город Иркутск |
|
16 июня 2023 г. |
Дело N А19-18797/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Коренева Т.И.
рассмотрев кассационную жалобу Комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2023 года по тому же делу.
УСТАНОВИЛ:
Комитет по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска (ОГРН 3808193750, ИНН 3808193750, далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966, далее - Иркутское УФАС России, Управление) N 038/305/22 от 12.08.2022 о назначении административного наказания по делу N 038/04/19.5-1106/2022.
постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2023 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Комитет обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что им проводились необходимые мероприятия по исполнению предписания Иркутского УФАС России, в его действиях отсутствует субъективная сторона правонарушения; указывает, что 15.07.2022 в адрес администрации города Иркутска поступило письмо Правительства Иркутской области с просьбой приостановить снос нестационарного торгового объекта, учитывая действующие экономические санкции; учитывая сложившуюся в стране экономическую ситуацию, финансовое положение администрации города Иркутска, считает возможным снижение административного наказания ниже низшего предела; указывает на малозначительность совершенного административного правонарушения.
В суд кассационной инстанции поступил отзыв Иркутского УФАС России, в котором он указывает на необоснованность доводов кассационной жалобы, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом положений части 5.1 статьи 211, статьи 288.2 АПК РФ и разъяснений, изложенных в пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции".
В судебном заседании представитель Иркутского УФАС России Кузнецов Д.Е., действующий на основании доверенности от 17.01.2023 (паспорт, диплом) поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Иркутского УФАС России от 08.04.2022 N 038/317/22 Комитет признан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в связи с бездействием по непринятию мер по демонтажу нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Иркутск, мкр. Первомайский, 24а (далее - НТО), что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании указанного решения Комитету выдано предписание N 038/32/22 от 08.04.2022 в соответствии с которым предписано в срок до 24.06.2022 устранить нарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем демонтажа незаконно размещенного НТО.
26.05.2022 Комитетом в адрес Иркутского УФАС России, направленно ходатайство о продлении срока исполнения предписания, в связи с тем, что проводится комплекс мероприятий, связанный с демонтажем самовольно размещенного НТО.
Определением от 03.06.2022 N 038/876/22 Управлением отказано в продлении срока исполнения предписания, в связи с неуважительностью причин продления срока.
По факту неисполнения в установленный срок предписания должностным лицом Иркутского УФАС России в отношении Комитета составлен протокол об административном правонарушении N 038/137/22 от 27.07.2022 и вынесено постановление от 12.08.2022 N 038/305/22, которым Комитет признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ и назначен административный штраф в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с постановлением Иркутского УФАС России, Комитет обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из доказанности Управлением наличия в деяниях Комитета состава вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Из положений статьи 210 АПК РФ следует, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4); при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6).
Статьей 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольных органов отнесена выдача в том числе органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Согласно статье 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность (часть 2 статьи 51 Закона о защите конкуренции).
Частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 данной статьи.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды обоснованно установили, что на основании решения N 038/317/22 от 08.04.2022 о признании Комитета нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Управление предписанием N 038/32/22 от 08.04.2022 обязало Комитет устранить выявленное нарушение антимонопольного законодательства, принимая во внимание, что Комитет, зная о необходимости произвести демонтаж НТО еще до вынесения предписания Управления, не предпринял все зависящие от него меры по его исполнению в установленный срок, что создало угрозу нарушения прав и законных интересов иных лиц, а также поставило ООО "Фирма "Стаф" в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, в связи с чем пришли к обоснованным выводам о наличии в бездействии Комитета состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, следовательно, правомерно отказали в признании оспариваемого постановления Иркутского УФАС России незаконным.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что им были приняты все зависящие от него действия по исполнению предписания, в том числе, которые подтверждаются актом осмотра земельного участка от 25.07.2022 обоснованно отклонены судами, поскольку оспариваемым предписанием был установлен разумный и достаточный срок для его исполнения; у заявителя имелась возможность исполнить предписание в установленный в нем срок до 24.06.2022, однако предписание в срок не исполнено.
Ссылка заявителя на рекомендации Губернатора, письмо Правительства Иркутской области о приостановлении демонтажа НТО на территории г. Иркутска является необоснованной, учитывая, что они носят рекомендательный характер и не содержат обязательных указаний, нормативный правовой акт на соответствующем уровне, предусматривающий такие мероприятия, не принимался.
Кроме того, судами верно отмечено, что предписание направлено на соблюдение Комитетом требований Закона о защите конкуренции, целями которого являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Судами установлено, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Наказание назначено в минимальном размере санкции статьи.
Как верно указали суды, оснований для замены штрафа на предупреждение не имеется в силу прямого указания на это в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ. Оснований для применения части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ также не имеется, поскольку Комитет не является социально ориентированной некоммерческой организацией или субъектом малого и среднего предпринимательств.
С учетом установленных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, суды не усмотрели оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит обжалованию.
Судья |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды обоснованно установили, что на основании решения N 038/317/22 от 08.04.2022 о признании Комитета нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Управление предписанием N 038/32/22 от 08.04.2022 обязало Комитет устранить выявленное нарушение антимонопольного законодательства, принимая во внимание, что Комитет, зная о необходимости произвести демонтаж НТО еще до вынесения предписания Управления, не предпринял все зависящие от него меры по его исполнению в установленный срок, что создало угрозу нарушения прав и законных интересов иных лиц, а также поставило ООО "Фирма "Стаф" в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, в связи с чем пришли к обоснованным выводам о наличии в бездействии Комитета состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, следовательно, правомерно отказали в признании оспариваемого постановления Иркутского УФАС России незаконным.
...
Как верно указали суды, оснований для замены штрафа на предупреждение не имеется в силу прямого указания на это в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ. Оснований для применения части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ также не имеется, поскольку Комитет не является социально ориентированной некоммерческой организацией или субъектом малого и среднего предпринимательств.
С учетом установленных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, суды не усмотрели оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июня 2023 г. N Ф02-2706/23 по делу N А19-18797/2022