г. Чита |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А19-13096/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
при участии в судебном заседании представителя (до перерыва) Комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска Штайц И.В. (доверенность от 13.12.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области апелляционную жалобу Комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 декабря 2022 года по делу N А19-13096/2022,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска (ОГРН 1163850055808, ИНН 3808193750, далее - истец, комитет) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Лариной Ксении Юрьевне (ОГРНИП 316385000085354, ИНН 380895650193, далее - ответчик, предприниматель) о взыскании денежных средств в размере 300 000 руб. за неисполнение условий предоставления субсидии.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 декабря 2022 года по делу N А19-13096/2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Комитет обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме, по мотивам, изложенным в жалобе.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, ИП Ларина К.Ю. нарушила условия предоставления субсидии, не проинформировав комитет о смене места своего нахождения. Судом не дана надлежащая оценка обстоятельствам нарушения ответчиком условий пункта 4.3.7 Соглашения, подпункта 1 пункта 6 и пункта 55 Порядка предоставления субсидий субъектам МСП, что явилось основанием для возникновения требования о возврате предоставленной субсидии в соответствии с пунктами 4.1.6, 4.3.4.2 Соглашения, а также подпункта 2 пункта 64 Порядка.
Предприниматель в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, полное и всестороннее исследование и оценку судом имеющихся в деле доказательств, правильное установление правоотношений сторон и обстоятельств дела, в связи с чем, просила в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании 07.03.2023 объявлен перерыв до 09 час. 20 мин. 10.03.2023, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети "Интернет".
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 28.01.2023, 08.03.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
ИП Ларина Ксения Юрьевна явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя истца, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между Управлением планирования комитета по бюджетной политике и финансам администрации города Иркутска и индивидуальным предпринимателем Лариной Ксенией Юрьевной в рамках реализации муниципальной программы "Экономическое развитие" и в соответствии с Порядком предоставления субсидий в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, постановлением администрации города Иркутска от 12.03.2020 года N 031-06-119/0 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и об отмене некоторых муниципальных правовых актов города Иркутска" 22.10.2020 г. заключено Соглашение N 010-64-1287/0 о предоставлении из бюджета города Иркутска субсидии индивидуальному предпринимателю в целях возмещения затрат, направленных на оплату арендных платежей в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в арендных помещениях.
Согласно условий соглашения субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными управлению, как получателю средств бюджета города на цели возмещения затрат, направленных на оплату арендных платежей в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в арендных помещениях в 2020 году в размере 300 000 руб.
Во исполнение условий соглашения, истец предоставил ответчику субсидию в виде денежных средств в размере 300 000 руб., что подтверждается платежным поручением N 200 от 06.11.2020 представленным в материалы дела.
В соответствии с пунктом 4.3.7 Соглашения получатель субсидии обязуется соответствовать критериям, установленным подпунктами 1, 2 пункта 6 Порядка предоставления субсидии в течение всего срока действия настоящего Соглашения.
В силу пунктов 1, 2, пункта 6 Порядка право на получение субсидий имеют заявители, отвечающие следующим критериям на первое число месяца, в котором представляется заявка:
1) зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории города Иркутска;
2) осуществляющие в качестве основного один из следующих видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) (далее - ОКВЭД 2) (за исключением субсидии на проведение обучающих мероприятий, субсидии на оплату коммунальных платежей и (или) технологического присоединения).
Пунктом 6.3 Соглашения предусмотрено, что стороны при изменении наименования, местонахождения, юридического адреса, банковских и иных реквизитов, или реорганизации (для юридических лиц) обязаны не позднее 10 рабочих дней с даты осуществления таких изменений письменно сообщить друг другу о таких изменениях.
На основании сведений, содержащихся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, 25.11.2021 года в реестр внесены сведения о перемене места жительства ИП Лариной К.Ю. с. Баляга-Катангар, Петровск-Забайкальский район, Забайкальский край, не известив главного распорядителя о смене места нахождения.
Постановлением администрации города Иркутска от 07.10.2021 N 031-06-715/21 в Порядок N 031-06-119/0 были внесены изменения.
Из пункта 4 Порядка следует, что распорядителем бюджетных средств, является комитет по экономике и стратегическому планированию города Иркутска.
Требованием от 21.02.2022 истец потребовал в срок до 31.03.2022 вернуть представленную сумму субсидии.
Требование ответчиком не исполнено, субсидия в размере 300 000 рублей ИП Лариной К.Ю. добровольно до настоящего времени не возвращена, что послужило основанием для обращения комитета в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств. В соответствии со статьей 38 названного Кодекса принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 34 БК РФ одними из принципов бюджетной системы Российской Федерации являются: принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств; принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
На основании пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Для решения публично значимых задач государство вправе оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693, 31.01.2019 N 305-ЭС18-17266).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 этого же Кодекса предусмотрено, что получатель бюджетных средств обладает, в том числе бюджетным полномочием по обеспечению результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов (пункт 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В рассматриваемом случае предоставление спорной субсидии регламентировано Порядком предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением администрации города Иркутска от 12.03.2020 N 031-06-119/0 (далее - Порядок).
