесном участке: Ичерское участковое лесничество, Ичерская дача, квартал 396, выдел 5 по договору аренды лесного участка N 91-374/11 от 09.09.2011 в вегетационный период 2022 года с 01.06.2022 по 15.10.2022,
- о взыскании неустойки по договору N 91-374/11 от 09.09.2011 в размере 1 504 730 руб. 39 коп. за невыполнение мероприятий по воспроизводству лесов.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 декабря 2022 года иск удовлетворен частично. С общества в пользу Министерства взыскано 501 576 руб. 80 коп. неустойки. В удовлетворении остальной части иска, в том числе и в требованиях об обязании выполнить мероприятия по воспроизводству лесов, отказано.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неверную оценку доказательств и неправильное применение норм материального права, полагая, что лесовосстановительные мероприятия выполнены в полном объеме, что подтверждается актами общества, составленными с представителями лесничества, а также и совместными актами, составленными в 2022 г. Полагает, что представленный ФГБУ "Рослесинфорг" акт N 39 от 04.08.2021 является недопустимым доказательством и имеет значение для подконтрольных ФГБУ "Рослесинфорг" учреждениям и органам власти, но не для арендатора.
В отзыве истец, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет".
Истец явку представителя в судебное заседание не обеспечил, выразил свою правовую позицию в отзыве, каких-либо обоснованных ходатайств не заявили, дело апелляционный суд счел подготовленным для рассмотрения и, руководствуясь частью 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежаще извещенных участвующих в деле лиц. При этом апелляционный суд не оставляет без внимания наличие у сторон возможности в реализации их процессуальных прав путем подачи соответствующих документов в электронном виде по удаленному доступу посредством информационной телекоммуникационной сети "Интернет" через государственную систему "Мой арбитр".
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, "НордРесурс" является арендатором лесного участка по договору аренды от 09.09.2011 N 91-374/11, с учетом соглашения о передаче прав и обязанностей от 09.08.2016; лесной участок предоставлен для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений.
Согласно пункту 4.5. договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Иркутской области N 178-пп от 31.03.2016 Агентство лесного хозяйства Иркутской области переименовано в Министерство лесного комплекса Иркутской области.
Истец в иске ссылался на следующие обстоятельства:
В соответствии с пунктом 5.4.9. договора ответчик обязан осуществлять за свой счет санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.
В проекте освоения лесов по арендуемому участку содержится информация о проектируемых ежегодных объемах лесовосстановительных мероприятий.
Обязанность провести мероприятия по воспроизводству лесов вытекает как из требований закона, так и из условий договора.
В связи с невыполнением ответчиком мероприятий по лесовосстановлению в 2020 г. и неуплатой неустойки истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, квалифицировав сложившиеся между сторонами правоотношения, как правоотношения арендатора и арендодателя в рамках исполнения договора аренды лесного участка, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о невыполнении ответчиком в 2020 г. лесовосстановительных мероприятий и как следствие удовлетворил иск частично взыскав неустойку. При этом суд принял во внимание сведения о выполнении арендатором лесовосстановительных мероприятий в 2022 г., поэтому в требованиях об обязании выполнить мероприятия по воспроизводству лесов, отказал.
Согласно сведениям апелляционной жалобы, решение ответчиком обжалуется в части взыскания неустойки, поэтому проверке в апелляционном порядке подлежит решение по приведенным доводам в обжалуемой части.
С выводами суда первой инстанции о наличии оснований для начисления ответчику неустойки за невыполнение ответчиком мероприятий по лесовосстановлению, апелляционная инстанция соглашается, исходя из следующего.
С учетом положений пункта 1 статьи 432, статей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации и материалов дела, стороны согласовали существенные условия договора аренды лесного участка, из следует вывод о его заключенности между истцом и ответчиком, возникновении взаимных прав и обязанностей.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 3 Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 183 (далее - Правила лесовосстановления), лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков (часть 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 4 Правил лесовосстановления).
Согласно пункту 1 Правил лесовосстановления правила разработаны в соответствии со статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливают требования к лесовосстановлению во всех лесных районах Российской Федерации.
Лесовосстановление должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов.
Статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Пунктом 3 Правил лесовосстановления предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. Естественное восстановление лесов (далее - естественное лесовосстановление) осуществляется за счет мер содействия лесовосстановлению: путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огораживании и т.п. (содействие естественному лесовосстановлению). Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, черенков или посева семян лесных растений. Комбинированное восстановление лесов осуществляется за счет сочетания естественного и искусственного лесовосстановления.
На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков (часть 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 4 Правил лесовосстановления).
В соответствии с пунктами 7, 8 Правил лесовосстановления работы по лесовосстановлению осуществляются на землях, предназначенных для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), в составе земель лесного фонда, и земель, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - земли, предназначенные для лесовосстановления), без предоставления лесного участка. В целях выполнения лесовосстановления осуществляется ежегодный учет площадей вырубок, гарей, прогалин, иных не занятых лесными насаждениями или пригодных для лесовосстановления земель, при котором, в зависимости от состояния и количества на них подроста и молодняка, определяются способы лесовосстановления в соответствии с требованиями, содержащимися в таблицах 2 Приложений 1 - 40 к настоящим Правилам. При этом отдельно учитываются площади лесных участков, подлежащие естественному лесовосстановлению вследствие природных процессов, содействию естественному лесовосстановлению, искусственному лесовосстановлению и комбинированному лесовосстановлению.
Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 2 статьи 55, части 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации, приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов определяет объем соответствующих лесовосстановительных мероприятий и утверждается на основании материалов лесоустройства.
По делу установлено, сторонами не оспаривается, что в 2020 году в квартале 396, выделе 5, Ичерской дачи, Ичерского участкового лесничества на площади 9,4 га предусмотрено проведение рубок ухода (рубки осветления и рубки прочистки).
Общество в адрес Киренского лесничества 15.10.2020 представило акт проверки объемов и качества выполненных работ в квартале 396 выделе 5 с приложением схем. Указанные акты со стороны Лесничества или Министерства не подписаны, при этом каких-либо возражений на октябрь 2020 года также в адрес ответчика не направлено.
В адрес Министерства ответчиком представлен отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении за январь-декабрь 2020 года, в котором ответчик также отразил факт выполнения указанных мероприятий.
Вместе с тем, в августе 2021 года по результатам натурного осмотра лесного участка с оценкой качества выполнения лесохозяйственных мероприятий, проведенного Федеральным государственным бюджетным учреждением "Рослесинфорг", установлено, что рубки осветления и рубки прочистки не проведены, о чем составлен акт N 39 от 04.08.2021.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, в рамках настоящего дела сложилась ситуация, при которой с одной стороны (ответчика) имеются сведения о передаче актов проверки объемов и качества выполненных работ в лесничество, которые фактически не проверены со стороны Министерства и лесничества в 2020 году (с учетом даты сдачи 15.10.2020 и особенности климатических условий), с другой стороны (истца) имеется акт N 39 от 04.08.2021, составленный ФГБУ "Рослесинфорг", о выявлении факта невыполнения необходимых мероприятий.
Вопреки мнению апеллянта, суд первой инстанции, давая правовую оценку акту N 39 от 04.08.2021 как самостоятельному, относимому и достаточному доказательству, являющемуся основанием для пересмотра фактически сложившихся между сторонами обстоятельств и установления таковых для закрепления их в действительности, на основании верного применения норм материального права - ст. 90 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 N 736, исходя из полномочий Федерального агентства лесного хозяйства, сделал обоснованный вывод о том, что уполномоченным органом проведения государственной инвентаризации лесов является Федеральное агентство лесного хозяйства, в том числе ФГБУ "Рослесинфорг", привлеченное Федеральным агентством лесного хозяйства для выполнения указанных мероприятий.
При этом, суд верно указал, что целями государственной инвентаризации лесов являются: своевременное выявление и прогнозирование развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса; оценка эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; информационное обеспечение управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов; информационное обеспечение управления в области федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (пункт 3 Порядка проведения ГИЛ).
Пунктом 4 Порядка проведения ГИЛ установлено, что для достижения целей государственной инвентаризации лесов, указанных в пункте 3 Порядка, Федеральным агентством лесного хозяйства проводятся следующие мероприятия: а) определение количественных и качественных характеристик лесов; б) дистанционный мониторинг использования лесов; в) оценка качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов наземными способами; г) формирование федеральных информационных ресурсов.
В соответствии с подпунктами а, в, г пункта 10 Порядка проведения ГИЛ при оценке качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов наземными способами Федеральным агентством лесного хозяйства, его территориальными органами выполняются: - получение и анализ исходных данных на лесничество (объект работ) (лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества, договоры аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, проекты освоения лесов, лесные декларации, технологические карты выполнения мероприятий и разработки лесосек, материалы отвода лесосек, отчеты об использовании лесов, об охране и о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, проекты лесовосстановления, проекты лесоразведения, информация о выполнении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса, данные статистической отчетности и иные материалы); - натурное обследование лесных участков (лесотаксационных выделов), в которых мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов были выполнены в течение года, предшествующего обследованию; - оценка эффективности выполненных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов, соответствие их лесоводственным требованиям.
При этом, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 88 ЛК РФ).
Таким образом, при проведении оценки качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов уполномоченный орган осуществляет проверку фактически выполненных мероприятий на лесном участке на основании разработанного проекта освоения лесов, в том числе проекта разработанного арендатором лесного участка и применяемого им для выполнения лесовосстановительных мероприятий.
Учитывая основные принципы лесного законодательства (статья 2 Лесного кодекса), в том числе принципы использования лесов с учетом их глобального экологического значения, длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, лесное законодательство является комплексной отраслью права, включающей нормы как частного, так и публичного права.
Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения необходимых положений в гражданско-правовые договоры.
Следовательно, уполномоченный орган при проведении государственной инвентаризации лесов, независимо от наличия или отсутствия прямых взаимоотношений уполномоченного органа с арендатором лесного участка, вправе осуществить проверку мероприятий по оценке качества ухода за лесами, выполненных арендатором лесного участка в рамках проведения государственной инвентаризации лесов.
