город Иркутск |
|
30 июня 2023 г. |
Дело N А10-5212/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кореневой Т.И., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Анисимова А.Ю., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Убогаевой К.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия Сулаевой А.Н. (доверенность от 08.11.2022, диплом),
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителей Муниципального предприятия "БВК" Сергеевой Т.В. (доверенность от 05.08.2022 N 31, диплом), Мартынова В.А. (директор, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 октября 2022 года по делу N А10-5212/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие "БВК" (ОГРН 1210300015738, ИНН 0300000690, г. Северобайкальск Республики Бурятия, далее - МП "БВК", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) от 10.08.2022, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы акционерного общества "Теплоэнерго" N 003/07/3-659/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Теплоэнерго" (ОГРН 1093818001375, ИНН 3818026815, г. Иркутск; далее - АО "Теплоэнерго").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 октября 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2023 года, заявленное требование удовлетворено.
Бурятское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, МП "БВК", являясь муниципальным предприятием, относится к лицам, указанным в пункте 5 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ и в пункте 2 части 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ, поэтому Предприятию надлежало осуществлять спорную закупку на основании Закона N 44-ФЗ, поскольку Положение о закупке товаров, работ, услуг МП "БВК" (далее - Положение о закупке) опубликовано в единой информационной системе 19.05.2022, то есть не до начала 2022 года; унитарные предприятия могут осуществлять закупку по правилам Закона N 223-ФЗ в случае утверждения и размещения до начала года положения о закупке; при отсутствии такого положения о закупке, размещенного до начала года, закупка производится в соответствии с Законом N 44-ФЗ; факт осуществления Предприятием регулируемого вида деятельности в сфере теплоснабжения и водоснабжения не является законным основанием руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ при проведении закупки на поставку угля для собственных нужд и за счет собственных средств с учетом его организационно-правовой формы.
В отзыве на кассационную жалобу МП "БВК" считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители Бурятского УФАС России и МП "БВК" в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные, соответственно, в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Бурятское УФАС России поступила жалоба ООО "Теплоэнерго" на действия заказчика - МП "БВК" при проведении закупки путем запроса предложений на поставку угля марки 3 БР на 2022-2023 годы, в которой указало на неправомерное осуществление закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ, выбор электронной площадки, не отвечающей единым требованиям к операторам электронных площадок, определение срока оплаты товара.
Антимонопольным органом установлено, что МП "БВК" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве юридического лица 16.11.2021 за основным государственным регистрационным номером 1210300015738; создано в соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"; единственным учредителем является муниципальное образование "Город Северобайкальск".
Постановлением Главы администрации муниципального образования "Город Северобайкальск" от 05.05.2022 N 403 МП "БВК" с 05 мая 2022 года присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования "город Северобайкальск".
19.05.2022 на основании Закона N 223-ФЗ в единой информационной системе размещено Положение о закупке.
27.07.2022 в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении МП "БВК" на основании Положения о закупке и Закона N 223-ФЗ запроса предложений на поставку угля марки 3 БР на 2022-2023 (извещение N 32211578170).
Управление пришло к выводу о том, что проведение запроса предложений на поставку угля на основании Положения о закупке и Закона N 223-ФЗ неправомерно, поскольку Положение о закупке опубликовано в ежиной информационной системе 19.05.2022, то есть не до начала 2022 года, как того требует статья 15 Закона N 44-ФЗ.
В силу названной нормы закупка должна проводиться на основании Закона N 44-ФЗ и при соблюдении процедуры в части установления срока оплаты товара и выбора электронной торговой площадки из числа аккредитованных на проведение конкурентных процедур на основании Закона N 44-ФЗ.
Решением Бурятского УФАС России от 10.08.2022 по результатам рассмотрения жалобы N 003/07/3-659/2022 жалоба ООО "Теплоэнерго" признана обоснованной (пункт 1). МП "БВК" признано нарушившим требования частей 1 и 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ (пункт 2). Выдать МП "БВК" обязательное для исполнения предписание (пункт 3).
Согласно предписанию от 10.08.2022 Предприятию необходимо в срок до 25.08.2022 аннулировать запрос предложений на поставку угля марки 3БР на 2022-2023 годы (извещение N 32211578170).
МП "БВК" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемые ненормативные правовые акты не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе: а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона; в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Из части 2 статьи 1 Закона 223-ФЗ следует, что в соответствии с названным Законом закупки осуществляют, частности, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1); государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупок: а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 5).
Заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона и созданные после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, утверждают в течение трех месяцев с даты их регистрации в едином государственном реестре юридических лиц положение о закупке (часть 5 статьи 8 Закона N 223-ФЗ).
Если в течение срока, предусмотренного настоящим Федеральным законом, заказчик в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона не разместил утвержденное им положение о закупке или принятое им решение о присоединении к положению о закупке, на такого заказчика до дня размещения им в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденного положения о закупке или решения о присоединении к положению о закупке распространяются положения Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (часть 5.1 статьи 8 Закона N 223-ФЗ).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили и Управлением не оспаривается, что Предприятие создано после вступления в силу Закона N 223-ФЗ. С 05.05.2022 МП "БВК" присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования "город Северобайкальск", приказами Республиканской Службы по тарифам Республики Бурятия от 17.06.2022 N 2/11, N 3/13, N 3/14 утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность), на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) и на горячую воду в закрытой системе водоснабжения для потребителей МП "БВК".
Поскольку Предприятие осуществляет регулируемые виды деятельности, суды с учётом положений статьи 8 Закона N 223-Федерального закона признали правомерным осуществление им закупки в форме запроса предложений на поставку угля марки 3 БР на 2022-2023 года для собственных нужд, за счет собственных средств, в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов, со ссылкой на то, что с учетом организационно-правовой формы заявителя положения пункта 1 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ не применяются, для унитарных предприятий порядок осуществления закупок установлен пунктом 2 части 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ и пунктом 5 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ, не могут быть приняты во внимание, как необоснованные.
Из пункта 1 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ следует, что организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, в том числе в сфере теплоснабжения, водоснабжения, и созданные после вступления в силу настоящего Федерального закона (независимо от организационно-правовой формы), применяют положения Закона о закупках, после утверждения и размещения в ЕИС Положения о закупках в установленном порядке.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 октября 2022 года по делу N А10-5212/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку Предприятие осуществляет регулируемые виды деятельности, суды с учётом положений статьи 8 Закона N 223-Федерального закона признали правомерным осуществление им закупки в форме запроса предложений на поставку угля марки 3 БР на 2022-2023 года для собственных нужд, за счет собственных средств, в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов, со ссылкой на то, что с учетом организационно-правовой формы заявителя положения пункта 1 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ не применяются, для унитарных предприятий порядок осуществления закупок установлен пунктом 2 части 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ и пунктом 5 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ, не могут быть приняты во внимание, как необоснованные.
Из пункта 1 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ следует, что организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, в том числе в сфере теплоснабжения, водоснабжения, и созданные после вступления в силу настоящего Федерального закона (независимо от организационно-правовой формы), применяют положения Закона о закупках, после утверждения и размещения в ЕИС Положения о закупках в установленном порядке."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 июня 2023 г. N Ф02-3405/23 по делу N А10-5212/2022