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 6 Порядка право на получение субсидий имеют заявители, отвечающие следующим критериям на первое число месяца, в котором представляется заявка: 1) зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории города Иркутска; 2) осуществляющие в качестве основного один из следующих видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) (за исключением субсидии на проведение обучающих мероприятий, субсидии на оплату коммунальных платежей и (или) технологического присоединения).
Согласно пунктам 16, 17 Порядка субсидия предоставляется в целях возмещения затрат, понесенных за предшествующий календарный год и направленных на оплату арендных платежей в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в арендованных помещениях, находящихся на территории города Иркутска.
Субсидия предоставляется за счет средств бюджета города Иркутска в размере 50% от суммы, фактически уплаченной по представленным заявителем договорам аренды (субаренды), но не более 300 тыс. рублей одному заявителю.
Заявитель имеющий право на получение субсидии, в том числе предоставляет копии договоров аренды (субаренды) с документами, являющимися его неотъемлемой частью (акты приема-передачи помещения, дополнительные соглашения и т.д.).
Согласно пункту 64 Порядка возврат субсидий осуществляется по следующим основаниям: 1) непредставления КЭ отчета о достижении показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии; 2) установления фактов нарушения получателем условий и порядка предоставления субсидий, установленных в ходе проверки их соблюдения КЭ и органами муниципального финансового контроля; 3) недостижения показателей, установленных в соответствии с пунктом 60 настоящего Порядка.
В пункте 60 Порядка установлены следующие показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии: 1) осуществление предпринимательской деятельности в течение срока действия соглашения на территории города Иркутска; 2) объем налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды (в разрезе платежей).
Из условий соглашения следует, что субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными управлению, как получателю средств бюджета города на цели возмещения затрат, направленных на оплату арендных платежей (осуществление коммерческой деятельности на территории города Иркутска) в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в арендных помещениях в 2020 году в размере 300 000 руб.
Результатом предоставления субсидий является достижение целевых показателей муниципальной программы "Экономическое развитие": темп роста объема налоговых доходов, поступивших в бюджет города Иркутска от СМСП, и темп роста количества СМСП города Иркутска (пункт 59 Соглашения).
В соответствии с пунктом 60 Соглашения для получателей КЭ устанавливаются следующие показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии (далее - показатели):
1) осуществление предпринимательской деятельности в течение срока действия соглашения на территории города Иркутска;
3) объем налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды (в разрезе платежей).
В соответствии с пунктом 64 Порядка установлен возврат субсидий, который осуществляется по следующим основаниям:
1) непредставления КЭ отчета о достижении показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии;
2) установления фактов нарушения получателем условий и порядка предоставления субсидий, установленных в ходе проверки их соблюдения КЭ и органами муниципального финансового контроля;
3) недостижения показателей, установленных в соответствии с пунктом 60 настоящего Порядка.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции установил, что предоставленная субсидия использована предпринимателем по целевому назначению (на оплату арендных платежей за помещение N 209, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Советская 58/1); ответчиком подтверждено достижение показателей результативности, своевременно предоставлен комитету отчет о достижении показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, а также документы, подтверждающие оплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды.
Учитывая положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии), а также при нецелевом использовании денежных средств, выданных в качестве субсидии. Такие основания для возврата субсидии Комитетом не были доказаны, а судами не установлены.
Иные основания для возврата субсидии федеральный законодатель не предусмотрел.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что само по себе не извещение истца в установленный срок о смене места регистрации предпринимателя при продолжении им в городе Иркутске деятельности, в связи с осуществлением которой производилось выделение денежных средств (возмещение затрат, направленных на оплату арендных платежей за помещение N 209, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Советская 58/1), не влечет обязанности ответчика возвратить в доход бюджета спорную сумму субсидии, использованную по целевому назначению, является правильным.
Такой вывод согласуется также с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2017 N 308-ЭС17-10954, от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453, от 16.10.2017 N 308-ЭС17-14238, от 19.12.2017 N 308-ЭС17-19018, от 26.12.2017 N 308-ЭС17-19888, от 11.01.2018 N 308-ЭС17-20352.
При этом следует принять во внимание, что при выявленных нарушениях формального характера предприниматель в случае возложения на него обязанности вернуть субсидию будет поставлен в неравные условия с комитетом, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления субсидии - нивелирован.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
Несоблюдение ответчиком обязанности по извещению комитета об изменении места нахождения предпринимателя, установленной пунктом 6.3 соглашения, не свидетельствует о нарушении получателем условий предоставления субсидии.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 марта 2023 года по делу N А19-12565/2022, в котором рассматривался аналогичный спор с участием истца по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 декабря 2022 года по делу N А19-13096/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13096/2022
Истец: Комитет по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска
Ответчик: Ларина Ксения Юрьевна