Исходя из изложенного, вопреки мнению апеллянта, уполномоченный орган вправе принимать акты об установлении факта выполнения или невыполнения мероприятий по лесовосстановлению, и указанный акт является относимым и допустимым доказательством, устанавливающим факт выполнения указанных мероприятий арендатором лесного участка, полностью соответствующим понятию доказательства, отраженному в части 2 статьи 64 АПК РФ.
Наряду с изложенным, апелляционная инстанция поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что согласно пункту 3.2.2. Порядка приемки мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на лесных участках, переданных в аренду и в постоянное (бессрочное) пользование (утвержден приказом агентства лесного хозяйства Иркутской области от 27 декабря 2013 года N 28-агпр), приемку мероприятий по уходу за лесами осуществляют комиссии, созданные лесопользователем, которые проводят непосредственную работу по приемке; результат приемки выполненных работ по уходу за лесами оформляется комиссией актом выполненных работ по форме согласно приложению 21 к настоящему Порядку; после утверждения один экземпляр акта приемки хранится у лесопользователя, второй экземпляр представляется лесопользователем в лесничество, на территории которого арендуется лесной участок, в течение пяти дней после окончания приемки; лесничество в случае выявления в актах технической приемки 10 отступлений от принятых в проекте решений отказывает в приемке акта и в течение пяти дней со дня их получения извещает об этом лесопользователя. В план выполнения работ арендаторы эти участки не включают до внесения исправлений, дополнений. Таким образом, приемка лесовосстановительных мероприятий у арендатора лесного участка проводится комиссией самого арендатора, а лесничество фактически лишь проверяет акт на наличие отступлений от принятых в проекте решений, при этом ввиду особенностей правоотношений имеются и иные факторы по натурной проверке фактического исполнения обязательств, возложенных на арендатора, в том числе климатические особенности невозможности проведения натурных проверок в значительный период времени на протяжении года (выпадение осадков: снега, дождя) и удаленности объектов проверок.
Следовательно, правомерен вывод о том, что направленные ответчиком акты являются односторонними документами, на которые не поступили возражения лесничества; при наличии зафиксированного факта невыполнения мероприятий указанные документы не являются достаточным доказательством выполнения лесовосстановительных работ, в отсутствие иных доказательств, явно свидетельствующих о факте проведения необходимых мероприятий.
При этом, оценивая при непосредственном восприятии сведения и информацию изложенные в акте проверки объемов и качества выполненных работ в Киренском лесничестве Ичерское участковое лесничество от 15.10.2020 (том 1 л.д. 64-67), апелляционный суд поддерживает мнение Министерства о том, что неясным является вопрос о составе комиссии, поскольку из указанных актов (от15.10.2020) не представляется возможным установить принадлежность лиц, подписавших акты. В актах о лицах их подписавших указаны лишь сведения - "ведущий инженер". Иные сведения о должностных лицах, подписавших акты, отсутствуют.
При этом, первичных документов о проведении ответчиком работ и проведении рубки ухода (прочистки) в молодняках лесных насаждений в квартале 396, выделе 5, Ичерской дачи, Ичерского участкового лесничества на площади 9,4 га в 2020 году, не представлено и о их наличии не указано.
При таком положении, оценивая совокупность доказательств и установленных обстоятельств, в том числе и акт N 39 от 04.08.2021, составленный ФГБУ "Рослесинфорг" (том 1 л.д. 32-33), суд первой инстанции правомерно резюмировал о невыполнении ответчиком спорных мероприятий в 2020 году, верно отметив, что акт N 39 от 04.08.2021 составлен уполномоченным на проверку оценки качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов органом, в рамках исполнения требований Лесного кодекса Российской Федерации (ст. 90 ЛК РФ).
В отношении доводов апеллянта о проведении мероприятий по воспроизводству лесов в 2022 году апелляционный суд отмечает, что само по себе исполнение спорых мероприятий лесовосстановления в 2022 г. (т.е после спорного периода) не исключает начисление неустойки за неисполнение обязательств в 2020 году.
Расчет неустойки приведен истцом, проверен апелляционным судом, признан верным. Расчеты ответчиком по существу не оспорены, контррасчеты не представлены. В апелляционной жалобе не сформулированы какие-либо доводы относительно документальной неподтвержденности либо размера взысканной суммы неустойки.
Вопреки доводам апеллянта, судом первой инстанции не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права. Бремя доказывания юридически значимых обстоятельств, с учетом конкретных обстоятельств дела о которых указано выше и регулирующих спорные отношения норм материального права, судом первой инстанции распределено верно.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции имеющихся в деле доказательств и применения норм материального права.
Между тем оценка доказательств произведена судом первой инстанции верно на основании статьи 70 АПК РФ, нарушений норм материального или процессуального права не допущено.
Решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам, в том числе и безусловные (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 декабря 2022 года по делу N А19-5583/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Л. Каминский |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5583/2022
Истец: Министерство лесного комплекса Иркутской области
Ответчик: ООО "НордРесурс"