город Иркутск |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А19-13096/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Железняк Е.Г.,
судей: Курочкиной И.А., Ламанского В.А.,
при участии представителя Комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска Штайц И.В. (доверенность от 13.12.2022, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 декабря 2022 года по делу N А19-13096/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2023 года тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска (ОГРН 1163850055808, ИНН 3808193750, далее - истец, комитет) обратился в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Лариной Ксении Юрьевне (ОГРН 316385000085354, ИНН 380895650193, далее - ИП Ларина К.Ю., ответчик, предприниматель) о взыскании 300 000 рублей субсидии, представленной по соглашению от 22.10.2020.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 декабря 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2023 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, комитет обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что в связи с нарушением предпринимателем условий предоставления субсидии в части соответствия критериям, установленным подпунктом 1 пункта 6 Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением администрации города Иркутска N 031-06-119/0 от 12.03.2020 (далее - Порядок N 031-06-119/0), в течение всего срока действия соглашения N 010-64-1287/0 от 22.10.2020, у ответчика возникла обязанность возвратить полученную субсидию.
ИП Ларина К.Ю. в отзыве отклонила доводы кассационной жалобы, просила оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Представитель истца в судебном заседании 22.06.2023 поддержала доводы кассационной жалобы.
Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без его участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 22.10.2020 между истцом и ИП Лариной К.Ю. заключено соглашение N 010-64-1287/0 о предоставлении из бюджета города Иркутска субсидии индивидуальному предпринимателю в целях возмещения затрат, направленных на оплату арендных платежей в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в арендных помещениях.
Согласно пункту 2.1 соглашения размер субсидии составляет на 2020 год 300 000 рублей.
Во исполнение условий соглашения, истец предоставил ответчику субсидию в виде денежных средств в размере 300 000 рублей (платежное поручение N 200 от 06 ноября 2020 года) в целях возмещения затрат предпринимателя на оплату арендных платежей в отношении помещения N 209, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Советская 58/1.
В соответствии с пунктом 4.3.7 соглашения получатель субсидии обязуется соответствовать критериям, установленным подпунктами 1, 2 пункта 6 Порядка предоставления субсидии, в течение всего срока действия настоящего соглашения.
Соглашение вступает в силу с даты его подписания, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 2.1 соглашения, и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 6.2 соглашения).
25.11.2021 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства внесены сведения об изменении места жительства предпринимателя.
Ссылаясь на то, что ответчиком нарушены условия предоставления субсидии, истец обратился в суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения иска, ИП Ларина К.Ю. указала на то, что условия предоставления субсидии ею не нарушались. Субсидия использована по прямому назначению - на оплату арендных платежей за помещение, где предприниматель до настоящего времени осуществляет предпринимательскую деятельность.
Согласно договору аренды N 209 от 20.10.2020 ИП Ларина К.Ю. с 2020 года по настоящее время арендует помещение N 209, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Советская 58/1.
Суды первой и апелляционной инстанций со ссылкой на положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка N 031-06-119/0 пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В случае нарушения получателями предусмотренных названной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
12.03.2020 постановлением администрации города Иркутска утвержден Порядок N 031-06-119/0, который устанавливает условия и порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) субсидий в целях возмещения затрат за предшествующий календарный год, направленных на оплату арендных платежей в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в арендованных помещениях (подпункт 3 пункта 2).
Право на получение субсидий имеют СМСП - производители товаров, работ, услуг (далее - заявители), отвечающие критериям, установленным подпунктами 1 - 10, 12 - 14 настоящего пункта, на первое число месяца, в котором представляется конкурсная заявка, и критерию, установленному подпунктом 11 настоящего пункта, на 01.03.2020, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории города Иркутска (подпункт 1 пункта 6 Порядка N 031-06-119/0).
Результатом предоставления субсидий является достижение целевых показателей муниципальной программы "Экономическое развитие": темп роста объема налоговых доходов, поступивших в бюджет города Иркутска от СМСП, и темп роста количества СМСП города Иркутска (пункт 59 Порядка N 031-06-119/0).
Возврат субсидий осуществляется в случае установления фактов нарушения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий, установленных в ходе проверки их соблюдения (подпункт 2 пункта 64 Порядка N 031-06-119/0).
Исследовав и оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (приказ о проведении конкурса от 04.08.2020, заявление о предоставлении субсидии от 19.08.2020, заключение на конкурсную заявку, сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, протокол заседания конкурсной комиссии от 08.10.2020, приказ о предоставлении субсидии от 15.10.2020, соглашение от 22.10.2020, платежное поручение о предоставлении субсидии N 200 от 06 ноября 2020 года, договор аренды от 20.10.2020 с дополнительным соглашением, отчет о достижении показателей результативности предоставления субсидии от 31.12.2021, выписку по арендным платежам), суды пришли к выводу об отсутствии оснований для возврата ответчиком субсидии.
При этом суды установили, что условия предоставления субсидии ответчиком не были нарушены; цель и результат предоставления субсидии достигнуты; ИП Ларина К.Ю. фактически осуществляет предпринимательскую деятельность на территории города Иркутска в арендованном помещении, в связи с чем ей была предоставлена субсидия в целях возмещения затрат, направленных на оплату арендных платежей. Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, арбитражные суды обоснованно отказали в удовлетворении требования истца.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов и обоснованно ими отклонены. Так, суды проанализировали положения Порядка и условия заключенного в соответствии с ним соглашения и, пришли к выводу об отсутствии нарушений условия предоставления субсидии, поскольку деятельность в указанном помещении фактически осуществляется, то есть достигается цель, для которой выделена такая субсидия. При этом несоблюдение ответчиком обязанности по извещению комитета об изменении места нахождения предпринимателя, установленной пунктом 6.3 соглашения, не свидетельствует о нарушении получателем условий предоставления субсидии. Кроме того, суды правомерно учли содержание подпункта 1 пункта 6 Порядка N 031-06-119/0, который устанавливает, что для предоставления субсидии заявитель должен быть зарегистрирован на территории города Иркутска на первое число месяца, в котором представляется конкурсная заявка.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования доказательств, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о наличии оснований для возврата предоставленной субсидии отклоняются судом округа.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений примененных судами норм материального права, а также иная оценка обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и не являются основанием к отмене законных и обоснованных судебных актов по делу, поскольку суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 декабря 2022 года по делу N А19-13096/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2023 года тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Железняк |
Судьи |
И.А. Курочкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В случае нарушения получателями предусмотренных названной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 июня 2023 г. N Ф02-2959/23 по делу N А19-13096/2022