город Иркутск |
|
29 июня 2023 г. |
Дело N А33-10352/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ламанского В.А.,
судей: Железняк Е.Г., Курочкиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гончаровой А.А.,
при участии представителей муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Илимпийские электросети" Сабурова И.Я. (доверенность от 08.02.2023), Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Беляева Н.А. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции кассационную жалобу Красноярского края в лице Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 октября 2022 года по делу N А33-10352/2022 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района "Илимпийские электросети" (ОГРН: 1028800000756, ИНН: 8801011136, Красноярский край, пгт. Тура; далее - МП ЭМР "Илимпийские электросети", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Красноярскому краю в лице Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (ОГРН: 1082468046099, ИНН: 2466213777, г. Красноярск; далее - Министерство промышленности, ответчик) о возмещении 164 597 500 рублей убытков, причиненных в результате недополучения суммы компенсации выпадающих доходов за 2021 год.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Министерство финансов Красноярского края, администрация Эвенкийского муниципального района Красноярского края, Министерство тарифной политики Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 октября 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2023 года, заявленный иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство промышленности обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права просит их отменить, поскольку ответчиком исполнены обязательства по предоставлению субвенции муниципальному району в целях компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, возникающих в результате поставки населению по регулируемым ценам (тарифам) электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями; убытки истца возникли в результате нарушений при тарифном регулировании, в связи с чем органом, представляющим Красноярский край в настоящем деле, должно выступать Министерство тарифной политики Красноярского края.
МП ЭМР "Илимпийские электросети" в отзыве от 19.06.2023 доводы жалобы отклонило, указав на их несостоятельность, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Третьи лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, в 2021 году МП ЭМР "Илимпийские электросети" осуществляло поставку электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями, в том числе для нужд населения нескольких поселков Эвенкийского муниципального района Красноярского края входящих в Илимпийскую группу поселений (Тура, Ессей, Нидым, Кислокан, Тутончаны, Учами, Чиринда, Эконда, Юкта).
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 08.12.2019 N 36-э, установлены тарифы на электрическую энергию, отпускаемую МП ЭМР "Илимпийские электросети" на период с 01 января по 31 декабря 2021 года (экономически обоснованный тариф - с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 48,05 руб./кВт.ч, с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере 49,41 руб./кВт.ч. (включая НДС 20%).
При установлении на 2021 год указанных тарифов органом тарифного регулирования был учтен объем полезного отпуска энергоресурса в размере 16 645,250 тыс. кВт/ч.
Согласно пункту 3 данного приказа в расчетах с населением с 01.01.2021 подлежит применению тариф 190 коп./кВт.ч (с учетом НДС), с 01.07.2021 - 198 коп./кВт.ч (с учетом НДС), с компенсацией выпадающих доходов энергоснабжающей организации от неприменения экономически обоснованного тарифа за счет средств бюджета Эвенкийского муниципального района.
Исходя из фактически произведенной и поставленной населению электрической энергии в 2021 году (в объеме 20 657,834 тыс. кВт/ч.), разница между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным ниже экономически обоснованного (сумма компенсации выпадающих доходов) составила 873 217 700 рублей. Указанная разница была частично компенсирована выплатой субсидии из бюджета Эвенкийского района в сумме 708 620 200 рулей исходя из планового объёма поставки электрической энергии.
Сумма убытков истца в связи с фактическим объемом поставленной электроэнергии (20 657,834 тыс. кВт/ч) и учтенной при формировании тарифа (16 645,250 тыс. кВт/ч.) в связи с оплатой населением данного объема по льготному тарифу, составила 164 597 500 рублей.
Финансовое обеспечение компенсации выпадающих доходов энергоснабжающим организациям, согласно пункту 1 статьи 5 Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-961 "О компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями на территории Красноярского края для населения", является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
Истец, сославшись на то, что не получил полное возмещение расходов, вызванных разницей в тарифах (разница между экономически обоснованными затратами на электрическую энергию и предъявленной населению платы за ресурс по льготным тарифам), обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике и Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, правовой позицией, изложенной в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами", разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", и исходили из обоснованности иска по праву и размеру.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Правильно применив указанные нормы права, исследовав и оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (в том числе, приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 08.12.2019 N 36-э, соглашение о возмещении недополученных доходов от 09.02.2021 N 03-ДЭС с учетом дополнительного соглашения от 19.11.2021 N 03/2-ДЭС, платежные поручения о возмещении недополученных доходов, показания приборов учета, расчет фактических расходов на производство и реализацию электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями), суды установили факт поставки истцом в 2021 году населению электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями, в объеме 20 657,834 тыс. кВт/ч.
Сумма убытков, с учетом выплаченной из бюджета Эвенкийского муниципального района субсидии (в пределах средств, полученных из бюджета Красноярского края), размер которой определен исходя из объема поставки ресурса 16 645,250 тыс. кВт/ч, составила 164 597 500 рублей. Убытки, возникшие у истца в связи с применением государственно регулируемых тарифов за 2021 год, не были включены в тариф, установленный органом тарифного регулирования на последующий период. При таких обстоятельствах и учитывая, что ответчик не представил доказательств возмещения истцу убытков за спорный период в заявленном размере, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, проверив представленный расчет и признав его верным. Размер убытков истца подтвержден материалами дела.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования доказательств, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что органом, представляющим Красноярский край в настоящем деле, должно выступать Министерство тарифной политики Красноярского края, со ссылкой на то, что убытки истца возникли в связи с нарушениями при тарифном регулировании, отклоняются, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам настоящего дела. Суды по итогам оценки доказательств установили, что от имени Красноярского края по данным обязательствам выступает Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
Ссылка заявителя на судебную практику не принимается судом округа, поскольку судебные акты по указанному ответчиком делу приняты при иных фактических обстоятельствах.
Довод о надлежащем исполнении обязательства по предоставлению денежных средств бюджету муниципального района также не является основанием к отмене обжалуемых судебных актов. Как установили суды, субсидия истцу из бюджета муниципального района предоставлена по соглашению о возмещении недополученных доходов от 09.02.2021 N 03-ДЭС с учетом дополнительного соглашения от 19.11.2021 N 03/2-ДЭС в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на 2021 год, исходя из объема полезного отпуска ниже, чем фактически истец поставил в 2021 году. Поскольку финансовое обеспечение компенсации выпадающих доходов энергоснабжающим организациям является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета, то вывод судов о компенсации истцу предъявленных ко взысканию убытков за счет бюджета данного субъекта является верным.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений примененных судами норм материального права и иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и не являются основанием к отмене законных и обоснованных решения и постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 октября 2022 года по делу N А33-10352/2022 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Ламанский |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике и Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, правовой позицией, изложенной в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами", разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", и исходили из обоснованности иска по праву и размеру."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 июня 2023 г. N Ф02-2595/23 по делу N А33-10352/2022